Уменьшенная кварта от ноты до

Увеличенная кварта — уменьшенная квинта. Знакомьтесь — тритон!

Интервалы – простейшие сочетания двух нот. В теоретическом разделе музыки, то есть в сольфеджио, они изучаются прежде всего, так как в дальнейшем на их основе будут строиться более сложные аккорды. Все интервалы делятся на консонансы – мягко звучащие и диссонансы – резко звучащие. Именно ко второй категории относится увеличенная кварта, или говоря проще – тритон. Что же это такое и какими свойствами обладает интервал? Давайте разбираться.

Что это такое?

Итак, начнем с такого простого понятия, как чистая кварта. Интервал, который в отличие от секунды, терции, сексты или септимы не может быть большим или малым – он един, то есть чистый. Такими же свойствами обладает и квинта – интервал, который на тон больше кварты.

Кварта – это промежуток между четырьмя нотами (оттуда и название). Однако количество тонов в этом интервале равно 2,5. Что же касается чистой квинты, то это расстояние между пятью нотами, но количество тонов в нем приравнивается к 3,5.

Если увеличить «тонаж» кварты на половину тона, и, соответственно, уменьшить этот показатель в квинте на такое же количество, то мы получим ровно три тона. Это и есть тритон с его незамысловатым названием, которое в точности отображает его структуру. Поэтому увеличенная кварта также может быть уменьшенной квинтой, но при этом звучание интервала будет идентичным. А вот написание и есть тот самый определяющий момент, который позволяет нам судить о том, состоит интервал из четырех или пяти нот.

Тритоны в мажоре

Эти уникальные интервалы можно отыскать в рамках любой тональности, будь она мажорной или минорной. Важно знать, на каких ступенях строятся они и при каких условиях. Что же, перед нами натуральный до мажор, и в его рамках нужно найти тритон. Здесь будет строиться увеличенная кварта от фа, так как это – четвертая ступень. Верхней нотой интервала окажется си, и между этими двумя звуками действительно будет три тона. Если мы хотим построить от фа чистую кварту, следует нажимать си-бемоль, но это не входит в правила до мажора.

Если же мы строим увеличенную кварту в гармоническом до мажоре, то помимо IV ступени, то есть ноты фа, отправной точкой может быть еще и VI пониженная – ля-бемоль. Расстояние от нее до ре как раз и будет приравниваться к трем тонам.

Тритоны в миноре

Мажоры и миноры – лады параллельные. Вторые строятся на шестых ступенях первых, поэтому и увеличенные кварты в них будут звучать также. Просто относительно минорного лада они будут построены на других по счету ступенях. Давайте, раз уже в предыдущем абзаце мы рассмотрели до мажор, возьмем параллельный ему ля минор. В натуральном минорном ладу тритон строится на VI ступени, то есть от все той же ноты фа, и его верхушкой становится си. Если мы работаем в гармоническом миноре, где седьмая повышенная, то «плясать» нужно от IV ступеньки – ноты ре. Верхушкой интервала будет соль-диез – седьмая повышенная.

Обращение тритонов

Обращение интервала или аккорда – это перенос нижнего звука вверх. В случае с увеличенной квартой звучание интервала нисколько не поменяется – просто немного повысится на три тона ровно. Однако в письменном виде кварта превратится в квинту, так как теперь интервал будет простираться между пятью нотами. За счет того, что верхний звук окажется пониженным, квинта будет уменьшенной. На наглядном примере от той же ноты фа строим увеличенную кварту – фа — си. Переворачиваем ее и получаем си — фа — квинта, но из-за отсутствия бемоля перед си или диеза перед фа она не дотягивает до чистого звучания в 3,5 тона и превращается в тритон.

Разрешение тритонов

Мы рассмотрели, как построить увеличенную кварту в до мажоре, а теперь давайте разрешим ее в более устойчивый интервал в рамках данной гаммы. Путь, по которому пойдет тритон этого типа, указан в его названии «увеличенная», следовательно, она будет увеличиваться. То есть нижняя IV ступень перейдет в III – устой, а верхняя VII – в I – тонику. Устойчивый интервал образуют ноты ми и до (верхняя) – то есть малая секста. При разрешении тритона в миноре, построенного на VI ступени, образуется также малая секста. В случае с уменьшенной квинтой этот интервал, соответственно, становится меньше и превращается в большую терцию.

Параллельные тональности до мажор и ля минор мы взяли для того, чтобы не возникало путаницы со знаками. Так можно быстрее понять, в чем заключается изюминка тритонов, какие они по звучанию и написанию и как ведут себя относительно стоящих рядом с ними устойчивых ступеней. Но они есть и в других, более сложных тональностях, располагаются также на неустойчивых VII, IV и «гармонических» ступенях, образуя весьма интересные и немного резковатые звучания.

Заключение

Оказалось, что построить тритон — просто, как «до-ре-ми», важно только грамотно ориентироваться в тональности и знать, от каких ступеней стоит отталкиваться. Интервал весьма специфичный, но обязателен для полного понимания теоретического курса музыки. Проще всего понять его суть можно на фортепиано — тут в местах разрыва черных клавиш и строится этот загадочный интервал.

Источник

Тритон — разница в интервалах увеличенная кварта и уменьшенная квинта

Здравствуйте, уважаемые читатели Gorstorehov.com. Сегодня речь пойдет вновь об интервале тритон. Но только здесь мы рассмотрим более детально его особенности, которые выражены в его двух разных записях. Ведь мы рассказывали в статье об интервалах о том, что тритон можно записать как ув 4 или как ум 5, где первый «переводится» как увеличенная кварта, а второй уменьшенная квинта. Наличие двух названий у одного и того же интервала не случайно, можно даже сказать, что это, в какой-то степени, разные интервалы. Давайте разбираться, почему.

О чем говорят цифры в названиях ув 4 и ум 5?

В начале давайте посмотрим с точки зрения нотной грамоты. Когда мы видим запись, ну или нам дают задание самим изобразить интервал ув 4 от такой-то ноты, то правильно будет отсчитать три тона от исходной ноты вверх, понимая, что между двумя образовавшимися звуками должно быть расстояние в четыре ноты(если считать на нотном стане). Если же у нас получится пять, а не четыре ноты, то у нас будет уже интервал ум 5. Для наглядности давайте посмотрим пример. Выберем простую гамму Соль-мажор(в ней фа-диез при ключе) и от ноты «до» построим увеличенную кварту (ув 4) вверх. Просто от ноты «до» отсчитываем три тона и получим соответствующий звук. Звук этот — фа-диез.

Ну вы уже наверное догадались, что нужно этот же самый звук записать как соль-бемоль, в случае если нам нужна уменьшенная квинта.

Однако, есть еще одна особенность у наших интервалов — вот мы отстроили интервал ув 4 от ноты до, а что если сделать обращение этого интервала (об обращениях также читайте здесь)? В этом случае мы должны перенести ноту фа-диез на октаву вниз.

В результате — посчитайте расстояние между получившимися звуками — мы получим интервал ум 5(от «фа-диез» до «до» — пять ступеней), вот так.

Получается, что если мы сделаем обращение интервала ув 4, то получится ум 5. Заметьте, что расстояние между двумя нашими звуками после обращения осталось таким же (три тона). Такой особенностью из всех интервалов — когда при обращении расстояние между двумя нотами, составляющими интервал сохраняется — обладает только тритон.

О чем говорят слова увеличенная и уменьшенная в названиях ув 4 и ум 5?

Назвали эти интервалы как увеличенный и уменьшенный тоже не случайно — эти названия исходят из того в какие ноты разрешается наш тритон — вы ведь помните из статьи о золотой секвенции, что тритон характерен для доминантовых аккордов (и в классической теории музыки он требует разрешения, ибо звучит неустойчиво и резко). Так вот, любой тритон(как ув 4, так и ум 5) тяготеет в другой интервал образующийся двумя устойчивыми нотами. Ув 4 разрешается в больший интервал чем он сам (поэтому он и называется увеличенный — потому что при разрешении увеличивается).

Ум 5 в меньший (он уменьшается при разрешении, поэтому он уменьшенный).

Но куда же разрешаются наши интервалы? В какие ноты? Доминантовый аккорд тяготеет в тонику поэтому и наши интервалы, служащие как раз основой для доминантовых аккордов разрешаются в ноты тоники или просто-напросто устойчивые ноты выбранной нами тональности. В случае с нашей гаммой с одним диезом при ключе (соль-мажор) тритон разрешается в ноты си и соль. Си и соль — главные ноты мажорного трезвучия, они то и говорят нам, что аккорд в тонике соль-мажор (о построении аккордов читайте в этой статье). Тут мы руководствовались ничем иным как принципом ладового тяготения, который мы затрагивали в статье про арпеджио. Если же коротко, то неустойчивые ступени разрешаются в ближайшие устойчивые.

Источник

Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?

Вы знаете, что интервалы бывают чистыми, малыми и большими, но также они могут быть увеличенными и уменьшенными, а кроме того – дважды увеличенными и дважды уменьшенными. Но как такие интервалы получить, как их построить и определить? Об этом мы сегодня и поговорим.

Предыдущие важные темы:

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРВАЛЫ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Что такое увеличенные и уменьшенные интервалы?

Увеличенные интервалы получаются, если прибавить полтона к чистому или большому интервалу, то есть если немного изменить качественную величину. Увеличить можно все интервалы – от примы до октавы. Сокращенный способ обозначения таких интервалов – «ув».

Давайте сравним в следующей таблице количество тонов и полутонов в обычных интервалах, то есть чистых и больших, и в увеличенных.

Таблица — Качественная величина чистых, больших и увеличенных интервалов

Исходный
интервал
Сколько
тонов
Увеличенный
интервал
Сколько
тонов
ч.1 0 т. ув.1 0,5 т.
б.2 1 т. ув.2 1,5 т.
б.3 2 т. ув.3 2,5 т.
ч.4 2,5 т. ув.4 3 т.
ч.5 3,5 т. ув.5 4 т.
б.6 4,5 т. ув.6 5 т.
б.7 5,5 т. ув.7 6 т.
ч.8 6 т. ув.8 6,5 т.

Уменьшенные интервалы, наоборот, возникают при сужении чистых и малых интервалов, то есть при уменьшении их качественной величины на полтона. Уменьшить любой интервал, кроме чистой примы. Дело в том, что в приме – ноль тонов, из которых больше ничего не вычтешь. Сокращенно уменьшенные интервалы записываются как «ум».

Для большей наглядности также построим таблицу со значениями качественной величины для увеличенных интервалов и их прототипов: чистых и малых.

Таблица — Качественная величина чистых, малых и уменьшенных интервалов

Исходный
интервал
Сколько
тонов
Уменьшённый
интервал
Сколько
тонов
ч.1 0 т. нет нет
м.2 0,5 т. ум.2 0 т.
м.3 1,5 т. ум.3 1 т.
ч.4 2,5 т. ум.4 2 т.
ч.5 3,5 т. ум.5 3 т.
м.6 4 т. ум.6 3,5 т.
м.7 5 т. ум.7 4,5 т.
ч.8 6 т. ум.8 5,5 т.

Как строить увеличенные и уменьшенные интервалы?

Чтобы построить любой увеличенный и уменьшенный интервал, проще всего представить себе его «исходник», то есть большой, малый или чистый интервал и просто что-то в нем изменить (сузить его или расширить).

Как можно расширить интервал? Для этого можно либо его верхний звук повысить с помощью диеза на полтона, либо нижний спустить с помощью бемоля. Очень наглядно это видно, если взять интервал на клавиатуре фортепиано. Давайте для примера возьмем чистую квинту РЕ-ЛЯ и посмотрим, как ее можно увеличить:

Какие результаты получились? Увеличенная квинта от исходной чистой – это либо РЕ и ЛЯ-ДИЕЗ, либо РЕ-БЕМОЛЬ и ЛЯ, в зависимости от того, какой звук мы выбрали изменить. Кстати, если мы изменим сразу оба звука, то квинта станет дважды увеличенной, то есть расширится сразу на два полутона. Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи:

Как можно сузить интервал? Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем. В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.

Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ. Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ. Смотрим нотный пример:

Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера. Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона.

Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх

Пример 2. Увеличенные интервалы от РЕ вверх

Пример 3. Чистые и малые интервалы от РЕ, построенные вверх

Пример 4. Уменьшенные интервалы от РЕ вверх

Энгармонизм интервалов

Что такое энгармонизм ? Это равенство элементов музыки по звучанию, но неравенство по названию и записи . Простой пример энгармонизма – звуки ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ. Звучит одно и то же, но названия – разные, и записываются тоже по-разному. Так вот, интервалы тоже могут быть энгармонически равными, например, малая терция и увеличенная секунда.

Зачем мы об этом вообще завели разговор? Вы, когда рассматривали таблицу с количеством тонов в начале статьи, когда потом смотрели наши примеры, наверное, удивлялись: «Как это в увеличенной приме может быть полтона, ведь полтона – в малой секунде?» или «Что еще за РЕ-ЛЯ-ДИЕЗ, напиши РЕ-СИ-БЕМОЛЬ и получится у тебя нормальная малая секста, зачем все эти увеличенные квинты?». Были такие мысли? Признайтесь, что были. Это как раз и есть примеры энгармонизма интервалов.

В энгармонически равных интервалах качественная величина, то есть число тонов и полутонов совпадает, а вот количественная величина (число ступеней) – разное , именно поэтому они складываются из разных звуков и по-разному называются.

Давайте посмотрим больше примеров энгармонизмов. Возьмем те же интервалы от РЕ. Увеличенная секунда звучит как малая терция, большая терция равна уменьшенной кварте, увеличенная кварта совпадает с уменьшенной квинтой и т.д.

Строить увеличенные и уменьшенные интервалы несложно тому, кто хорошо научился строить обычные интервалы. Поэтому, если у вас имеются пробелы в практике, то срочно их ликвидируйте. На этом все. В следующих выпусках мы будем говорить о консонансах и диссонансах, о том, как звучат гармонические и мелодические интервалы. Ждем вас в гости!

Источник

Оцените статью