- Уменьшенный аккорд 7 ступень
- Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).
- Уменьшённый вводный септаккорд
- Малый вводный септаккорд
- Обращение вводных септаккордов
- Разрешение вводных септаккордов
- Проверка:
- Тестовое занятие
- Уменьшенный септаккорд — Diminished seventh chord
- СОДЕРЖАНИЕ
- Анализ
- Функция
- Наиболее распространенные функции
- Прочие функции
- Выразительный потенциал
Уменьшенный аккорд 7 ступень
Уфа, Степана Кувыкина, 17
- Знать строение МVII7, УмVII7.
- Знать два вида разрешений.
Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).
Вводные септаккорды — септаккорды, строящиеся на VII ступени мажора и минора. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7.
Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.
Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.
Уменьшённый вводный септаккорд
Рассмотрим гармонические мажор и минор. Вводный септаккорд в этих ладах представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена малая терция. В итоге получается: м.3, м.3, м.3.
Интервал между крайними звуками — уменьшенная септима, из-за чего аккорд называется уменьшённым вводным септаккордом.
Малый вводный септаккорд
Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.
Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).
На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:
Взгляните на этот нотный пример:
Обращение вводных септаккордов
Вводные септаккорды, как и доминантсептаккорды, имеют три обращения. Тут всё по аналогии с доминантсептаккордом, поэтому задерживаться на этом не будем. Заметим только, что одинаково часто используются как сами вводные септаккорды, так и их обращения.
В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.
Разрешение вводных септаккордов
Септаккорды разрешаются так же в тонические трезвучия.
Существует два варианта разрешения вводных септаккордов. Первый — сразу в тонику. Второй — через доминантовый септаккорд в тонику.
Первый способ заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику.
Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут-то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности, огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.
Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.
Этот вариант показывает разрешение сразу в тонику.
Второй способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.
Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.
Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.
Вариант разрешение через доминантсептаккорд.
Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.
Остальные вводные септаккорды (МVII7) записываются аналогично примерам, изображенным выше.
Проверка:
Сколько обращений у VII7?
Ответ:
Сколько разрешений у VII7?
Ответ:
2: через D7 и сразу в тонику.
В каком виде будут звучать УмVII7?
Ответ:
В гармоническом мажоре и миноре.
Найдите ошибку в каждом примере?
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №13 (ТЕМА №1.13 Строение, обращение, разрешение DII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Уменьшенный септаккорд — Diminished seventh chord
Компонент интервалы от корня | |
---|---|
уменьшился седьмой | |
уменьшенная пятая ( тритон ) | |
второстепенная треть | |
корень | |
Тюнинг | |
125: 150: 180: 216 | |
Форте нет. / Дополнение | |
4–28 / 8–28 |
Уменьшенный седьмой аккорд представляет четыре ноты аккорд (а седьмой аккорд ) , состоящий из основной ноты , вместе с незначительной третью , A уменьшается пятым , и уменьшенная седьмой над корнем: (1, ♭ 3, ♭ 5, 7) . Например, уменьшенный септаккорд, построенный на C, обычно обозначаемый как C o 7 , имеет высоту тона C – E ♭ –G ♭ –B :
Таким образом, уменьшенный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия и уменьшенного септата. Из-за этого его также можно рассматривать как четыре ноты, все сложенные с интервалом в меньшую треть, и можно представить целочисленным обозначением <0, 3, 6, 9>.
Так как уменьшенные седьмой является энгармонический эквивалентом к основным шестому , хорда энгармонический эквивалентно (1, ♭ 3, ♭ 5, ♮ 6).
Уменьшенный септаккорд возникает как септаккорд ведущего тона в гармонической минорной шкале . Обычно он выполняет доминирующую функцию и содержит две уменьшенные пятые, которые часто рассасываются внутрь.
В большинстве нотных книг обозначения Cdim или C o обозначают уменьшенный септаккорд с корнем C; но также может случиться, в основном в современных джазовых книгах и некоторой литературе по теории музыки, что Cdim или C o обозначает уменьшенное трезвучие (чаще обозначаемое Cm ♭ 5 ), в то время как Cdim 7 или C o 7 в этих книгах обозначает уменьшенный септаккорд. ( что соответствует Cm 6 ♭ 5 ).
СОДЕРЖАНИЕ
Анализ
Музыкальные теоретики веками пытались объяснить значение и функцию суженных септаккордов. В настоящее время обычно используются два подхода.
Менее сложный метод лечит ведущий тон как корень хорды и другие члены аккорд , как третий , пятый и седьмой хорды, таким же образом , другие септаккорды проанализированы.
Другой метод — проанализировать аккорд как «неполную доминантную девятку», то есть девятый аккорд с корнем на доминанте, корень которого отсутствует или подразумевается. Аккорд vii o 7 в минорной тональности (например, до минор, B ♮ –D – F – A ♭ ) естественным образом встречается в гармонической минорной гамме и эквивалентен доминирующему аккорду 7 ♭ 9 (G – B – D –F – A ♭ ) без корня.
Это уже было предложено Арнольдом Шенбергом , и Уолтер Пистон поддержал этот анализ. Джазовый гитарист Саль Сальвадор и другие теоретики джаза также отстаивали эту точку зрения, переписывая схемы аккордов, чтобы отразить это, и добавляя «отсутствующий» корень в свои басовые партии. Доминирующая девятая теория была поставлена под сомнение Генрихом Шенкером . Он объяснил, что, хотя между всеми однолистными аккордами, исходящими из пятой степени, существует родство, доминирующий девятый аккорд не является настоящим аккордом.
Жан-Филипп Рамо объяснил уменьшенный септаккорд как доминирующий септаккорд, чей предполагаемый основной бас заимствован из шестой ступени в миноре, подняв полутон, образуя стек второстепенных третей. Таким образом, в C доминирующая седьмая ступень — это G 7 (G – B – D – F), а шестая ступень, заимствованная из минорной гаммы, дает A ♭ –B – D – F.
В своем « Трактате о гармонии» он заметил, что три минорные трети и увеличенная секунда составляют аккорд, тогда как увеличенная секунда такова, что она «не оскорбляет ухо». Возможно, он имел в виду увеличенную секунду в четверть-запятую, означающую один , настройку, которую он предпочитал, которая близка к справедливой семеричной минорной трети 7: 6.
Функция
Наиболее распространенные функции
Наиболее распространенная форма уменьшенного седьмого аккорда является то , что укоренилось на ведущий тоне — например, в ключе С, хорд (B-D-F-A ♭ ) — таким образом , другие его составляющая являются , и ♭ ( плоский субмедиант ) шкала градусов . Эти ноты естественно возникают в гармоническом миноре. Но этот аккорд появляется и в мажорных тональностях, особенно после И.С. Баха , где он заимствован из параллельного минора .
Уменьшенные септаккорды также могут быть основаны на других ступенях гаммы, либо как вторичные функциональные аккорды, временно заимствованные из других клавиш, либо как аккорды апподжиатуры : аккорд, основанный на повышенной второй ступени шкалы (D ♯ –F ♯ –A – C в тональности. с) действует как appoggiatura к тонике (с основной) хорды, а один укоренились на приподнятой шестой степени шкалы (а ♯ -С ♯ -E-G мажор) выступает в качестве appoggiatura к доминирующей (соль мажор) аккорд. Поскольку эти аккорды не имеют ведущего тона по отношению к аккордам, к которым они разрешаются, они не могут должным образом выполнять доминирующую функцию . Поэтому их обычно называют недоминантными уменьшенными септаккордами или септаккордами с уменьшенным общим тоном (см. Ниже ).
Уменьшенный септаккорд обычно выполняет доминирующую функцию, и это наиболее прямо проявляется, когда основной тон доминирующего септаккорда опускается. Оставшиеся треть, пятая и седьмая часть этого аккорда образуют уменьшенное трезвучие (новый корень которого является третьим от предыдущего аккорда), к которому может быть добавлен уменьшенный септаккорд. Таким образом, в C (большой или малой), в Доминантсептаккорд , состоящей из G-B-D-F может быть заменен на седьмой уменьшенного аккорда B-D-F-A ♭ .
В джазовой гармонии комбинация исходного аккорда с его заменителем (с G в басе и A ♭ одновременно в верхнем голосе) дает аккорд с семью плоскими 9, который усиливает доминирующую функцию уменьшенного септаккорда или доминирующего септаккорда. . Другие преобразования такого рода облегчают множество замен и модуляций: любая из четырех нот в уменьшенном септаккорде повышается на полутон , эта приподнятая нота в таком случае является плоской септаккой полусуменьшенного септаккорда . Точно так же, если какая-либо из четырех нот в уменьшенном септаккорде понижена на полутон, эта пониженная нота является основным основанием доминирующего септаккорда.
В джазе, уменьшенный седьмой аккорд часто основан на ♭ степени шкалы (плоская медианта ) и выступает в качестве проходящей хорды между медиантой триадой (или первой инверсией тоническим трезвучием) и вводный тоном триада: мажор, это было бы аккорд прогрессии E минор — E ♭ уменьшилась — ре минор. Аккорд «не играет роли в . джазе». Переходный аккорд широко используется в бразильской музыке, такой как хоро , самба и босса-нова .
Прочие функции
Другое распространенное использование аккорда — это заостренный субдоминанта с уменьшенным септаккордом . Это представлено римской нотацией ♯ iv o 7 , но в классической музыке более правильно представлено как vii o 7 / V, что является очень распространенным способом для композитора приблизиться к доминанте любой тональности. В тональности C это F ♯ dim 7 . Это также распространенный аккорд в джазовой и рэгтаймовой музыке. Обычная традиционная джазовая или диксилендская прогрессия — IV– ♯ iv o 7 –V 7 (до мажор: F – F ♯ o 7 –G 7 ). Другое распространенное использование ♯ iv o 7 часто встречается в госпел и джазовых прогрессиях, например, в песне « I Got Rhythm »:
В C: | CC / E | FF ♯ dim 7 | C / GA 7 | Dm 7 G 7 |
Один из вариантов вводного тона седьмого аккорда являются вводным тоном уменьшенной седьмым с повышенными вводным тоном, который является энгармонический эквивалентностями в опущенном третьи по (в C: D ♯ = Е ♭ ). Может использоваться как доминирующий заменитель .
8 r r4 r> >> \ new Staff 4— 2.
Уменьшенный септаккорд может функционировать как уменьшенный септаккорд обычного тона . В этой роли уменьшенный септаккорд преобразуется в мажорный или доминирующий септаккорд , корень которого является одной из нот уменьшенного септаккорда ( общего тона ), наиболее распространенным из которых является повышенный супертонический септаккорд, который разрешается в тонику в мажорных тональностях. ( ♯ ii o 7 –I, показано ниже) и приподнятый субмедиант, который разрешается в доминирующее трезвучие или седьмое в мажорных тональностях ( ♯ vi o 7 –V, показано справа), с измененными тонами, разрешающимися вверх на полшага в обоих случаях .
Аккорд ct o 7 , функция которого «просто украшение», чаще всего пишется ♯ ii o 7 при украшении I или ♯ vi o 7 при украшении V, отличается от аккорда vii o 7 / V обычными тональными аккордами. разрешается в I или I 6, в то время как vii o 7 / V разрешается в V или I 6
4 . Их можно спутать из-за энгармонической эквивалентности, но разрешение — лучший индикатор функции, чем орфография. В C:
ct o 7 / I = d ♯ o 7 = D ♯ –F ♯ –A – C vii o 7 / V = f ♯ o 7 = F ♯ –A – C – E ♭ (= D ♯ )
Уменьшенный аккорд может также разрешиться путем понижения двух тонов аккорда, производящего супертонический септаккорд (II 7 ), который может привести к традиционной каденции:
Выразительный потенциал
В эпоху барокко (1600–1750) европейские композиторы осознали выразительный потенциал уменьшенного септаккорда. В операх и других драматических произведениях аккорд часто использовался для усиления чувства страсти, гнева, опасности или таинственности. Один известный пример можно найти в « Страстях по Матфею» И.С. Баха (1737), в которых он приводит стихи из Евангелия от Матфея , глава 27, стихи 20–21: «Но первосвященники и старейшины убедили народ, что они спросить Варавву и истребить Иисуса. Правитель [Пилат] сказал им в ответ: «кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?» Они сказали: «Варавва» ». Бах задает текст так, что резкий ответ разгневанной толпы на слово« Варавва »- это уменьшенный септаккорд ( Слушайте ):
После Баха уменьшенные седьмые доли должны были регулярно появляться в музыке, чтобы вызывать жуткое ощущение надвигающейся опасности. Мощный суженный септаккорд возвещает о воскрешении убитого Коммендатора в финальной сцене Моцарта « Дон Жуан» (1787). Статуя мертвеца оживает и уносит Дона в ад в одном из самых пугающих эпизодов во всем оперном репертуаре ( Слушайте ):
В первые годы XIX века композиторы все чаще использовали уменьшенную седьмую. В «Die Stadt», одной из своих самых мрачных и меланхоличных песен из Schwanengesang (1828), Франц Шуберт вызывает в воображении «пианистическую переработку уменьшенной седьмой доли над октавным тремоло «, чтобы передать зловещую рябь весел, когда главный герой плывет по земле озеро в сторону города, где когда-то жила его потерянная возлюбленная. По словам Эдварда Т. Коуна, «это знаменитое арпеджио, кажется, возникает из ниоткуда, чтобы создать атмосферную прелюдию . и в постлюдии оно исчезает ни к чему». Песня заканчивается на уменьшенном септаккорде; нет разрешения , « диссонанс крайний»:
В операх Карла Марии фон Вебера , особенно «Фрайшуц» и « Эврианте» , было много отрывков с использованием этого аккорда. Примером может служить сцена Вольфс- Глен из « Дер Фрайшутц» (1821 г.) . Согласно его раннему биографу Александру Уилоку Тайеру , Людвиг ван Бетховен пренебрежительно отзывался о «накоплении уменьшенных септаккордов» в Euryanthe (1823).
Сам Бетховен очень любил аккорд и хорошо осознавал его драматический потенциал. Возможно, наиболее ярким примером того, как уменьшенная сила седьмой части вызывает таинственность и ужас, можно найти в отрывке, связывающем две заключительные части Аппассионатной сонаты Бетховена , соч. 57 (1806 г.). Безмятежное завершение движения анданте сначала прерывается медленно катящимся уменьшенным седьмым арпеджио, сыгранным пианиссимо , за которым следует тот же аккорд, сыгранный на октаву выше, в резком колющем фортиссимо .
Окончательное движение Гектор Берлиоз «s Фантастической симфонии отражает влияние Вебера в его обильном использовании уменьшенных септаккордов , чтобы вызвать привидение атмосферы шабаша ведьм:„сбор зловещих призраков, монстров и странных, инфернальных существ , насмехаясь“:
Источник