- Аккорд C#m7-5
- Полное название аккорда C#m7-5
- Состав аккорда C#m7-5
- Возможные обозначения аккорда C#m7-5
- Аппликатуры аккорда C#m7-5
- Аппликатура аккорда C#m7-5 на 2 ладу
- Аппликатура аккорда C#m7-5 на 4 ладу
- Аппликатура аккорда C#m7-5 на 6 ладу
- Аппликатура аккорда C#m7-5 на 8 ладу
- Аппликатура аккорда C#m7-5 на 11 ладу
- Меню сайта
- Аппликатуры аккордов
- Популярные статьи
- Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
- Аккорды в тональности. Общая информация
- Виды аккордов
- Мажорные
- Минорные
- Уменьшенные
- Аккорды с задержанием
- С надстройками
- Тональность и ее ступени
- Аккорды входящие в тональность – Таблицы
- Мажор
- Минор
- Паттерны аккордов в тональности
- Мажор
- Минор
- Возможные исключения
- Использование аккордов с надстройками
- Примеры аккордовых прогрессий
- Мажор
- Минор
- Заключение
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
- Уменьшенный аккорд до диез минор
- Уменьшенные вводные септаккорды
- Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени
- Буквенная запись
- Разрешение обращений
- Разрешение в аккорды доминантовой группы
- Малый вводный септаккорд
- Буквенная запись
- Разрешение
- ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях
- Прошлые записи по теме
Аккорд C#m7-5
Полное название аккорда C#m7-5
Состав аккорда C#m7-5
Полууменьшенный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия C#dim (C#EG) и еще одной большой терции (малой септимы от тоники) B (Си).
Аккорд состоит из четырех звуков:
До диез (C#) — основной тон аккорда
Ми (E) — малая терция
Соль (G) — малая терция (уменьшенная квинта от тоники)
Си (B) — большая терция (малая септима от тоники)
Возможные обозначения аккорда C#m7-5
C#m7-5, C#m7/5-, C#m75-, C#m75b, C#m7b5
Аппликатуры аккорда C#m7-5
Схема имеет стандартный табулатурный вид (вид, будто вы держите в руках гитару и смотрите на гриф сверху вниз)Римские цифры над схемой — номера ладов. Буквы справа — ноты открытых струн. Арабские цифры в кружках на струнах — номера пальцев:
Если струна не играется, напротив нее стоит «х»
Аппликатура аккорда C#m7-5 на 2 ладу
Аппликатура аккорда C#m7-5 на 4 ладу
Аппликатура аккорда C#m7-5 на 6 ладу
Аппликатура аккорда C#m7-5 на 8 ладу
Аппликатура аккорда C#m7-5 на 11 ладу
Меню сайта
Аппликатуры аккордов
Популярные статьи
Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.
Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.
Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.
Источник
Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
Аккорды в тональности. Общая информация
Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.
Виды аккордов
Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.
Мажорные
Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.
Минорные
«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.
Уменьшенные
Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#
Аккорды с задержанием
Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.
С надстройками
Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.
Тональность и ее ступени
Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.
Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.
Аккорды входящие в тональность – Таблицы
Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.
Мажор
Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:
То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:
Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.
Минор
Минорный паттерн выглядит следующим образом:
На примере тональности D минор:
Возможные исключения
Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.
Использование аккордов с надстройками
Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .
Примеры аккордовых прогрессий
Мажор
Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.
Минор
Заключение
Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
Большое спасибо! Отличная статья!
Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?
Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.
Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?
Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:
- Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
- Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.
Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.
Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор
C – D – E – F – G – A – B
и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.
Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.
Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.
Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.
Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.
Это закономерность для любой Мажорной гаммы.
Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.
Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.
Источник
Уменьшенный аккорд до диез минор
Септаккорды , построенные на седьмой вводной ступени лада , называются вводными
Два нижних звука аккорда относятся к области доминанты (гармонической доминанты), два верхних — к области субдоминанты (гармонической субдоминанты). Как следствие, это противоречивый и один из самых напряженных (из простых с точки зрения современной музыки) аккордов доминантовой группы. *От автора: если опираться на джазовый опыт в слуховой идентификации аккордов, в созвучиях, состоящих из нескольких аккордов в вертикали, — определяющим является нижний аккорд. Поэтому это аккорд доминантовой группы. И с точки зрения обычной теории это тоже логично, т.к. чем ниже звук, тем богаче (и длиннее) его обертоновый ряд.
* Вводной ступенью, считается ступень, вводящая (разрешаемая) в тонику, т.е. VII или II ступень лада. Однако, вводным принято считать только септаккорд, построенный на VII ступени. Название вводный септаккорд — в музыкальной терминологии является по факту нарицательным (собственным именем аккорда). Отсюда отчасти берут начало некоторые разногласия в его точном (полном) названии и записи. Часто номер ступени при устном обозначении данного аккорда не озвучивается (т.к. слово «вводный» как бы уже подразумевает «на седьмой ступени»), но чаще всего записывается при буквенном обозначении аккорда арабской цифрой VII в середине записи, римская 7 тоже всегда записывается нижним индексом в конце (как атрибут записи любого септаккорда в классической цифровке). Сам по себе вводный септаккорд как общее название не обозначается, обозначаются два его вида (уменьшенный и малый вводные септаккорды), и они наследуют данные разногласия в названии, а уменьшенный вводный еще и наследует разногласия в буквенном обозначении (цифровке).
Уменьшенные вводные септаккорды
Септаккорды, построенные на седьмой ступени гармонического лада называются уменьшенными вводными
Строятся и в мажоре и в миноре.
Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени
Это один из первых аккордов, при разрешении которого в тонику ученики сталкиваются с законным нарушением классического правила. Правило гласит: удваивать терцовый тон трезвучия запрещено. Для избежания параллельных квинт терция септаккорда движется в терцию тонического трезвучия (куда также разрешается квинта септаккорда). Поэтому вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Принцип удвоения терции наследуется и при разрешении обращений вводных септаккордов в тонику.
Буквенная запись
Подробно и правильно аккорд лучше записывать так: ум.VII7 (г)
Разночтения при буквенной записи аккорда
1) ум.ВВ7 — так аккорд может быть записан (и записывался), т.к. имеет имя собственное «уменьшенный вводный септаккорд«
2) VII7 (г) — так аккорд может быть записан (но никогда не было принято), т.к. это септаккорд гармонического лада
3) ум.VII7 — так аккорд может быть записан (записывался и записывается сейчас), т.к. уменьшенный септаккорд на седьмой ступени возможен исключительно в гармоническом ладу
*Примечательно, что все выше приведенные по номерам записи аккорда трактуют этот аккорд именно так, а не иначе, т.е. по факту являются правильными. Но знание предмета подразумевает знание точной терминологии, и лучше записывать аккорд так как принято.
Запись ум.VII7 (г) — это наиболее точный вариант записи на сегодняшний день. Записав аккорд таким образом, учащийся (студент) дает понять, что полностью понимает суть предмета.
Обращения уменьшенного вводного септаккорда
Как и любой септаккорд, уменьшенный вводный помимо основного вида имеет три вида обращений:
1) ум.VII65 — уменьшенный вводный квинтсекстаккорд
2) ум.VII43 — уменьшенный вводный терцквартаккорд
3) ум.VII2 — уменьшенный вводный секундаккорд
Правило удвоения терцового тона при разрешении в тоническое трезвучие сохраняется как и в случае разрешения основного вида уменьшенного вводного септаккорда.
Разрешение обращений
1) Разрешение уменьшенного вводного квинтсекстаккорда в До — мажоре и миноре:
2) Разрешение уменьшенного вводного терцквартаккорда в До — мажоре и миноре:
3) Разрешение уменьшенного вводного секундаккорда в До — мажоре и миноре:
Разрешение в аккорды доминантовой группы
Что еще нужно знать, группа вводных септаккордов может разрешаться в тонику опосредованно через аккорды доминанты
Малый вводный септаккорд
Септаккорд, построенный на седьмой ступени натурального мажора, называется малым вводным
Для курса сольфеджио нужно знать, что данный аккорд строится только в мажоре.*
В сравнении с уменьшенным вводным он звучит чуть менее напряженно (и в ладу и сам по себе).
Буквенная запись
Записывается малый вводный септаккорд так: М.VII7, соответственно записываются и три его обращения:
1) М.VII65 — малый вводный квинтсекстаккорд
2) М.VII43 — малый вводный терцквартаккорд
3) М.VII2 — малый вводный секундаккорд
Из разночтений в записи малого вводного септаккорда можно обозначить:
1) М.ВВ7 — можно встретить сейчас и использовалось ранее (благодаря наличию у аккорда имени собственного)
2) VII7 — встречается крайне редко (и официально не использовалось ранее), но по факту правильно и без иносказаний обозначает аккорд в цифровке.
Разрешение
Малый вводный септаккорд седьмой ступени разрешается в тонической трезвучие с удвоенной терцией (первый такт ниже изложенного примера). Терция удваивается (как и в случаях с уменьшенным вводным септаккордом) для избежания параллельных квинт. Также он может разрешаться в тонику посредством доминантового квинтсекстаккорда (второй такт примера).
*Можно также встретить и более длинный его вариант разрешения в тонику:
М.VII7 — ум.VII7 — V65 — I53
При разрешении обращений малого вводного септаккорда седьмой ступени в тоническое трезвучие правило удвоения терцового тона наследуется. Данный вид практики на занятиях с учащимися не проводится, поэтому во избежания подачи лишней информации графический пример не даем.
*За рамками курса официальной теории
Малый вводный септаккорд может быть построен и в мелодическом миноре (не только в натуральном мажоре). Очевидно, в миноре его разрешение в тоническое трезвучие на момент написания доктрины показалось теоретикам несколько неубедительным, либо они решили не усложнять и без того тернистую жизнь учеников, отказавшись от него. Скорее всего, отчаявшись в поисках примера из архивов классической музыки, и московская, и питерская школы пришли к такому утверждению. Вариантов употребления данного аккорда в джазе достаточно. Самым ярким можно было бы назвать начало из «Колыбельной Клары» оперы «Порги и Бесс» Джоржа Гершвина. Теория выводится из наблюдений и анализа практики. Так что делаем выводы. Фрагмент яркий, звучащий, убедительный.
Пример в джазовой фактуре:
Запись примера в адаптированном для данной темы виде:
ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях
Как аккорды доминантовой группы вводные септаккорды уместны в любых контекстах после любых аккордов тонической, субдоминантовой и даже доминантовой группы (т.е. всегда). Если нет нарушений правил голосоведения, логика музыкального развития позволяет гармонизовать участок мелодии вводным септаккордом после любого из аккордов любой группы (T, S, D). Главным будет правильно его разрешить.
*В четырёхголосной фактуре расположение аккорда определяется по нижнему голосу (басу), как для всех других аккордов в четырехголосии.
Для слуховой тренировки на определение вводный септаккордов рекомендуется воспользоваться ниже представленным приложением. Демо видео представлено (кликните на изображение)
Аккордовые последовательности. 6 класс Версия:1.1 |
Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ
Дальнейшая разработка КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио по материалам шестого класса ДМШ, ДШИ. Обучает, закрепляет, проигрывает диктанты, ставит оценки, проводит работу над ошибками, приучает к правильной записи аккордов в цифровке. Незаменимый помощник учителю родителям и ученику с функциями встроенного родительского контроля.
Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
для активации требуется регистрация
Вводные септаккорды в рамках учебного процесса
Первое знакомство с данным видом аккордов учащиеся получают в 6-7 классах. Теоретики, пианисты и струнники проходят данную тему несколько глубже чем учащиеся остальных отделений ДМШ. В рамках начального трёхголосия это наряду с V7, K64 и II7 — четырехголосные аккорды, которые подготавливают почву для изучения гармонии в классическом четырёхголосии уже в старших классах, муз. училищах и вузах.
Для подробной информации, с какими боле простыми (ранее изучаемыми) аккордами вводные септаккорды встречаются в цифровках и в каких классах ДМШ начинают изучаться, перейдите по данной ссылке
Прошлые записи по теме
Септаккорды, построенные на седьмой ступени мажора и седьмой гармонической ступени минора будут называться вводными (если в миноре строить септаккорд на седьмой натуральной ступени, то получится всем известный доминантсептаккорд параллельного мажора, который будет проявлять себя на слух именно как доминантсептаккорд параллельной тональности). Существуют два вида вводных септаккордов: малый вводный и уменьшенный вводный септаккорд. Они относятся к аккордам доминантовой группы, хотя одно из обращений малого вводного — М.VII65 можно отнести и к субдоминантовой группе, записав его, допустим, для До мажора, как Dm6.
Малый вводный септаккорд характерен для мажора, хотя употребляется и уменьшенный вводный в гармоническом варианте мажора (с пониженной секстой), либо проявляется в проходящем обороте шестая — шестая пониженная — пятая ступень. Для минора более характерен уменьшенный вводный септаккорд, что сразу говорит о гармоническом характере минора. Малый вводный строится в мелодическом миноре (с дорийской секстой)
Разрешаются вводные септаккорды следующим образом.
Оба вводных септаккорда разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией (на основе простейшего тяготения неустойчивых звуков, в том числе двустороннего разрешения тритонов и нормального ведения верхнего звука интервала септимы на секунду вниз), это один из редчайших случаев в классической гармонии, где допускается удвоение терции, т.к. акустически в простом контексте это не лучший вариант для исполнения (полученного звучания).
Как и все другие септаккорды, уменьшенные также имеют три обращения.
Общее звучание вводных септаккордов диссонантное и в то же время минорное (грустное).
Уменьшенный септаккорд может быть разрешен во все 24 тональности. Обращения уменьшенного вводного септаккорда — во всех случаях это энгармонический вариант уменьшенного вводного по факту. Делаем выводы. Аккорд живет во всех тональностях!
Источник