Умырзая ноты для фортепиано

Сборник для фортепиано «Обработки татарских народных мелодий»

Выбранный для просмотра документ Обработки татарских народных мелодий.docx

«Обработки татарских народных мелодий»

— «Эй, икегез, икегез»

Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.

Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.),

инструментальное сопровождение – авторское творчество.

Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке 1

Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.

Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.

Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:

Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.

Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.

Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения:

104(+ Dual) Ocarina

Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.

Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.

Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.

В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:

— ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)

— гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)

— агогические (фермата, ritenuto , a tempo )

Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.

Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.

Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.

Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» ( C dur , a moll , e moll , d moll , G dur ) и т. д.

Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано ( legato , staccato , non legato ), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.

Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.

Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.

«Эй, икегез, икегез» 078 Sprno Sax

Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.

1 Р едакция выполнена Настаушевой Л.Г.

«Описание материала:

«Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни. Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество. Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

«Выдержка из материала:

««Обработки татарских народных мелодий»

«Содержание

  • «
  • «Пояснительная записка
  • «Туган тел»
  • «Золайха»
  • «Зайнабем»
  • «Жамиля»
  • «Шогер»
  • «Эй, икегез, икегез»
  • Методические рекомендации

«Пояснительная записка

Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.

«Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество.

«Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке.

«Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.

«Методические рекомендации

«Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.

«Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.

«Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:
Фортепиано – вокал
Фортепиано – скрипка
Фортепиано – флейта
Фортепиано – синтезатор

«Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.

«Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.

«Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения.

«Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.

«Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.

«Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.

«В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:

  • «ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)
  • гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)
  • агогические (фермата, ritenuto, a tempo)

Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.

Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.

Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.

Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» (C dur, a moll, e moll, d moll, G dur) и т. д.

Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано (legato, staccato, non legato), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.

Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.

Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.

Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.

Источник

Оцените статью