Уп ансамбль дпоп фортепиано 8 лет

Учебный предмет ПО.01.УП.02. Ансамбль (ДПОП ОМИ «Фортепиано»)

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль» (разработчик – Кабакова Ю.Б., преподаватель фортепиано) разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет ПО.01.УП.02. «Ансамбль» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры в дуэте, обеспечение художественно-эстетического развития личности, а также духовно-нравственное развитие ученика.

В программе обозначен срок реализации учебного предмета «Ансамбль», указан объем учебного времени на реализацию учебного предмета и определены формы занятий.

В рабочей программе поставлены цели и задачи учебного предмета «Ансамбль» и методы их достижения.

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса;
  • списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

В программе описаны необходимые материально-технические условия реализации учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль».

Источник

Программа по учебному предмету «Ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы по музыкальному виду искусства «Фортепиано»

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

Скачать:

Вложение Размер
Рабочая программа по предмету «Ансамбль» ДПОП «Фортепиано» 51.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

программа по учебному предмету ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ

г. Удачный 2012 г.

Методическим советом Директор МБОУ ДОД

«___»__________ 20__г. «ДМШ» г. Удачного

Разработчик – Гончарова С.В., преподаватель первой квалификационной категории по классу фортепиано, Отличник культуры РС (Я).

Вдовенко С.В. – преподаватель Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н.Жиркова, Отличник культуры РС (Я), лауреат и дипломант Международных и Республиканских конкурсов.

Т.В. Величко – преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано, директор МБОУ ДОД «ДМШ» г. Удачного, Отличник культуры РС (Я).

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Характеристика учебного предмета , его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

  1. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения/количество часов

Количество часов (общее на 4 года)

Количество часов (в год)

Количество часов на аудиторную нагрузку

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

Недельная аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа (часов в неделю)

Консультации [1] (для учащихся 5-7 классов)

6 часов (по 2 часа в год)

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока — 45 минут.

По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

  1. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

— сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

— распределение учебного материала по годам обучения;

— описание дидактических единиц учебного предмета;

— требования к уровню подготовки обучающихся;

— формы и методы контроля, система оценок;

— методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

— наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

— практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

— прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

— индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

  1. Содержание учебного предмета «Ансамбль»

Срок обучения — 9 лет

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Распределение по годам обучения

Пр одолжительно сть учебных занятий (в неделях)

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

Консультации (часов в год)

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических трад ици й и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы:

— выполнение домашнего задания;

— подготовка к концертным выступлениям;

— посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

— участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения — классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества — ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

4 класс (1 год обучения)

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара — несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Ор. 18 «Шесть дивертисментов», ор. 19 «Три дивертисмента» (по выбору)

Фрагменты из оперы «Кармен»: «Хор мальчиков «, «Хабанера», «Ария Хозе», «Антракт

Фрагмент из музыки к драме А. Доде «Арлезианка»: «Прелюдия», «Менуэт»,

«Маленький муж, маленькая жена»

Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)

13 пьес (по выбору)

«Три сонатины» (по выбору)

«Полька», «Марш Черномора» из оперы « Руслан и Людмила»

Ор. 163 «Шесть лёгких сонатин» (по выбору)

Ор. 150 «Две миниатюрные сонатины» (по выбору)

«Предчувствие», «Мы шагаем», «Веретено», «По кочкам»

Гавот из «Классической симфонии» для 2-х ф-но в 8 рук

«Итальянская полька» (1 авторская редакция) в 4 руки

Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 54, [1] с. –

Любимые мелодии (по выбору)

«Весёлая прогулка», «Танец»

Обр. И.Корольковой «Сладкоежка», «Ночная сказка»

Фрагменты из балета «Лебединое озеро»: «Интродукция», «Валс», «Танец маленьких лебедей», «Неаполитансеий танец», «Сцена», «Одетта и Зигфрид»

Фрагменты из балета «Спящая красавица»: «Выход фей», «Вальс», «Принц Дезире»,

Фрагменты из балета «Щелкунчик»: «Детский галоп», «Сцена Клары и Щелкунчика»,

«Колыбельная», «Вальс снежных хлопьев»

Детский альбом в 4 руки/ перелож. Л. Жульевой;стихи Л. Дацюк. – Изд. 2-е, стер. –

Ростов н/Д : Феникс. – 95 с. (по выбору)

Ор. 156 «Три лёгких сонатины» (по выбору)

5 класс (2 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

  • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
  • умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
  • совместно работать над динамикой произведения;
  • анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года — зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Фрагменты из оперы «Кармен»: «Антракт ко 2 действию», «Цыганская песня»,

«Куплеты Тореадора», «Сцена гаданья», «Антракт к 4 действию»

Фрагмент из музыки к драме А. Доде «Арлезианка»: «Утро»

Фрагмент из сюиты «Детские игры»: «Волчок»

Ор.35 № 2 «Норвежский танец»

«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»

Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в 4 руки

«Ария Фигаро» аранж. Л.Жульевой

«Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Фортепиано в 4 руки. Переложение В.Дулаевой (по выбору)

Сцены и танцы из балета « Ромео и Джульетта»

(облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.; ред. Натансона В.)

Музыка из балета «Чиполлино»: «Галоп», «Танец Тыквы», «Помидор», «Вальс цветов»,

«Танец Феи Драже» из балета » Щелкунчик»

Фортепианные концерты в переложении для 2-х фортепиано (см. репертуарные списки по классам в программе учебного предмета «Специальность и чтение с листа»).

6 класс (3 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом — правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия — зачет со свободной программой.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Концерт №2 для фортепиано с оркестром (переложение для 2 фортепиано)

«Венгерские танцы» для фортепиано в 4 руки (по выбору)

Фрагмент из оперы «Кармен»: «Прелюдия»

Сюита «Пер Гюнт» в 4 руки (по выбору)

Вальс для фортепиано в 4 руки из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

«Куклы сеньора Карабаса», «Мелодия дождей», «Балаганчик»

Концертино для фортепиано с оркестром (переложение для двух фортепиано)

Марш из оперы « Любовь к трем апельсинам» в 4 руки

Соч.75. Сцены из балета «Ромео и Джульетта» (для фортепиано в 4 руки)

Музыка из балета «Чиполлино»: «Тарантелла», «Марш Чиполлино», «Менуэт»

7 класс (4 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Концерт фа минор для фортепиано и струнного оркестра (переложение для двух

«Славянские танцы» для фортепино в 4 руки

«Маленький марш» из цикла «Марионетки»,

Испанский танец №2, ор. 12

«Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов»

«Танец девушек», «Колыбельная», «Вальс»

из балета «Гаянэ»

Музыка из балета «Чиполлино»: «Погоня», «Торжественное шествие»

Концертино для 2- х фортепиано в 4 руки

В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.

В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара.

Примерный рекомендуемый репертуарный список

«Песня Порги» из оперы « Порги и Бесс»

Ор.46 , Славянские танцы для ф-но в 4 руки

Сюита из музыки к к/ф «Дети капитана Гранта» для 2 фортепиано (по выбору)

«Выходной марш» из к/ф «Цирк» для 2 фортепиано

Сонатина в 4 руки

Прелюдия соль – минор (переложение для 3 фортепиано)

«Танец с саблями» из балета «Гаянэ» (переложение для 2 фортепиано в 8

Концерт фа минор, Концерт ре минор

Концерт Соль мажор, Концерт Ре мажор

Концерт по выбору

Концерт соль минор, Концерт ре минор

Концерт ля минор

Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных составах.

Музыка из балета «Чиполлино»: «Финал»

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов — струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
  • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
  • навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
  1. Формы и методы контроля, система оценок
  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также — прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шк але:

Критерии оценивания выступления

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального

  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  1. Методическиерекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» — подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделённых между партнёрами, передача голоса от партнёра к партнёру, соблюдение общности ритмического пульса.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано — «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» — учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).

  1. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  1. Список рекомендуемых нотных сборников

Альбомы фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Б. Розенгауз. Ансамбли. Младшие классы. Вып.4 / изд. Советский композитор, М.,1978. Сост. А. Артоболевская. Ансамбли. Младшие классы. Вып.3/ изд. Советский композитор, М.,1977.

Сост. В. Пороцкий. Ансамбли. Средние классы. Вып. 12/изд. Советский композитор, М.,1988.

Сост. А.Руббах. Ансамбли. Средние классы. Вып. 3/изд. Советский композитор, М.,1974. Сост. А.Руббах. Ансамбли. Старшие классы. Вып. 3/изд. Советский композитор, М.,1974. Сост. А.Руббах. Ансамбли. Старшие классы. Вып. 1/изд. Советский композитор, М.,1972.

Сост. М.Вайсборд. Ансамбли. Старшие классы. Вып. 6/изд. Советский композитор, М.,1978.

Сост. В. Пороцкий. Ансамбли. Старшие классы. Вып. 7/изд. Советский композитор, М.,1981.

Сост. В.Пороцкий. Ансамбли. Старшие классы. Вып. 8/изд. Советский композитор, М.,1982.

Хрестоматия фортепианного ансамбля для младших классов ДМШ. Сост. И. Анастасьева. Вып.3/ изд. «Музыка», М., 1987.

Хрестоматия фортепианного ансамбля для средних классов ДМШ. Сост. И. Анастасьева. Вып.2/ изд. «Музыка», М., 1985.

Хрестоматия фортепианного ансамбля для старших классов ДМШ. Сост. И. Анастасьева. Вып.2/ изд. «Музыка», М., 1986.

Библиотека юного пианиста для средних и старших классов ДМШ. Сот Е. Ларионова. Пятнадцать пьес для двух фортепиано. «Муха-Цокотуха»/изд. Советский композитор, М.,1983.

Фортепианный дуэт. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Е. Сорокина. Изд. «Музыка», М., 1988.

Шедевры классической музыки. Сост. А.С. Дубровина. Переложение для двух фортепиано. Изд. «Окарина», Новосибирск, 2006.

Лёгкие ансамбли для начинающих пианистов. Сот. А. Веселова. Изд. «Союз художников», Санкт-Петербург, 2009.

Фортепиано в 4 руки. А.Петров «Вальсы», переложение В. Дуловой. Изд. «Союз художников», Санкт-Петербург, 2003.

Популярные фрагменты в лёгком переложении для фортепиано в 4 руки Ж.Металлиди. П.И.Чайковский. Изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 1997, 1998.

Популярные фрагменты в лёгком переложении для фортепиано в 4 руки Ж.Металлиди. Ж.Бизе. Изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 1998.

Детский альбом, П.И.Чайковский, переложении для фортепиано в 4 руки Л.Жульевой. Изд. 2-е. ООО «Феникс», Ростов н/Д., 2012.

Играем вдвоём. Сост. Л. Жульева. Ансамбли. Вып.4/ изд. Красовский В.Я., Киев, 2008.

Ансамбли для фортепиано в 4 руки для ДМШ. Сост. Н. Смирнова. Изд. 2-е. ООО «Феникс», Ростов н/Д., 2012.

Сочинения для фортепианного дуэта, К. Черни – И.А. Андре. Сост. А. Лакош. Изд. АСТ «Астрель», М., 2006.

Сочинения для фортепианного дуэта, А. Диабелли – Я.К. Ванхаль. Сост. А. Лакош. Изд. АСТ «Астрель», М., 2005.

Музыка из балета «Чиполлино», К. Хачатурян /изд. Советский композитор, М.,1983.

Музыка Исаака Дунаевского в версиях для двух фортепиано Г. Корчмара. Изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2007.

  1. Список рекомендуемой методической литературы

Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования /

Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996 Благой Д. Искусство камерного ансамбля

и музыкально-педагогический процесс. М.,1979 Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле

Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973 Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971

Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. Первые уроки фортепианного ансамбля.

[1] Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.

Источник

Читайте также:  Табы город золотой по аккордам
Оцените статью