- Уроки игры на бас гитаре. Упражнения
- Однооктавная мажорная гамма
- Однооктавная минорная гамма
- Хроматический минор и хроматический мажор
- Упражнения для бас гитаристов
- Упражнение «лесенка»
- Упражнение «шагающий паук»
- Упражнение «шагающий паук 2»
- Упражнение «прогулка»
- Упражнение для бас гитары ноты
- Сборник этюдов и упражнений по бас-гитаре
- Сборник этюдов и упражнений
- по бас-гитаре
- Москва 2007
- Как запомнить ноты на бас гитаре быстро
- Почему важно знать ноты на грифе?
- Как эффективно учить ноты на бас гитаре.
- Октавы — секретное оружие бас гитариста!
- Подсказки на грифе бас гитары.
- Игра гаммы до-мажор во всех позициях по грифу.
- Приложения-тренажеры.
- Упражнение для бас гитары ноты
Уроки игры на бас гитаре. Упражнения
В различных бас гитарных школах приводятся довольно большое количество разных упражнений. Они, безусловно, очень полезны, например, басовые линии из очень старых песен, которые Вы никогда не станете слушать. Мы будем исходить из принципа «необходимо и достаточно». Есть несколько упражнений, освоив которые, и включив голову, уже можно добиться достойного результата.
Как ни банально, гаммы. На первом этапе не нужно учить их все, достаточно четырех:
Однооктавная мажорная гамма
Однооктавная минорная гамма
Обратите внимание на закономерность — восьмая нота равна первой ноте гаммы, но на октаву выше. Поэтому всегда легко найти на грифе одинаковые ноты. Через лад, через струну. Это шаблон, благодаря которому можно построить гаммы от любой ноты, начав с соответствующего лада. С (до) мажор — третий лад третьей струны, А (ля) минор — пятый лад четвертой струны. Аппликатура каждой гаммы не меняется.
Хроматический минор и хроматический мажор
Это все полутона в одной позиции. Очевидно, хроматический минор включает в себя все минорные гаммы, мажорный все мажорные. Играете хроматический минор с необходимой тоники, мажор — смещаете позицию на один лад назад.
Старайтесь всегда играть гаммы и вверх и вниз. Строго соблюдайте правило, каждому ладу свой палец.
Упражнения для бас гитаристов
Упражнение «лесенка»
Упражнение «шагающий паук»
Упражнение «шагающий паук 2»
Будет неплохо проиграть упражнение до 12 го лада. Попробуйте то же самое через струну, на первой и третьей.
Упражнение «прогулка»
Прогулка — это любая законченная музыкальная фраза. Хороша она тем, что является основой любого рок-н-ролла. Например:
Очень хорошее упражнение для растяжки и раскоординации (независимости) пальцев.
Поставьте первый палец на пятый лад первой струны. Прижмите струну и не отпускайте. Приклейте его, привяжите, прибейте гвоздем… Играем на четырех ладах по такой схеме: первый, мизинец, второй, мизинец, третий, мизинец.
Перенесите первый палец на вторую струну. Остальные пальцы остаются на первой.
Попробуйте играть хроматические гаммы и лесенку, меняя последовательность пальцев. 1—3—2—4 или 2—3—1—4.
Не забывайте развивать обе руки одновременно. Четко и ровно пробивайте каждую ноту. Начинайте играть двумя пальцами. Чередуйте. Не играйте одним пальцем две ноты подряд. Используйте метроном.
Меняйте размер, пробуйте играть по две, по три каждой ноты. Всем удачи.
Виталий Мякотин © 2014 г.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник
Упражнение для бас гитары ноты
Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.
Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.
Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.
Источник
Сборник этюдов и упражнений по бас-гитаре
Сборник этюдов и упражнений
по бас-гитаре
Москва 2007
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Основу сборника составляют музыкальные материалы из этюдных сборников и хрестоматий для контрабаса, изданных в России (СССР) и за рубежом.
Аппликатурная техника игры на бас-гитаре значительно отличается от контрабасовой, поэтому автору пришлось приложить немало усилий, чтобы отобрать, систематизировать, адаптировать и расположить материал по позициям с первой по двенадцатую. Мы постарались изложить материал в доступной и удобной форме.
Для освоения каждой позиции даны гаммы и арпеджио, а также несколько пьес и (или) упражнений в той же тональности для закрепления материала. В каждой гамме и пьесе расставлены аппликатурные обозначения, кроме того, для ряда этюдов даны варианты исполнения на различные штрихи. Материал изложен так, что от занятия к занятию этюды и пьесы становятся сложнее, разнообразнее и интереснее.
В приложении приводятся упражнения, которые надо играть в качестве разминки перед занятиями.
Мы надеемся, что этот сборник будет полезен учащимся и педагогам при обучении игре на бас-гитаре.
Источник
Как запомнить ноты на бас гитаре быстро
Эта статья является дополнением к серии статей о читке нот с листа и написана, как очевидно из названия, для тех, кто еще не знает ноты на грифе бас гитары, но хочет их выучить. В этой статье во многом я поделюсь своим опытом и расскажу про способ эффективно выучить ноты на грифе бас гитары, как в этом поможет знание интервала октава и какие еще хитрости помогут вам добиться быстрых результатов! Таким образом, расположение нот на грифе больше не будет вызывать у вас вопросов.
Почему важно знать ноты на грифе?
Мы все приходим в музыку разными путями. Кто-то уже имеет опыт игры на других инструментах, для кого-то бас гитара — это первая дверь в мир музыки. Так или иначе, мы начинаем учиться играть и пробуем разучивать какие-то песни или их части. И если вы новичок, то для вас есть хорошая новость — делать это в 2018 гораздо легче, чем 10-15 лет назад.
Интернет изменил все. Вспоминая начало нулевых, когда я сам начинал учиться игре на гитаре и на басу, я понимаю, насколько мало информации у нас было, и когда видео-школа Джона Патитуччи ценилась на вес золота. И вообще, информация ценилась! Современный мир дает столько возможностей для обучения игре на басу (YouTube, сайты, приложения для телефонов и планшетов), что может пройти огромное количество времени, пока в какой-то момент вы не поймете, что, например, совершенно не знаете ноты на грифе и тем более, не умеете их читать с листа. Серьезно! Подумайте над этим немного. Я постоянно вижу, что люди, даже играющие давно, ищут табы к песням, вижу видео разборы песен на ютуб, где говорят что-то вроде: «просто прижми вот эту струну на этом ладу, а затем на этом». Приложения для телефонов или планшетов часто делают тоже самое, только в более интерактивной форме. Чаще всего, вам просто показывают, как сыграть что-то уровня «total beginner», но редко кто рассказывает почему это было сыграно.
Мыслительный процесс и слуховой анализ при таком подходе откладываются на второй и третий план. А ведь серьезная музыка и ее понимание лежит в «копании» и анализе музыки через теорию, гармонию и ноты. Раньше же, чтобы сыграть любимую песню, нужно было самому снимать ее на слух или же искать ноты в каких-то сборниках. И вы знаете, в этом было что-то правильное, на мой взгляд, что мотивировало и развивало нужные качества для музыканта.
Кстати, все достоинства и недостатки табулатур я уже рассматривал в одной из своих статей. Обязательно прочтите, если не до конца мотивированы изучать нотную грамоту. Может оно вам и не надо 🙂
Кроме того, знание нот на грифе своего инструмента даст вам возможность без особого напряга общаться с другими музыкантами на репетициях и не только.
Как эффективно учить ноты на бас гитаре.
Это была минутка философии, а теперь поговорим по теме данного урока. Бас гитара имеет очень простую логику расположения нот на грифе, которая симметрична от первого до последнего лада. Это очень удобно для игры в различных тональностях, транспонирования «на ходу», в обучении. Таких привилегий лишены большинство музыкантов. Например саксофонисты имеют отдельную аппликатуру для каждой гаммы, в то время как на бас гитаре, чтобы сыграть мажорную гамму нужно всего лишь поставить второй палец на нужную тонику (это достаточно грубое описание процесса).
Рассмотрим классический гриф бас гитары (4 струны, 21 лад) с точки зрения статистики. Всего на нем возможно извлечь 88 нот — 4*21 + 4 открытые струны. Это кажется очень много для новичка. Сколько времени вам понадобится, чтобы их выучить? Неделя, месяц, пол года? Но, что если я скажу, что зная пару трюков и выучив ноты всего на двух струнах в пределах первых 12 ладов вы будете знать весь гриф? Если вам это интересно, тогда продолжайте читать!
Октавы — секретное оружие бас гитариста!
Первым делом вы должны понять и выучить что такое интервал октава. С физической точки зрения суть его состоит в том, что это одна и та же нота, но с удвоенной частотой. Если нота ля имеет частоту 440Гц, то та же ля, но на октаву выше будет звучать на частоте 880Гц. С практической точки зрения, интервал октавы это своего рода Jetpack или реактивный ускоритель для изучения нот на грифе. Давайте рассмотрим основные паттерны октавного интервала. Их очень легко запомнить.
- Октава располагается через 12 ладов от ноты, взятой на любой из струн (по количеству полутонов в европейской музыке). Эта особенность даже отражена в конструкции практически любой гитары. 12 лад на гитаре всегда отмечается каким-то особым образом. Чаще всего это два маркера из перламутра или пластика. Таким образом ноты за 12 ладом повторяют ноты до 12 лада. В Ex.1 мы видим этот октавный паттерн на струне E , между открытой струной и XII ладом (отмечен цифрой 1).
- Октава располагается через струну и через один лад от любой ноты (смотри Ех.1). И это просто киллер-фича для басиста. Например на гитаре этот принцип уже не сохраняется для всего грифа. На схеме мы видим этот паттерн в двух местах: между нотой E на открытой струне и нотой E на втором ладу струны D , а также между E на VII и IX ладах струн A и G .
- Октава располагается на двух крайних струнах E и G , как показано в схеме на XII и IX ладах.
- На соседних струнах между октавными нотами 6 ладов, как например между струнами D и G , а также струнами E и A в Ех.1
Ex. 1 — Октавы на грифе бас гитары
Пунктирной линией отмечен интервал унисон, т.е. это одна и та же нота E , только взятая на разных струнах.
Таким образом, используя только первые два принципа из четырех и выучив ноты на струнах E и А вы уже можете вычислять ноты на всем грифе! По-моему это весьма вдохновляюще! Конечно, вычислять ноты это не верх мастерства, лучше их знать как свои пять. Поэтому давайте посмотрим как еще мы можем упростить процесс изучения нот на бас гитаре.
Подсказки на грифе бас гитары.
Вы наверняка знаете, что некоторые лады отмечены маркером на грифе в виде кружочка. Это визуальные маркеры, которые помогают лучше ориентироваться на грифе и будет очень глупо этим не воспользоваться при изучении нот! Обычно, отмечены одним кружочком 3, 5, 7 и 9 лады. 12 лад у нас имеет как мы уже знаем особый статус, поэтому отмечен двумя кружочками. И после 12-го лада отмечаются как бы те же самые лады 3, 5, 7 и 9, только теперь это будет 15, 17, 19, 21.
Заучите ноты на каждой струне на ладах, отмеченных маркером. Для вас я нарисовал такую схему Ex. 2.
Ex. 2 — Ноты на грифе, отмеченные маркером
Как видно из схемы в основном все лады, отмеченные маркером на грифе, обозначают ноты без знаков альтерации, за исключением трех мест.
Игра гаммы до-мажор во всех позициях по грифу.
Играя гамму до-мажор в различных позициях с проговариванием ноты, сыгранной в данный момент, поможет в изучении грифа очень серьезным образом. Зная «назубок» чистые ноты, вы сможете без труда находить ноты со знаками альтерации, т.е. с диезами и бемолями.
Приложения-тренажеры.
Еще один вариант, который станет отличным помощником в изучении нот на грифе бас гитары — мобильные и веб приложения. Я не буду сильно распылятся по этому вопросу, т.к. мы все умеем пользоваться поиском в интернете. Просто, если по русскоязычному запросу вы ничего не нашли интересного попробуйте запрос «bass fretboard game» или «fretboard notes bass app». Или перейдите по ссылке ниже (кликните на картинку) на одно из браузерных приложений, которое мне очень понравилось за чистоту дизайна и функциональность. Чтобы выбрать гриф бас гитары (2) просто нажмите на значок шестеренки (1) в правом верхнем углу.
Тренажер с сайта musictheory.net
Вместе с этим хочу отметить, что занятия на таких тренажерах уместны только если вы не можете в данный момент взять бас в руки или просто хотите «проверить» себя. Не стоит заменять время занятий на бас гитаре такими приложениями.
В данной статье я поделился с вами методами, которые я сам использовал при изучении нот на грифе бас гитары. Надеюсь, они будут полезны и вам. Если же у вас есть желание поделиться своим опытом, тогда пишите комментарии внизу!
Источник
Упражнение для бас гитары ноты
Nazareth — Love Hurts
Участники оригинального состава Nazareth основали коллектив в 1968 году в Шотландии на базе группы «The Shadettes», основаной аж в 1961 году басистом Питом Эгнью. Главной деятельностью группы в то время было исполнение каверов в различных заведениях города. Первые серьезные контракты с звукозаписывающими лейблами группа получила только в 1971 году, а в 1975 на них свалилась […]
«Hair Of The Dog» 1975
Paul Young — I’m Gonna Tear Your Playhouse Down
Привет, друзья! Для этого урока я подготовил транскрипцию партии баса из песни «I’m Gonna Tear Your Playhouse Down» британского исполнителя Пола Янга (Paul Young). В записи принимал участие легендарный Pino Palladino со своим безладовым мьюзикмэном. Кстати, я уже публиковал одну из партий Pino Palladino здесь. Первое что меня зацепило в этой композиции — это использование […]
«The Secret Of Association» 1984
Bon Jovi — Livin’ on a Prayer
Всем привет! Сегодня разберем транскрипцию басовой партии из песни Livin’ on a Prayer группы Bon Jovi и попытаемся найти в ней идеи для наших собственных партий. Песня начинается и строится в куплете вокруг линии остинатного (повторяющегося) баса восьмушками на фоне меняющихся аккордов Em, C5, D5. Если вы недавно играете на бас гитаре, то скорее всего […]
«Slippery When Wet» 1986
RHCP — Soul To Squeeze
Всем привет! В этом уроке проанализируем очень классную басовую линию из композиции Soul To Squeeze группы Red Hot Chilli Peppers. Эта песня была записана в 1991 году во время работы группы над альбомом Blood Sugar Sex Magic, но была издана только через два года как сингл. Также она стала одним из треков к фильму «Яйцеголовые». […]
«Coneheads OST» (single) 1993
Jamey Aebersold — Impressions
В этом уроке мы разберем транскрипцию басовой партии на тему Impressions Джона Колтрейна. Запись вы можете найти в 54 альбоме Джейми Аберсольда «Maiden Voyage», в котором собраны одни из самых популярных джазовых стандартов. Касательно темы Impressions и того, как играть шагающий бас на статическую гармонию на сайте есть отдельный урок Джима Стинета, поэтому эта транскрипция […]
«Maiden Voyage» 1992
Sam Brown — Stop!
В этом уроке мы разберем басовую партию из одного очень известного хита, почему-то особенно популярного среди вокалисток — песня Stop британской певицы Сэм Браун. Басистом на записи был Эд Пули (Ed Poole), который, помимо Саманты Браун, также работал с такими звездами как George Michael, Chris De Burgh, Chris Porter и другими. В партии бас гитары […]
«Stop!» (single) 1988
Aretha Franklin — Let It Be
Я люблю снимать простые басовые партии в которых нет каких-либо наворотов, особенно если они сыграны бас гитаристами, которых упоминают как оказавших влияние на развитие игры на инструменте. В таких песнях бас гитара занимает свою первоначальную нишу, а именно — аккомпанирующий инструмент. И это тоже очень интересно! Одной из таких песен стал кавер Ареты Франклин на […]
«This Girl’s in Love With You» 1970
Jamey Aebersold — Fast Blues in F Concert
Трек со второго альбома всемирно известного обучающего курса Джейми Аберсольда по джазовой импровизации, который полностью посвящен блюзу. Аберсольд создал действительно уникальный продукт, джазовый альманах, по которому можно и нужно изучать джаз. Только подумайте, где бы вы не находились в любой момент «к вашим услугам» такие джазовые гуру как Ron Carter, Rufus Reid, Dan Haerle, Pete […]
«Nothin’ But Blues» 1978
Weather Report — Barbary Coast
Песня группы Weather Report с альбома 1976 года Black Market
«Black Market» 1976
Weather Report — Teen Town
Песня группы Weather Report с альбома 1977 года Heavy Weather
«Heavy Weather» 1977
Aerosmith — Cryin’
Классический рок хит от Aerosmith на 12/8 или триольную пульсацию (кому как удобно), с достаточно интересной гармонической структурой и несколькими тональными центрами для разных частей. Открывает песню мощный рифф, гармонически достаточно далекий от тональности остальной песни. Он обещает, что песня задаст жару, но в первом же куплете вокалист Стив Тайлер остается наедине с гитарным аккомпанементом, […]
«Get a Grip» 1993
Chris de Burgh — Lady In Red
Поп-баллада, записанная для альбома Into the Light 1986 года, которую Chris De Burgh посвятил своей жене и ее красному платью, которое она надела на их первое свидание. Нас интересует басовая партия (качать по ссылке ниже) и ее автор, который несомненно вложил душу в эту песню. Об авторе мы еще поговорим отдельно, а пока небольшой разбор […]
«Into The Light» 1986
RATM — Killing In The Name
Еще одна песня группы Rage Against The Machine в нашей коллекции нот. Рассмотрим басовую партию более детально и остановимся на самых интересных моментах. Первое на что стоит обратить внимание — использование drop D строя. В этом строе мы понижаем нижнюю E (ми) на один тон до D (ре). Если вы играете на бас гитаре с […]
«Rage Against The Machine» 1992
RATM — Bombtrack
Песня американской рэп-метал группы Rage Against The Machine, открывающая одноименный дебютный альбом 1992 года, представляет собой компиляцию нескольких рифов которые басист Тим Коммерфорд играет вместе с гитаристом Томом Морелло. Открывает песню яркий мелодический ход шестнадцатыми в ми-миноре. Обратите внимание на трель на верхней ноте G в конце каждого третьего такта — она исполняется на первой […]
«Rage Against The Machine» 1992
The Quincy Jones Orchestra — Killer Joe
Трек со студийного альбома «Walking in Space» 1969 года Quincey Jones Orchestra, на котором записана очень сильная джазовая ритм секция Ray Brown и Grady Tate. Для его записи Квинси Джонс пригласил множество именитых музыкантов среди которых были Freddie Hubbard, Bob James, Hubert Laws и другие. В записи альбома помимо Рэя Брауна также принимал участие знаменитый […]
«Walking In Space» 1969
Fontella Bass — Rescue Me
Песня американской ритм-н-блюз певицы Фонтеллы Бас изданная в 1965 и ставшая ее визитной карточкой. Композиция стала настоящим R&B хитом, продержавшись четыре недели на первом месте в rhythm & blues чартах и заняв 4 строчку в Billboard Hot 100. Это пример плавной линии баса в стиле Motown. Линию подобную этой можно встретить во множестве песен той […]
«The New Look» 1965
Jackson 5 — I Want You Back
Классическая басовая линия в стиле Motown записанная для песни Jackson 5 басистом Уилтоном Фелдером. Партия баса настолько яркая и мелодичная, что песня угадывается буквально с первого такта. В куплете Уилтон часто использовал хроматические проходящие ноты чтобы обозначить основные аккордовые тона и достаточно насыщенный синкопами ритм, характерный для песен лейбла Motown со времен Джеймса Джемерсона. В […]
«Diana Ross Presents The Jackson 5» 1969
На этой странице вы можете скачать ноты для бас гитары бесплатно без регистрации. Коллекция нот нашего сайта состоит из транскрипций партий известных песен в различных музыкальных стилях от классики до тяжелых стилей музыки. Практически для всех композиций есть небольшой анализ басовой партии, который поможет вам лучше её понять и извлечь максимум пользы. Нотная коллекция хорошо структурирована и разбита по категориям, в которых удобно ориентироваться. Для доступа к PDF файлу и прямой ссылке на скачивание вам необходимо всего лишь поделиться ссылкой на этот сайт в вашем профиле одной из соц. сетей.
Источник