Упражнение для фортепиано добрый гном

Упражнение для фортепиано добрый гном

Автор: Королева Наталья Николаевна

Организация: МДОАУ №39 «Василек»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк

Доминирующая образовательная область: Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция с образовательными областями:

  • «Речевое развитие»: беседа по произведению «В пещере горного короля». «Познавательное развитие»: ознакомление детей с музыкальными инструментами.
  • «Социально-коммуникативное развитие»: развитие эмоционального и музыкального общения в музыкальной сказке «Маленькие гномики», коммуникативной игре «Знакомство», подвижной игре «Ровным кругом». «Физическое развитие»: развитие двигательной активности в играх и упражнениях.

Цель: Развитие музыкальных способностей посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитание любви к музыке.

Задачи:

Обущающие:

— расширять музыкальный кругозор и словарный запас (запоминать названия музыкальных инструментов – гусли, гармонь, труба, гитара, скрипка, фортепиано)

— формировать умение давать правильную характеристику музыкальному произведению.

учить детей использовать полученные знания, умения и навыки в игровой деятельности.

— закреплять умение играть на музыкальных инструментах .

Развивающие:

продолжать развивать музыкальные и творческие способности детей посредством музыкально-практической деятельности;

— закреплять умение двигаться под музыку;

— совершенствовать вокально-хоровые навыки;

— развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку;

— развивать воображение детей путем восприятия музыки, характеризующей сказочные персонажи;

— развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух;

— соотносить движения с текстом в речевых и музыкальных играх

Воспитательные:

— способствовать позитивному отношению друг к другу и к окружающим;

— воспитывать музыкальный и эстетический вкус;

— обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.

Организация среды для проведения образовательной деятельности:

пустые нотные страницы для проблемной ситуации; интерактивное дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»; музыкальные инструменты – колокольчики, металлофон, барабан, ложки, треугольник, трещотки, маракас; аудиозаписи с музыкальными произведениями Э. Григ «В пещере горного короля», «Есть на свете гномики» К. Костин, «Дорога добра» М. Минков, ноты песни «Живет наш добрый гномик» муз. О. Юдахиной , игры «Ровным кругом», «Прощание» А. Евдотьева, игра «Добрый гном» картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке.

Ход ОД:

1.Вводная часть

Дети заходят в зал под музыку.

Музыкальное приветствие «Добрый день».

Дети поют: «Добрый день, добрый день», —

Нам здороваться не лень.

Здороваемся с вами

Добрый день, добрый день.

Встретились мы снова.

Слушать музыку и петь

Мы всегда готовы».

Замечательно, ребята, а хотите, чтобы я сыграла вам добрую музыку, чтобы стало ещё веселей. (Открываю ноты и вижу пустые листы, но на одной странице колпачок и колокольчик)

2. Введение в тему ОД (создание проблемной ситуации)

Что случилось с нотами? Ребята, вы не знаете? (Ответы детей)

Кто мог забрать все мои ноты? Какие знаки оставили нам неведомые гости? Что же делать?

Мотивация детей: Может быть, вы мне сможете помочь? Какую помощь вы мне можете оказать? Мне, пожалуйста, помогите, ноты музыкальные у гномов соберите.

Целеполагание: Как вы думаете, где можно найти гномов (Ответы детей). Отправимся в гости к гномикам за пропавшими нотами, а как же мы найдем дорогу туда? А приведет нас туда игра «По дорожке».

3. Основная часть.

Музыкально – игровая гимнастика «По дорожке»

По дорожке мы пошли.

Идем спокойно, не спеша, Дети идут спокойным шагом под спокойную музыку.

Прямо голову держа,

У всех осанка хороша.

Как солдаты мы шагаем, Дети маршируют высоко поднимая колени, руки вдоль туловища

Выше ноги поднимаем,

Только ножками шагать

Спину прямо всем держать,

Чтобы было видно стать.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав, Ходьба «змейкой».

По ней шагаем мы легко,

Вот мы кочки увидали, Прыжки с продвижением вперед

Через них мы прыгать стали.

Лес красивый увидали

И к нему все побежали. Бег по кругу

Вот мы и в волшебном лесу гномов. Давайте, немного отдохнем.

Дети садятся на стульчики.

Презентация 1 слайд 1 гном

Музыкальный руководитель: А вот и первый Гном. Давайте ему представимся, вы будете пропевать свое имя и отхлопывать ритм.

Коммуникативная игра «Знакомство».

Каждый ребёнок поёт своё имя, а остальные дети прохлопывают ритм его имени.

(Включить звук голоса гнома)

1 Гном Нотку вы свою берите, и её вы берегите (дает 1 ноту).

2 слайд 2 гном

Музыкальный руководитель: Вот явился второй Гном. Он научит вас, как правильно дышать во время пения.

— Делать мягкий вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.

— Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох – замри потом.

— Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа,

— Вот и выйдет песня славной и свободна и чиста.

М.р. Выполним, ребята вдох и выдох. Гномик увидел, как вы правильно берёте дыхание и постепенно выпускаете воздух, и предлагает вам поиграть с бабочками.

Упражнение на развитие чувства ритма, дыхания «Добрый гном»

Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца.

(Включить звук голоса гнома)

2 гном Нотку вы скорей берите, и её вы берегите (дает 2 ноту).

3 слайд 3 гном

Музыкальный руководитель: Пока наши бабочки резвились, прибежал — третий Гномик. Он хочет вам сказать, что в сказочном лесу происходит что — то необычное. В самой чаще леса, около горы, где темно и сыро, кто-то поселился. Давайте, мы послушаем музыку и поможем Гномику узнать, что же там происходит.

2 презентация портрет Э. Грига

Сообщение нового материала

Слушание музыки. Отрывок из сюиты «Пьер Гюнт» «В пещере горного короля», Э. Григ. Беседа по пьесе.

Эльфы, тролли являются персонажами норвежских народных сказок. Именно их образы воплощены в пьесе. Все они живут в горах. Их король сидит на троне в пещере, а вокруг него развлекаются фантастические существа.

Композитор создал яркую картину стремительного танца сказочных персонажей. В основе произведения — одна тема. Ее характер постоянно меняется: от настороженного до взволнованного, возбужденного. Изначально тема звучит в низком регистре, настороженно и таинственно. Постепенно повышается мелодия, усиливается звучность, ускоряется темп, который в конце пьесы становится стремительным. Кажется, будто сказочные жители закружились в стремительном вихре. Вдруг все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия стремится восстановить свой неудержимый бег, однако настойчивые аккорды (как властные жесты пещерного повелителя) останавливают дикий танец.

(Включить звук голоса гнома)

3 Гном Ноту вы скорей берите и её вы берегите. Ноты вы не потеряйте, и от всех оберегайте (дает 3 ноту).

4 слайд 4 гном

Музыкальный руководитель: А вот и 4 гном. Он нам передал сундучок.

Как вы думаете что внутри? (Сокровища, клад…)

Все они лежат на полке,
В вашем доме втихомолку.

А в детсаде заиграют,
К детям в руки попадая! (музыкальные инструменты)

Сегодня он хочет проверить, какие вы музыкальные инструменты знаете и можете ли их различить.

Интерактивная дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент». на слайдах.

М.р. Инструменты все мы взяли, а теперь расскажем Гномам музыкальную сказку!

Музыкальная сказка «Маленькие гномики»

М.Р.: Высоко в горах жили-были гномики. Рано утром первые лучики солнышка освещали их жилище. ТРЕУГОЛЬНИК

Со звоном колокольчиков просыпаются гномики. КОЛОКОЛЬЧИКИ

Они зевают, потягиваются и после завтрака берут свои молоточки и начинают работать. ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКИ

Молоточками постучали и начали просеивать песочек, чтобы найти драгоценные камушки. МАРАКАСЫ

Просеяли песочек и в их руках засверкали драгоценные камни. МЕТАЛЛОФОН

  • к концу ещё один рабочий день. Гномики сложили свои камушки в мешочки, и пошли отдыхать. БАРАБАН
  • проводили их своим звоном. КОЛОКОЛЬЧИКИ

Солнышко осветило их жилище последним лучиком и скрылось за горой.

ТРЕУГОЛЬНИК.

(Включить звук голоса гнома)

Гном 4 Ноты вы не потеряйте, и от всех оберегайте.

5 слайд 5 гном

Музыкальный руководитель: А вот и 5 Гном. Он ужасный болтун, и может быстрее всех протараторить любую скороговорку:

Скороговорки от весёлого гнома.

Где-то, в домике лесном, жил весёлый, добрый гном.

В гости приглашал гостей и ещё учил детей

Говорить скороговоркой, очень быстрой тараторкой.

-Гром грохочет в доме гнома,

— Гном ремонт устроил дома.

— Белый снег и белый мел.

— Белый сахар тоже бел,

— А вот белка не бела.

— Белой даже не была.

А ну-ка, повторите! (дети повторяют хором и индивидуально).

Ребята, а вы хотите спеть нашему гному песню? Чтобы песня наша получилась красивой, надо распеться. Я предлагаю вам спеть распевку.

Распевка «Эхо»

Песня «Живет наш добрый гномик»

(Включить звук голоса гнома)

Гном дает 5 ноту. Ноту вы свою берите и ее вы берегите.

Слайд 6 гном (Включить звук голоса гнома)

6гном: Для того чтоб нотку взять, со мной нужно поиграть.

Игра-импровизация «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:

«Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за рядом ряд.

Всё, что гномик нам покажет,

Будем дружно повторять!»

Гномик движется внутри круга противоходом. С окончанием пения он показывает любые движения, а дети повторяют.

6 гном Ноту возьмите и к нотному сборнику прикрепите.

Ноты вы не потеряйте и от всех оберегайте.

6 гном дает ноту.

7 гном гномик очень весёлый и любит танцевать. Мы все вместе станцуем танец.

Танец «Есть на свете гномики»

7 гном дает ноту.

М.р. Мы собрали все ноты, пропоем их.

6. Итог Рефлексия.

М. р. Ребята, а что сегодня на занятии для вас показалось самым интересным?

М. р: А вам было сегодня трудно? Ответы детей.

А какое задание было самое трудное для вас? Ответы детей.

М. р.: Ребятки, я хочу отметить, что сегодня вы меня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями, смогли найти все недостающие нотки для нашей музыки. И музыка в свою очередь тоже дарит вам нотки, но нотки необычные.

(Музыкальный руководитель берёт поднос с нотами).

Посмотрите, они разноцветные! Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи — возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синюю нотку.

Дети разбирают нотки.

М. р: Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки.

М. р.: Вы трудились не напрасно, все согласны?

Дети: Да, согласны! Гномы нам вернулись ноты.

М.р.: Ну а теперь я смогу вам сыграть прощальную песенку.

«Прощание» А. Евдотьева

В музыкальном зале снова

Мы встретиться готовы,

А теперь сказать пора: «До свидания!»

Дети под песню «Дорогою добра» уходят из зала в группу.

Источник

Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе»

Марина Стеганцова
Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе»

2) Теоретическая часть

3) Практическая часть

4) Дидактическая часть

5) Список литературы

Данное методическое пособие «Адаптационный период в 1 классе» предназначено для детей 6-7 летнего возраста, расчитано на первые 6 месяцев обучения в музыкальной школе. Оно опирается на методические разработки педагогов А. Артоболевской, Л. Баренбойма, Е. Королевой и на собственный педагогический опыт. По моему мнению в отличие от уже существующей программы данное методическое пособие учитывает возрастные и физиологические особенности детей 6-7летнего возраста, обучение проходит в форме игры в более мягком режиме, имеет более здоровьесберегающий характер, развивает любовь и привычку к регулярным занятиям на фортепиано. Первый класс-это самый сложный период в жизни школьника. Методическое пособие «Адаптационный период в 1 классе на отделении фортепиано» поможет маленькому пианисту пройти сложный период в развитии, даст уверенность ему в своих силах. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Адаптационный период в 1 классе направлен на:

1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

3 Уверенность школьника в успех. Создание доброжелательной атмосферы, принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4 Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

5. Освоение музыкальных произведений.

6. Обучение пианистическим приемам и навыкам.

2. Теоретическпя часть.

Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребенка, приобщает его к великому музыкальному наследию. Музыка развивает ребенка умственно. Обогащается его словарь образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, а эмоциональная отзывчивость одна из важнейших музыкальных способностей которая связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сочувствие и т. д. Поэтому неоспоримо незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке нравственности,общечеловеческих ценностей: добра, красоты и вкуса. По утверждению психологов, восприятие детей 6-7летнего возраста отличается произвольностью, т. е. носит активный характер. То же касается и других психических процессов, таких как, память, внимание и воображение. Поэтому так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные сферы. А накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению музыкальной грамотой и навыками игры на инструменте. Именно в 6-7летнем возрасте зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Уроки с детьми должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. На таких уроках активизируется внимание ребенка, мышление, память, создается доброжелательная, комфортная атмосфера. Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьесам, рисование музыкального образа будит воображение ребенка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. В репертуар детей 6-7 летнего возраста должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.

Я рекомендую в этот сложный для ребенка период заниматься три раза в неделю по 30 минут.

После прохождения данного адаптационного периодапрограммы ребенок должен знать:

-Ноты скрипичного ключа

-Ритмическую организацию музыки

-Элементарные понятия музыкального языка

Ребенок должен уметь:

-свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента

-владеть навыками постановки руки

-приемами звукоизвлечения (non legato, staccato,2-3х нотное legato)

— пользоваться динамикой и нюансировкой( f ,р,creshendo,diminuendo)

-исполнять 2-х и 3-х частные пьесы.

У ребенка будут сформированы такие личностные качества как эмоциональность, восприимчивость, ответственность за свою музыкальную деятельность, умение контактировать, вести диалог с учителем.

Система контроля должна быть упрощенной в форме контрольных уроков без оценок. Первое же выступление на сцене должно состояться после адаптационного периода.

1 Донотный период. Знакомство с инструментом. 8ч.

2 Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки 8ч.

3 Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку 8ч.

4 Освоение приема игры на staccato и legato 8ч.

5 Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки 8ч.

3. Практическая часть.

Форма занятий индивидуальная.

1)Донотный период. Знакомство с инструментом. с его строением, историей возникновения.Знакомство с понятиями: музыкальный звук, мелодия, ритм (чтение простейших ритмических партитур) и т. д. Постановка рук, корпуса, головы (упражнения на развитие различных групп мышц рук. Кистей, пальцев, координации рук. Первые навыки звукоизвлечения и прикосновения к клавиатуре.

Начинать занятия рекомендуется со знакомства с инструментом. Можно прочитать малышу стихотворение «Фортепиано».

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом.

Пой под музыку, пляши-инструменты хороши…

Все: и взрослые и дети инструменты любят эти.

Только знай,у них давно есть название одно:

Не забудь, фортепиано, произносится оно.

Форте-это значит громко, заучи, не будь лентяй,

А пиано-это тихо, ты, дружок, запоминай.

Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.

Это кто там стал опять громко крышкою стучать,

Если крышка упадет, больно пальчики прибьет.

Эти правила просты, выполнять их должен ты.

Заглянув с ребенком внутрь пианино или рояля, надо показать как звучат толстые струны, как тонкие. Надо объяснить ребенку, что фортепиано-поющий инструмент и заставить петь его струнки могут кончики пальцев, которые очень нежно должны погружаться в дно клавиатуры. Главной задачей педагога на данном этапе привить культуру отношения к звуку, научить прикасаться к нему, извлекать его из инструмента. Работа над звуком не может быть в отрыве от работы над правильной посадкой, положением рук и ног. Для освобождения мышц спины,плеч и рук можно использовать следующие упражнения:

«Шалтай Болтай». Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом

одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем, постепенно распрямляться, возвращаясь в исходное положение.

«Мельница» Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Упражнения «Колобок» и «Мельница» поможет в постановке руки.

«Колобок». Взять кисть ребенка, добившись, что бы она была свободной, и затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. «Лепить» таким образом надо по очереди правую и левую руку ребенка.

«Мячик». Расслабленную руку ребенка подбрасывать и ловить, как мячик.

Т. Смирнова в своей авторской программе «Фортепиано. Интенсивный курс» предлагает ряд упражнений на овладение правильной посадкой, на развитие координации движений, на свободу рук и цепкость пальцев, глубину взятия звука.

«Новая и сломанная кукла». Сидеть за инструментом как кукла на витрине (от 2-х до 20 секунд, затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 5-6 раз.

«Заводная кукла». Сидя за инструментом покачивать туловищем с прямой, напряженной спиной взад и вперед. Затем расслабиться-кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на коленях, ноги стоят на подставке.

«Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Педагог играет пьесу П. И. Чайковского «Подснежник». На первую фразу подснежник растет, т. е. правая рука плавно поднимается вверх и опускается. На протяжении всего упражнения кисть должна висеть расслабленная, как цветок подснежника. Подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. На вторую фразу тоже самое делает левая рука. На третью фразу поднимаются две руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

«Фонарики». Сидя на стуле положить кисти рук на стол. Подтягивать пальцы к ладошке до того момента, пока они не встанут на «подушечки» и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так называемые «фонарики.

Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки.

Овладение штрихом non legato.Слушание музыки: развитие эмоционально-образного восприятия. воображения. Знакомство с основными жанрами музыки (Танец, песня, марш). Пение песенок, подбор по слуху на инструменте, игра простейших песенок каждой рукой отдельно. Коррекция рук.

Для овладения штрихом non legato предлагаются такие упражнения:

«Вешалка». Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки и свободно покачал локтями (вешалка-рука, а пальцы- крючок).

«Ванька-Встанька».Со своими учениками я использую свое упражнение. На слово «Ванька» ребенок приготавливает руку на инструменте. На слово «Встанька» встает на ноги, опираясь 3 пальцем на клавишу, садится и бросает свободную руку на колени. Упражнение повторяется много раз на разных нотах.

С первых же уроков нужно предоставлять ребенку возможность исполнять на инструменте простые пьески. Начинать обучение рекомендуется с игры штрихом non legato только третьим пальцем каждой рукой отдельно. Non legato помогает почувствовать вес руки. В этот период предлагается использовать упражнение «Пчелка».

«Пчелка». Выполняется за инструментом. Рука-пчелка-свободно перелетает с клавиши на клавишу- с цветка на цветок-и кончиком пальца-хоботком-проникает в клавишу –в середину цветка.

После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно переходить к игре 2-м,4-м и только потом 1-м и 5-м пальцем. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. После игры с квинт можно переходить к игре терций. Сначала 2-м и4-м пальцами, затем 3-м и 4-м пальцами. После того как освоены терции и квинты можно переходить к игре трехзвучных аккордов. Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.

Также в раздел вошли в качестве физкультминутки знакомство с жанрами музыки: танец, песня, марш. Ребенку предлагается спеть песенку и подвигаться под танец (вальс, полька) или марш. А также предлагается подбор по слуху легких песенок- попевок.

Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку.

Знакомство с нотной грамотой. Первые навыки чтения нот. Игра простейших песенок из руки в руку. Коррекция рук. Закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков.

Нотной грамотой овладеваем посредством игры в «Ноты-картинки» по специальным карточкам с подсказкой-картинкой под каждой ноткой. Например, нотку соль подсказывает солнышко, нотку ре-репка, ми-мишка, фа- фонарик, ля-лягушка, си- синичка, до- дом. Клавиатуру осваиваем благодаря упражнению «Радуга»: рисуем «радугу» рукой от «до» до «до», от «ре» до «ре», от «ми» до «ми» и т. д.

Одновременно с освоением клавиатуры рекомендуется знакомить с ритмической организацией музыки.И начинать разговор следует с понятий: пульса-шагов музыки, темпа, длинных и коротких звуков, ритмического рисунка (чередование длинных и коротких звуков,такта (чередование сильных и слабых долей, тактовой черты и т. д. Развивать ритмические способности ребенка так же следует, используя разнообразные ритмические игры и упражнения. Прохлопывание и протопывание пульса песенок или музыкального произведения, предложенного для прослушивания, прохлопывание ритмического рисунка стихотворений и различных потешек и др.

Для знакомства с длительностями я придумала ритмические карточки:1;И;2;И;3;И;4;И. Из них выкладываются длительности и разнообразные ритмические рисунки.

Освоение приема игры на staccato и legato.

Игра простейших песенок в скрипичном ключе двумя руками. Освоение штрихов legato и staccato. Знакомство ребенка с понятием фразы, ее развитием, динамикой, нюансами. Коррекция рук.

Для освоения игры на staccato я придумала упражнение «старт».

Рука в собранном состоянии лежит на клавиатуре,палец касается клавиши и ждет команды: «На старт, внимание, марш». Ребенок отталкивается от клавиатуры, встряхивая кистью и возвращается в исходное положение.

Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.

«Гномы идут в поход». (Работа над legato). Надо объяснить ребенку, как гномик (пальчик) несет тяжелый рюкзак и передает его другому гномику (другому пальчику).

В связи с legato даем понятие музыкальной фразы. На разном музыкальном материале показываем короткие (состоящие из двух нот) и длинные музыкальные фразы, сравниваем с короткими и длинными музыкальными предложениями. Обязательно играем Ю. Абелева «Осенняя песенка», состоящая из чередования двух залигованных нот.

Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки.

Освоение пьес 2-х и 3-х частной формы. Знакомство с жанрами фортепианной музыки (пьеса, этюд, старинные танцы). Коррекция рук.

Для изучения нот басового ключа я придумала сказку,где живут в согласии два царства-государства: скрипичного и басового ключа. У каждого царства свои законы и правила, где пальцы правой руки служат царству скрипичного ключа, а пальцы левой руки служат царству басового ключа. Проводим сравнительную характеристику расположения нот на нотном стане и на клавиатуре, разучиваем название октав.

В данном разделе преподаватель знакомит ученика с жанрами фортепианной музыки и предлагает ученику разучить этюд, пьесу и старинный танец с небольшим содержанием нот басового ключа.

4. Дидактическая часть.

Репертуар должен быть разнообразным, отвечать педагогическим требованиям на разных этапах обучения и доступный детскому восприятию. Кроме того,при выборе репертуара следует учитывать черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, желания самого ребенка. Правильно выбранный репертуар побуждает ребенка к творческому поиску художественного образа, повышает интерес к занятиям музыкой. В течении адаптационного периода ребенок должен пройти в классе 20-25 разнохарактерных произведений.

Приблизительный репертуарный список.

Представленные в списке пьески ярки, образны и доступны для детского восприятия с одой стороны, а с другой-ценные в методическом плане.Они обеспечивают выполнение ключевых задач: подбор по слуху, освоение штрихов, постепенное включение всех пальцев обеих рук, выработку игры в ансамбле, приобретению слуховых и двигательных навыков, умение слушать себя, пользоваться динамикой.

1.«Азбука игры на фортепиано» составитель С А Барсукова. 2005г.

Песенки-потешки: «Село солнышко», «Дождик», «Сорока», «Солнышко», «Снежный дом», «Одуванчик и др.

2.«Маленькому пианисту» под ред. Б. Милича. 1964г.

Русские народные песни: «Ой, звоны», «Зайчик ты, зайчик», «Петушок», «Как пошли наши подружки», «Наконец настали стужи», М. Раухтвергер «Корова», А. Филиппенко «Новогодняя», Украинская народная песня «перстень», детская песенка «Ходит зайка по саду», детская песенка «Ой, ду-ду», французская детская песенка «Стрекоза», русская народная песня «У ворот, ворот», русская народная песня «Дождик», украинская народная песня «Зайчик и лисичка», Я. Медынь «Одуванчики», Ю. Щуровский «Мышонок», Б. Кабалевский «Ежик», Б. Кабалевский «Маленькая полька», Ж. Колодуб «Вальс», В. Витлин «Кошечка»(ансамбль, русская народная песня «На зеленом лугу» (ансамбль, В. Витлин «Дед Мороз».

3. Н. Соколова «Ребенок за роялем»(сборник ансамблей для фортепиано, 1983г.)

«Баю-бай», «Баба яга», «Колокольчик», «Осень», «Снеговик», «Нарисую кошкин дом», «В облачные перышки», «Серая коза», «Снежная игрушка», Земляника и лягушки».

4.«В музыку с радостью» сост. О. Геталова (2002г.)

Чешская народная песня «Белка» (ансамбль, Л. Хереско «Ледяная гора», польская народная песня «Два кота», Ею Тиличеева «Спите куклы», Т. Караганов «Гамма-вальс» (ансамбль,А. Красев «Гуси», Ф. Лещинский «Лошадки», А. Березняк «Белка», английская народная песня «Игрушечный медвежонок», В. Благ «Чудак», украинская народная песня «Лепешки», В. Красев «Цветики», Е. Тиличеева «Про елочку», О. Геталова «Рыжий кот», А. Филиппенко «Цыплята», русская народная песня «Как за синею рекой» Б. Берлин «Пони Звездочка, Е. Гнесина «Радуга», О. Геталова «Добрый гном», О. Геталова «Часы», О. Геталова «Лягушки танцуют» О. Геталова «Мяу-мяу», Г. Эрнесакс «Едет паровоз», украинская народная песня «Ой, лопнул обруч», русская народная песня «Тень-тень», Д. Томпсон «Вальс гномов», чешская народная песня «Маленькая Юлька», А. Бородин «Полька» (ансамбль, А. Филиппенко «Я на скрипочке играю» Г. Портнов «Ухти-тухти» (ансамбль, французская народная песня «Большой олень», К. Лонгшамп-Друшкевич «Краковяк», Б. Савельев «Песня кота Леопольда», русская народная песня «Козлик», украинская народная песня «Ой ты, дивчина», М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль).

Дидактический материал: ноты- картинки, ритмические карточки.

5. Список литературы.

Репертуарные сборники для учащихся:

О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

С. И. Голованова «Первые шаги» (2000г.)

С. А. Барсукова «Азбука игры на фортепиано (2005г).

Н. Соколова «Ребенок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 4 руки (1983).

И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста».

О. Черникова «Дорога к синичке». Ансамбли для тех, кто еще не умеет играть на фортепиано. (2005г).

О. Сотникова «Играем с удовольствием» (2006г.)

Ж. Пересветова «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги.» (2008г.)

Рекомендуемая методическаялитература для преподавателя:

Как научить играть на рояле. Первые шаги. Серия «Мастер-класс» (2005г.)

Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» (2002г.)

Е. Королева «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» (2001г.)

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» (1997г.)

Л. Баренбойм, Н. Пирунова «Путь к музыке» (1991г.)

Л. Хереско «Музыкальные картинки» (1988г.)

Т. Юдовина. Т. Гальперина «За роялем без слез, или я- детский педагог» (1996г.)

Т. Юдовина, Т. Гальперина «Музыка и вся жизнь» (2007г.)

Игры для детского сада в адаптационный период с детьми трех-четырех лет Иди ко мне Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!».

Индивидуальная программа по предмету «Музыка и пение» для учащихся 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить,.

Итоговый контрольно-проверочный тест по предмету «Музыка» в 8 классе Уважаемые педагоги! Предлагаю вам ознакомиться сИтоговым проверочным тестом по предмету «Музыка» в 8 классе. Тест составлен по темам «Традиции.

Картотека игр для детей в адаптационный период Картотека игр для детей в адаптационный период Игра № 1 «Ладушки» Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках.

Презентация «Методический материал для проведения контрольно-проверочной работы в 8 классе по предмету «Музыка» Уважаемые учителя! Как правило, в конце учебного года педагоги проводят контрольно-проверочные работы с учащимися. Мне тоже ежегодно приходилось.

Проект по предмету «Изобразительная деятельность» для учащихся ДШИ «Изготовление и декорирование кокошника» Проект по предмету изобразительная деятельность (подготовительная группа 9-10 лет) Урок изобразительной деятельности. Подготовительная.

Рекомендации для родителей в адаптационный период детей ясельного возраста к условиям ДОУ Детский сад является новым, еще неизвестным, пространством, с новым окружением, новой обстановкой, новыми людьми. В период адаптации малыш.

Час общения для учеников 4 класса в формате урока-проекта учащихся 6 класса «Птичкин день» Птичкин день Разработка учителя географии Горловской ОШ І-ІІІ cт. №25 с углублённым изучением отдельных предметов Сокольниковой Л. А. Форма.

Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано. Из опыта работы Хатхе Сима Айдамировна Преподаватель фортепиано Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Афипсипская детская школа.

Источник

Читайте также:  Бас гитара yamaha лучше
Оцените статью