План-конспект занятия по фортепиано
Разделы: Музыка
Название объединения: фортепиано
Количество детей: 1 (учащаяся 1 класса Зимина Екатерина)
Возраст детей: 7 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы, к которому относится занятие: Развитие музыкальной грамотности.
Тема занятия: Донотное обучение, организация игровых движений.
Цель занятия: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи занятия:
Обучающие: научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок-попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие: развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: индивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося.
Дидактический материал: Иллюстрации к разучиваемым песенкам, фигуры матрешек, музыкальная лесенка.
Структура занятия:
Организационный момент – 2 минуты
Вводная часть – 3 минуты
Основная часть – 17 минут
Физминутка – 1 минута
Основная часть – 17 минут
Заключительная часть – 3 минуты
Подведение итогов занятия – 2 минуты
План урока
- Гимнастика.
- Ритмические упражнения.
- Повторение строения клавиатуры.
- Игра песенок-попевок на инструменте.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки
Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта
«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»
Работа с руками, «лепка» рук
«Колобок» – беру руку ребенка за запястье и начинаю раскручивать как «колобок из теста», необходимо, чтобы рука ребенка в это время была свободной. Если добиться свободы не получается, я не акцентирую на этом внимание: «Освободи руку», как правило это дает обратный эффект, а, наоборот, задаю отвлеченные вопросы: «Сколько было уроков в школе?», «Что ты ела на завтрак?», «С кем ты пришла?» и т.д., отвлекая ребенка, получается добиться естественного свободного состояния руки.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.
2. Ритмические упражнения
Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок-попевок, текст при этом можно пропевать, а можно просто проговаривать.
3. Повторение строения клавиатуры
Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки. Для наглядного представления строения клавиатуры, я беру фигуры матрешек и на каждую октаву выставляю по фигуре – в нижнем регистре самая большая фигура, с каждой октавой фигура меньше, а в самой высокой октаве – самая маленькая матрешка.
4. Игра упражнений и песенок-попевок на инструменте (задействованы поочередно две руки)
«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех октавах, при этом движение руки повторяет рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы, клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает играть в среднем регистре и направляется вверх, а левая – в среднем регистре и направляется вниз. Каждое упражнение я сопровождаю пояснением: кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с одной октавы на другую.
Физминутка
«Дудочка» – использован 3-ий палец, игра на любой черной клавише. Подтекстовка следующая: «Ду-ду-ду, дудочка, ты играй, дудочка!»
Характер песни – плавный, тягучий, неторопливый.
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой, 3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и, соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.
Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.
Подведение итогов занятия:
Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Дидактический материал помог сделать урок более разнообразным, насыщенным и интересным. Предшествующие собственно игре на инструменте гимнастика, «лепка рук», способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цетлин Е. К вопросу об организации руки начинающего пианиста в «донотном» периоде обучения – Композитор, 2012.
2. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей – Классика – XXI, 2005.
3. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.:ЦСДК, 1994.
4. Яновская А. Ребенок и музыка. – Израиль, 2003.
5. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М.: Советский композитор, 1991.
Источник
Упражнение для фортепиано радуга
Цель урока: формирование исполнительских навыков игры на фортепиано.
Задачи урока: — освоение исполнительской техникой
— продолжение знакомства с музыкальными терминами
— развитие навыка игры в ансамбле
— работа над свободой рук
— разучивание способа звукоизвлечения на легато, стаккато
Оборудование: — фортепиано
— нотная литература
— наглядный материал ( карточки, картинки с животными)
1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление ученика.
2. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Повторение пройденного материала.
5. Объяснение нового материала – играем легато. стаккато.
6. Закрепление темы, игра пьесок с использованием новых штрихов.
7. Игра – загадка на различные виды штрихов.
1. Урок проводится с учеником первого класса. Сообщение цели и задач. Посадка.
2. Упражнение «Радуга» Данил, представь, что ты находишься в лесу после дождя. И вдруг ты видишь радугу – она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ну ничего страшного – нарисуем ее в воздухе.(Рисует радугу) А теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок. В конце каждой строчки нажимаем клавишу любым на выбор пальцем. Сначала правой рукой, затем левой.
Ой ты радуга – дуга, под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую.
Следующее упражнение «Командир и солдаты» Голова-командир. Пальцы солдаты. Солдаты (пальцы) спят. Командир их будит. Например: Проснись первый солдат – ребенок шевелит первым пальцем и т. д. Сначала делаем правой рукой, затем левой.
3. Пальчиковая гимнастика.
— «Пальчики здороваются» Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
— Надуваем шарик. Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой шарик. Когда воздух выходит, принять исходное положение.
— «Вертолет». Пальцы обеих рук ( кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед соединить их подушечками (это хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
-« Шествие».(как раз к новой теме). Левая рука поднята, ладонь раскрыта, локоть чуть отведен в сторону. Указательным и средним пальцами правой руки медленно, но с нажимом пройтись по центру левой ладони. Пальцы левой руки под нажимом подаются назад. Затем руки поменять.
— Топ – топ — топ — топ — топают ножки.
Идет . по дорожке.
4. Работа с карточками. На отдельных карточках рисуем ноты, знаки и т.д. Показывая ребенку каждую карточку по отдельности, он должен ответить, что на ней нарисовано.
5. Объяснение нового материала – штрихи легато, стаккато.
6. Разучивание новых пьесок на эти виды штрихов. «Курочка – рябушечка»(легато), «Дождик»(стаккато) и «На заре ты ее не буди»(легато, пьеса в 4 руки).
7. Упражнение «Змейка» — которое до этого урока мы играли на нон легато, пробуем сыграть различными штрихами. Показываю картинки с изображением животных, а ученик должен изобразить их на инструменте, чтоб зрители отгадали, что это за животное. (Слоны, белка, черепаха, змея).
Подведем итог урока.
С какими способами звукоизвлечения мы сегодня познакомились?
Домашнее задание: закрепить игру легато, стаккато на примере изученных пьес и упражнения «Змейка».
Источник
Методика обучения игре на фортепиано (стр. 3 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5. Сейчас я сыграю музыкальное произведение, а ты определишь, какая это музыка, как под неё можно двигаться (звучит марш), а теперь прохлопаем ритм этого марша. Теперь прошагай под музыку.
6. Что ты узнал из пройденного урока? Давай повторим: (ребенок рассказывает, что он запомнил, показывает упражнения для рук).
7. Задание на дом: рассказать родителям об инструменте фортепиано. Повторить и отработать упражнения. Завести альбом для рисования, нарисовать зверей, соответствующих по характеру трем регистрам.
Закрепить знания об инструменте, регистрах.
Продолжить знакомство с клавиатурой.
Поработать над постановкой руки.
Работать над развитием чувства ритма. Определить характер музыки.
Знакомство с нотной грамотой.
Продолжительность 25 мин.
1 . Повторение разученных упражнений для развития мышц руки, корпуса, плеча и т. д. Проверка рисунков (какому регистру соответствует тот или иной рисунок).
Обязательно похвалить ученика!
Попросить ученика, чтобы он рассказал и показал основные правила посадки за инструментом.
2. Сегодня мы познакомимся с клавиатурой более подробно. Итак, мы знаем, что она делится на три регистра, какие? Посмотри, клавиши на фортепиано разные по цвету: черные и белые. Давай познакомимся с черными клавишами. Как они расположены на клавиатуре? Да, правильно, группами по две и три клавиши. Найди все группы по две клавиши, покажи сначала левой рукой, а потом правой. А теперь покажи все группы по три. Знаешь ли ты, как называются белые клавиши? До – ре – ми – фа – соль – ля — си. Всего семь. Перед двумя черными клавишами расположена нота до. Найди все ноты до на клавиатуре, сколько их?
3. А теперь давай выучим стихотворение «Радуга»:
Ой, ты радуга-дуга! Я, красивую такую, в
Под тобой лежат луга. В полминуты нарисую.
В небе ты повисла,
А теперь нарисуем радугу в воздухе и опустим её концы на далёкие друг от друга клавиши. «Рисовать» будем от одной и той же клавиши, опускать конец радуги на третий палец. Сначала правой, потом левой рукой.
А теперь поиграем в игру «Поезд», я буду играть на фортепиано, а ты двигаться в ритме музыки, изображая идущий поезд. Послушай сначала пьесу «Поезд». Какая была музыка, о чём она тебе рассказала? Да, правильно, поезд стоял на станции, и вот он загудел и начал медленно двигаться, постепенно набирая скорость. Потом он разогнался, путь его был далёк, и он очень торопился доставить пассажиров. Но вот долгожданная станция, поезд начинает постепенно сбрасывать скорость и, наконец, остановился и загудел. Ну, а теперь покажи, как шел поезд (ребенок, двигаясь по классу, изображает движение поезда).
4. А теперь мы с тобой разучим первую пьеску, которая называется «Солнышко». Играть её нужно на одном звуке, брать клавишу мягко, ласково. Следи за кистью, не растопыривай пальчики. Представь, что твоя кисть — это паучок, который старательно пляшет одной ножкой (выучив песенку-пьесу, можно попробовать исполнить вместе с педагогом в ансамбле, что очень нравится ученикам).
5 . Как же записать звуки на бумаге? Поучимся это делать. Изображаются звуки знаками-нотами. Это овальные кружочки, располагаются они на пяти линейках, которые называются нотным станом. Считать линеечки нужно снизу вверх (можно рассказать сказку « Жили-были ноты»). Ноты пишутся на линеечках и между линейками. Давай напишем сначала на линеечках, а потом между линейками (ноты сравниваются с бусами, нанизанными на ниточку).
6. Домашнее задание: написать нотки на линеечках и между линеечками. Выучить стихотворение « Радуга-дуга» и выполнить упражнение, читая стихотворение вслух. Отработать упражнение «паучки», отслеживая движения пальцев попеременно. Повторить упражнения для рук. Выучить считалку «Раз, два — острова» для работы на следующем уроке.
1 С. Барсукова «Пора играть, малыш». Ростов на Дону. Феникс 2004
2 Л .Баренбойм «Путь к музицированию». Л., 1980
3 Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1983
4 Н. Минина «Давайте поиграем». М., 1993
5Т. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации». М., 1994
Начальные игровые движения, постановка руки – важнейший этап в развитии юного музыканта. Он во многом обуславливает дальнейшее продвижение ученика в исполнительском отношении. Ребенку со средними данными постановка руки еще более необходима, чем одаренному, которому прирожденная музыкальность во всем помогает.
Постановка руки должна проводиться во взаимосвязи со слуховым контролем. Конечная цель работы по постановке руки – приспособляемость к инструменту, воспитание правильных приёмов звукоизвлечения, предполагающих естественность игровых движений.
На этом этапе важно понять физические особенности руки и корпуса руки и корпуса ученика. Не стоит ориентировать ребенка копировать руку педагога, поскольку руки у всех разные. Способ ведения кисти каждый раз подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Исходя из этого, нужно подбирать ученику тот способ игры, который ближе ему, даже если он абсолютно не свойственен самому педагогу.
Согласно современной методике, постановка руки начинается с извлечения одного звука и последующей игры на « non legato » . Первое звукоизвлечение на инструменте — это первый шаг маленького пианиста в мир пианистической техники. И здесь необходимо напряженное слуховое внимание. Г. Нейгауз говорил: «Если вы музыкант, и притом пианист, а значит, любите звук рояля, то и эта возня с одним единственным звуком, прекрасным фортепианным звуком, это вслушивание в чудесное дрожание «серебряной струны» есть великое наслаждение, и вы уже находитесь у преддверья искусства». В данном случае речь идет не только о высотном, но и о тембровом, динамическом слухе.
Работая над извлечением звука, следует просить ученика, «погрузив палец в клавишу», слушать звук до полного его исчезновения. Звук должен тянуться как можно дольше – именно это качество является показателем его верного извлечения.
Необходимо помнить, что звук имеет три одинаково важных для слуха стадии: начало, продолжительность и конец. К сожалению, многие ученики приучены слушать только начало возникновения звука, упуская важный момент его протяженности и перехода в следующий звук. Еще больше обостряет слуховое внимание прием игры legato , так как ученик должен согласовать силу второго звука с моментом затухания предыдущего. Умение уловить затухающий звук — это трудная задача, но совершенно необходимая в работе над этим приемом. Без этого невозможно добиться связной, певучей манеры игры.
Работа над правильным звукоизвлечением — это новая фаза в развитии слуха ученика. , в своем сборнике « Первая встреча с музыкой», пишет о постановке руки следующее:
« Рука должна быть расслаблена, а пальцы свободно свисать, так, чтобы все они были в разъединённом положении. Не следует говорить ученику: « играй круглыми пальцами», потому что ребенок начнет тогда неправильно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а надо, чтобы между первым и остальными пальцами просто получилось овальное окошко. При этом у каждого пальца должны быть видны бугорки (места сгибания, которые образуют каркас свода всей кисти руки), которые можно обвести для большей наглядности фломастером. Особое внимание обращают на постановку 1 пальца, который не должен прилипать к остальным, и должен опускаться на клавиатуру краем подушечки. Запястье остается на уровне белых клавиш.
Будущему пианисту необходимо практически всегда преодолевать ударность рояля, поэтому в своих объяснениях педагог должен говорить, что рояль «поет», что пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не «ударяют» по клавишам. Ребенок должен понять и запомнить, что рука – это его голос. Как чувствуешь, так и говоришь и играешь.
Педагог должен помочь ребенку правильно организовать жест через воздействие своих рук (передача энергии и пластики тактильным способом) – либо он играет руками ребенка, либо ребенок кладет свои руки сверху на руки педагога и «чувствует», как организовывает игровое пространство педагог.
Не стоит начинать обучение с требования свободы рук, так как у учащихся понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности всего аппарата. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей. Понятие «организованная рука» исключает как излишнее напряжение мышц, так и вялость, пассивность.
Основная задача организации игровых движений начинающих состоит в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча, кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев, а так же умение пользоваться движениями предплечья, плечевого пояса и корпуса. Стоит избегать ошибочного мнения, что, поставив руку ученика в начале обучения, можно уже не работать над движениями. Это приведет в дальнейшем к тому, что движения ученика постепенно огрубеют, «засоряться» и ему станет трудно играть.
Освоение навыков игры нон легато и стаккато
Необходимо начинать игру с развития навыков non legato и staccato , так как игра legato на ранней стадии обучения может приводить к зажимам. При игре staccato рука ребенка без лишних движений совершает взлет, оттолкнувшись от клавиши, и через 1-2-3 октавы опускается с опорой на другую клавишу. Затем несколько staccato в пределах одной октавы, перелет через несколько октав, опять несколько staccato в одной октаве и возвращение в первую клавишу с опорой. Эти упражнения ребенок выполняет отдельно каждой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по всей клавиатуре) одновременно перекрестными движениями рук. Такого рода «полетные» упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. При этом очень важно следить за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана. Полезно играть пьесы, в которых сочетаются навыки staccato и короткого legato . Затем следует вводить игру терциями (1м – 3м и 2м -4м пальцами). Переносы рук в разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). В связи с этим можно давать ученику специальные упражнения на перенос рук. Так же полезно поиграть упражнения с использованием квинты (1м — 5м пальцами). Основная нагрузка при этом падает на ладонные мышцы, а 1й и 5й пальцы выполняют лишь функцию внешней опоры. Все упражнения необходимо играть дугообразными переносами рук на разные расстояния, как на белых, так и на черных клавишах. Все простейшие мелодии лучше играть на стихотворный текст, поскольку при этом ребенок психологически более свободен и ярче проявляет свои пианистические возможности.
Освоение навыка игры legato
«Сыгранные хорошо на фортепиано ноты legato должны вплывать одна в другую. Эффект «вплывания» невозможен без того, чтобы качество звуков было однородным, так как все ноты должны быть одинаковой звуковой окраски» (И. Левин). Освоение ребенком элементарных навыков исполнения приема legato начинается с игры двумя пальцами:
1. Игра двухзначных интонаций (интонации «вздоха»). Эти интонации выполняются следующими парами пальцев: 4-3, 2-3, 5-4, 1-2.
Так же можно ввести игру legato 1м и5м пальцами для развития ощущения супинации (направление к пятому пальцу) и пронации (направление в сторону 1-ого пальца)
Затем можно перейти к изучению трех — звучных интонаций. Возможные варианты интонирования:
Ан-нуш-ка бе — рёз — ка ру — че — ёк
Сначала эти интонации исполняются 2-3-4 пальцами. Постепенно legato увеличивается до пяти звуков.
Исполнять терции необходимо 1-3 и 2-4 пальцами. Переносы рук в разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). Полезно поиграть упражнения с использованием интервала квинты — 1 и 5 пальцами. При этом основное напряжение приходится на ладонные мышцы, а первый и пятый пальцы выполняют функцию опоры.
Все упражнения необходимо исполнять дугообразными переносами рук на разные расстояния, как по белым, так и по черным клавишам.
8.Методика организации учебного процесса на начальном этапе обучения
Для интенсивности развития маленького ученика необходима хорошая организация урока. Полтора часа, приходящиеся на 2-х учеников, можно поделить следующим образом:
30 мин.- 1 ученик
30 мин. – 1 и 2 ученики (игра в ансамбле, определение интервалов, слушание музыки и т. д.)
30 мин — 2 ученик
Совместное обучение и музицирование повышает интерес к занятиям. Полезно давать ученикам несколько одинаковых пьес. Они слушают друг друга, стараясь определить достоинства и недостатки исполнения. Ошибки, которые они фиксируют, не только заставляют слушать, но и предостерегают от новых ошибок. Иногда полезно сыграть ученикам их пьесы в нескольких вариантах и в каждом найти момент для какого-то нарушения подлинного звучания. Слушая своего товарища, ученик должен найти этот момент и объяснить причину неисправности.
Неплохо практиковать игру одной пьесы, выбирая пьесы имитационного характера. Один ученик играет первую фразу, другой — вторую. Всё это развивает реакцию и чувство ансамбля. Урок проходит живо, весело, активно. И если кто-нибудь из учеников плохо знает текст, то к следующему уроку он обязательно его выучит.
Игра в ансамбле с педагогом
Игра в ансамбле очень повышает интерес ребенка к занятиям. В современных учебных пособиях есть ряд ансамблей, в которых ученик играет всего одну ноту. Эти ансамбли рекомендуются учащимся донотного периода обучения.
Поощрение – большой стимул в работе с учеником. Не следует сразу в резкой форме говорить учащимся о недостатках исполнения. Если педагог видит, что ученик проявляет старательность, то лучше подчеркнуть его достижения, иногда даже преувеличить их.
Доброжелательностью и лаской можно добиться гораздо большего успеха, чем зловещей «двойкой».
Ученик должен чувствовать, что он чего-то добился и может добиваться ещё больших результатов.
Окрылённость достигнутым — залог продвижения и успехов.
Воспитание навыков самостоятельной работы
«Я — сам!» — любимые слова маленьких детей, но при неправильном воспитании ученик их забывает и вскоре понимает, что не так уж плохо, когда за него думают другие. Но знания, основанные на своих впечатлениях и наблюдениях, намного прочнее и устойчивее, нежели полученные от педагога в готовом виде.
Активность педагога должна проявляться в пробуждении активности у ученика, его умении самостоятельно мыслить, проявлять индивидуальность в исполнении. С первых занятий с учеником необходимо развивать у него навыки самостоятельной работы с произведением, т. е. стремление к внимательному изучению текста.
По мере усвоения нот, длительностей, штрихов, аппликатуры, динамики, ученик должен совершенно самостоятельно производить разбор. Правильно выполненные задания необходимо особенно поощрять, для того чтобы ученик чувствовал радость от завоеванной им высоты.
Воспитание навыков чтения нот с листа
Как только ученик освоил нотную грамоту, он должен на каждом уроке получать домашнее задание по чтению нот с листа. Маленькому ученику достаточно уделять этому хотя бы 10 минут в день. Домашнее задание необходимо проверить и выставить оценку в специальную тетрадь.
Выбор программы для ученика
В последнее время стало дурной традицией вести каждого ученика, независимо от его способностей, по программе профессиональной школы. Нередко педагог считает, что он может свою работу показать тогда, когда ученик играет программу на 1 -2 класса сложнее. Конечно, темпы развития учеников значительно изменились, есть немало одаренных учеников, которым нужно завышать в определенных случаях программу. Но это должно быть достигнуто планомерным и умелым техническим и музыкальным воспитанием ученика. Систематическое завышение программы среднему ученику приведет к снижению требования самого исполнения, к потере качества и самоконтроля. Фактически, обучение такого ученика сводиться к зазубриванию текста, поскольку на другую работу уже не остаётся времени. Окончив музыкальную школу, такой ученик оказывается совершенно беспомощным: он не умеет ни читать с листа, ни грамотно подбирать по слуху, ни разобрать новую для него пьесу.
Детей нужно делить на профессионально ориентированных и получающих общее музыкальное образование. Нельзя бояться того, что ученик, занимающийся не по узко профессиональной программе, сначала отстает от других. В работе с такими учащимися может помочь ориентация на его осознанное восприятие, на внутреннее возбуждение живости ученика, на урок — игру.
Воспитательная работа в классе
Не нужно забывать о том, что обучение ребенка есть лишь часть общего воспитания, в котором эстетическое начало тесно связано с этическим. Укреплению этой связи способствуют следующие формы работы: совместное посещение музеев, концертов, прослушивание дисков с записью классической музыки, вечера самостоятельных работ, вечера – викторины, лекции — концерты.
Освоение музыкальной грамоты
Значение навыков освоения музыкальной грамоты общеизвестно, однако нельзя допускать, чтобы ознакомление с нотами преобладало над музицированием.
Овладение нотной записью начинается с записи ритма (пульса), т. е. с записи музыкальных шагов. Ребенок должен ритмично проговаривать имена своих друзей, названия зверей, птиц и прохлопывать:
Ли — па, со-сен-ка, Та-ня
Изучение нот лучше не начинать с ноты до, поскольку ученики учатся отсчитывать все остальные ноты от ноты до. Эта нота должна лишь зрительно разделить клавиатуру на две территории, одна из которых предназначена для игры правой рукой, а другая – левой. Лучше объяснять ноты в соответствии со строением клавиатуры, ориентируясь на черные клавиши. Название октав давать не нужно, поскольку сложная информация может испугать ученика, и будет отвлекать его от основного материала. Все ноты сразу объяснять не стоит, потому что это сложно для ребенка. Сначала он должен освоить принцип расположения нот – на линейках и между линейками.
Вполне оправдывает себя одиннадцати линейная система с двумя нотоносцами и общей нотой до между ними. По этой системе можно сразу дать объяснение скрипичного и басового ключа:
Одновременно с изучением нот, необходимо учить правильному их написанию. Лучше сначала научиться писать ноты, которые находятся на линейках:
— на линеечках сидят
— те в окошечки глядят
Процесс изучения и чтения нот можно условно определить формулой: «увидел – услышал – сыграл» или «услышал – увидел – сыграл». Исходя из этого, изучение нот следует начинать не с обычного заучивания их названий, а с усвоения небольшого отрезка диатонического звукоряда, примерно от 3 до 5 нот. Эти звуки ученик должен суметь спеть, записать и сыграть на инструменте. После этого ему дается домашнее задание самостоятельно составить звуковую последовательность с тем, чтобы уметь её спеть и сыграть на фортепиано. Этот метод пробуждает у ученика любопытство, а затем и интерес к выполнению задачи.
Знакомство с нотами предполагает и изучение длительностей. В качестве основной счетной длительности дается четвертная нота и размер 4/4 .Это упрощает объяснение значения такта и размера (в одном такте – четыре черные ноты). Объясняя длительности, можно пользоваться следующими схемами:
1 Принцип деления крупной длительности на ряд более мелких:
2 Принцип сложения длительностей в ряд более крупных:
+ =
+ + =
+ + + =
Подобной схемой можно пользоваться для объяснения понятия «нота с точкой».
+ =
+ + =
Объясняя длительность звуков, нельзя не сказать о паузах. Прежде всего, дети должны усвоить, что пауза – это знак молчания, то есть перерыв в звучании, но не в движении музыкальной мысли. Это как бы дыхание в музыкальной речи. Можно для более наглядного объяснения пауз привести в качестве примера высказывание , которая говорила, что паузы подобны дырочкам в рисунке кружева, узор которого составляет задуманное чередование пустых и заполненных промежутков. Музыкальный узор так же состоит из заполненных звуком и лишенных звука отрезков времени. Чередование тишины (молчания) и звука, собственно и создает саму музыкальную ткань музыки. Однако необходимо помнить, говорила , что каждый промежуток в кружеве хорош, если он соответствует узору, а иначе получается искажение, брак.
К изучению нотной грамоты можно подходить множеством способов, при этом важно всегда преподносить материал так, чтобы не отпугнуть ребенка сложностью, чтобы он воспринял это как интересную игру — задачу. Такт, тактовая черта, доля, пульс — все эти понятия несложно объяснить ребенку посредством игры-сказки, или с помощью доступных пониманию ребенка примеров.
Ученик должен знать, что отдельные звуки образуют мотив, который вливается в музыкальную фразу, фраза — в предложение. Как в любом языке, в музыке существуют знаки препинания. Без членения на фразы музыка бессмысленна, но работу над выявлением отдельных фраз необходимо сочетать с работой над внутренней объединённостью музыкальных построений. Музыкальную фразу педагог должен показать ученику на примерах, очень могут помочь в данном случае песни со словами. Все знания ученик должен получать в процессе музицирования. Важно, чтобы сам учащийся приходил к определенным выводам без помощи педагога.
Работа над звуком в начальном периоде обучения
Определяющим моментом работы над звуком в начальный период обучения служит стремление решить определенную звуковую задачу, в связи с которой и надо рекомендовать соответствующие приемы. Такой подход будет формировать мышление ученика в нужном направлении, воспитывать у него правильное понимание соотношения художественной цели и средств, необходимых для её достижения.
Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игру, например: ноты веселые и хотят петь, или загрустили и поют нежно и тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Это позволит делать замечания ребенку в более мягкой форме (не говорить ему: «что ты так громко играешь, барабанишь!» — а заметить: «что-то у тебя сегодня ноты раскричались, расшумелись»). Тем самым, внимание ребенка концентрируется на извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого занятия ученик искал в звуках образ, настроение, и с этим чувством работал над заданием.
Первая решаемая учеником задача – определиться в своем художественном замысле, как бы услышать желаемое звучание.
Вторая задача – проанализировать, подумать, что для этого надо сделать, какими должны быть движения рук.
Источник