Упражнения для начинающих пианистов (fb2)
Упражнения для начинающих пианистов
работа над штрихами и туше
на начальной стадии обучения игре на фортепиано
через эмоциональное раскрепощение ученика
Издательство «Союз художников»
Санкт-Петербург
Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.
© В. Золотницкая, 2004
© Издательство «Союз художников», 2004
© А. Веселов, оформление, 2004
На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями и предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук — «покушение с негодными средствами» , то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки, увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.
Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента.
Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только когда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыке.
Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и послушными, а звучание более осмысленным и музыкальным. Одни упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику. Другие подсказаны трудами Г.Г. Нейгауза, В. Ландовской, знакомством с методическими разработками Мальцева, Баренбойма, Гринштейн, Артоболевской.
Но как бы хороши ни были те или иные методики, они имеют настоящую ценность прежде всего в руках своих создателей. Поэтому надо создавать и свою методику, изучая все лучшее, выбирая приемлемое для себя и своих учеников, учитывая особенность своего характера; искать и создавать новое, интересное — пропущенное через свой ум и сердце.
Итак, ваш новый маленький ученик неуверенно и робко входит в класс. Прежде всего надо, чтобы он почувствовал себя свободно и раскрепощенно в общении с вами. Здесь вся надежда на то, что вы любите свое дело, любите детей и у вас настоящий запас доброты, такта и юмора. Без полной эмоциональной свободы ученика нечего говорить о его физической свободе и о свободе рук в частности. Залог эмоциональной свободы — в доброжелательных, творческих взаимоотношениях.
Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает «акулий плавник». Поэтому первые уроки мы начинам с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Я прошу детей дома 2—3 раза в день делать эти упражнения, и вскоре их спины становятся крепкими и ровными, повышается работоспособность. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.
Остановлюсь на том нетрадиционном, что есть в наших занятиях. В работе с начинающими я использую как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка» , «птички» , «краб» , «колечки» , «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонированье с функциональным басом по методике С.М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).
Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большое внимание. Обращаем особое внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора. Я категорически против закрепления за интервалами какого-то одного образа и характера (еж, ворона и т.д.). Сыгранный в другом характере интервал часто не узнается. Лучше потратить чуть больше времени и сил, но показать все возможности и краски интервалов:
1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением — нежно, решительно, печально, бодро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.
2) Слушаем секунды:
а) «Слон и моська» — И. Арсеев (Н.Ветлугина «Музыкальный букварь») — звонкое, смешное тявканье секунд.
б) «Дождь и радуга» — С. Прокофьев — красочные, акварельные пятна секунд.
в) «Сказочка» — С. Прокофьев — мерцающие, таинственные огоньки секунд.
В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес — играет секунды в определенном характере различным прикосновением.
3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: «Гармошка» — Е.Тиличеева («Музыкальный букварь»).
Много секундовых попевок в сольфеджио Барабошкиной I класс.
Здесь намечен только принцип работы с интервалами.
Все авторские упражнения даны с текстами. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер упражнения и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым non legato, так и легким staccato («Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato, portamento, затем non legato, marcato, и лишь затем legato.
Далее приводятся только авторские упражнения (текст и музыка).
Как пример приведу 4 интервальных упражнения — в них можно менять характер, настроение, то есть играть разным туше. (Упр. 1, 2, 3, 4).
Поется на слова «ква-ква-ква»
Терции — слушаем, поем, играем, транспонируем разнохарактерные попевки. Например:
1. «Два кота» — энергично, задорно;
2. «Спи, мой мишка» — нежно, ласково (Е. Тиличеева);
3. «Лягушка-квакушка» — мягко, свободно, с юмором.
Крепкое non legato и tenuto для «большой лягушки» и portamento и даже staccato для «маленькой лягушечки».
Источник
Организация игровых движений и постановка рук в классе фортепиано
Организация игровых движений должна проходить незаметно и ненавязчиво для ученика. Наилучшим для ребенка является игра при помощи рук педагога. Пальцы находиться в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Их нужно держать так, чтобы они были в разъединённом положении, не «слипаясь» друг с другом, чтобы каждый из них мог действовать самостоятельно. Не следует говорить ученику: «Играй круглыми пальцами»,- ребенок начинает непроизвольно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а необходимо, чтобы между первым и остальными пальцами получалось «овальное окошечко». При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны три «бугорка». Маленьким детям часто бывает интересно обрисовать мелом или фломастером эти небольшие бугры-места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя. Дети должны знать, что у первого (большого) пальца особенная форма: у него видны только два бугорка, а не три, и они смотрят вбок. Пока первые пальцы не заняты, не играют, они тоже должны находиться в свободном положении, как бы «повисшем» над клавиатурой, и, следуя за остальными пальцами, должны всегда быть наготове, ждать, когда придет их время опуститься на нужную клавишу. Опускаться на клавишу большой палец должен только первым сгибом, краем подушечки. Запястье обязательно остается на уровне белых клавиш. Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поет», а пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не ударяют по клавишам. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная задача, которая является решающей: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. Ребенок должен ощутить, что его руки — передаточное звено для выражения в звуках мыслей, чувств, эмоций, это его голос. Ученик должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки громко или нежно, сердито или певуче, быстро или мягко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь. Эталона постановки руки нет, как и нет одинаковых людей. Однако, есть общие нормы и правила. Постановка должна быть: динамичной, экономичной, контактной.
Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук
Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.
Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) «Кластеры» на двух — трех черных клавишах.
2) «Вертолет» — извлечение одного звука. Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.
Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).
Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.
Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Постановка рук и организация игровых движений в классе фортепиано | 44.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Постановка рук, организация игровых движений в классе фортепиано».
Начальный период обучения игре на фортепиано – период закладывания фундамента пианистических навыков, от качества которого зависит процесс дальнейшего развития ученика. Именно здесь происходит первое знакомство ученика с инструментом, формируется основа слуховых и физических ощущений.
От того, каким образом был проведен данный этап работы, зависит все последующее становление юного пианиста, и недостатки в ней могут сказаться через годы. Начальный этап обучения один из наиболее трудоемких и ответственных.
Можно сказать, что первые шаги в музыке, первые прикосновения, ассоциации ребенка, влияют на все его последующее отношение к музыке, инструменту, занятиям. Это фундаментальная опора для всего последующего музыкального обучения за фортепиано. Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Занятия необходимо сделать любимыми и интересными. Этому должно сопутствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал, рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает находить правильный образ, и находить нужные движения рук. От педагога требуется большое внимание, такт, понимание особенностей ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога.
Особое внимание в начале обучения важно уделять процессу постановки рук и занятию упражнениями. Постановка рук и организация правильной осанки за инструментом — самый непростой этап в обучении. В это время перед педагогом стоит очень серьезная задача: «слепить» руки ребенка. Очень жаль тех детей, которые проучились достаточно долго в музыкальной школе, проведя при этом немалое количество времени за инструментом, но при этом так и не сумевших к нему приспособиться. Такие дети испытывают трудности при использовании элементарных базовых технических навыков, и с неимоверным трудом преодолевают неудобства пианистического аппарата.
Детей с плохо поставленными руками приходится переучивать, возвращаясь к этапу первого класса спустя годы обучения. Как правило в данном вопросе встает сразу несколько проблем: сутулая спина, поднятые плечи, прогнутые пальцы, лежащие кисти. И наоборот, ребенок, занятия с которым были изначально правильно организованы и результатом которых являются хорошо поставленные, беглые пальцы, с легкостью может продолжать обучение за фортепиано.
Любое движение, совершаемое человеком, это, по сути, серия почти автоматических действий, выполняемых последовательно. Частично эти автоматизмы имеют врожденную природу, многие формируются в процессе обучения. Есть в центральной нервной системе особые механизмы, обеспечивающие своевременную смену автоматизмов. Физиологи и невропатологи назвали слитный набор сменяющих друг друга автоматизмов «кинетической мелодией» (от греческого слова «кинезис» – движение). Даже самое элементарное движение, самый простой двигательный акт человек не мог бы осуществить, если бы происходящие при этом малейшие изменения в его теле не контролировались сенсомоторными системами головного мозга, которые получают сигналы от всех периферийных нервов и в соответствии с этими сигналами направляют новые (командные) cигналы тем системам, органам или отделам организма, которые должны «начать действовать». Именно такой отдел «глубокой чувствительности» информирует двигательные центры о всех параметрах опорно-двигательной системы в каждый данный момент: о степени сокращения мышц, напряжении сухожилий, о положении конечностей в пространстве, о взаимном расположении отдельных частей тела. Выдающийся физиолог Н. А. Бернштейн, изучавший физиологию движений человека, раскрыл значение специальной «кинестетической системы» для централизованного контроля и регулирования всех двигательных актов, совершаемых человеком. Обратимся к книге Л. О. Бадаляна «Невропатология» (М., 1982), к тому ее разделу, который посвящен двигательным отделам головного мозга: «Кинестетическая система создает возможность обмена нервными импульсами между работающими органами и командным центром центральной нервной системы (постоянные прямые и обратные связи). По каналу обратной связи постоянно поступает информация о ходе выполнения двигательных команд, и тем самым создается возможность систематической коррекции выполняемого движения. Более того, без кинестетической системы невозможна предварительная настройка двигательного аппарата для совершенствования какого-либо движения. Например, для того, чтобы просто согнуть руку в локтевом суставе, необходимо предварительное расслабление разгибателей предплечья, т. е. согласованное перераспределение тонуса мышц-антагонистов… Механизм целенаправленного действия представляет собой сложнейшую функциональную систему. Важнейшими процессами в этой системе являются предварительный синтез всей информации о предстоящем действии для формирования двигательной задачи, обеспечение стойкости двигательной задачи, выбор необходимых двигательных автоматизмов, обеспечение кинетической мелодии — своевременного переключения автоматизмов, постоянный кинестетический контроль. Этот сложный механизм совершения целенаправленного действия называется праксисом. Нарушение любого из перечисленных процессов приводит к расстройствам целенаправленного действия — апраксии. Характер апраксии зависит от того, какие отделы двигательной функциональной системы поражены. Игра на фортепиано может считаться праксисом высочайшего уровня, так как при ней взаимодействуют практически все сенсорные системы. При этом задача, решаемая каждой из них, предельно трудна. Кроме того, сами двигательные акты в не меньшей степени сложны — в них задействованы многие мышцы организма, опорно-мышечный аппарат, крупные мышцы спины и шеи, мышцы ног, мелкие мышцы кистей рук, сгибатели-разгибатели и пр. Тонкость, «членораздельность» и вместе с тем синхронизированность и своевременность движений требует порой необыкновенной виртуозности, натренированности и тонкости «настройки» всего организма. Именно поэтому любые нарушения в двигательной сфере приводят, как правило, к огромным сложностям в освоении игры на фортепиано. И именно поэтому постоянная забота о физическом состоянии, тренировка двигательной системы, вообще активные движения так важны для пианиста, особенно — для начинающего. Сугубо отрицательное влияние на способность человека управлять своим телом оказывают психические и психологические травмы — при этом могут возникнуть мешающие автоматизмы (тики, подергивания, зажимы, гипертонус мышц). Или другая крайность — расслабленность мышц, которая не позволит совершить сколько-нибудь сложные и требующие определенного мышечного тонуса движения». Что же важно для нас, педагогов, если исходить из вышеизложенных теоретических посылок? Прежде всего стоит помнить, что различные функциональные системы в человеческом организме независимы друг от друга. Например, между музыкальным слухом и моторной ловкостью нет однозначной связи. «Можно прекрасно и тонко понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях» (Л. О. Бадалян). Хотя бесспорно: без хорошо развитых двигательных навыков пианист никогда не сможет достичь достаточно высокого уровня. Следовательно, педагогам можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка. Если эта складка ровная, значит признаков сколиоза (искривления позвоночника) нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Работая с учеником, педагог внимательнейшим образом следит за его физическим развитием, и не только затем, как он сидит за инструментом, но и за привычными позами, за тем, как стоит, ходит, бегает, как «держит спину». Когда малыш уже сел за инструмент, контроль и внимание должны быть нацелены на выявление первых признаков какого-либо неудобства. Наше внимание чрезвычайно важно для изначальной организации правильных пианистических навыков, чтобы в дальнейшем не возникали более сложные пробле мы, вплоть до профессиональных заболеваний
Организация игровых движений должна проходить незаметно и ненавязчиво для ученика. Наилучшим для ребенка является игра при помощи рук педагога. Пальцы находиться в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Их нужно держать так, чтобы они были в разъединённом положении, не «слипаясь» друг с другом, чтобы каждый из них мог действовать самостоятельно. Не следует говорить ученику: «Играй круглыми пальцами»,- ребенок начинает непроизвольно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а необходимо, чтобы между первым и остальными пальцами получалось «овальное окошечко». При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны три «бугорка». Маленьким детям часто бывает интересно обрисовать мелом или фломастером эти небольшие бугры-места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя. Дети должны знать, что у первого (большого) пальца особенная форма: у него видны только два бугорка, а не три, и они смотрят вбок. Пока первые пальцы не заняты, не играют, они тоже должны находиться в свободном положении, как бы «повисшем» над клавиатурой, и, следуя за остальными пальцами, должны всегда быть наготове, ждать, когда придет их время опуститься на нужную клавишу. Опускаться на клавишу большой палец должен только первым сгибом, краем подушечки. Запястье обязательно остается на уровне белых клавиш. Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поет», а пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не ударяют по клавишам. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная задача, которая является решающей: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. Ребенок должен ощутить, что его руки — передаточное звено для выражения в звуках мыслей, чувств, эмоций, это его голос. Ученик должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки громко или нежно, сердито или певуче, быстро или мягко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь. Эталона постановки руки нет, как и нет одинаковых людей. Однако, есть общие нормы и правила. Постановка должна быть : динамичной, экономичной, контактной.
Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук
Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.
Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) «Кластеры» на двух — трех черных клавишах.
2) «Вертолет» — извлечение одного звука. Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.
Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).
Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.
Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя
Несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения
I. Скованность плеча. Причина: ученик близко или низко сидит. Нужно проверить посадку и, если замечания недостаточно, следует предложить упражнение — перенос руки на далекие расстояния или гимнастические упражнения.
II Тряска кисти. Малыши начинают трясти рукой потому, что не чувствуют силы и самостоятельных возможностей в своих еще маленьких и неокрепших пальчиках. Между тем это психологическое заблуждение. Можно порекомендовать упражнения на выполнение небольших последовательностей из 2-3-4-5 звуков на одном дыхании.
III. Слабые пальцы могут прогибаться. Причина этого — желание играть более громко, неестественным для себя звуком — отсюда излишнее давление. По этому поводу Игумнов говорил: «Так же как нельзя ходить, продавливая ногами пол, так нельзя и играть, продавливая пальцами клавиатуру». При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией «собрать пальцы «, вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти. Следует дать ученику упражнение на беззвучное, мягкое нажатие клавиши.
IV. Скованность кисти. Следует играть трели в медленном темпе,
делая круговое движение запястьем.
V. Скованность предплечья. Следует играть тремоло в медленном темпе, преувеличенно раскрывая ладонь руки.
VI. Скованность пятого пальца. Когда обращают внимание учащихся на данный недостаток, они ссылаются обычно на физическую слабость своих пятых пальцев. Иногда это верно. Но сама слабость пятых пальцев проистекает из-за музыкальной и физической нетребовательности. Следует играть этюды для четвертых и пятых пальцев и последования, начинающиеся с пятых пальцев.
VII. Напряженность первого пальца. Этот недостаток происходит из-
за несамостоятельности, из-за того, что его действие подменяется
вращательным движением предплечья. Для того, чтобы заиграл палец, надо
играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц.
Внешним признаком развитости первого пальца являются приобретение им
закругленной, выпуклой формы и увеличение управляющей его движением
мышцы. Упражнения: доставать первым пальцем квинту при задержании
пятого пальца; взять третьим пальцем звук, а первым брать звуки с разных
сторон от третьего.
Гимнастика на занятиях музыки
(рекомендует автор уникальной методики музыкального развития детей Т.Б. Юдовина-Гальперина)
«В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.
Пальцевые игры. Готовим руки к игре.
1. «Балерина»
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).
Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
2. «Палочка»
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.
Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.
3. «Пальчики — очки»
Наши пальцы — не крючки, — Сделай круглые очки!
Попробуйте сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, — получатся очки, в которые можно посмотреть! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.
Прочтите стихи, потренируйтесь изображать пальцами очки, затем распойте стихи песенкой (каждый ребенок сочиняет по очереди) и поиграйте в очки, разглядывая друг друга!
4. «Пальцы – грабли»
Переплетите пальцы ладонями к себе и прочтите:
Что за пальцы: «Ну!» и «Ну!»
Как граблями я гребу!
Распойте слова песенкой и потренируйте пальчики. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано.
5. «Пальцы – колечки»
В кольцо колечко пропусти
Цепочку встретишь на пути.
Соедините в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.
6. «Пальцы – домик»
игра-загадка
Построим дом.
Кто в нем живет
И песню такую звонкую поет?
(скворечник, скворец)
Сделайте ладошками домик, поставьте их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь. Полюбуйтесь домиком и распойте слова песенкой. Похвалите лучшего исполнителя.
7. «Пальцы как жук»
Покажи, как жук летит и усами шевелит.
Сложите пальцы в кулачок, а указательный и мизинец разведите в стороны и пошевелите ими. Распойте слова песенкой, изображая пальцами полет жука.
Все пальцевые игры подготавливают детскую ручку к игре на фортепиано.
Начальные исполнительские навыки
-игра правой рукой;
-игра левой рукой;
-игра двумя руками
Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать объяснения, каким образом на фортепиано извлекается звук. Громкость звука зависит от силы удара, нажатия или давления на клавишу. Налаживание первого навыка происходит каждой рукой в отдельности. При этом используется прием non legato. Начинать стоит с третьего пальца, так как он является наиболее устойчивым, затем переходить ко второму и четвертому, и, наконец, к первому и пятому. Путь от non legato к legato рационален потому, что воспитывает у ребенка координацию всех частей руки, вырабатывает постоянный певучий звук, который послужит наилучшей основой для певучего legato. Необходимо сразу же направить внимание ученика на качество звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся, а не сухой, резкий. Ученик должен связывать качество звука с соответствующими движениями. Полный и красивый звук – со спокойным опусканием руки и кисти, глубоким погружением округлого пальца в клавишу, «сухой и жесткий» — с напряженностью руки и пальцев. Ученик должен понять, что его целью всегда является звучание, то есть результат движений. Важно, чтобы ребенок чувствовал переход от одного звука к другому, ощущая движение вперед во всем упражнении. Нужно следить, чтобы учащийся не прижимал клавишу после ее взятия, а почувствовав опору пальца в клавише и услышав звук, продолжал движение, поднимая руку вверх с приподнятым запястьем и как бы пассивно висящей кистью. Для освобождения кисти, локтя, свободы движений всей руки, для преодоления боязни клавиатуры и широких расстояний полезны упражнения на перенос руки из одной части клавиатуры в другую.
Упражнения всегда должны иметь определенный ритмический рисунок. Без ритма упражнения нецелесообразны. Темп должен быть медленным, но не чрезмерно. Такой, чтоб позволял вслушиваться в звук и контролировать движения.
Добились хорошего качества звучания? Переходим к legato! Это переливание одного звука в другой, плавный переход одного звука в другой. Добиваться этого можно только внимательно слушая этот переход. Рука стоит на кончике пальца, а последующий палец заранее нацелен на нужную клавишу и в этот момент нажатия делает только движение вниз. Остальные пальцы должны быть спокойны.
Прежде, чем играть пьесы на legato, следует поиграть упражнения на соединение двух, трех звуков. Излишняя опора на каждый звук, когда ученик хотя бы немного давит на клавишу, будет препятствовать свободе, плавности и цельности движений, нарушит мелодическую линию. Контроль за исполнением legato осуществляет слух. Владение legato способствует певучему исполнению мелодии, а в дальнейшем – развитию беглости.
В начальном детском репертуаре часто встречается staccato, это нельзя понимать буквально, а как требование исполнить звуки non legato, которое постепенно может быть приближено к более легкому и короткому звучанию, в зависимости от темпа и характера пьесы, что достигается быстрым, но мягким снятием руки.
Таким образом, постановка рук и налаживание работы пианистического аппарата является важнейшим этапом становления юного музыканта. Терпением, любовью к детям, музыке, каждый преподаватель может подобрать нужные средства для того, чтобы раскрылся талант будущего пианиста.
Источник