Упражнение гусеница для фортепиано

Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано
методическая разработка по теме

Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми» руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохраняться
в течение долгого времени, что очень мешает обучению игре на фортепиано и развитию технических навыков. В данной работе обобщена практика использования различных гимнастических упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями и напряжениями в опорно-двигательной системе.

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_i_uprazhneniya_v_dopolnenie_k_zanyatiyam_po_razvitiyu_tehniki_igry_na_fortepiano.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано

Капитанова Светлана Александровна

педагог дополнительного образования

Нижний Новгород, 2012

Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят

в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми»

руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохраняться

в течение долгого времени, что очень мешает обучению игре на

фортепиано и развитию технических навыков.

В своей педагогической практике я неизменно использую различные

гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать

затруднения, вызванные нарушениями и напряжениями в

Дополнительная гимнастика необходима еще и потому, что движения

при игре на инструменте не используют всю возможность работы мышц.

При помощи гимнастики мышцы развиваются быстрее, так как наряду

с более маленькими, сильно контролированными движениями,

выполняемыми за инструментом, они регулярно совершают и свободные

Установить точную норму количества повторения упражнений

невозможно. Руководствоваться нужно следующим:

1. никогда не заниматься до усталости;

2. полезно только упражнение, выполненное с полным вниманием;

3. даже при работе одного сустава пальца все тело должно быть

Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами

задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может

варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

Упражнения для правильной осанки и освобождения тела.

Упражнение 1. « Шалтай-Болтай» Встань прямо. Опусти руки свободно вниз,

слегка нагибаясь при этом вперед. Начинай покачивать их навстречу друг

другу, то скрещивая ,то разводя руки в стороны. Одновременно с этим,

наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к

Упражнение 2 . Разведи руки в стороны. Освободи мышцы спины, шеи и

плеч, дай всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед.

Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляйся,

принимая прежнее положение.

Упражнение 3. «Маятник» Встань ровно, ноги на расстоянии ступни.

Опусти обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети.

Начинай раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад- вперед,

Упражнение 4. « Лифтик» Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут.

Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице.

Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки

ученика, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что

тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, а шея

и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая

свободно, долго раскачиваются до полной остановки. Здесь очень важно

проследить, чтобы не был зажат шейный отдел. Это упражнение помогает

при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука»,

содружественному движению обеих рук.

Упражнение 5. « Балерина» Чуть прогнутый корпус. На вздох подняться

на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их

над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища

руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это

время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи

Упражнение 6. «Вращательные движения» Ученик сжимает руки в кулачки

и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны

непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они

поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых

суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются- начать с

простейших упражнений: поднимать и опускать плечи.

Упражнение 7. «Шейка» Мягкими, ласковыми движениями рук педагог

осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые

движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц.

Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие

движения, не напрягая шею.

Эти семь упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние

напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При

достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям

дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут

«помогать себе», поднимая плечи.

Упражнения для крупных мышц

Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате

активизируются мышцы плече- лопатного отдела, появляется ощущение

«целостности» движений рук из «корпуса».

Упражнение 1. « Мельница» Руки и тело свободные. Вращательные

движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой

попеременно и вместе, вперед и назад.

В упражнение «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,

поскольку его цель- не разработать мышцы рук, а лишь уметь их

расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

Упражнение 2. «Цыганочка» Потряхивание плечами (как в цыганских

танцах) лучше всего выполнять под аккомпанемент. Вначале стоит делать

упражнение в упрощенном виде — лишь подвигать плечиками вверх и вниз,

попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям

плечевых мышц – попеременно, вместе, вперед, назад.

Упражнение 3. «Боксик» Для того, чтобы почувствовать руку « из корпуса»,

ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед,

как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.

Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.

Упражнение 4. «Стирка» Пусть ученик представит, что он стирает,

например, платье для куклы. Постирал – надо стряхнуть. Во время

упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются

далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот.

И когда играешь на фортепиано – звуки, как брызги: играешь свободными

руками – звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь,

у тебя остаются». И никто не услышит их.

Упражнение 5. «Дирижер» Ребенок «дирижирует» под музыку. Это

упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает

плавность и пластичность движений.

Упражнение 6. «Повороты туловища» под музыку. Всевозможные

повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище

поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных

мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то

расслабляются, то напрягаются попеременно.

Третий комплекс упражнений направлен на развитие хватательных

движений. Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует

работу мышц. Ребенок учится естественно распределять мышечные

напряжения. Хватательные движения развивают ладонные мышцы,

создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения.

Упражнение 1. «Платочек танцует» Под неторопливый, сдержанный

Темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка ) ученик

плавными движениями передает платочек из руки в руку. Педагог следит

за ритмичностью движений – платочек передается на сильную долю такта.

Это упражнение вырабатывает пластику движений рук, воспитывает

Упражнение 2. «Кто быстрее» На счет «раз-два –три» нужно быстрее

схватить платочек. Педагог играет с учеником и, конечно, позволяет ему

выиграть. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому

упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить

исполнение даже самых простых музыкальных произведений.

Упражнение 3. «Летающий платочек» Спина и плечи свободные. Ученик

крепко стоит на ногах ( нужно проверить, насколько прочна опора на ноги).

В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и

подхватывает его другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая.

То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по

платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при

этом руки. Движения плавные, пианистичные ( по крайней мере, к этому

надо стремиться), платочки как бы летают в воздухе.

Упражнения на дыхание.

Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от

умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука

Упражнение 1. «Оттолкни веточку» Мышцы спины, шеи и плеч свободны.

Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать

неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки,

распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время

длинный, продолжительный выдох.

Упражнение 2. «Животик дышит» Ученик держит обе руки на верхней части

живота (в районе диафрагмы ).Он ровно, размеренно дышит, не поднимая

плеч: вдох- выдох ,несколько раз. Педагог кладет ему руки на плечи. Если

плечи начинают подниматься, руки педагога сразу чуть сильнее давят на них.

Можно менять тип дыхания в этом упражнении: вдох короткий, а выдох

Упражнение 3. «Плавание» Руки вытянуты параллельно на уровне груди.

Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на

выдохе возвратить их в исходную позицию ( брасс ).

Упражнения для кистей и пальцев

Упражнение 1. «Разбудим пальчики» Начинаем «зарядку» для пальцев

с поглаживания: каждый пальчик по несколько разгладим от кончика к

основанию, а затем делаем движения, как будто моем руки.

Упражнения 2. «Растяжка пальцев» Положите на стол какой – нибудь

мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии

20-30 см. друг от друга .Затем отведите в сторону большие пальцы обеих

рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук

поочередно дотянуться до предмета: сначала 2-ым, потом 3-им, 4-ым и 5-ым

Вы почувствуете, как 1-ые палчики « не пускают» своих «братьев» достать

предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто

стряхиваете с них воду.

Упражнение 3. «Гибкость пальцев» Пружинящими движениями осторожно

отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз

сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем

ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем

кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании

упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Упражнение 4. «Подвижность пальцев» Положите обе кисти рук на стол и

поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом

быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные

оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку.

В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро

заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и

подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое,

даже очень сложное музыкальное произведение.

Список используемой литературы

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М.- 1985.

2. Юдовина – Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог.

Санкт – Петербург, 2002

3. Гат Й.Техника фортепианной игры. М, 1956

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлено 9 занятий для корректировки и повышения техники чтения, для детей имеющих отставание в обучении.

Важнейшей основой для развития мелкой моторики учащихся была и будет всегда правильная организация игрового аппарата, начиная с первых шагов юного пианиста. Очень важно научить ученика умело пол.

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф.

Тема занятия: Методы обучения:Цель занятия: Изучение технических приемов игры в настольный теннис.Задачи:- закрепить навыки выполнения технических приемов.- закрепить понятие об атакующих ударах « Сре.

в статье даны упражнения,выполнение которых помогает повысить уровень техники игры.

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие.

Источник

Знакомимся с упражнениями для фортепиано

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Источник

Оцените статью