Упражнения для баяна ноты

В.Демченко — Технические упражнения для баяна

Баянистам детских музыкальных школ и училищ

Оглавление

РАЗДЕЛ I
Штрихи
Динамика

РАЗДЕЛ II
Гаммы
Гаммы в ритмическом сопоставлении
Арпеджио
Гаммы диезные.
Гаммы бемольные

РАЗДЕЛ III

Секвенции
Полиритмия.
Ломаные арпеджио
Трезвучия

РАЗДЕЛ IV
Гаммы двойными нотами
Гамма терциями
Гамма секстами.
Гамма октавами
Гамма в терцию с удвоением терцового тона внизу.
Гамма в терцию с удвоением основного тона вверху.
Арпеджио и трезвучия.

РАЗДЕЛ V

Гаммы трезвучиями и их арпеджио
Септаккорды
Доминантсептаккорд
Малый вводный септаккорд.
Малый минорный септаккорд.
Уменьшенный септаккорд

РАЗДЕЛ VI
Хроматическая гамма
Гамма септаккордами
Диатонические секвенции в хроматическом последовании

РАЗДЕЛ VII
Гаммы, арпеджио и аккорды от одной ноты
Гаммы от одной ноты (одноименный мажор и минор).
Трезвучия с обращениями от одной ноты
Септаккорды с обращениями и их арпеджио от одной ноты
Трезвучия и септаккорды с обращениями от одной ноты

РАЗДЕЛ VIII
Гаммы, аккорды и арпеджио в широком расположении
Гамма в дециму
Гамма в терцдециму
Гамма в квинтдециму.
Гаммы составными интервалами с удвоениями
Гаммы трезвучиями в широком расположении
Трезвучия с обращениями в широком расположении.
Септаккорды с обращениями в широком расположении.

РАЗДЕЛ IX
Упражнения с выдержанными нотами

РАЗДЕЛ X
Скачки

РАЗДЕЛ XI
Мелизмы
Замена пальцев
Подмена пальцев
Репетиция.
Тремоло

Введение

Достижение подлинного мастерства исполнения зависит в первую очередь от общего музыкального развития учащегося, его художественного вкуса, глубокого проникновения в содержание исполняемых произведений, что достигается в результате работы над большим количеством музыкально-художественной литературы.
Но, разучивая только художественный материал и не занимаясь технической работой, ученик будет отставать в технической стороне исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта наличия определенных хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.

Поэтому советская методика преподавания игры на баяне вводит в процесс обучения упражнения и этюды как материал для развития и овладения основными двигательно-техническими приемами и навыками, подготавливая учащегося к более свободному исполнению трудных мест в художественных произведениях, способствуя более совершенному раскрытию исполнительского замысла.
Педагог должен с первых же дней обучения воспитывать у учащегося наиболее важные двигательно-технические навыки, которые выражаются в следующем:

1. Пространственная точность — способность пальцев уверенно и безошибочно соприкасаться с нужными клавишами. Для этого не следует нажимать клавишу раньше, чем в сознании не возникнет ясное представление о ее положении на клавиатуре и уверенность в том, что нужный палец возьмет нужную клавишу. При подвижной игре техника направляется уже не единичными звуковыми представлениями, а комплексными, охватывающими определенную совокупность звуков.
2. Ритмичность — способность пальцев обеспечивать своевременное возникновение и прекраще ние звучания. Для этого нужно хорошо усвоить соотношение длительностей нот, научиться считать вслух и систематически работать над ритмическими упражнениями.
3. Аппликатурная точность — умение точно выполнять утвержденную аппликатуру. В противном случае движения с трудом запоминаются и автоматизируются, выучивание произведения затягивается, а исполнению сопутствует большая скованность и неуверенность. 347

4. Красочная точность-умение извлекать звук различными штрихами и динамическими оттенками (см. раздел I).
5. Автоматизация движений — умение превращать движения (игру) из полностью контролируемых в частично или почти не контролируемые. Для этого нужна при повторении разучиваемого материала творческая активность сознания, постоянное наличие исполнительской цели. Художественные и двигательные задачи друг от друга неотделимы, так как конечной целью всякого движения является определенное звучание.
6. Управляемость техники — способность мгновенно подчинять сознанию выработанные игровые движения, быстро изменять установившийся ход игры (штрихи, динамику, темп), превращать движения, протекающие автоматично, в движения подконтрольные. Важным способом развития управляемости техники является игра с листа, транспонирование и импровизация, где пальцы
должны мгновенно повиноваться быстро возникающим музыкальным задачам.
7. Беглость — способность извлекать в быстром темпе последовательности звуков и созвучий.
8. Гармоничность движений — все движения должны быть согласованными, непринужденными, ловкими, уверенными, достаточно смелыми и оправданными, иначе не будет в достаточной м.ере реализована звуковая задача. Для этого необходимо тщательное усвоение исполнительских приемов и навыков, воспитание выносливости руки, умение вовремя устранять излишние движения и напряжения. Недостаточная ясность художественных целей (что именно нужно утвердить, какую мысль, образ) и двигательных (какие клавиши надо брать, какими пальцами, каким способом) вносит в технику учащегося дисгармонию, порождает неопределенность, неуверенность движений.

Основным условием развития перечисленных выше двигательно-технических навыков и способностей ученика является законченное выучивание большого количества постепенно усложняющихся художественных произведений, значительного числа разнообразных этюдов и систематическая работа над разносторонними и постепенно усложняющимися техническими упражнениями.
Выдающиеся музыканты реалистического направления рассматривали упражнения как необходимое средство для развития исполнительской техники.
А. Н. Скрябин настойчиво добивался от своих учеников усвоения тех приемов и навыков, без которых они не могли бы выполнить поставленные перед ними исполнительские задачи.
«Ф. Лист считал необходимым, чтобы в процессе исполнения техническая сторона не волновала пианиста. Именно для этого он и рекомендовал предварительную тщательную работу над «фундаментальными формулами». По его глубокому убеждению, такая работа способствует автоматизации движений и разгрузке сознания в процессе исполнения от технических подробностей».
Г. Г. Нейгауз по данному вопросу говорит следующее: «Упражнения я рассматриваю как некий «полуфабрикат». К таким «полуфабрикатам» относятся, например, гаммы, арпеджио, пятиступенные последования, упражнения для развития октавной техники,. скачков, аккордов и прочее. Задачи тут могут быть бесконечными в своем разнообразии. Упражнения вообще необходимы для выработки контакта между пальцами и клавишами».

Без изучения гамм, арпеджио и аккордов во всех тональностях и без технических навыков их исполнения учащемуся чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы широко применяются.
Иногда, встретив в разучиваемом произведении одно или два технически трудных места, ученик вынужден долго над ними работать, в результате чего теряется поступательность разучивания произведения, утрачивается цельность, образы расплываются, теряется интерес к пьесе, возникает чувство неуверенности и неудовлетворенности. Чтобы избежать этого, следует систематически подготавливать игровой аппарат учащегося ко все новым возрастающим техническим трудностям.
Современная наука рассматривает всякое упражнение, связанное с движением тела, как результат работы центральной нервной системы, поэтому Эффективность упражнения находится в прямой связи со степенью яркости и точности представления о цели данных действий.
В связи с этим нужно считать одной из важнейших задач педагога объяснение ученику конкретных целей упражнения в наиболее ясной и убедительной форме. Целесообразно при этом сыграть несколько примеров использования технического приема в художественных произведениях. Тогда в восприятии ученика возникает конкретный, а значит, и эмоционально воздействующий и запоминающийся образ.

Такая связь упражнений с художественными звуковыми образами помогает баянисту ярко представить стоящую перед ним задачу и способствует сознательному ее решению.
В процессе работы над упражнениями происходит отбор и приспособление нужных для достижения цели движений, приобретение определенного опыта и закрепление его в памяти учащегося. Поэтому педагог должен следить за тем, чтобы ученик не превращал упражнения в механическую,-«бездумную», не контролируемую сознанием работу. Небрежная игра упражнений без должного контроля за качеством их выполнения и без определенных звуковых целей не только не помогает техническому развитию ученика, но, наоборот, дезорганизует его технику, вредно отражаясь на исполнении разученных произведений.
Поэтому вначале упражнения следует играть в медленном темпе, что позволяет внимательно продумать детали текста, звуковую и двигательную сторону упражнения.

Выученные упражнения необходимо использовать как тренировочный материал, закрепляя его в памяти и в физических ощущениях, и одновременно приступать к новым упражнениям. Но если это гаммы, арпеджио и аккорды во всех видах, то должен меняться не материал, а качество и задачи его выполнения.
В результате работы над упражнениями зрительное впечатление (как (написано в нотах) и моторное ощущение (характер движения) должны возможно скорее составить для ученика как бы одно целое и отойти на задний план, оставив на первом месте только слуховое представление написанного в нотах и слуховой контроль за качеством звучания. Так и происходит накопление исполнительского опыта на наиболее типичных видах баянной фактуры. Встречая впоследствии в художественных произведениях знакомый тип фактуры, ученик разучивает его, имея определенные технические навыки, что значительно сокращает время разучивания произведения и технического овладения им.

От уровня музыкального развития учащегося зависит и форма его работы над техническими упражнениями. На высоком уровне исполнительского искусства упражнения служат лишь краткой подготовкой к основной работе, являются средством поддержания «музыкальной формы». Но учащимся детских музыкальных школ и музыкальных училищ необходимо не поддерживать технику, а приобретать ее, развивать определенные технические навыки, овладевать техническими формулами и приемами, без усвоения которых нельзя стать на путь достижения исполнительского мастерства.
Время работы ученика над техническими упражнениями должно быть строго ограниченным и определяться педагогом в зависимости от подготовленности ученика и конкретных задач его технического развития.
Музыкант должен добиваться техники, исходя не из количества затрачиваемого на технические упражнения времени, а из качества этого труда, превращая его в умственную психическую работу, требующую напряжения воли и внимания и направленную на разрешение музыкальных задач.
Учитывая все сказанное выше, необходимо научить ребенка тщательно работать над преодолением исполнительских трудностей, постоянно подчиняя технику самому важному в исполнении — раскрытию художественного содержания произведения.

Источник

Самоучители игры на баяне, аккордеоне, гармони

самоучители, книги, литература,
ноты для начинающих
пособия для ДМШ

Процесс формирования профессиональной исполнительской техники — длительный процесс, требующий ежедневной работы над развитием различных элементов ее. Поэтому каждый баянист — как профессионал, так и ученик — должен ввести для себя ежедневный «час техники», доводя свои руки до состояния «хорошей разыгранности», т.е. полной технической свободы и подвижности. Он должен включать )В себя прежде всего работу над гаммами, арпеджио и упражнениями, а также повторение этюдов и технически трудных мест из музыкальных произведений.

Ноты для начинающих

Нотные сборники для начинающих баянистов и аккордеонистов

  • Этюды
  • Пьесы
  • Полифонические пьесы
  • Сонаты
  • .
  • Педагогический репертуар
  • Азбука мелодий для молодого аккордеониста
  • Альбом для детей
  • Альбом для юношества
  • Аккордеон в музыкальной школе (Пьесы)
  • Баян (Учебный репертуар ДМШ)
  • Баян в музыкальной школе
  • Баян в музыкальном училище (начинающим профессионалам)
  • Готово-выборный баян в музыкальном училище (начинающим виртуозам)
  • Готово-выборный баян в музыкальной школе
  • Легкие пьесы для чтения с листа
  • Концерты в переложении для баяна (ДМШ)
  • Хрестоматия для баяна
  • Хрестоматия для аккордеона
  • Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
  • Радость начинающих


Самоучитель игры на баяне
В. Алехин, П. Шашкин
«Советский композитор», 1977г.
номер с2283к

Предлагаемый самоучитель является начальным пособием для желающих самостоятельно, без педагога научиться играть по нотам на баяне.
Основы обучения игре на баяне излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики. Применяется новая аппликатура, одобренная ведущими педагогами-исполнителями на методическом совещании, которое было созвано в 1968 г. по инициативе изд-ва «Советский композитор» и Московского методического кабинета.
Самоучитель состоит из двух частей. 1-я часть содержит необходимые сведения по теории музыки, методические указания и нотный материал, включающий упражнения, гаммы, арпеджио, этюды и пьесы. Особый раздел посвящен чтению нот с листа. 2-я часть представляет собой нотное приложение, соответствующее разделам 1-й части; в него входят популярные народные песни и танцы, пьесы советских композиторов и произведения русской и зарубежной классики.
Музыкальный материал пособия может быть использован в музыкальных школах и кружках художественной самодеятельности.

  • I
    • Устройство баяна
    • Музыкальные звуки
    • Правая клавиатура
    • Левая клавиатура
    • Посадка
    • Постановка правой руки
    • Постановка левой руки
    • Запись звуков
    • Скрипичный ключ
    • Длительность музыкальных звуков
    • Такт и тактовые размеры
    • Знаки альтерации
    • Паузы
  • II
    • Басовый ключ
      Ряд основных басов
      Ряд вспомогательных басов
      Игра двумя руками
      Акцент
      Шестнадцатые и тридцатьвторые ноты
      Штрихи и техника ведения меха
      Динамические оттенки
      Темп
      Знаки сокращения нотного письма
      Фермата
      Нота с точкой
      Затакт
      Тактовые размеры
  • III
    • Интервалы и построение трезвучий
      Аккорды и арпеджио
      Обращения трезвучий
      Двухштильная запись нот
      Синкопа
      Триоль
      Квннтоль и секстоль
  • IV
    • Мелизмы
      Форшлаг
      Мордент
      Группетто
      Трель
      Тремоло
      Тремоло мехом
      Глиссандо
      Репетиция
      Смешанные и переменные размеры
  • V
    • Гаммы и их построение
      (Лад)
      Мажорные гаммы
      Минорные гаммы
      Гаммы, арпеджио, аккорды
  • VI
    • Чтение нот с листа
    • Советы учащимся
  • Нотное приложение I
    • Русская частушка
    • Стоит орешина кудрявая. Русская народная песня
    • Летал голубь. Русская народная песня
    • Ан. Александров. А кто у нас умный
    • Ай Настасья, ай Настасья. Русская народная песня
    • За речушкой яр хмель. Русская народная песня
    • Калач. Украинская народная песня
    • Ах ты, хмель мой, хмелек. Русская народная песня
    • Н. Чайкин. Пьеса
    • Д. Кабалевский. Песенка
    • Эстонская народная мелодия
    • Д. Васнльев-Буглай. Осенняя песенка
    • Птичья колядка. Польская народная песня
    • Соловьем залетным. Русская народная песня
    • М. Красев. Елочка
    • Д. Кабалевский. Колыбельная
    • Ехал казак за Дунай. Русская народная песня
    • Не плач, дсвчино. Украинская народная песня
    • Ах ты, зимушка-зима. Русская народная песня
    • Как на горе калина. Русская народная песня
    • М. Магиденко. Петушок
    • При долинушке калинушка стоит. Русская народная песня
    • Т. Хренников. Песня девушек из оперы «В бурю»
    • М. Глинка. Хор крестьянок из оперы «Иван Сусанин»
    • Самара-городок. Русская народная песня
    • Ф. Шуберт. Форель
    • То не ветер ветку клонит. Русская народная песня
    • Гопак. Украинский народный танец
    • Полосынька. Русская народная песня
    • Страдания. Обработка В. Алехина
    • Я пойду ли, молоденько. Русская народная песня
    • С. Туликов. Ленин всегда с тобой
  • III
    • А. Жилинский. С удочкой
      Л. Моцарт. Юмореска
      С. Гулак-Артемовский. Мкяцю ясный. Ария Оксаны из оперы «Запорожец за Дунаем»
      Латышская народная полька
      Пересохни, Волга-речка. Волжские страдания Веселый сапожник. Польская народная песня. Обработка В. Бухвостова
      Л. Бекман. Елочка
      М. Мусоргский. Поздно вечером сидела. Хор девушек из оперы «Хованщина»
      Н. Римскнй-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
      Г. Петерсбургский. Синий платочек
      Во саду ли, в огороде. Русская народная плясовая песня. Обработка П. Шашкина
      К. Мясков. Прелюд
      Калинка. Русская народная песня. Обработка Ан. Александрова
      Сиротинушка. Русский народный танец. Обработка П. Шашкина
      В. Сидоров. Тайна. Танго
  • IV
    • B. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
      Д. Шостакович. Танец-скакалка
      Р. Глиэр. Монгольская песенка
      C. Дешкин. Марш юных пионеров
      Уж ты, поле мое. Русская народная Песня. Обработка В. Накапкина
      B. Белый. Орленок
      C. Гулак-Артемовский. Казачок из оперы «Запорожец за Дунаем»
      М. Обычайко. Тоска. Вальс
      По морям, по волнам. Обработка В. Накапкина
      Цыганская венгерка. Обработка В. Алехина
      С. Туликов. Любите Россию!

Скачать самоучитель


А.Кудрявцев и П.Полуянов
Самоучитель игры на аккордеоне
«Государственное музыкальное издательство», 1949г. 1950г.
«Советский композитор», 1963г.
номер м19979г м20988г

Из самоучителя:
§ 40. Гаммы в левой руке
Клавиши левой клавиатуры расположены так, что достаточно выучить одну мажорную, одну мелодическую и одну гармоническую — минорные гаммы, чтобы тем самым научиться играть любую гамму в любой тональности левой рукой. Надо только начинать то же доследование клавишей с соответствующей тоники.
Нет страницы 7-8.

1. Русская плясовая «Из-под дуба, из-под вяза»
2. Детская песенка «Солнышко»
3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»
4. Д. Шостакович. Отрывок из танца
5. В. Неедлы. Будь со мной (чешская песня)
6. Д. Кабалевский. Маленькая полька
7. А. Гедике. Пьеса на 4-х нотах
8. А. Гедике. Пьеса на 3-х нотах
9. С. Аксюк. Этюд
10. А. Гедике. Этюд
11. А. Кудрявцев. Этюд для левой руки
12. А. Гедике. Прелюдия
13. Т. Хренников. Колыбельная
14. А. Гедике. Заинька (русская народная песня)
15. А. Гедике. Мазурка
16. П. Триодин. Степь да степь кругом (русская народная песня)
17. Б. Мокроусов. Одинокая гармонь
18. Л. Книппер. Полюшко, поле
19. Д. Кабалевский. Вроде вальса
20. Д. Кабалевский. Шуточная
21. Д. Кабалевский. Этюд (правая рука)
22. Н. Ризоль. Тропотянка (закарпатский танец)
23. Я. Медынь. Я девчонка — словно роза (латышская народная песня)
24. Народная песня «При долинушке калинушка» (из репертуара хора имени Пятницкого)
25. А. Лепин. Не грусти, дорогая
26. Б. Мокроусов. Всегда ты хороша
27. Д. Кабалевский. Токкатина
28. Н. Леонтович. Над речкой бережком (украинская народная песня)
29. Д. Шостакович. «Молодежная» из к/ф «Первый эшелон»
30. Р. Глиэр. Вальс-бостон из балета «Красный цветок»
31. Г. Тихомиров. Этюд
32. Народная песня «Полно, полно вам, ребята» (из репертуара хора им. Пятницкого)
33. В. Захаров. Зелеными просторами
34. С. Туликов. Мы за мир
35. А. Новиков. Застава Ильича
36. А. Новиков. Родина моя
37. Б. Мокроусов. Жди солдата
38. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии
39. Ю. Милютин. Синеглазая
40. Т. Хренников. Песня о Москве

Д. Шостакович. «Песня мира» из к/ф «Встреча на Эльбе»
А. Новиков. У кого мне узнать
С. Туликов. Цвети и здравствуй, молодость!
И. Дунаевский. «Спой нам, ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта»
С. Василенко. По сеничкам Дуняшенька гуляла (вариации на русскую народную песню)
С. Прокофьев. Вальс
Д. Кабалевский. Побочная партия из первой части концерта для скрипки
С. Прокофьев. Танец антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»
А. Цфасман. Веселый вечер (фокстрот).
В. Рунов. В полночь (танго)

Приложение ко II части
Гимн Советского Союза
Песня о Сталине. Музыка М. Блантера
Гимн Международного союза студентов. Музыка В. Мурадели
Ой туманы мои. Музыка В. Захарова
Песня из оперы „Рафаэль». Музыка А. Аренского.
Вальс из оп. „Елка*. Музыка В. Ребикова
Отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем». Музыка Гулак-Артемовского

Скачать пособие


И.Иванов-Зверев
Начальный курс игры на баяне
задания четвертое, пятое, шестое
Москва, 1968г.

РЕПЕРТУАР Нотное приложение
Ах вы, сени мои, сени
Ах ты, зимушка, зима
А я сам
Бандура
Белорусская народная песня
Бульба
Виноград в саду цветет,
Вдоль по Питерской.
Волга-реченька глубока
Во поле береза стояла
Во саду ли, в огороде **
Вот мчится тройка почтовая
Выйду ль я на реченьку
Гопак.
Доброй ночи
Дощик, дощик
За окном черемуха колышется
Из-за острова на стрежень.
Как на горке калина.
Картули.
Лявониха.
Мазурка.
Меж крутых бережков
Не слышно шума городского
Ой, за гаем, гаем.
Ой, полна, полна коробушка
Плещут холодные волны
По долинам и по взгорьям.
По Дону гуляет казак молодой.
По диким степям Забайкалья
Пойду ль я, выйду ль я
Раскинулось море широко
Родина
Русская плясовая
Санта Лючия.
Светит месяц.
Смело, товарищи, в ногу.
Среди долины ровныя.
Степь да степь кругом.
Там вдали, за рекой.
Там за речкой, там за перевалом
То не ветер ветку клонит
Тропинка.
Тирольский вальс
Черные брови.
Что ты жадко глядишь на дорогу
Я вечор млада
Я на горку шла*
Я встретил вас*
Брамс И. Колыбельная*
Глинка М. Ты, соловушко, умолкни
Джойс А. Осенний сон
Качурбина М. Мишка с куклой танцуют полечку
Книппер Л. Полюшко, поле***
Левидова Д. Этюд*.
Легар Ф. Вальс из оперетты «Граф Люксембург»*
Моцарт В. Вальс*
Пахмутова А. Отчего гармонь поет*
Петров А. Песня о голубых городах*
Родыгин Е. Уральская рябинушка
Спадавеккия А. Полька*.
Черни К. Этюд, соч. 823, № 10*
Черни К. Этюд, соч. 823, № 8.
Черни К. Этюд. соч. 599, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 39*
Черни К. Этюд, соч. Ш9, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 60*
Штраус И. Вальс из оперетты «Цыганский барон»*

* Переложение для баяна И. Иваноша-Зверева. ** Переложение Аз. Иванова. *** Переложение В. Мотова.

Скачать пособие

Источник

Оцените статью