- Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для беглости пальцев
- Упражнения для начинающих пианистов (fb2)
- Упражнения для начинающих пианистов
- Знакомимся с упражнениями для фортепиано
- Какие бывают упражнения для фортепиано
- Разновидность упражнений – арпеджио
- И еще один вид арпеджио
- Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для беглости пальцев
Нотный материал настоящего пособия ориентирован на первые годы обучения ребенка игре на фортепиано, может быть использован педагогами в качестве дополнительного материала к имеющимся школам и пособиям.
Одна из задач данного сборника — расширение и обновление педагогического репертуара на начальном этапе обучения.
Легкие пьесы рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет, уже знакомых с клавиатурой. В сборнике не соблюдается последовательность в нарастании трудности. Педагог в каждом определенном случае может находить пьесы и упражнения, наиболее соответствующие какой-то конкретно поставленной перед учеником задаче, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка.
Благодаря доступности, легкости фортепианного изложения дети могут самостоятельно, даже без помощи педагога, играть эти пьесы, знакомясь с новыми музыкальными образами и техническими комбинациями.
Автор в своих сочинениях старался, чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию ребенка, отличались ярким выражением определенного настроения.
Источник
Упражнения для начинающих пианистов (fb2)
Упражнения для начинающих пианистов
работа над штрихами и туше
на начальной стадии обучения игре на фортепиано
через эмоциональное раскрепощение ученика
Издательство «Союз художников»
Санкт-Петербург
Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.
© В. Золотницкая, 2004
© Издательство «Союз художников», 2004
© А. Веселов, оформление, 2004
На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями и предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук — «покушение с негодными средствами» , то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки, увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.
Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента.
Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только когда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыке.
Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и послушными, а звучание более осмысленным и музыкальным. Одни упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику. Другие подсказаны трудами Г.Г. Нейгауза, В. Ландовской, знакомством с методическими разработками Мальцева, Баренбойма, Гринштейн, Артоболевской.
Но как бы хороши ни были те или иные методики, они имеют настоящую ценность прежде всего в руках своих создателей. Поэтому надо создавать и свою методику, изучая все лучшее, выбирая приемлемое для себя и своих учеников, учитывая особенность своего характера; искать и создавать новое, интересное — пропущенное через свой ум и сердце.
Итак, ваш новый маленький ученик неуверенно и робко входит в класс. Прежде всего надо, чтобы он почувствовал себя свободно и раскрепощенно в общении с вами. Здесь вся надежда на то, что вы любите свое дело, любите детей и у вас настоящий запас доброты, такта и юмора. Без полной эмоциональной свободы ученика нечего говорить о его физической свободе и о свободе рук в частности. Залог эмоциональной свободы — в доброжелательных, творческих взаимоотношениях.
Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает «акулий плавник». Поэтому первые уроки мы начинам с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Я прошу детей дома 2—3 раза в день делать эти упражнения, и вскоре их спины становятся крепкими и ровными, повышается работоспособность. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.
Остановлюсь на том нетрадиционном, что есть в наших занятиях. В работе с начинающими я использую как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка» , «птички» , «краб» , «колечки» , «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонированье с функциональным басом по методике С.М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).
Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большое внимание. Обращаем особое внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора. Я категорически против закрепления за интервалами какого-то одного образа и характера (еж, ворона и т.д.). Сыгранный в другом характере интервал часто не узнается. Лучше потратить чуть больше времени и сил, но показать все возможности и краски интервалов:
1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением — нежно, решительно, печально, бодро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.
2) Слушаем секунды:
а) «Слон и моська» — И. Арсеев (Н.Ветлугина «Музыкальный букварь») — звонкое, смешное тявканье секунд.
б) «Дождь и радуга» — С. Прокофьев — красочные, акварельные пятна секунд.
в) «Сказочка» — С. Прокофьев — мерцающие, таинственные огоньки секунд.
В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес — играет секунды в определенном характере различным прикосновением.
3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: «Гармошка» — Е.Тиличеева («Музыкальный букварь»).
Много секундовых попевок в сольфеджио Барабошкиной I класс.
Здесь намечен только принцип работы с интервалами.
Все авторские упражнения даны с текстами. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер упражнения и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым non legato, так и легким staccato («Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato, portamento, затем non legato, marcato, и лишь затем legato.
Далее приводятся только авторские упражнения (текст и музыка).
Как пример приведу 4 интервальных упражнения — в них можно менять характер, настроение, то есть играть разным туше. (Упр. 1, 2, 3, 4).
Поется на слова «ква-ква-ква»
Терции — слушаем, поем, играем, транспонируем разнохарактерные попевки. Например:
1. «Два кота» — энергично, задорно;
2. «Спи, мой мишка» — нежно, ласково (Е. Тиличеева);
3. «Лягушка-квакушка» — мягко, свободно, с юмором.
Крепкое non legato и tenuto для «большой лягушки» и portamento и даже staccato для «маленькой лягушечки».
Источник
Знакомимся с упражнениями для фортепиано
Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.
Какие бывают упражнения для фортепиано
А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.
Для начала давайте правильно сядем за инструмент.
Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.
Постановка рук на фортепианной клавиатуре
Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.
Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.
Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.
Постановка левой руки на квинту
А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.
Постановка правой руки на квинту
Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.
Разновидность упражнений – арпеджио
Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.
Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки
И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки
Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:
Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре
Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.
И еще один вид арпеджио
Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре
А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:
Источник
Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано
Изучение гаммового комплекса, технически и разумно организованное, способно принести большую пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Оно позволяет овладеть основными формулами фортепианной техники, на практике познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг, познакомиться с основными аппликатурными позициями, выработать пальцевую четкость, ровность, беглость.
Гаммовый комплекс помогает ученикам воспитываться таким образом, чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай. Тогда, разучивая новую пьесу, он сможет направить свои силы на ее художественное содержание. Изучение гамм развивает двигательные возможности пианиста, оказывает помощь в чтении с листа, быстром разборе произведений.
Каждый педагог должен помнить, что если он строит свою работу исключительно на художественном репертуаре, его ученик никогда не достигнет даже начальной ступени мастерства и не приобретет необходимой технической свободы. Задача педагога заключается в том, чтобы методически правильно организовать работу над гаммами другими упражнениями, тогда эта работа достаточно быстро начнет приносить свои первые плоды.
И, конечно же, старания и усилия педагога не пройдут даром, если ученик будет приучен к мысли, что занятия на фортепиано – это не только веселая игра, но и труд – одновременно интересный и прилежный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_gammami_i_uprazhneniyami_v_klasse_fortepiano.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств с.Сукпак
667904, Республика Тыва, Кызылский кожуун, с.Сукпак, ул. Салчака Тока, д.1б, тел.9-52-03, sukpakmuz@mail.ru
Тема: «Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано»
по классу фортепиано
Значение гамм в игре на фортепиано
Работа над гаммами в младших классах (1-2 класс)
- Освоение подготовительных упражнений к игре гамм
- Знакомство с гаммой
- Знакомство с хроматической гаммой
- Знакомство с аккордами и арпеджио
Работа над гаммами во 2м классе
Работа над гаммами в средних и старших классах
6 Заключение 10-11
7 Список литературы 12
«Работа над гаммами и упражнениями в классе фортепиано»
Цель: показать важность начального этапа изучения гамм, определить последовательность методов работы над гаммами.
- раскрыть значение игры гамм на фортепиано;
- поэтапный рассказ работы над гаммами в младших, средних и старших классах;
- показ примеров в процессе изложения данного методического сообщения.
Еще в 16 веке в клавирной педагогике, при обучении игре на клавикордах и клавесине изучение гамм, аккордов и арпеджио стало обязательной частью музыкального воспитания.
Одной из причин, по которой гаммы приобрели большое значение в воспитании пианиста – это все более частое употребление в игре 1 пальца.
В далекую пору раннего клавирного исполнительства музыканты часто обходились не только без подкладывания 1 пальца, но и вообще без него. 1 пальцу вроде бы и не находилось места при игре, если учесть небольшие размеры клавиатуры и склад музыки, господствовавший в то время.
Лишь постепенно 1 палец все больше входит в употребление. Гаммы с новой аппликатурой, с использованием 1 пальца дважды в пределах октавы, оказались хорошим материалом для развития его подвижности и гибкости.
С течением времени постепенно сложились составные части гаммового комплекса и порядок его исполнения, который мы используем в настоящее время.
В истории фортепианной педагогики отношение к гаммам не всегда было однозначным. А. Гольденвейзер пишет: «В старину для каждого исполнителя считалось необходимым хорошее владение гаммами. Потом был период, когда это было совершенно заброшено. Отрицание этих упражнений я считаю большим заблуждением. Музыкант-педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить эти пассажи каждый раз как частный случай. А для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными».
На протяжении всего 19 века работа над гаммами оставалась основой технического развития пианиста.
«Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним. Они одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже искусному исполнителю» — подчеркивал К.Черни.
В истории советской фортепианной педагогики был период (в 30-х годах XX века), когда, справедливо борясь за осмысленность занятий, выступая против автоматической зубрежки упражнений, в том числе и гамм, некоторые методисты стали отрицать и сам инструктивный материал. Развивать технику ученика предписывалось только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм. Но педагоги старой школы тайком проходили гаммы со своими учениками.
Период этот длился очень недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен в своих правах.
В отличие от этюдов, гаммы осваиваются легко и сразу же накапливается техническое мастерство. Этюды же приносят пользу лишь тогда, когда они освоены до конца (играются свободно, в темпе, с оттенками). В гаммах задействованы сразу обе руки, и левая развивается на равных с правой, тогда как этюды, как правило, направлены на развитие одной из рук.
Хорошо известно, какой феноменальной техникой обладал Эмиль Гилельс. Повседневная работа над гаммовым комплексом сыграла в её развитии не последнюю роль. Вот как он сам рассказывал об этом: «Каждое утро я подхожу к своему «ящику» и выбираю те самые важные, самые нужные инструменты, без которых никогда не могу обойтись: прямые, расходящиеся гаммы, арпеджио, гаммы в терцию, дециму, сексту».
Значение гамм в игре на фортепиано
Работа над гаммами и упражнениями должна быть систематизирована и выстроена для того, чтобы преподаватель смог более точно и доступно для учащегося выстроить работу над гаммами.
Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.
Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
- Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды- натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направления движения (вверх, вниз, слышат интонационную сторону тонов-полутонов – интервалику).
- Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).
- Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентацией в ней.
- Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
- Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально- теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д.)
- Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.
Работа над гаммами в младших классах (1-2 класс)
Прежде чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.
- Освоение подготовительных упражнений к игре гамм.
Подготовительные упражнения учащемуся можно давать после того как ребенок освоит основные штрихи (staccato, legato, non legato). Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы подготовить пианистический аппарат к игре гамм:
— подготовка первого пальца
— подготовка кистевых движений
— подготовка к игре аккордов – одновременное звучание нескольких звуков.
Для достижения поставленных мною задач я использую следующие подготовительные упражнения из сборника Н.М. Раитиной «Ступеньки в музыку».
Упражнения для первого пальца «Челнок», «Шмель» — играем 1-2,
1-3, 1-4 пальцами на legato, при исполнении используем подтекстовку
Я челнок, куда хочу,
Туда всегда верчусь.
Я веселый желтый шмель
Сяду я на эту ель
Исполняя эти упражнения нужно проследить за постановкой первого пальца, он должен ставиться на самый кончик пальца. Также необходимо проследить за независимостью движения пальца, так чтобы не помогать ему движением руки.
Упражнение «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, всю гамму до мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались.
Закрутись, закрутись, ты веревочка моя
Раскрутись, раскрутись, ты веревочка моя.
Упражнения из пяти звуков:
«Стрекоза» — играем вверх и вниз подряд 1-5 пальцы с подтекстовкой:
Стрекоза летит и назад спешит
А потом еще разок летит.
«Жук» — играем с повтором каждые два пальца (1-2,1-2; 3-4,3-4; 5-4,5-4;
Жу-жу-жу да жу-жу-жу
Я вам сказку расскажу.
«Кубик – рубик» Кубик –рубик я сложу никому не покажу.
«Ступеньки» — Я по ступенькам поднимусь, потом по ним я вниз спущусь.
«Паучок» (упражнение Ганона) – Я плету и заплетаю, мушек в петли завлекаю.
Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях ставится задача одновременное взятие 2х звуков вместе, без так называемых «квакушек». Эти упражнения подготавливают учащегося к игре трезвучий и аккордов.
- «Квинты» — играем 1-5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражнения использую подтекстовку:
Мы веселые две квинты
Ты нас правильно сыграй
Первый пятый первый пятый
Ты скорее поиграй.
- «Часы» — играем терции 1-3,3-5 как маятник часов. Упражнение играть с подтекстовкой:
На стене часы висят
Тихо мирно говорят
- «Кварты» — играем 1-4, 2-5 пальцами. Подтекстовка:
Зайка ушастенький, ловкий зверек,
Прыгает весело – скок да поскок.
2. Знакомство с гаммой.
После того как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству с гаммой. Объяснить, что гамма играется по определенным правилам. Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.
Затем переходить к игре звукоряда по позициям. Позиция 3х пальцев и позиция 5-ти пальцев. Правая рука играет вверх, а левая вниз. В обратном направлении сначала позиция из 5-ти пальцев, а потом 3 пальца. Это отрабатывается отдельно каждой рукой. Затем можно поиграть гамму двумя руками от одного звука в расходящемся движении.
3. Знакомство с хроматической гаммой.
Знакомство с хроматической гаммой можно начать с упражнения «Белые и черные клавиши проворные» , где отдельно проигрываются две черные и три черные клавиши. Объяснить учащемуся правило игры хроматической гаммы – какими пальцами играть – на всех черных клавишах играет только 3 палец, а на всех белых клавишах – 1й. После этого можно перейти к соединению двух черных клавиш и трех, объяснив ученику, что где между белыми клавишами нет черной клавиши, нужно играть 1-2 пальцами. Играть отдельно каждой рукой.
- Знакомство с аккордами и арпеджио.
При знакомстве с аккордами объяснить ребенку, что аккорд – это созвучие трех звуков, т.е. трезвучие. Играть его нужно 1-3-5 пальцами. Вспомнить упражнения «Квинты», «Часы», «Бабочка». Объяснить ученику, что когда мы играем три звука вместе – это называется аккорд. Затем объяснить, что арпеджио – это разложенный аккорд. Арпеджио играется такими же пальцами, что и аккорд. В арпеджио мы играем не только пальцами. Но и в процессе игры участвует наша кисть, она помогает повести и довести звук до последнего звука.
После того, как ребенок усвоил игру трезвучия объяснить ему обращение трезвучия. Нижний звук трезвучия переносится на октаву вверх, таким образом у нас получается новый аккорд и называется он секстаккорд.
А называют его так потому, что крайние звуки «ми-до» образуют интервал сексту. У этого аккорда другая аппликатура: крайние звуки в правой и левой руке играют 1-5 пальцы, а средние звуки правая рука будет играть 2-м пальцем, а левая -3м. И таким же образом объяснить квартсекстаккорд.
Все виды этих упражнений учащийся должен играть медленно, не торопясь, как бы «шагая» каждым пальчиком, маршируя. На этом этапе ребенок должен познакомиться с динамическими принципами игры в гамме, т.е. если движение идет вверх — играем крещендо, а если вниз – диминуэндо.
Работа над гаммами во 2м классе
Во втором классе в работе над гаммами стоят следующие задачи:
— игра гамм двумя руками;
— игра гамм в две октавы;
— ровность, четкость исполнения гамм в медленном темпе;
— звуковедение в арпеджио;
— в аккордах – точное взятие всех звуков вместе.
Гаммы играем сначала каждой рукой отдельно – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно. После того как ребенок освоил аппликатуру, переходим к игре в 2 октавы. Нужно объяснить, что когда мы играем в две октавы, то вместо 5-го пальца в правой руке ставим 4- й, а в левой после 4-го пальца ставим 1й палец.
Получается следующая схема:
Играем и проговариваем пальцы вслух, в медленном темпе, следим за подкладыванием первого пальца, чтобы запястье не прогибалось. После того как ребенок усвоит аппликатуру начинать играть гамму двумя руками в прямом движении.
Арпеджио При исполнении арпеджио нужно добиваться певучего звука, ощущение веса руки и работы кисти.
Аккорды При игре аккордов нужно добиваться брать все звуки вместе без «квакушек». Поиграть аккорд по три раза хватательным движением на staccato, можно играть на крещендо, т.е. первый тихо, второй громче, третий громко.
Также во втором классе для развития техники пальцев играть упражнения на три октавы вверх и вниз:
Упражнения «цепочки» из «кубиков»: «Колечки», «Кубики», «Вертушки», «Ступеньки».
Работа над гаммами в средних и старших классах
При работе над гаммами в средних и старших классах стоят следующие задачи:
— изучение 4х звучных арпеджио;
— игра всех видов гамм в 4 октавы;
— ровность, четкость исполнения;
— ломанные и длинные арпеджио.
Для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев можно играть гаммы различными штрихами (staccato, legato, non legato).
Играть гаммы с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения.
При игре в расходящемся движении гаммы отдельную трудность вызывает у учащихся встреча знаков альтерации, когда они не совпадают. Для устранения этих затруднений можно поиграть гамму медленно, называя знак альтерации в той руке, в которой он встречается.
Игра коротких арпеджио по 4 звука.
Перед тем как приступить к игре арпеджио, необходимо объяснить ученику аппликатурные принципы.
— Пальцы необходимо брать точно такие же, как и в аккордах.
— Всегда играют 1,2 и 5 пальцы, меняются только 3 и 4 пальцы.
— При знакомстве с 4х звучным арпеджио играем каждой рукой отдельно с удвоением того звука, на который попадает 3 или 4 палец.
— Играть арпеджио на legato, с динамикой, кистевые движения должны помогать передавать звук из одного пальца в другой, пропевать каждый звук.
Когда ребенок освоит знание аппликатурных принципов коротких 4х звучных арпеджио, тогда можно приступать к игре ломанных арпеджио. Отрабатывать их нужно в медленном темпе.
При игре этого вида арпеджио у учащихся возникает трудность с подкладыванием первого пальца, вовремя и без запинок. Чтобы отработать этот вид арпеджио можно поиграть его в медленном темпе с остановкой, перед тем как поставить первый палец и заранее его приготовить. Поучить путем прибавления каждого следующего звука. Поиграть с динамикой.
При изучении бемольных гамм меняется аппликатура. Нужно объяснить ученику, что во всех мажорных бемольных гаммах (исключение фа мажор) правая рука всегда начинает играть со 2 го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу после черной – и эти звуки будут «до» и «фа» во всех бемольных мажорных гаммах, 4 палец всегда будет играть звук «си бемоль». А левая рука всегда начинает с 3го пальца, а 1й ставится на белую клавишу перед черной, 4й ставится на четвертую ступень данного мажора.
Таким образом, изучение гаммового комплекса, технически и разумно организованное, способно принести большую пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Оно позволяет овладеть основными формулами фортепианной техники, на практике познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг, познакомиться с основными аппликатурными позициями, выработать пальцевую четкость, ровность, беглость.
Гаммовый комплекс помогает ученикам воспитываться таким образом, чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай. Тогда, разучивая новую пьесу, он сможет направить свои силы на ее художественное содержание. Изучение гамм развивает двигательные возможности пианиста, оказывает помощь в чтении с листа, быстром разборе произведений.
Каждый педагог должен помнить, что если он строит свою работу исключительно на художественном репертуаре, его ученик никогда не достигнет даже начальной ступени мастерства и не приобретет необходимой технической свободы. Задача педагога заключается в том, чтобы методически правильно организовать работу над гаммами другими упражнениями, тогда эта работа достаточно быстро начнет приносить свои первые плоды.
И, конечно же, старания и усилия педагога не пройдут даром, если ученик будет приучен к мысли, что занятия на фортепиано – это не только веселая игра, но и труд – одновременно интересный и прилежный.
Источник