Упражнения для дошкольников фортепиано

Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет. донотнй период
план-конспект на тему

Заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом, введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

Скачать:

Вложение Размер
dubrovskaya_otkrytoe_zanyatie.2015g.docx 40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

Дворец творчества детей и молодежи

имени А.П. Гайдара

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет, донотный период»

педагог Дубровская Т.В.

Педагог: Дубровская Татьяна Владимировна

Обучающийся: Вяткина Катя

Место проведения: 4.18

Дата: 07.04.2015 г. в 19.30

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-6 лет, донотный период»

Цель: — заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом;

— введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

— развитие познавательной активности обучающегося и осмысленного отношения к музыкальному материалу;

— приобретение навыков анализа и краткой характеристики попевок;

— применение теоретического материала на практике.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Основные приемы и методы, используемые на занятии:

— систематичность и последовательность;

— контроль над качеством исполнения.

— фортепиано; — стул и подставки.

Вводная часть: организационный момент

Педагог объявляет тему и задачи занятия.

знакомство с инструментом. Определение пульса в произведениях. Анализ и пение попевок. Подбор попевки на фортепиано по слуху. Двигательная гимнастика и упражнения за фортепиано на постановку руки.

1. Теоретическая часть . Педагог знакомит ученика с фортепиано, клавиатурой, показывает расположение клавиш: «до», «ми», «фа», «си». Педагог играет муз. произведение, а ученик равномерно, ритмично хлопает под музыку. Краткий анализ попевки, которую поет сначала педагог, а затем ученик.

2. Практическая часть. Двигательная гимнастика стоя и сидя за столом. Посадка за инструментом, упражнение на постановку рук. Подбор попевки 2-ым пальцем.

Педагог подводит итоги данного занятия, обращая внимание на удачи и недостатки.

План-конспект проведения занятия

Приветствие. Педагог объявляет тему занятия, цель и ставит задачу перед обучающейся.

— Главное условие успешного развития ученика – точная работа педагога на начальном этапе обучения, то есть всестороннее развитие природных музыкальных данных ребенка, осуществляемое в тесной связи с «постановкой руки».

Каждый урок сочетает в себе

— знакомство с фортепиано, клавиатурой

— развитие слух, ритма , памяти

— гимнастику постановку рук

Перед первым прикосновением к клавишам ребенок должен познакомиться с волшебным инструментом . Мы заглядываем внутрь, ему хочется погладить толстые и тонкие струны, молоточки:

«Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной —

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна

В этом городе видна» .

Я рассказываю ему про «волшебную» педаль и о ее влиянии на звук. Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой. Потом мы вместе находим первый звук-«до» и считаем, сколько раз он повторяется на клавиатуре. Затем находим клавиши «ми», «фа», «си». Знакомясь с регистрами, дети понимают, что на фортепиано можно изобразить не только разных зверей и птиц, но и все инструменты оркестра. Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш и деление клавиатуры на группы -октавы. Вначале знакомим ученика с черными клавишами, это позволяет сразу же включить в работу зрительные, слуховые и осязательные ощущения.

После того как ребенок начал различать зрительно, мы знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы, а затем, закрыв глаза, узнаем их.

Слух поддается развитию и над этим необходимо работать. Тренировать слух можно на самых простых, всем известных упражнениях:

  • сколько звуков ты слышишь?
  • более «тонкие » звуки (высокие) — более «толстые» (низкие).
  • зоопарк (голосам разных животных соответствуют разные регистры).
  • игра в «жмурки» (отгадывание сыгранных учителем звуков).

С первых уроков можно познакомить ребенка с интервалами. И в начале каждого урока мы «подготавливаем ушки к работе». То есть, вначале ребенку объясняется, что два одновременно звучащих звука, называются интервалом. Они бывают разными. И нужно сыграть какие-либо два контрастных интервала, (например: октаву и секунду), внимательно послушать их, давая при этом характеристику: октава — красивый интервал, звуки сливаются, секунда -очень резкий, звуки совсем рядом. Затем ученик, закрыв глаза, должен отгадать, какой звучит интервал. На следующем уроке, если ребенок запомнил эту пару, можно объяснить следующую и т.д.

Такие упражнения способствуют развитию слуха и позволяют ученику отвлечься от игры на инструменте.

Ритм менее податлив для развития. Прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации, расширяет кругозор учеников, активизирует их эмоционально-слуховую сферу, способствует осознанию ритмического своеобразия жанра. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений. Работа над развитием метро — ритмического чувства ребенка начинается уже с первых занятий. Играя музыкальное произведение, я прошу ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его пульс. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами.

Затем я пою ученику любую песенку, например: «Василек» и мы вместе определяем, где долгие, а где короткие звуки и выясняем, что различные их сочетания составляют ритм.

Чтобы запомнить мелодию нужно ее проанализировать: как идут звуки: по ступенькам или скачками, вверх или вниз. После этого попытаться с педагогом эту попевку спеть.

Постановка руки — важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика.

«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата.

  • Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед.
  • Плечи опущены, дыхание ровное и свободное.
  • Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.

Выработке такой осанки помогают различные упражнения:

  • поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
  • размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов.
  • поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их; поднимать слегка согнутые в локтях руки, затем произвольно их опустить.
  • оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
  • описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
  • подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

А.А. Шмидт- Шкловская писала: «Большую роль в работе пианиста играют крупные части рук. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе- так называемая «игра всей рукой от плеча».

Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение –non legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над

упражнениями необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание «слышащих» пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами — одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии.

В целях улучшения слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения:

Смысл состоит в том, что каждый звук берется с той силой звучания, которая получилась в результате затухания предыдущего.

Нужно постоянно обращать внимание ученика, учить его больше слушать, думать, а не играть механически. Упражнения на non legato целесообразнее играть сначала третьим, самым устойчивым пальцем, затем вторым и четвертым. После этого можно подключать к работе пятый и первый пальцы.

После упражнений пытаемся с учеником подобрать по слуху попевку «Василек» 2 пальцем.

Подведение итога занятия (какие результаты были достигнуты, какие нет). Даются рекомендации для последующей работы.

  1. О. Курнавина «О первоначальном музыкальном воспитании»
  2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»

Источник

Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений

Многие родители считают, что ребенка нужно непременно отдавать в музыкальную школу. В чем-то они правы: обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию речи, творческого мышления, коммуникативных навыков и, в целом, интеллекта.

Самый востребованный в музыкальных школах – класс фортепиано. Как подготовить детские пальчики к урокам игры на этом инструменте, рассказывает Я – Родитель. В подготовке материала использованы рекомендации и упражнения из книги «Учебное пособие и первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской.

Зачем готовить руку к музыкальной школе?

Учителя музыки зачастую сталкиваются с проблемой «зажатости рук» у начинающих пианистов. Это мешает изучению произведений, на снятие зажимов уходит много времени, ученик нервничает, у него снижается мотивация. В этом случае некоторые бросают занятия, так и не начав играть на инструменте. Поэтому необходимо заранее подготовить руки.

Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет

Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на пианино рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.

Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти – свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.

В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры.

3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя

Игра «Шалтай-болтай»

Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.

Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.

«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».

В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.

Игра «То березка, то рябина»

Упражнение на расслабление корпуса и рук.

Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.

Игра «Пружинки»

Упражнение на разработку кистей рук.

Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.

5 упражнений для осанки, выполняемых сидя

Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения.

Игра «Ведерочки»

Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.

Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.

Игра «Наклоны»

Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.

Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.

2 упражнения для разработки пальцев

Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».

Игра «Поцелуйчики»

Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.

Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.

Игра «Паровозик»

Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев.

Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.

Упражнение для постановки руки

Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».

«Парашют»

Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.

В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.

Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.

Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями.

Источник

Оцените статью