Упражнения для фортепиано легато

Связное исполнение мелодий (Легато)

Ноты, объединенные лигой, надо играть связно, не отрывая руки от клавиши. Связное исполнение называется LEGATO (ЛЕГАТО).

Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. Вместе с тем кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. Полезно учиться этому навыку на упражнениях:


При исполнении двух звуков legato первый из них извлекается при плавном опускании руки и «погружении» пальца в клавишу, а второй — при небольшом подъеме кисти, уменьшающем вес руки и, следовательно, силу ее давления на клавишу. Такого же плавного движения надо добиваться и при игре нескольких слигованных звуков и целых фраз.


Послушайте


Послушайте

Маленький совет для исполнения legato. Как бы немного увеличивайте длительность нот. Еще звучит предыдущая нота (по-крайней мере, заканчивает звучать), а Вы уже нажимаете следующую ноту.

Продолжаем работу над звуком, соблюдая все динамические оттенки (громче-тише). Представьте, как «коровушка» идет домой, сытая, усталая, ноги заплетаются. шутка, конечно, но все равно мелодию исполняйте связно (legato). Напоминаю, что при ключе стоит си-бемоль, других знаков не наблюдается. Следим за осанкой и за аппликатурой.

Неполный такт в начале пьесы называется затактом. Желающие могут подробнее просмотреть этот материал в разделе «Теория музыки». Затакт вместе с последним тактом пьесы составляет полный такт (то есть в последнем такте до указанного при ключе размера не хватает именно столько длительностей, сколько находится в первом такте). Посмотрите внимательно на следующий музыкальный пример, и Вы увидите. Долго его не разглядывайте (чего на него любоваться!), а давайте разучим. Как обычно, обращаю Ваше внимание на ключевой знак (фа-диез). Ну, а про аппликатуру я на этот раз промолчу, надеюсь, что Вы это и так запомнили (да-да, за аппликатурой надо следить).


Послушаем

Пора понемногу начинать играть одновременно двумя руками. Если возникнут трудности (а это в общем-то бывает, и ничего страшного в этом нет), сыграйте сначала раздельно правой и левой рукой, а потом пробуйте соединять. Упражнение совсем легкое, должно получиться. Только просьба не забывать играть legato, соблюдать динимические оттенки.


Послушать

Возьму на себя смелость утверждать, что ни один начинающий музыкант не прошел мимо этой польки. Легкая приятная пьеска. Легко усваивается на слух. Рекомендую не просто разучить, а и пропеть названиями нот. Следите за левой рукой. Конечно, поначалу непривычно: все-таки приходится исполнять (вести) основную мелодию. Сначала послушайте. Правая рука выделяет слабую долю такта, поэтому прошу не переусердствовать.

Источник

Развитие навыка легато в фортепианном классе. Начальный период.

План — конспект открытого урока с учениками 1 класса фортепиано. Урок посвящён закренлению материала, формирующего начальные навыки приёма легато на фортепиано.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_navyka_legato.docx 20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Лихославльская детская школа искусств»

Тема урока: «Развитие навыка легато в фортепианном классе. Начальный период»

Преподаватель фортепиано: Шлыкова О. В.

Воспитательная – формирование внимательного отношения к звукоизвлечению и исполнительскому процессу.

Образовательная – закрепить понятие «легато», определить упражнения для его развития.

Развивающая – развитие музыкальных и творческих способностей учащегося, его слуховых и технических возможностей.

Воспитательная – развитие эмоционально – образного восприятия.

Образовательная – на примере разнообразных упражнений закрепить навыки игры легато, сделать работу над тренировочным материалом осмысленной и интересной.

Развивающая – развитие образного мышления, творческого воображения и фантазии.

Форма урока – обобщающее занятие с элементами игры.

Тип урока – закрепление понятий и умений.

Инструменты – два пианино.

Наглядные пособия – рисунки и картинки.

2. Закрепление понятия штриха легато как связного способа исполнения на фортепиано, основанного на интонировании.

3. Игры на закрепление слухового восприятия легато.

4. Пальчиковые игры для подготовки к звукоизвлечению.

5. Занимательные упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения легато на фортепиано.

6. Занимательные упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения легато на фортепиано, сочинённые учащимися самостоятельно.

7. Исполнение произведений учениками в ансамбле с учителем.

8. Исполнение произведений учениками — сольно.

9. Заключение. Итоги урока.

10. Домашнее задание.

При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, которые называются штрихами:

— игра отделёнными друг от друга звуками (нон легато);

— игра связанными между собой звуками (легато);

— игра короткими звуками (стаккато).

Наряду с ними существуют промежуточные способы, зависящие от характера музыки, её темпа и динамики.

2. Закрепление понятия штриха легато как связного способа исполнения на фортепиано, основанного на интонировании.

Наиболее сложной проблемой фортепианной игры является исполнение кантилены, так как певучий, мягкий и долго тянущийся звук противоречит характеру фортепианной механики.

Исполнение мелодии легато на фортепиано невозможно без интонирования, поэтому при работе над этим штрихом нужно идти от пения. Конечно, на фортепиано полностью подражать пению невозможно, однако, как сказал Г. Нейгауз: «Когда мы выставляем невозможное в качестве требования, то можем достичь высшей степени возможного».

Учитель играет несколько мелодий с интонированием и без него, обращая внимание учеников на разницу в качестве исполнения и необходимости интонирования.

3. Игры на закрепление слухового восприятия легато:

— различить на слух различные способы звукоизвлечения (в том числе легато), предложенные другим учеником;

— выбрать подходящий по характеру штрих к предложенной мелодии;

— различить на слух верное и неверное интонирование услышанного мотива.

4. Пальчиковые игры для подготовки к звукоизвлечению:

— «До свидания», «Ветерок» (подвижность и лёгкость пальцев);

— «Щёточка», «Одуванчик» (свободное раскрытие всех пальцев из ладони);

— «Иди ко мне», «Щелчки» (свободное раскрытие каждого пальца из ладони);

— «Паучок», «Лошадка» (активная работа каждого пальца);

— «Здравствуй, пальчик», «Обезьянка» (цепкость кончиков пальцев).

5. Занимательные упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения легато на фортепиано:

— «Киска» (2 звука легато в нисходящем и восходящем секундовом движении по звукам одной октавы с погружением в первый звук – интонация ямба);

— «Коза» (2 звука легато в нисходящем и восходящем секундовом движении по звукам одной октавы с погружением во второй звук – интонация хорея);

— «Баю — баюшки» (2 и 3звука легато в нисходящем движении с чёрной клавиши: м.3 с заполнением от 3 пальца к 1 пальцу с переносом через октаву);

— «Радуга» (3 звука легато в нисходящем и восходящем поступенном движении по звукам двух октав с погружением в первый звук);

— «Колобок» (3 звука легато в нисходящем и восходящем поступенном движении по звукам двух октавы с погружением в третий звук);

— «Алиса рисует» (3 звука легато в нисходящем и восходящем поступенном движении по звукам двух октав с погружением во второй звук);

— «Зайка» (4 звука легато активного характера: кварта с заполнением в восходящем движении от всех звуков первой октавы в разных тональностях, левая рука играет в малой октаве в зеркальном отражении);

— «Перепёлочка» (5 звуков легато певучего характера в восходящем и нисходящем поступенном движении от звуков первой октавы в разных тональностях с остановкой и погружением в третий звук, левая рука играет в малой октаве);

— «Серенький бычок» (5 звуков легато активного характера в восходящем и нисходящем поступенном движении от звуков первой октавы в разных тональностях с движением мелодии к последнему звуку каждого мотива, левая рука играет в малой октаве);

— «Утка» (движение 5-звучной мелодии легато певучего характера по звукам трезвучия чередуется с восходящим и нисходящим поступенным движением от звуков первой октавы в разных тональностях с интонированием мелодии к главному звуку каждого мотива, левая рука играет в малой октаве).

6. Занимательные упражнения для развития технических и интонационных возможностей исполнения легато на фортепиано, сочинённые учащимися самостоятельно:

— «Петушок» (5 звуков певучего легато в различной последовательности с движением мелодии к главному звуку каждого мотива от белых клавиш в разных тональностях, левая рука играет в малой октаве);

— «Дождик» (5 звуков активного легато и лёгкого стаккато в различной последовательности с движением мелодии к главному звуку каждого мотива, левая рука играет в малой октаве).

7. Исполнение учениками произведений в ансамбле с учителем.

Исполнение учениками произведений И. Корольковой в ансамбле с учителем с использованием легато в 3-х звучных последовательностях в каждой руке:

— «Колыбельная медузы», «Весёлые музыканты» (Чеснокова Юля);

— «Ворона», «Музыкальная мышка» (Ознобихина Алиса).

Все произведения исполняются со словами, помогающими правильно интонировать мелодию.

Анализ фразировки и интонирования исполненных произведений.

8. Исполнение учениками произведений – сольно.

Исполнение учениками произведений с использованием штриха легато разного качества (певучее и активное) в 5-х звучных последовательностях:

— Н. Торопова. «Жук» (Чеснокова Юля);

— И. Королькова. «Бабушкина сказка» (Ознобихина Алиса);

— Н. Торопова. «Прогулка» (Ознобихина Алиса).

Все произведения исполняются со словами, помогающими правильно интонировать мелодию.

Фортепиано – необыкновенно чувствительный инструмент, поэтому качество прикосновения к клавишам сразу отражается на звуке. Существует множество различных способов звукоизвлечения для передачи музыкальных образов.

Для певучей игры используют штрих легато, исполнение которого на фортепиано невозможно без интонирования. Поэтому при работе над легато нужно идти от пения.

Качество штриха легато бывает разнообразным и зависит от характера музыки, её темпа и динамики.

10. Домашнее задание.

— Сочинить на стихи из «Книжки-малышки» песенки – упражнения на активное и певучее легато в 5-ти пальцевой последовательности.

— Добиваться при исполнении легато разного качества звучания, в зависимости от характера произведения.

— Правильно интонировать музыкальные фразы и внимательно себя слушать.

Источник

(11) Стандартное нажатие клавиш; Легато, Стаккато

Обычное нажатие клавиши состоит из трех основных компонентов: нажатие движением вниз, удерживание и снятие руки. Возможно, это звучит так, словно здесь совершенно нечему учиться, но это не так, потому что у каждого компонента есть своя цель и метод, и пианист должен знать, как контролировать шпиллер, контрфенгер и плечо гаммербанка при помощи клавиш (Аскенфельд, Андерс, ред.), и мало кто из новичков делает это правильно.

Движение вниз (нажатие) — это то, что создает звук; это должно быть одиночное ускоренное движение, с контролем громкости. Время, затрачиваемое на это движение, должно быть предельно точным. Когда нужно играть «глубоко в клавиши», это не означает, что первоначальное движение должно замедляться; оно должно ускоряться в течение всего времени на пути к клавише, чтобы не потерять контроль. Проверьте сами: начинайте нажимать на клавиши медленнее, а не ускоряйтесь в конце. «Ускоренное действие» фортепиано Стейнвей работает, потому что движение молоточка ускоряется, когда под сукно в центральной части клавиатуры помещают круглую втулку (см. п. 5 в (80) Структурная Схема Фортепиано, где показано, что на месте этой круглой втулки может быть просто войлочное сукно). Из-за этого место шарнира подается вперед вместе с нажатой клавишей, а значит, передняя часть клавиши укорачивается, а задняя — удлиняется, при этом капстан двигается быстрее для постоянного нажатия клавиши. Этот пример иллюстрирует, как важно ускорять нажатие клавиши для получения хорошего звука, и как заботятся об этом конструкторы фортепиано. Эффективность «ускоренного действия» сама по себе противоречива, потому что существуют отличные фортепиано без этого механизма — в этом случае ускорение полностью контролируется пианистом. Очевидно, что для пианиста важнее контролировать ускорение, чем полагаться на инструмент. Однако этот фактор может объяснить, почему подавляющее большинство концертирующих пианистов предпочитает фортепиано Стейнвей. Добавление механизма ускорения должно быть обычным делом, но это может оказаться бессмысленным, если не будет эффекта гаммербанка. Для удара по клавишам вниз нужны хороши развитые мышцы-сгибатели, а также навык расслабления сразу после взятия ноты.

Удерживание клавиши подразумевает удерживание молоточка, с использованием контрфенгера (п. 26 в (80) Структурная Схема Рояля) для точного контроля продолжительности ноты — это означает, что пианист должен регулировать силу нажатия клавиши во время ее удерживания. Если не удерживать клавишу, молоточек будет «болтаться», что может стать причиной проблем при игре повторяющихся нот и трелей. Таким образом, удерживание особенно важно для трелей. Новичкам всегда трудно делать быстрый переход от движения вниз к расслабленному удерживанию. Когда удерживаете ноту, не давите на клавишу, пытаясь сделать звук «еще глубже в фортепиано», потому что это, напротив, приведет к лишнему напряжению, боли в суставах и даже травмам. Может быть, в самом начале вы еще не будете давить на клавиши так сильно, но после нескольких лет неправильной практики студенты в итоге все-таки приобретают эту дурную привычку и играют, вкладывая просто невероятную силу. Помните, что гравитации вполне достаточно для того, чтобы клавиша оставалась нажатой и молоточек держался в нужной позиции. Именно длина удерживания ноты придает ее звучанию окраску и выразительность; следовательно, это очень важная часть музыкального исполнения и, возможно, наиболее трудная для контроля.

Во время снятия руки с клавиши модератор опускается на струны и прерывает звук. Как и удерживание, снятие также определяет длительность ноты. Снимать руку с клавиши нужно быстро, чтобы контролировать точную продолжительность ноты. Если модератор опустится недостаточно быстро, струна завибрирует, и получится гудящий звук. Поэтому пианист должен развивать быстроту мышц-разгибателей. Многие студенты, особенно играя быстро, совершенно забывают о важности снятия руки с клавиш, и игра в итоге получается разболтанной.

Обычно при игре снятие руки с предыдущей клавиши совпадает с движением вниз для нажатия следующей. Если вы раньше не пробовали играть, сосредотачиваясь на каждом элементе, начните играть последовательность «до» — «соль» (до мажор) пальцами 1-5, и практикуйте с «осознанием» каждого элемента на каждом пальце. Чтобы тренировать мышцы-разгибатели, ускорьте отрыв руки от клавиши; практикуйте быстрое снятие руки с немедленным расслаблением, но не поднимайте слишком высоко, задерживая руку в воздухе.

Эта базовая тренировка нажатия клавиш намного важнее, чем кажется большинству студентов. Очевидно, что вы не будете все время играть таким образом, так зачем же, казалось бы, практиковать это? Дело в том, что даже кратковременная практика позволит вам быстро сделать эти движения автоматическими, потому что вы начнете слышать разницу в звуках в зависимости от собственных движений. Отработка базового удара по клавишам — главный аргумент в пользу медленного постепенного подхода к изучению техники игры, используемого многими школами, например, школами Александера и Фельденкрайза.

Все пальцы, которые не играют в данный момент, должны слегка соприкасаться с клавишами. По мере того, как вы начинаете быстрее нажимать клавиши и снимать руку (примерно начиная со скорости нота в секунду), растет и напряжение; целью практики должно стать освобождение от этого напряжения. Постепенно увеличьте темп до максимального для вас, при котором вы чувствуете себя комфортно и все еще можете играть все элементы вашего фрагмента. В этом есть свое волшебство: если вы прилежный ученик, техника базового удара по клавишам окажется автоматически «встроенной» в вашу игру и при обычном темпе. Не беспокойтесь, что утратите навык этих движений, потому что вы будете отчетливо слышать разницу: звучание будет намного хуже, если эти движения неверны.

Теперь повторим то же самое на примере медленного произведения, например, 1-й части «Лунной Сонаты» Бетховена. Играем каждой рукой отдельно. Если вы не делали этого раньше, игра сразу двумя руками вместе будет неуклюжей, потому что вам придется скоординировать столько разных элементов для обеих рук. Однако, чем больше вы играете, тем лучше будет звучать произведение, тем лучше вы будете контролировать окраску и выразительность звучания. Если вы занимаетесь каждый день без перерывов, прогресс окажется очень быстрым. Вы увидите, что без хорошо отработанного навыка базового удара по клавишам (или если фортепиано не очень хорошо настроено), просто невозможно играть, потому что молоточек будет бесконтрольно болтаться, ухудшая качество звука.

Раньше студентов учили правильно исполнять произведения, добиваясь хорошего касания и тона, но не обращая никакого внимания на то, что происходит с механизмом фортепиано при игре. Но современные хорошо образованные студенты должны знать, как устроен инструмент, потому что так можно гораздо точнее понять, как именно следует исполнять произведения. Например, базовые принципы удара по клавишам отличаются для цифровых инструментов, потому что у них отсутствуют шпиллер, контрфенгер и молоточек, и именно поэтому большинство профессиональных пианистов предпочитают акустические фортепиано. Тем не менее, на цифровых инструментах все равно нужно практиковать базовый удар по клавишам, потому что это неотъемлемая часть техники игры, и его легко различить.

Легато — это плавная игра, которая получается в результате соединения нот, следующих друг за другом. Играя легато, нужно нажимать следующую ноту, не отпуская предыдущую. Алан Фрейзер рекомендует играть так, чтобы этот перехлест двух следующих друг за другом нот был довольно длинным. Начало ноты содержит в себе много «шума», поэтому перехлест не так заметен. Легато — это привычка, которая должна быть «встроена» в вашу игру, поэтому поэкспериментируйте с разной длиной перехлеста, чтобы увидеть, как лучше всего играть именно для вас, чтобы получить хорошее легато. Если у вас уже выработалась определенная привычка, ее может быть трудно изменить; будьте готовы к долгой работе. Практиковаться придется, пока новое идеальное движение не превратится в привычку. Шопен считал, что легато — это наиболее важная техника для новичка. Произведения Шопена требуют особых видов легато и стаккато (Баллада, соч. 23); слушайте запись и практикуйте на примере этого произведения.

Стаккато. Это просто потрясающе, как много книг по технике игры на фортепиано рассуждают о стаккато, но никогда не дают определение, что это такое! При игре стаккато молоточек отскакивает от струн и модератор немедленно возвращается на струны — таким образом, звук получается кратким, без задержки. Следовательно, здесь мы пропускаем удерживание как элемент базового удара по клавишам, и после нажатия рука поднимается над клавиатурой, а не остается на ней. Есть два обозначения стаккато, обычное (точки над нотами) и акцентированное (клинышки под/над нотами). В обоих типах шпиллер не высвобождается (№1 в (80) Структурная Схема Рояля). В нормальном стаккато палец «падает» на клавишу примерно с «полпути». В акцентированном стаккато — меньше, чем с полпути; при этом модератор возвращается к струнам быстрее, что приводит к меньшей длительности ноты. Палец движется вниз и вверх очень быстро. Контрфенгер здесь не задействован, поэтому молоточек может «скакать», поэтому начиная с определенной скорости, играть повторяющиеся стаккато становится трудно. Однако, если вам трудно играть повторяющиеся стаккато в быстром темпе, не спешите винить себя — возможно, молоточек вашего фортепиано движения с неправильной частотой, а значит, в неправильном направлении. После того как вы измените скорость и расстояние с которого рука «падает» на клавишу, проблема может исчезнуть.

В нормальном стаккато гравитация быстро возвращает модератор на струны (это о роялях; в обычных фортепиано используются пружины). В акцентированном стаккато модератор отскакивает от верхней планки ((80) Структурная Схема Рояля, нажмите на ссылку внизу, чтобы посмотреть более детальную схему), поэтому и возвращается быстрее. При контакте со струнами гаммербанк может двигаться в противоположном направлении, что уменьшает эффективную массу молоточку; таким образом, с помощью стаккато можно получать множество звуков разной окраски. Следовательно, движения молоточка, шпиллера, контрфенгера и модератора полностью меняются при игре стаккато. Очевидно, чтобы уверенно играть стаккато, лучше всего понимать устройство фортепиано. Не вините себя, когда случается что-то непредвиденное, потому что стаккато — это очень сложная для понимания техника; у вас только один выход — пробовать разное и выбирать, как именно получается лучше. Стаккато — это не просто короткая нота!

Стаккато можно поделить на три вида по типу игры: (1) пальцевое стаккато, (2) запястное стаккато и (3) локтевое стаккато, которое включает как движения вверх-вниз, так и поворот руки. По мере продвижения от 1-го типа к 3-ему, в пальцах ощущается больше массы; следовательно, тип 1 дает самое быстрое и легкое стаккато и должно использоваться для быстрых и мягких нот, а тип 3 дает наиболее тяжелое стаккато и используется для самых громких фрагментов и аккордов, состоящих из нескольких нот, но оно также и самое медленное. Тип 2 — среднее между 1 и 3. На практике большинство из нас скорее всего сочетают все три типа.

Из-за того, что запястье и предплечье медленнее (тяжелее), амплитуда их движений должна быть соответственно уменьшена, чтобы можно было играть стаккато в быстром темпе. Некоторые учителя вообще не одобряют запястное стаккато, предпочитая в основном пальцевое, из-за скорости, или локтевое, из-за силы; однако, лучше все же выбирать между тремя, чем двумя (или комбинировать все три). Например, сменив тип стаккато, можно дать отдых уставшей части руки, хотя стандартный метод отдыха — это смена пальцев. Играя стаккато, попробуйте играть все три типа (пальцами, запястьем, всей рукой) по отдельности, перед тем как решить, какой тип вам ближе или как именно лучше их сочетать.

Источник

Оцените статью