- Гимнастика для пианистов
- Специальные упражнения для пальцев и кистей рук
- Разминка
- Упражнения на гибкость
- Упражнения на подвижность
- Знакомимся с упражнениями для фортепиано
- Какие бывают упражнения для фортепиано
- Разновидность упражнений – арпеджио
- И еще один вид арпеджио
- Упражнения для фортепиано укрепление пальцев
- Упражнения для начинающих пианистов (fb2)
- Упражнения для начинающих пианистов
Гимнастика для пианистов
Специальные упражнения для пальцев и кистей рук
Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев.Эти же упражнения, кстати, подойдут и тем, кто много работает на компьютере. Делайте их в течение рабочего дня, чтобы руки меньше уставали. Что же это за упражнения и для чего они нужны?
Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Неважно, какое произведение вы собираетесь играть: задумчивый ноктюрн, бравый марш или искрометную бурлеску – пальчики должны слушаться вас беспрекословно. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.
Разминка
Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.
Упражнения на гибкость
Затем можно перейти к тренировке пальчиков на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».
Упражнения на подвижность
Теперь можно потренировать пальчики на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.
Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.
Источник
Знакомимся с упражнениями для фортепиано
Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.
Какие бывают упражнения для фортепиано
А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.
Для начала давайте правильно сядем за инструмент.
Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.
Постановка рук на фортепианной клавиатуре
Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.
Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.
Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.
Постановка левой руки на квинту
А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.
Постановка правой руки на квинту
Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.
Разновидность упражнений – арпеджио
Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.
Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки
И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки
Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:
Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре
Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.
И еще один вид арпеджио
Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре
А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:
Источник
Упражнения для фортепиано укрепление пальцев
Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев. Что же это за упражнения и для чего они нужны?
Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.
Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальец по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальцами обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальцы «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.
Затем можно перейти к тренировке пальцев на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».
Теперь можно потренировать пальцы на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.
Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальцы приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность.
Источник
Упражнения для начинающих пианистов (fb2)
Упражнения для начинающих пианистов
работа над штрихами и туше
на начальной стадии обучения игре на фортепиано
через эмоциональное раскрепощение ученика
Издательство «Союз художников»
Санкт-Петербург
Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.
© В. Золотницкая, 2004
© Издательство «Союз художников», 2004
© А. Веселов, оформление, 2004
На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями и предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук — «покушение с негодными средствами» , то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки, увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.
Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента.
Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только когда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыке.
Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и послушными, а звучание более осмысленным и музыкальным. Одни упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику. Другие подсказаны трудами Г.Г. Нейгауза, В. Ландовской, знакомством с методическими разработками Мальцева, Баренбойма, Гринштейн, Артоболевской.
Но как бы хороши ни были те или иные методики, они имеют настоящую ценность прежде всего в руках своих создателей. Поэтому надо создавать и свою методику, изучая все лучшее, выбирая приемлемое для себя и своих учеников, учитывая особенность своего характера; искать и создавать новое, интересное — пропущенное через свой ум и сердце.
Итак, ваш новый маленький ученик неуверенно и робко входит в класс. Прежде всего надо, чтобы он почувствовал себя свободно и раскрепощенно в общении с вами. Здесь вся надежда на то, что вы любите свое дело, любите детей и у вас настоящий запас доброты, такта и юмора. Без полной эмоциональной свободы ученика нечего говорить о его физической свободе и о свободе рук в частности. Залог эмоциональной свободы — в доброжелательных, творческих взаимоотношениях.
Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает «акулий плавник». Поэтому первые уроки мы начинам с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Я прошу детей дома 2—3 раза в день делать эти упражнения, и вскоре их спины становятся крепкими и ровными, повышается работоспособность. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.
Остановлюсь на том нетрадиционном, что есть в наших занятиях. В работе с начинающими я использую как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка» , «птички» , «краб» , «колечки» , «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонированье с функциональным басом по методике С.М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).
Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большое внимание. Обращаем особое внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора. Я категорически против закрепления за интервалами какого-то одного образа и характера (еж, ворона и т.д.). Сыгранный в другом характере интервал часто не узнается. Лучше потратить чуть больше времени и сил, но показать все возможности и краски интервалов:
1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением — нежно, решительно, печально, бодро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.
2) Слушаем секунды:
а) «Слон и моська» — И. Арсеев (Н.Ветлугина «Музыкальный букварь») — звонкое, смешное тявканье секунд.
б) «Дождь и радуга» — С. Прокофьев — красочные, акварельные пятна секунд.
в) «Сказочка» — С. Прокофьев — мерцающие, таинственные огоньки секунд.
В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес — играет секунды в определенном характере различным прикосновением.
3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: «Гармошка» — Е.Тиличеева («Музыкальный букварь»).
Много секундовых попевок в сольфеджио Барабошкиной I класс.
Здесь намечен только принцип работы с интервалами.
Все авторские упражнения даны с текстами. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер упражнения и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым non legato, так и легким staccato («Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato, portamento, затем non legato, marcato, и лишь затем legato.
Далее приводятся только авторские упражнения (текст и музыка).
Как пример приведу 4 интервальных упражнения — в них можно менять характер, настроение, то есть играть разным туше. (Упр. 1, 2, 3, 4).
Поется на слова «ква-ква-ква»
Терции — слушаем, поем, играем, транспонируем разнохарактерные попевки. Например:
1. «Два кота» — энергично, задорно;
2. «Спи, мой мишка» — нежно, ласково (Е. Тиличеева);
3. «Лягушка-квакушка» — мягко, свободно, с юмором.
Крепкое non legato и tenuto для «большой лягушки» и portamento и даже staccato для «маленькой лягушечки».
Источник