Свип на гитаре
Если Вы освоили переменный штрих и хотите дальше развивать свое мастерство игры на гитаре, то пришло время изучить интересную технику игры на гитаре – свип. Свип (от англ. sweep – смахивать; также свиповый штрих — sweep picking) – одна из техник игры на гитаре, заключающаяся в том, что гитарист «сметающим» движением вверх и вниз извлекает звуки, получая при этом особый ряд нот. Когда ряд нот исполняется быстро вверх и вниз, особенно проявляется классическое звучание, отличное от блюзового.
Для чего нужен свип на гитаре
Свип был изобретен джаз-фьюжн гитаристом Фрэнком Гамбале, преподавателем музыкального института в Лос-Анджелесе в 1980-х. Подражая фортепиано и саксофону, Фрэнк открыл свип, позволяющий повысить скорость игры на гитаре, играть более сложные партии и улучшать свое мастерство. Фрэнк Гамбале (Frank Gambale) в обучающем видео Monster Licks прекрасно объясняет свой подход. Данное видео 1988 года является обязательным к просмотру для тех, кто интересуется развитием техники свип на гитаре.
Данная техника очень часто используется с арпеджио. В некоторых случаях для извлечения звуков гитаристы используют вместо переменного штриха (hammer-on и pull-off) легато в особенности в нижнем и верхнем участках арпеджио. Любой гитарист может включить свип в существующий репертуар либо использовать его в индивидуальных гитарных соло. Овладев свипом, Вы сможете применять данную технику к практически всем приемам игры на гитаре. Свип на гитаре можно продолжить техникой тэппинга.
Свип и гениальные гитаристы
В своих импровизациях свип на гитаре использовали Барни Кессел, Таль Фарлоу и Лес Пол. Ричи Блэкмор использовал свип на электрогитаре в композициях “April” Deep Purple и Rainbow “To kill a king”. Ингви Мальмстин, очарованный исполнением скрипача Николо Паганини, пытался подражать звучанию скрипки, и усовершенствованная техника позволила Ингви исполнять быстрые партии и сложные композиции. Ингви повлиял на таких гитаристов как Марти Фридман, Вини Мур, Алексии Лайхо, Джефф Лумис, Джейсон Беккер. Chet Atkins, гений кантри-гитары, нередко свою фирменную технику hybrid-picking, когда он играл одновременно медиатором и пальцами, заменял исполнением арпеджио свипом.
Как играть свипом
Перед тем, как играть свипом, помните, что основное правило хорошей игры свипом на гитаре состоит в синхронной игре левой и правой рук, а медиатором ударяют по каждой ноте, плавно снимая пальцы с каждой струны. Свип играется на нескольких струнах: от 2 до 6.
Ниже предлагаем Вам ряд упражнений, при выполнении которых Вы понемногу будете повышать свое мастерство приема свип на электрогитаре. Не забывайте, что свип означает равномерное и непрерывное извлечение звуков. Свип на электрогитаре характеризуется также тем, что при свободном извлечении звуков появляются шумы и помехи. Необходимо глушить струны ребром правой руки. На качество звука это не влияет, но помогает избегать шумов. Каждая струна, не участвующая в игре, должна быть заглушена.
Рекомендуем начинающим гитаристам не хвататься за сложные партии и пытаться исполнять их в быстром темпе. Используйте метроном, отрабатывайте упражнения медленно. Только после успешной игры повышайте темп. Отрабатывайте перекатывание пальцев и держите руки всегда в расслабленном состоянии, иначе тренировки не дадут нужного эффекта.
Примеры упражнений
Упражнение первое. Необходимо скользить медиатором по струнам и избавляться от привычки извлекать каждую ноту отдельно.
Упражнение второе. Теперь во время игры подключаем левую руку и также четко скользим медиатором, стараясь добиться синхронности обеих рук.
Упражнение третье. В нем добавлен пул от 17-ого лада к 12-ому. Довольно популярно добавление различных приемов во время свипа.
Упражнение четвертое.
Упражнение пятое. Его играйте медленно и обязательно под метроном. Уделяйте внимание технике перекатывания пальцев.
Упражнение шестое. Предлагаем Вам четырехструнный свип.
Упражнение седьмое.
Упражнение восьмое. Первые четыре ноты ударом вниз, затем удар вверх, пул, вверх и все повторяется.
Упражнение девятое. Данное упражнение схоже с предыдущим, но построено триолями.
Упражнение десятое. Теперь попробуйте сыграть свип на всех шести струнах.
Упражнение одиннадцатое. Арпеджио аккордов Hbmaj7 и Dm7.
Упражнение двенадцатое. Диатоника Соль мажор.
Упражнение тринадцатое. В нем содержится большое количество пулов и хаммеров, а также всевозможных переходов.
Предлагаем Вам также отдельный блок разных упражнений на тренировку свипа. Их особенностью являются игра на нескольких струнах и исполнение более сложных пассажей.
Не забывайте о том, что каждое упражнение необходимо играть медленно и чисто. Не спешите и только после того, как предыдущее упражнение у Вас получается хорошо, ускоряйте темп, а затем переходите к следующему. Целью, к которой гитаристу необходимо стремиться, является качественная игра свипом в темпе 100 ударов в минуту. Уделяйте ежедневно достаточно времени на развитие данной техники и уже скоро Ваше мастерство заметно возрастет. Желаем удачи!
Источник
Уроки guitar world
      Автор: Джон Петруччи       Перевод: Николай Овчаренко       Дата публикации: 23 января 2001 г. |
Я всегда расстраиваюсь, когда слышу, что кто-то рассказывает об арпеджио, исполняемых приемом свип. Хотя существует большое количество пассажей и упражнений, никто так и не описал технику их исполнения. В результате гитаристам приходится самим, методом проб и ошибок догадываться о том, как они исполняются. В ходе моей преподавательской деятельности это становилось все более и более очевидным. Мои ученики постоянно делали одну и ту же ошибку: удерживая аккорд с барре, они извлекали ноту за нотой. Для правильного же исполнения арпеджио приемом свип необходимо сразу же после извлечения каждой ноты заглушать ее левой рукой.
Лучший способ освоить свип — раздельно изучить технику правой и левой руки и лишь затем использовать их вместе. Начнем с правой руки. В общих чертах, вам необходимо позволить медиатору свободно скользить по струнам вниз подобно игре аккордами. Не пытайтесь отделять друг от друга удары медиатором! Вначале эта техника может показаться вам странной, однако представьте себе плавный спуск по ступеням — ваша рука должна также свободно двигаться вниз. При исполнении обратного свипа медиатор должен скользить поверх струн. Рука должна быть расслаблена, как будто она находится в подвешенном состоянии.
Теперь обратимся к левой руке. На начальном этапе изучения техники свипа вы можете играть по одной ноте на каждую струну. Как было отмечено ранее, во избежание «смазывания» звуков и слитного аккордового звучания, необходимо заглушать каждую струну сразу же после извлечения ноты. На FIGURE 1 представлено атонально звучащее упражнение на технику игры свипом, предназначеное для координации техник правой и левой рук. Играйте его медленно, сосредоточив ваше внимание на раздельном и отчетливом звукоизвлечении, лишь постепенно увеличивая скорость исполнения.
Проблемы с заглушением струн левой рукой могут возникнуть при подобном барре расположении двух или более нот на одном ладу. Для того, чтобы правильно заглушать струны и извлекать находящиеся на одном ладу ноты раздельно, необходимо использовать прием «перекатывания». При перекатывании палец, выполняющий барре, максимально растягивается, принимая выгнутую форму. Это абсолютно необходимо для успешного исполнения данного приема. Если ваши пальцы не желают прогибаться назад, вы можете попытаться увеличить их гибкость, максимально разгибая пальцы в суставах и осторожно надавливая на их кончики пальцами противоположной руки. Выполняя это упражнение на развитие гибкости, следите за тем, чтобы не давить на пальцы слишком сильно, так как вы можете чрезмерно растянуть и повредить связки.
В упражнении на развитие техники перекатывания (Figure 2) используется рисунок мажорного трезвучия, исполняемого на струнах ре, соль и си. Чтобы прием перекатывания получился, ноту, исполняемую на струне ре вам необходимо зажать кончиком пальца, тогда как ноты на струнах соль и си должны быть зажаты его внутренней частью. Чтобы исполнить первое перекатывание упражнения, извлеките первую ноту на струне ре. Затем, для извлечения ноты на струне соль, выгните первую фалангу пальца, исполняющего барре и перекатите его в направлении движения свипа таким образом, чтобы его кончик заглушил струну ре. Таким же образом заглушите струну соль, выполнив перекат на струну си. В случае, если все было выполнено правильно, ноты будут звучать отдельно и четко. Выполняя нисходящий свип, перекатывайте выполняющий барре палец в обратном направлении. Исполняйте C- и D-трезвучия упражнения до тех пор, пока вы не сможете сыграть их отчетливо в быстром темпе. Движения пальцев при исполнении перекатывания подобны движениям кресла-качалки. Этот прием необходимо отрабатывать всеми пальцами левой руки.
Завершив работу над вторым упражнением, перейдите к отработке третьего упражнения, предназначенного для выработки легкости движений левой руки при исполнении свипа. Вы должны точно следовать штриху правой руки, указанному над табулатурой. Это довольно сложно, но стоит усилий!
Улучшая координацию штриха правой руки и перекатывания и заглушивания левой руки, вы постепенно достигнете необходимой скорости и четкости исполнения, делающих этот прием таким потрясно звучащим. Звучащее по-джазовому упражнение FIGURE 4 сочетает в себе использование приемов свипа, переменного штриха, перекатывания и быстрой смены позиций. Упражнение представляет собой исполнение минорных септаккордов в нисходящем хроматическом порядке, но послушайте, как здорово звучат арпеджио Ebm7 и Dbm7, сыгранные на аккорды A7+ и G7+ соответственно.
Исполняемые свипом, эти пассажи здорово звучат. Работайте над координацией движений обоих рук. Медленно увеличивайте скорость, сконцентрировав внимание на ровности извлечения шестнадцатых нот. В начале может получаться коряво, зато когда получится, вы гарантированно будете в восторге от звучания этих пассажей. Увидимся в следующем месяце.
Источник
Свип на гитаре (Sweep picking). Прием игры
Свип (Sweep picking) это техника игры на гитаре, при которой извлекаются 3 и более ноты на соседних струнах. В переводе с английского, свип дословно это «подметать» или «мести». В реальности это движение как раз чем то и напоминает «подметание» струн. В зависимости от направления, свип бывает восходящим и нисходящим. В этой статье разберемся как играть свипом на гитаре, характерные его особенности, а также посмотрим на упражнения.
История
Джазовые музыканты 50-х годов, такие как Лес Пол, Барни Кессел и Тал Фарлоу, использовали эту технику в своих импровизациях. Виртуоз Чет Аткинс иногда пренебрегал фингерстайлом и играл свип арпеджио. На рок-сцене Ричи Блэкмор практиковался в свипе для исполнения арпеджио в песнях Deep Purple «April» и Rainbow «Kill the King».
Джах фьюжн гитарист Фрэнк Гамбале признан мастером свипа и первым исполнителем, полностью интегрировавшим эту технику в свой стиль. Свипом он играл арпеджио, пентатонические и диататонические лики и вертушки.
Гамбале описывает свой метод в обучающем видео «Monster Licks and Speed Picking», записанном в 1988 году. Это видео ценно для тех, кто заинтересован в освоении техники свипа.
Шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин находился под влиянием скрипача-виртуоза Никколо Паганини. Пытаясь сымитировать флюидные пассажи Паганини на своем Fender Stratocaster, он решил, что звукосниматель — отличный способ быстро переходить от струны к струне с плавным звуком. Методы Мальмстина повлияли на два поколения гитаристов, таких как Тони Макалпайн, Джейсон Беккер, Стив Вай, Марти Фридман, Джон Петруччи, Алекси Лайхо, Тосин Абаси и многих других.
Как играть свип на гитаре
Свип это одна из самых сложных техник звукоизвлечения на гитаре. Она требует большого количества практики и разучивания. Основная идея свипа заключается в использовании ударов медиатора вниз при восходящем движении по соседним струнам и ударов вверх при нисходящем. Фишка данного приема в том, что вы не останавливаетесь между струнами, а как бы скользите по ним плавно. Движение должно быть плавное и однородное, чтобы звуки извлекались друг за другом. Очень часто данный прием игры применяется в игре соло партий.
Не пренебрегайте перегрузом при игре свипом, но также и не забывайте глушить лишние струны. Ваша игра должна быть максимально чистой и ровной, без посторонних призвуков. Ниже вы можете посмотреть отличное видео на тему отработки свипа на гитаре.
Советы и упражнения
- Играйте с большим количеством гейна (перегруза, дисторшна). Несмотря на то, что многие люди тренируют свип на чистом звуке, гораздо полезнее играть на большом гейне. Причина в том, что на перегрузе все ваши косяки и грязь будут очень хорошо слышны. Таким образом, вам их будет легче исправить и сделать игру чище.
- Играйте только на бриджевом звукоснимателе. Нековый как бы сглаживает игру и прощает ошибки. На бридже такое не пройдет, и опять же, все ваши ошибки и грязь будут очень хорошо слышны.
- Ни в коем случае не напрягайтесь при игре. Помните, что чем более вы расслаблены, тем больше у вас контроля за звукоизвлечением.
- К свипу нужно привыкнуть. По первой будет очень неудобно плавно скользить по струнам друг за другом. Причем звучать они должны последовательно, а не как аккорд вместе. Точно играйте по нотам. Это значительно улучшит вашу способность синхронизировать руки.
Табулатура упражнения
Ниже вы можете увидеть табулатуру неплохого упражнения для отработки 3-х струнного свипа. Здесь 4 аккорда играются арпеджио секстолями на трех струнах.
Заключение
Ни в коем случае не зацикливайтесь только на обучении свипу! Помните, что это такой же прием игры на гитаре, как и переменный штрих, даунстрок и прочие. Вы должны изучать их все примерно в равной мере, чтобы стать настоящим виртуозом в будущем!
Источник