Упражнения для гитары блюз

Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих

Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.

С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Читайте также:  Густав малер ноты для

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

  1. Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
  2. Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
  3. Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
  4. Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
  5. Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
  6. Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
  7. Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Jam Track — 70 bpm

Jam Track — 100 bpm

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Источник

Учимся играть блюз на гитаре – часть 1. История, оборудование и популярные приемы игры

Блюз не входит в число самых технически сложных жанров современной музыки. Блюзовые гармонии просты, а техническими приемами начинающий гитарист может овладеть всего на несколько месяцев обучения.

Тем не менее, блюз является одним из самых востребованных жанров, как среди музыкантов, так и среди слушателей. Умение сыграть блюз не только расширит ваш технический арсенал, но и позволит улучшить свои навыки в импровизации и не затеряться на любом музыкальном джеме.

Что такое блюз? История блюза

Блюз – это народная афроамериканская музыка. Жанр сформировался на юго-востоке США, в дельте реки Миссисипи. По своей сути блюз – это сплав африканских ритмов, городской песни американского юга и фольклора каторжников.

Первые блюзовые записи были сделаны в первой четверти прошлого века. Одновременно с началом урбанизации и социализации черного населения Америки блюз распространился по всем Штатам.

Блюзмен на пороге бара на Юге США

К середине столетия блюз, а также его поджанр ритм-энд-блюз стали самой популярной коммерческой музыкой.

В середине 50-х годов Чак Берри и другие молодые музыканты стали исполнять блюзовые мелодии в ускоренном темпе. Так появился рок-н-ролл, из которого родились все современные жанры рок и поп-музыки.

Таким образом, блюз является основой современной западной музыкальной культуры.

Необходимое гитарное оборудование

Блюз можно исполнять в двух вариантах: акустическом и электрическом.

В первом случае вам хватит одной акустической гитары и слайдера. Если же вы поклонник Джо Бонамассы, Бадди Гая или Би Би Кинга, то все немного сложнее.

Во-первых, вам нужна электрогитара. Во-вторых, гитарный усилитель (комбик или голова+кабинет). Опционально вам могут понадобиться гитарные педали: перегруз, квакушка, дилей.

Ниже несколько советов по выбору гитарного оборудования.

Гитары

При покупке первой электрогитары не берите новую гитару и не гонитесь за брендами. Японский или корейский инструмент за 300 – 500 евро станет отличным решением.

Обратите внимание на бренды Fernandes, Greco, Westminster, Coolz, History, Edwards.

Гитара формы Stratocaster

При покупке гитары осмотрите ее. Голова должна быть целой, гриф ‑ прямым, лады ‑ без ямок. На сколы и царапины не обращайте внимания.

Усилители

Лучший вариант для дома – это маломощный (1 – 5 Вт) ламповый комбик. Среди транзисторных аппаратов уделите внимание моделям с чистым звуком. Ни в коем случае не берите себе домой 50-ваттных монстров. Вы никогда не сможете использовать их на полную мощность.

Для дома вам подойдут Vox AC4, VHT, Yerasov Gavrosh.

Педали

Педаль №1 для блюзового гитариста – это овердрайв. На первое время вам вполне хватит одной примочки. Среди недорогих и качественных вариантов – Boss SD-1, Boss BD-2 и продукция отечественных мастеров Shiftline, Yerasov, AMT Electronics.

Также вместо усилителя и педалей вы можете использовать компьютерные программы (VST). Среди лучших Guitar Rig, Amplitube, Bias Fx. Но в этом случае вам понадобится внешний аудиоинтерфейс или звуковая карта с поддержкой Asio. Кроме того, цена на эти программы сравнима со стоимостью аналогового оборудования.

Популярные приемы игры

Блюз не входит в число сложных для исполнения жанров. Здесь гитарист не должен уметь играть полифоническим тэппингом или владеть свипом секстолями в темпе 160.

Минимальный набор блюзового музыканта включает в себя стандартные приемы игры на гитаре:

  • бэнды;
  • вибрато;
  • игра слайдом и работа рычагом.

Бэнды

Бэнд на гитаре – это изменение высоты звучащей струны путем ее подтяжки.

Возьмите в руки гитару и зажмите средним пальцем 3 струну на 10 ладу. Это нота фа. Теперь ударьте по струне и потяните ее пальцем вверх к 4 струне. Звучащая нота становится выше. Это и есть бэнд.

Существует несколько видов бэндов:

  • простой бэнд – сначала вы бьете по струне медиатором, а потом делаете подятжку;
  • пребэнд – сначала делаете бэнд, а потом играете струну;
  • обратный бэнд – сначала делаете бэнд, потом бьете по струне, потом возвращаете струну;
  • легатный бэнд – сначала вы играете струну, потом делаете подтяжку, потом возвращаете струну на место;
  • бэндовый форшлаг – вы одновременно бьете по струну и делаете бэнд;
  • унисонный бэнд – вы бьете по двум струнам одновременно, потом нижнюю ноту подтягиваете до верхней.

При игре бэндов на гитаре очень важно «дотянуть» струну до нужной ноты. В противном случае недотянутый бэнд испортит всю музыкальную фразу.

Для игры бэндов необходим хороший слух. Поэтому поначалу отрабатывать бэнды нужно с тюнером.

На табулатуре бэнд изображается следующим образом:

Бэнды

Cлайды

Слайды, или глиссандо – это типичная блюзовая «фишка».

Суть слайда заключается в извлечении нот, не отрывая пальцы от струн.

В блюзе слайды играются с помощью слайдера.

Слайдер

Слайдер – это маленькая трубка из стекла или стали, которую гитарист надевает на палец. Первыми слайдерами были горлышки бутылок из-под виски.

Если у вас нет слайдера, то его можно заменить зажигалкой или любым другим похожим предметом.

Слайды можно играть и одними пальцами. Зажмите 4 струну на 2 ладу. Ударьте по струне и, не отрывая палец от грифа гитары, переместите его на 7 лад. Звук отличается от игры с помощью слайдера.

На табулатуре слайд изображается следующим образом:

Слайд

Звук слайда вы наверняка слышали в песне Bad to the bone.

Вибрато

Вибрато на гитаре – это контролируемое периодическое раскачивание струны вверх-вниз. С помощью этого приема гитарист добавляет вибрации уже звучащей ноте. Таким образом он контролирует высоту и продолжительность звука.

Зажмите 3 струну на 7 ладу и сыграйте ноту Ре. Раскачивайте звучащую струну вверх-вниз. Получается, что вы делаете микробэнды, повышая и понижая звук струны.

Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является технически сложным приемом. Гитарист должен слышать мельчайшие нюансы звука и уметь пальцами полностью контролировать струну.

На табулатуре вибрато изображается следующим образом:

Вибрато

Настоящим мастером красивого вибрато считается Би Би Кинг. Великолепно исполняет этот прием Джо Бонамасса.

Работа рычагом

Некоторые гитары оснащены тремоло-системой.

Это приспособление позволяет добавлять к сыгранным нотам эффекты вибрато и тремоло без участия пальцев левой руки.

Нажимая на рычаг, гитарист изменяет высоту нот и частоту колебаний.

Среди наиболее известных поклонников тремоло-систем Джефф Бек, Стиви Рэй Вон, Сергей Табачников.

Джефф Бек

Источник

Оцените статью