- Упражнения для гитары для развития слуха
- Гитаристы и их школы >Стив Вай о развитии слуха
- Урок 5. Развитие музыкального слуха
- Что такое музыкальный слух
- Виды музыкального слуха
- Как развивать музыкальный слух с помощью сольфеджио
- Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений
- Как развивать музыкальный слух с помощью специального софта
- Абсолютный слух
- Слух абсолютный
- Functional Ear Trainer
- Как развивать музыкальный слух онлайн
- Как развивать музыкальный слух с помощью музыкальной наблюдательности
- Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте
- Как развивать музыкальный слух у детей и вместе с детьми
- Тест на усвоение материала урока
Упражнения для гитары для развития слуха
Я никогда не смогу преувеличить важность того, что музыканту необходимо развивать свой слух. На самом деле я считаю, что развитие хорошего «внутреннего слуха» — умения разбирать составные части музыки исключительно за счет прослушивания — самый важный элемент на пути становления хорошим музыкантом. Как я говорил ранее, обладание здоровым воображением — необходимый ингредиент способности творить. Но при отсутствии возможности воплотить воображаемые звуки в реальном мире творческие устремления останутся непригодными. Тренировка слуха для понимания и осознания музыкальных звуков и понятий — это один из наиболее жизненно необходимых способов укрепления связи между музыкальными идеями в голове и звуками, воссозданными на инструменте.
Все музыканты тренируют слух постоянно, осознанно или нет. Если, прослушивая отрывок музыки, музыкант представляет себе, как это сыграть или пытается играть это, то он использует свой «слух» — понимание и осознание музыкальных элементов — в качестве руководства. То же самое происходит при подражании отрывку музыки, при записи на ноты или даже просто при поиске в музыке вдохновения. Неважно, что играется: слух является навигационным устройством, ведущим музыкальный корабль. Без хорошего слуха за штурвалом вы обнаружите, что просто дрейфуете в море и движетесь по воле волн.
Я всегда очаровываюсь, глядя на музыку, записанную на бумагу. Когда я был в колледже, у меня был класс сольфеджио, подразумевающий обучение пению с листа. Пение с листа это умение спеть то, что написано на бумаге. Сначала вы определяете тональность, затем поете записанные звуки, используя фонетическую структуру «до-ре-ми». До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до представляют мажорную гамму. Существуют другие односложные звуки, представляющие другие высоты, принадлежащие октаве. Эти курсы сольфеджио были трудными, но с лихвой окупили все вложенное время. Доскональное изучение и анализ сольфеджио в пределах этих статей неосуществимы, так что я могу лишь поощрить вас на самостоятельное изучение.
Я всегда считал, что записывание на ноты является бесценным инструментом для развития музыкального слуха, и в течение многих лет я провел бесчисленное количество восхитительных часов, перенося на ноты различную, гитарную и не совсем, музыку. Наиболее известным примером моих нотных работ является «The Frank Zappa Guitar Book» (Hal Leonard), для которой я переносил, помимо прочего, целые Shut Up и Play Yer Guitar серии записей. Однако многие музыканты не могут снимать звуки — гитарные соло, ритм-партии, мелодические линии,: — с того, что им нравится. Запись на ноты — это умение, требующее большой практики и изучения, с которым я всем рекомендую поэкспериментировать.
Но не пугайтесь: вам нет необходимости читать с листа или наоборот, записывать на ноты, чтобы практиковать упражнения для тренировки слуха. Сейчас, если вы сидите с гитарой, существует огромное количество способов для развития слуха в целях укрепления связи между головой и пальцами. Ниже я набросал некоторые методы, которыми может воспользоваться гитарист для развития слуха с применением только лишь гитары.
У нас, как у гитаристов, имеются определенные вещи, используемые большинством и которые являются простой частью программы: мы учим гаммы, выполняем упражнения для улучшения физических возможностей, строим аккорды в различных частях грифа, и т.д. Я полагаю исключительно важным найти и выделить время, целиком посвятив его развитию слуха.
Один из простейших способов начать тренировку слуха состоит в том, чтобы петь то, что вы играете. К примеру, вы можете играть гамму до-мажор (C D E F G A B) в любой позиции — предпочтительнее в наиболее удобной для вас — и петь каждую ноту гаммы после того, как сыграете, будучи очень точным в попадании в высоту. Начните с одной ноты: сыграйте ее, спойте, а затем сделайте это одновременно. Затем переходите к двум нотам. Как только почувствуете уверенность и комфорт, возьмите кусочек гаммы, скажем, ноты C, D, E и F, и создайте простенькую мелодию из них, и пойте одновременно, а-ля джазовый гитарист George Benson. Это легкий способ синхронизировать слух со звуками, создаваемыми пальцами. Солируете ли вы под аккомпанемент, или играете в одиночку, продолжайте петь и не позволяйте «уйти с пути» (© by Kuzmitch * ) или втянуться во что-нибудь другое. Идея состоит в бесконечном импровизировании и пении того, что вы играете, в рамках тональности.
Другое, что хорошо бы сделать, это записать простенький одноаккордовый аккомпанемент для обыгрывания. Сначала играйте и пойте ноты, просто входящие в тональность, оставаясь в рамках основной структуры 5-ти, 6-ти или 7-ми ступенчатой гаммы. Не склоняйтесь в сторону любимых гитарных фраз, оставьте это на потом, когда разовьете свой слух настолько, что сможете сыграть абсолютно все из того, что можете сыграть. Это упражнение на дисциплину: не играйте ничего того, что не можете в совершенстве повторить голосом. Остаетесь ли вы в пределах одной октавы, или поете на октаву ниже того, что играете, или используете фальцет для взятия высоких нот — вы должны уметь воспроизвести голосом все играемые на гитаре ноты.
Если будете работать над этим ежедневно, то обнаружите, что продвигаетесь дальше и дальше, и процесс станет более легким. Может произойти такая классная штука: вы начнете слышать музыку в голове более чисто, это позволит вам формулировать музыкальные идеи — писать музыку — в голове, без помощи гитары. Когда вы, наконец, возьмете инструмент, окажется, что вы в состоянии инстинктивно сыграть эти идеи.
Чтобы продвинуться на шаг дальше, попробуйте следующее упражнение: представьте себе умозрительно гриф и представьте, что играете что-то так, что вы «слышите» и «видите» ноты, которые играются. Полезным может оказаться пение нот после того, как вы представите, что играете их. Это отличное упражнение, которое усилит связь «гриф-голова» и в действительности улучшит ваш слух за счет усиления подтверждения «относительности высот» (как отдна нота соотносится с другой по высоте) на грифе. Вы можете открыть некоторые темные закоулки в умственном видении/слышании, но если вы проникнетесь, картина вскоре будет становиться ясней и ясней.
Эта техника не относится к ситуации, когда играется одно, а поется что-то совершенно другое. Некоторые как, например, Jimi Hendrix, имели сверхъестественную способность играть очень сложные ритм-партии и однонотовые риффы и петь в то же время дополнительные партии. Эта техника требует совершенно иного построения мозгов и является очень сложной для многих исполнителей. Умение играть одно и петь другое должно быть отработано как отдельная часть обучения. Если бы я мог играть на гитаре и одновременно петь, эй, я бы мог сделать карьеру! Увидимся в следующий раз с более эффективными методами развития слуха.
__________
* см. Martian Love Secrets, Часть II: «Музыкальная медитация»
Источник
Гитаристы и их школы >Стив Вай о развитии слуха
Развитие слуха имеет первостепенное значение для любого музыканта. Переоценить важность этого навыка просто невозможно. Я считаю, что способность «декодировать» музыкальные произведения со слуха жизненно необходима любому, кто стремится стать хорошим музыкантом. Без богатого воображения, конечно, тоже не обойтись, но ведь чтобы претворить в жизнь все те звуки, которые вы слышите в своем воображении, как раз и нужен слух. Это и есть тот самый элемент, связывающий музыку, рождающуюся в вашей голове, со звуками, которые можно извлечь из вашего музыкального инструмента.
Все музыканты занимаются тренировкой слуха постоянно, часто даже не осознавая этого. Если музыкант слушает какое-либо произведение и представляет, как его следует играть, он опирается при этом на свой слух, то есть на способность понимать и распознавать музыкальные элементы.
То же самое происходит, когда он копирует ту или иную композицию, перекладывает ее для воспроизведения на другом инструменте, записывает ее нотами или сочиняет что-либо на ее основе. Слух — это своеобразный навигатор, определяющий траекторию движения музыки. Без такого «навигатора» ваш «корабль» просто-напросто заблудится в музыкальном «океане».
Мне всегда нравилось анализировать нотную запись произведений. Когда я учился в колледже, у меня был предмет под названием «сольфеджио». Там мы учились петь с листа. Пение с листа подразумевает пение той или иной композиции (или просто фраз) на основе ее нотной записи. Сначала нужно определить тонику, затем начинать петь нотами «до-ре-ми…». Почти так же, как в фильме «Звуки музыки» («The Sound of Music»). «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» — это мажорная гамма. Для остальных звуков в рамках октавы из двенадцати тонов также есть свои обозначения. Сольфеджио относилось к разряду довольно сложных для меня предметов, но оно принесло мне огромную пользу. Формат статьи не позволяет мне углубляться в подробности и детали, но я настоятельно советую вам заняться сольфеджио самостоятельно.
Я всегда считал переложение (транскрипцию) музыкальных произведений отличным способом развития слуха и посвятил ему много лет. Я транскрибировал разную музыку, далеко не только гитарную. Самый известный пример-результат моих трудов в этой области — книга под названием «The Frank Zappa Guitar Book» (издательство Hal Leonard). Раздел «Shut Up and Play Yer Guitar» этой книги, как и многое другое, транскрибировал именно я. К сожалению, многие музыканты не могут снимать соло, ритм-партии, мелодические линии и т.д. со слуха — просто потому, что у них отсутствует необходимый для этого навык. Это требует длительных тренировок, и я никогда не устану твердить об огромной важности этого.
Но не пугайтесь: чтобы развивать слух, необязательно именно петь с листа или заниматься транскрибированием — есть и другие хорошие способы. Чтобы установить связь между головой и руками, достаточно просто взять в руки гитару и уделить некоторое время специальным упражнениям. Каким? Сейчас расскажу.
Многие из них гитаристы и так делают постоянно. Это гаммы, упражнения на технику, обращение аккордов и т.д. Все это очень и очень важно.
Один из самых легких способов развить слух — пропевать то, что вы играете. Например, вы играете гамму С мажор (C D E F G A B) в любой позиции. С тем же успехом это может быть любая другая гамма, которая вам нравится. Попробуйте пропевать каждую ноту одновременно с исполнением ее на гитаре. Следите за тем, чтобы точно попадать в ноты. Начните с одной ноты: сыграйте ее, затем пропойте. Потом можете играть и петь одновременно. После этого переходите к двум нотам. Как только вы научитесь играть и петь нотные пары более или менее уверенно, возьмите часть гаммы, например, ноты C, D, E и F, и придумайте какую-нибудь простую мелодию, состоящую из них. Попробуйте научиться играть ее и одновременно петь ноты — что-то вроде того, что делает джазовый гитарист Джордж Бенсон (George Benson).
Так вы сможете «синхронизировать» ваше ухо с тем, что вы играете. Делайте так, когда играете соло поверх какой либо аккордовой прогрессии или же когда просто импровизируете. При этом следите за тем, чтобы то, что вы играете, и то, что вы поете, полностью совпадало. Идея как раз в том, что вы должны уметь импровизировать на гитаре и петь то же самое. В любой тональности.
Очень полезно также записать минус из одного аккорда. Сначала играйте и пойте ноты, входящие в соответствующую тональность, не выходя за рамки гаммы из пяти, шести или семи нот. Вам придется на какое-то время забыть о существовании всех тех крутых фраз, которые вы умеете играть. Вы вернетесь к ним, как только ваш слух разовьется настолько, что вы сможете петь практически все, что вы играете. Проявите силу воли и постарайтесь не играть того, что вы не можете пропеть идеально. Вы можете петь в той же октаве, что и играете. Также можно петь на октаву ниже или выше. В любом случае вы должны попадать во все ноты.
Если вы будете тренироваться таким образом каждый день, вы заметите постепенное улучшение. Интересно то, что через какое-то время вы сможете слушать музыку более осознанно. Вы будете легко формулировать собственные музыкальные идеи и сможете сочинять музыку даже без гитары. А когда вы возьмете в руки инструмент, вы обнаружите, что играете то, что вы только что (или еще раньше) придумали, практически инстинктивно.
Впоследствии можете попробовать вот что (это упражнение нужно делать без гитары): представьте себе гриф гитары. Затем начинайте играть что-нибудь (тоже «виртуально») так, чтобы вы могли «слышать» и «видеть» ноты, которые вы играете, на «виртуальном грифе» в своем воображении. Полезно пропевать при этом ноты вслух. Это упражнение значительно укрепит связь вашего сознания с грифом гитары и поспособствует развитию слуха, ведь ваш подход к высотности звуков и их взаимосвязи (в плане высоты и расположения на грифе) будет более осознанным. Вполне возможно, что какие-то упражнения будут даваться вам особенно трудно, но со временем вам будет все легче и легче.
Все то, о чем я говорил сегодня, не относится к тем случаям, когда музыкант играет одно, а поет совсем другое. Некоторые гениальные люди, вроде Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), могут играть очень сложные ритмические партии и риффы из одиночных нот и одновременно петь дополняющие партии. Но за это отвечают абсолютно другие отделы мозга, и это очень сложно. Этой темой нужно заниматься отдельно. Если бы я умел играть на гитаре и петь одновременно… Сложно даже представить, каких высот я мог бы достичь! В следующий раз мы поговорим о развитии слуха еще подробнее.
Cпс Хотел бы освоить игру базовыми аккорлами по РОК песням. Пробовал по этой гитар школе Манилова Однако последовательности аккордов совершенно не нравятся Слышал есть какието самоучители с базовыми аккордами песен рок групп. Поэтому просьба — подскажите плз гитарную РОК школу- самоучитель похожую на гитаршколу Манилова, с базовыми аккордовыми связками на примере хитовых песен известных РОК — групп, разных времен. Например AC/DC. Может существует РОК аналог гитар школе Манилова? Если такого аналога нет можете написать такую школу? Ведь примеры аккордовых последовательностей есть — например сколько угодно у AC/DC (Walk All Over You и тп) и других. Было бы замечательно играть по такой школе. Такая школа была бы Заранее спс за ответ..
PS- гитар школу Троя Стетины не предлагать — знаю, играю). Интересует именно базовые последовательности аккордов (септ аккордов).
Источник
Урок 5. Развитие музыкального слуха
Музыкальный слух, как вы убедились из материала предыдущего урока, нужен не только музыкантам, но и всем, кто работает с волшебным миром звуков: звукорежиссерам, саунд-продюсерам, саунд-дизайнерам, видеоинженерам, сводящим звук с видео.
Поэтому вопрос, как развить музыкальный слух, является актуальным для многих людей.
В уроке есть конкретные методики и упражнения, которые не требуют особого технического оснащения и которые можно применить уже сейчас.
Содержание:
Вы уже поняли, что без музыкального слуха нам никак нельзя, поэтому давайте приступать!
Что такое музыкальный слух
Музыкальный слух – это сложное комплексное понятие. Это некий набор способностей, позволяющих человеку воспринимать музыкальные звуки и мелодии, оценивать их технические характеристики и художественную ценность.
В предыдущих уроках мы уже выяснили, что музыкальный звук обладает многими свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.
А еще есть такие неотъемлемые характеристики музыки как ритм и темп движения мелодии, гармония и тональность, способ соединения мелодических линий внутри одного музыкального произведения и т.д. Так вот человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии оценить все эти составляющие мелодии и услышать каждый музыкальный инструмент, принявший участие в создании целостного произведения.
Однако есть немало людей, далеких от музыки, которые не могут идентифицировать все звучащие музыкальные инструменты, просто потому что даже не знают их названий, однако при этом способны достаточно быстро запомнить ход мелодии и воспроизвести ее темп и ритм при наличии минимального певческого голоса. В чем тут дело? А дело в том, что музыкальный слух – вовсе не какое-то монолитное понятие. Существует множество видов музыкального слуха.
Виды музыкального слуха
Итак, что же это за разновидности музыкального слуха, и по каким признакам их классифицируют? Давайте разбираться!
Основные разновидности музыкального слуха:
1 | Абсолютный – когда человек способен в точности определять на слух ноту и запоминать ее, не сравнивая ни с какой другой. |
2 | Интервальный гармонический – когда человек способен распознавать интервалы между звуками. |
3 | Аккордовый гармонический – когда выражена способность распознавать гармонические созвучия из 3-х и более звуков, т.е. аккорды. |
4 | Внутренний – когда человек может как бы «услышать» музыку внутри себя, без внешнего источника. Именно так сочинял свои бессмертные произведения Бетховен, когда потерял способность слышать физические волновые колебания воздуха. У людей с хорошо развитым внутренним слухом развито так называемое предслышание, т.е. мысленное представление будущего звука, ноты, ритма, музыкальной фразы. |
5 | Ладовый – тесно связан с гармоническим и подразумевает способность распознавать мажор и минор, прочие взаимоотношения между звуками (тяготение, разрешение и т.д.) Для этого нужно вспомнить урок 3, где речь шла о том, что мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом. |
6 | Звуковысотный – когда человек четко слышит разницу между нотами в полутон, а в идеале распознает четверть и одну восьмую тона. |
7 | Мелодический – когда человек правильно воспринимает движение и развитие мелодии, «идет» ли она вверх или вниз и насколько большими «скачками», либо «стоит» на одном месте. |
8 | Интонационный – сочетание звуковысотного и мелодического слуха, что позволяет чувствовать интонацию, экспрессию, выразительность музыкального произведения. |
9 | Ритмический или метроритмический – когда человек способен определять длительность и последовательность нот, понимает, какая из них слабая, а какая сильная, и адекватно воспринимает скорость движения мелодии. |
10 | Тембральный – когда человек различает тембральную окраску музыкального произведения в целом, и составляющих его голосов и музыкальных инструментов по отдельности. Если вы отличаете тембр арфы от тембра виолончели, тембральный слух у вас есть. |
11 | Динамический – когда человек в состоянии определить даже малейшие изменения силы звука и слышит, где звук нарастает (крещендо) или затихает (диминуэндо), а где движется волнообразно. |
12 | Фактурный – когда человек понимает «фактуру» музыкального произведения или манеру технической и художественной обработки, и слышит все группы музыкальных инструментов (струнные, клавишные, прочие) в мелодии. |
13 | Архитектонический – когда человек различает формы и закономерности строения музыкального произведения. |
14 | Полифонический – когда человек способен расслышать и запомнить движение двух и более мелодических линий внутри музыкального произведения со всеми нюансами, полифоническими приемами и способами их соединения. |
Полифонический слух считается наиболее ценным в плане практической полезности и наиболее сложным в плане развития. Классический пример, который приводят практически во всех материалах, посвященных полифоническому слуху, это пример поистине феноменального слуха Моцарта.
В возрасте 14 лет Моцарт вместе с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где, в числе прочего, прослушал произведение Грегорио Аллегри Miserere. Ноты для Miserere держались в строжайшем секрете, а за утечку информации виновным грозило бы отлучение от церкви. Моцарт запомнил на слух звучание и соединение всех мелодических линий, включавших множество инструментов и 9 голосов, а после по памяти переложил этот материал на ноты.
Однако начинающих музыкантов намного чаще интересует абсолютный слух – что это, как его развить, как много времени это займет. Скажем так, что абсолютный слух – это хорошо, однако доставляет массу неудобств в повседневной жизни. Обладатели такого слуха раздражаются при малейших малоприятных и негармоничных звуках, а учитывая, что таковых вокруг нас превеликое множество, вряд ли им стоит так уж завидовать.
Наиболее радикально настроенные музыканты утверждают, что и в музыке абсолютный слух способен сыграть с его обладателем злую шутку. Считается, что такие люди не в состоянии оценить все прелести аранжировок и современных обработок классики, и даже обычный кавер на популярную композицию в другой тональности их тоже раздражает, т.к. они уже привыкли слышать произведение только в оригинальной тональности и просто не могут «переключиться» ни на какую другую.
Есть еще один интересный взгляд на разновидности музыкального слуха. Так, некоторые исследователи считают, что, по большому счету, существует только 2 вида музыкального слуха: абсолютный и относительный. С абсолютным слухом мы, в целом, разобрались, а к относительному предлагается отнести все остальные выше рассмотренные разновидности музыкального слуха [Н. Курапова, 2019].
Доля справедливости в таком подходе имеется. Практика показывает, что если изменить высоту, тембр или динамику музыкального произведения – сделать новую аранжировку, поднять или опустить тональность, ускорить или замедлить темп – восприятие даже давно знакомого произведения у многих людей заметно затрудняется. Вплоть до того, что не все могут его идентифицировать, как уже знакомое.
Таким образом, все разновидности музыкального слуха, которые можно условно объединить термином «относительный музыкальный слух», тесно взаимосвязаны. Поэтому для полноценного восприятия музыки работать нужно над всеми аспектами музыкального слуха: мелодическим, ритмическим, звуковысотным и т.д.
Так или иначе, работу над развитием музыкального слуха всегда ведут от простого к сложному. И сначала работают над развитием интервального слуха, т.е. способности слышать расстояние (интервал) между двумя звуками. Но давайте обо всем по порядку.
Как развивать музыкальный слух с помощью сольфеджио
Если в двух словах, для желающих развить музыкальный слух уже есть универсальный рецепт, и это старое доброе сольфеджио. Большинство курсов сольфеджио начинается с изучения нотной грамоты, и это полностью логично. Чтобы попадать в ноты, желательно понимать, куда нужно целиться.
Если вы не уверены, что хорошо усвоили уроки 2 и 3, посмотрите серию обучающих видео по 3-6 минут на специализированном музыкальном канале «Сольфеджио». Возможно, живое объяснение вам подходит больше, чем написанный текст.
Урок 1. Музыкальный звукоряд, ноты:
Урок 2. Сольфеджио. Устойчивые и неустойчивые ступени:
Урок 3. Тон и полутон:
Урок 4. Минор и мажор. Тоника, тональность:
Если же вы вполне уверены в своих знаниях, можете взяться за более сложный материал. Например, сразу запоминать звучание интервалов на примере известных музыкальных композиций, а заодно расслышать разницу между диссонансными и консонансными интервалами.
Мы порекомендуем вам полезное видео, но сначала обратимся с большой личной просьбой к любителям рока не возмущаться, что лектор явно не дружит с рок-музыкой и не является фанатом квинт-аккордов. Во всем остальном он вполне толковый преподаватель:
Теперь, собственно, к упражнениям по развитию музыкального слуха.
Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений
Лучше всего музыкальный слух развивается в процессе игры на музыкальном инструменте или имитаторе. Если вы тщательно выполнили все задания урока №3, то вы уже сделали первый шаг на пути развития музыкального слуха. А именно сыграли и пропели все интервалы, изученные в ходе урока №3, на музыкальном инструменте или скачанном в Google Play имитаторе фортепиано Perfect Piano.
Если вы этого не сделали до сих пор, можете сделать сейчас. Начинать, напомним, можно с любой клавиши. Если сыграть одну клавишу дважды, получится интервал в 0 полутонов, 2 соседние клавиши – полутон, через одну – 2 полутона и т.д. В настройках Perfect Piano можно задать удобное лично вам число клавиш на дисплее планшета. Еще напомним, что на планшете играть удобнее, чем на смартфоне, т.к. экран больше и туда поместится больше клавиш.
Как вариант, можно начать с гаммы «до-мажор», как это принято в музыкальных школах нашей страны. Это, как вы помните из предыдущих уроков, все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». В настройках можно выбрать вариант обозначения клавиш согласно научной нотации (малая октава – С3-В3, 1-я октава – С4-В4 и т.д.) или более простое и привычное do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Именно эти ноты нужно сыграть и спеть подряд по возрастающей. Затем упражнения нужно усложнять.
Самостоятельные упражнения для музыкального слуха:
1 | Сыграть и спеть гамму «до-мажор» в обратном порядке do, si, la, sol, fa, mi, re, do. |
2 | Сыграть и спеть все подряд белые и черные клавиши в прямом и обратном порядке. |
3 | Сыграть и спеть do-re-do. |
4 | Сыграть и спеть do-mi-do. |
5 | Сыграть и спеть do-fa-do. |
6 | Сыграть и спеть do-sol-do. |
7 | Сыграть и спеть do-la-do. |
8 | Сыграть и спеть do-si-do. |
9 | Сыграть и спеть do-re-do-si-do. |
10 | Сыграть и спеть do-re-mi-fa-sol-fa-mi-re-do. |
11 | Сыграть и спеть белые клавиши через одну в прямом и обратном порядке do-mi-sol-si-do-la-fa-re. |
12 | Играть через паузы по возрастающей do, sol, do, а петь все ноты подряд. Ваша задача – точно попасть голосом в ноту «соль», когда до нее дойдет очередь, и в ноту «до», когда до нее тоже дойдет очередь. |
Далее все эти упражнения можно усложнить: сначала играть ноты, а только потом петь их по памяти. Чтобы удостовериться, что вы точно попали в ноты, пользуйтесь приложением Pano Tuner, для чего разрешите ему доступ к микрофону.
А теперь перейдем к игре-упражнению, где вам понадобится помощник. Суть игры: вы отворачиваетесь от инструмента или имитатора, а ваш помощник нажимает одновременно 2, 3 или 4 клавиши. Ваша задача – угадать, сколько нот нажал ваш помощник. Хорошо, если сможете еще и спеть эти ноты. И великолепно, если вы на слух сможете назвать, что это за ноты. Чтобы было понятнее, о чем речь, посмотрите, как сыграли в эту игру профессиональные музыканты:
Ввиду того, что наш курс посвящен основам теории музыки и музыкальной грамотности, мы не предлагаем вам угадывать по 5 или 6 нот, как это делают профи. Однако если вы будете упорно заниматься, со временем тоже так сможете.
Если вы желаете раз и навсегда разобраться с попаданием в ноты, понять, как этот навык тренировать вокалистам, и готовы для этого потрудиться, можем рекомендовать вам полноценный урок длиною в академический час (45 минут) с подробными объяснениями и практическими упражнениями от музыканта и преподавателя Александра Зилкова:
В общем, никто не утверждает, что все получится легко и сразу, однако практика показывает, что своими силами без подсказки профессионалов можно потратить намного больше времени на элементарные вещи, чем привычные академические 45 минут лекции.
Как развивать музыкальный слух с помощью специального софта
Помимо традиционных методов развития музыкального слуха, сегодня можно прибегнуть к помощи специальных программ. Расскажем о нескольких наиболее интересных и эффективных.
Абсолютный слух
Это, во-первых, приложение «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма». Там представлены специальные упражнения на музыкальный слух, а перед ними – краткий экскурс в теорию на случай, если вы что-то забыли. Вот основные разделы приложения:
Результаты оцениваются по 10-балльной системе, их результаты можно сохранить и затем сравнивать с последующими результатами, которые вы будете показывать по мере работы над своим музыкальным слухом.
Слух абсолютный
«Слух абсолютный» – это не то же самое, что «Абсолютный слух». Это совершенно разные приложения, и «Слух абсолютный» позволяет выбрать даже музыкальный инструмент, под который вы хотели бы тренироваться:
Очень подходит и тем, кто уже определился со своим музыкальным будущим, и тем, кто хотел бы попробовать звучание разных инструментов, и только потом выбрать что-то по душе.
Functional Ear Trainer
Во-вторых, есть приложение Functional Ear Trainer, где вам предложат натренировать музыкальный слух по методу композитора, музыканта и программиста Алена Бенбассата (англ. Alain Benbassat). Он, будучи композитором и музыкантом, совершенно искренне не видит ничего страшного, если кому-то с трудом дается запоминание нот. Приложение позволяет просто угадывать и нажимать кнопку с тем звуком, который вы только что услышали. Вы можете почитать о методе, выбрать базовую тренировку или мелодический диктант:
Другими словами, тут предлагается сначала научиться слышать разницу между нотами, а уже потом запоминать их названия.
Как развивать музыкальный слух онлайн
Кроме того, музыкальный слух можно тренировать прямо онлайн, ничего не скачивая. Например, на Music Tests можно найти массу интересных тестов, разработанных американским врачом и профессиональным музыкантом Джейком Мэнделлом:
Тесты Джейка Мэнделла:
- Проверка музыкального слуха – прослушать 36 пар музыкальных отрывков и определить, они одинаковые (зеленая кнопка) или разные (красная кнопка).
- Адаптивный тест высоты звука – прослушать два звука подряд и ответить, является второй звук выше или ниже.
- Тест на ритм – прослушать 2 ритмические фразы и ответить, одинаковые они или разные.
- AMVI – проверить ассоциативный музыкальный интеллект.
Как вы понимаете, такого рода тесты не просто проверяют, а еще и тренируют ваше музыкальное восприятие. Поэтому пройти их стоит, даже если вы заранее сомневаетесь в результатах.
Столь же интересен и полезен для развития музыкального слуха онлайн-тест «Какой инструмент играет?» Там предлагается прослушать несколько музыкальных отрывков, и для каждого выбрать 1 из 4-х вариантов ответа. В числе прочего, там прозвучат банджо, скрипка-пиццикато, оркестровый треугольник и ксилофон. Если вам кажется, что подобные задания – это катастрофа, то такой вариант ответа там тоже есть:
Изучив советы и рекомендации по развитию музыкального слуха, вы наверняка поняли, что возможностей для этого – целый океан, даже если у вас нет ни музыкально инструмента, ни времени долго сидеть за компьютером. И эти возможности – все те звуки и вся та музыка, что звучит вокруг нас.
Как развивать музыкальный слух с помощью музыкальной наблюдательности
Музыкальная и слуховая наблюдательность – абсолютно полноправный метод развития музыкального слуха. Прислуживаясь к звукам окружающей среды и слушая музыку осознанно, можно добиться заметных результатов. Пытайтесь угадать, на какой ноте гудит перфоратор или закипает чайник, сколько гитар сопровождает вокал вашего любимого исполнителя, сколько всего музыкальных инструментов принимает участие в музыкальном сопровождении.
Попытайтесь научиться различать на слух арфу и виолончель, 4-струнную и 5-струную бас-гитару, бэк-вокал и дабл-трекинг. Уточним, что дабл-трекинг – это когда вокал или партии инструментов дублируют 2 или более раз. И, само собой, учитесь различать на слух полифонические приемы, которые вы изучили в уроке №4. Даже если вы и не добьетесь от себя феноменального слуха, вы научитесь слышать намного больше, чем слышите сейчас.
Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте
Очень полезно закрепить свои наблюдения практически. Например, попытаться подобрать услышанную мелодию по памяти на музыкальном инструменте или имитаторе. Это, кстати, полезное для развития интервального слуха действо. Даже если вы не сориентируетесь, с какой ноты стартовала мелодия, вам достаточно вспомнить ходы мелодии вверх-вниз и понять разницу (интервал) между соседними звуками.
В целом, если работа над музыкальным слухом для вас актуальна, никогда не спешите сразу искать аккорды к понравившейся песне. Сначала попробуйте подобрать ее самостоятельно, хотя бы основную мелодическую линию. А потом сверьте свои догадки с предложенным подбором. Если ваш подбор не совпадет с найденным в Интернете, это не означает, что вы подобрали не верно. Возможно, кто-то выложил свой вариант в удобной для себя тональности.
Чтобы понять, насколько верно вы подобрали, смотрите не на аккорды как таковые, а на интервалы между тониками аккордов. Если это пока трудно, найдите понравившуюся песню на сайте mychords.net и «подвигайте» тональности вверх-вниз. Если вы подобрали мелодию верно, одна из тональностей покажет вам те аккорды, которые услышали вы. Сайт содержит массу песен, старых и новых, и имеет простую навигацию:
Когда вы зайдете на страничку с нужной композицией, вы сразу увидите окошко «Тональность» со стрелочками вправо (на повышение) и влево (на понижение):
Для примера рассмотрим песню с простыми аккордами. Допустим, композицию «Камень» группы «Ночные Снайперы», вышедшую в 2020 году. Так, нам предлагается сыграть ее на следующих аккордах:
Если же мы поднимем тональность на 2 полутона, увидим аккорды:
Таким образом, для транспонирования тональности нужно сдвинуть тонику каждого аккорда на нужное количество полутонов. Например, повысить на 2, как в представленном примере. Если вы перепроверите разработчиков сайта и прибавите по 2 полутона к каждому исходному аккорду, то увидите, как это работает:
- «Ре-минор» + 2 полутона = «Ми-минор».
- «Ми-мажор» + 2 полутона = «Фа-диез мажор».
- «Ля-минор» + 2 полутона = «Си-минор».
- «Фа-мажор» + 2 полутона = «Соль-мажор».
На клавиатуре фортепиано вы просто переносите аппликатуру аккорда вправо или влево на нужное количество клавиш, учитывая белые и черные. На гитаре при повышении тональности можно просто повесить каподастр: плюс 1 полутон – на первом ладу, плюс 2 полутона – на втором ладу и т.д.
Ввиду того, что ноты повторяются через каждые 12 полутонов (октаву), при понижении для наглядности можно использовать тот же принцип. Получается следующее:
- Минус 1 = плюс 11.
- Минус 2 = плюс 10.
- Минус 3 = плюс 9.
- Минус 4 = плюс 8.
- Минус 5 = плюс 7.
- Минус 6 = плюс 6.
Обратите внимание, что при повышении и при понижении на 6 полутонов мы приходим в одну и ту же ноту. Вы это легко услышите, даже если ваш музыкальный слух пока не совсем развит.
Далее вам останется лишь выбрать удобную аппликатуру аккорда на гитаре. Разумеется, что с каподастром на 10-11 ладу играть неудобно, поэтому такое движение по грифу рекомендовано исключительно для наглядного понимания принципа транспонирования тональностей. Если вы поймете и услышите, какой аккорд вам нужен в новой тональности, вы запросто подберете удобную аппликатуру в любой библиотеке аккордов.
Так, для уже упоминавшегося аккорда «фа-мажор» есть 23 варианта, как его можно взять на гитаре [MirGitar, 2020]. А для «соль-мажора» и вовсе предлагается 42 аппликатуры [MirGitar, 2020]. К слову, если вы просто поиграете их все, это тоже будет способствовать развитию вашего музыкального слуха. Если данный раздел урока вам не вполне понятен, вернитесь к нему еще раз после того как пройдете урок 6, посвященный игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре. А пока продолжим работу над музыкальным слухом.
Как развивать музыкальный слух у детей и вместе с детьми
Если у вас есть дети, вы можете развивать музыкальный слух вместе с ними в процессе игры. Предложите детям похлопать или поплясать в такт музыке или спеть детскую песенку. Поиграйте с ними в «Угадайку»: ребенок отворачивается и по звуку пытается угадать, что вы сейчас делаете. Например, трясете ключами, высыпаете гречку в кастрюлю, точите ножик и т.д.
Можно поиграть в «Зверинец»: попросить ребенка изобразить, как рычит тигр, лает собака или мяукает кошка. К слову, мяуканье – это одно из популярных упражнений для освоения вокальной техники «микст». Узнать больше о вокальных техниках и приемах вы можете из нашего специального урока «Пение» в рамках курса «Развитие голоса и речи».
И, конечно, самым ценным источником знаний остается книга. Можем порекомендовать вам книгу «Развитие музыкального слуха» [Г. Шатковский, 2010]. Рекомендации в этой книге касаются, в основном, работы с детьми, однако люди, изучающие теорию музыки «с нуля», тоже найдут там массу полезных советов. Еще из полезной методической литературы стоит обратить внимание на пособие «Музыкальный слух» [С. Оськина, Д. Парнес, 2005]. Изучив его полностью, можно выйти на достаточно высокий уровень знаний.
Имеется и специальная литература для более углубленных занятий с детьми. В частности, для целенаправленного развития звуковысотного слуха в дошкольном возрасте [И. Ильина, Е. Михайлова, 2015]. А в книге «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио» можно подобрать подходящие детям песенки для разучивания [К. Малинина, 2019]. К слову, по этой же книге дети смогут освоить основы сольфеджио в доступной для их восприятия форме. А теперь подытожим все способы, как можно развить музыкальный слух.
Способы развития музыкального слуха:
Сольфеджио. | Специальные упражнения. | Программы для развития музыкального слуха. | Онлайн-сервисы для развития музыкального слуха. | Музыкальная и слуховая наблюдательность. | Игры с детьми на развитие слуха. | Специальная литература. |
Как вы заметили, мы нигде не настаиваем, что занятия развитием музыкального слуха должны быть только с педагогом или только самостоятельными. Если есть возможность позаниматься с квалифицированным педагогом по музыке или пению, обязательно воспользуйтесь такой возможностью. Так вы получите более четкий контроль за попаданием в ноты и более персонализированные советы, над чем работать лично вам в первую очередь.
В то же время работа с педагогом не отменяет самостоятельных занятий. Практически каждый педагог рекомендует что-либо из перечисленных упражнений и сервисов для развития музыкального слуха. Большинство преподавателей советуют для самостоятельного чтения специальную литературу и, в частности, книгу «Развитие музыкального слуха» [Г. Шатковский, 2010].
Must have для всех музыкантов – это «Элементарная теория музыки» Варфоломея Вахромеева [В. Вахромеев, 1961]. Некоторые полагают, что начинающим проще и понятнее будет учебник «Элементарная теория музыки» Игоря Способина [И. Способин,1963]. Для практических тренировок обычно советуют «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» [В. Хвостенко, 1965].
Выбирайте любые из предложенных рекомендаций. Главное, продолжайте работать над собой и своим музыкальным слухом. Это очень поможет вам и в пении, и в освоении выбранного музыкального инструмента. И напомним, что следующий урок курса посвящен музыкальным инструментам. А пока закрепите полученные знания с помощью теста.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь давайте познакомимся с музыкальными инструментами.
Источник