Упражнения для гитары кантри

Блюз >Звонкие дабл-стопы для кантри-гитары и не только

Дабл-стопы! Это, пожалуй, один из самых важных приемов кантри-гитары — как для игры соло и импровизаций, так и для ритм-партий. Поэтому сегодняшний урок мы посвятим дабл-стопам. Я приготовил для вас довольно простые примеры, которые помогут вам разобраться в том, что же это такое, и научиться использовать их в своей игре. Дабл-стопы отлично вписываются практически в любой стиль, будь то блюз, рок, кантри или другие направления.

Дабл-стоп можно описать как ноты, исполняемые одновременно на двух соседних струнах. В Упр. 1 представлено то, что я называю «дабл-стоповой гаммой». Кантри-гитаристы обычно играют дабл-стопы средним и безымянным пальцем правой (звукоизвлекающей) руки. В данном конкретном случае мы базируемся на А-миксолидийском ладу (A-B-C#-D-E-F#-G). Обратите внимание на третью струну: мы играем ноты чистого миксолидийского лада с добавлением диатонической терции на второй струне. Чтобы добиться мажорного звучания, просто повысьте ноту G на полтона.

Упражнения для гитары с дабл-стопами

Упр. 2 — та же гамма, но с небольшими добавлениями хроматических ходов. Несмотря на то, что изменения эти очень незначительны, они придают звучанию совершенно другой — гораздо более плавный — характер.

А теперь возьмем гамму Упр. 1 и сыграем ее на других парах струн ( Упр. 3 ). Я часто заканчиваю фразы дабл-стопами на третьей и четвертой струнах. Интересная идея — одновременно с дабл-стопом ударять по пятой струне, глуша ее. Получается перкуссивная нота, которая добавляет звучанию яркости и звона — а именно это чаще всего и ассоциируется с игрой на Телекастере.

Иногда я беру самую простую блюзовую фразу и добавляю в нее дабл-стопы. Посмотрите на Упр. 4 . Это очень популярная и даже клишированная блюзовая фраза в А, но для наших целей она подходит очень хорошо. А теперь посмотрите на Упр. 5 . Уже лучше, не правда ли?

Еще один вариант использования дабл-стопов — их смещение по прогрессии I-IV-V легкими щипками. Этот прием я впервые услышал у банджистов, исполнявших блюграсс. Позже я увидел, как Дэнни Гэттон (Danny Gatton) и Брент Мэйсон (Brent Mason) играют так, достигая умопомрачительной скорости! Я был поражен. Вот вам Упр. 6 в тональности С. Попробуйте сами!

На сегодня все. Конечно, то, о чем мы говорили, — всего лишь поверхностное знакомство с дабл-стопами. Если идеи, которые я предложил сегодня, пришлись вам по вкусу, продолжайте работать и изучать бесчисленные возможности этого замечательного приема и не забывайте подписываться на Гитаршколу, чтобы получать интересные уроки гитары.

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Антонов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 апреля 1998 г.

П рочитав название урока, вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Предлагаю вашему вниманию гаммы и упражнения, которые помогут вам выйти на рубеж осмысления блюза. При этом сразу стать блюзменом у вас вряд ли получится, но со временем обязательно.

Начнем со схем. Вот кантри-лад:

А вот блюзовый лад:

Напоминаю, что гриф рассматривается «лицом» к вам, при этом шестая струна находится слева, а первая — справа. Корпус гитары — внизу, а колки — наверху.

Здесь возможны разные варианты аппликатуры, поэтому предоставлю право выбора вам. Скажу только, что позиционная игра предполагает расположение каждого пальца на своем ладу, а до нот, выпавших за пределы позиции, придется дотягиваться или менять позицию. Некоторые аппликатурные модели этих гамм можно сыграть в двух соседних позициях. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно.

Большой красный квадрат на этих схемах показывает местоположение тоники, как и в случае с уроком, где мы рассматривали пентатоники. Маленьким синим квадратиком обозначен хроматический (проходящий) звук. Проходящим он называется потому, что в процессе игры на нем не надо заострять свое внимание, он служит для окраски (оттенков) мелодии. В данных таблицах, там где он выходит за пределы позиции, я поместил его под четвертый палец (мизинец), но вы можете перенести этот звук на следующую струну (более тонкую), тогда фразы с ним станут несколько другими. Например, если вторую таблицу вы играете в V позиции и проходящий звук приходится на IX лад шестой струны, то вы можете перенести его на IV лад 5-й струны. Проигрывая этот вариант аппликатуры, можно использовать такой технический прием, как глиссандо (слайд), т.е. скольжение по струне без дополнительного извлечения звука. Прижимаете IV лад пятой струны, извлекаете звук и соскальзываете на V лад, получается слайд. Именно полутоновый слайд звучит лучше остальных и вы можете играть его везде, где сочтете нужным. К тому же он помогает плавно менять позицию. К этому хроматическому звуку можно сделать бэнд (подтяжку). Возьмите ноту, расположенную ниже проходящего звука по высоте, извлеките звук и немного подтяните струну (см. урок «Изучаем пентатонику»). Разница только в том, что это полутоновая подтяжка, то есть не очень сильная. Остальные правила, касающиеся пентатоник, распространяются и на эти гаммы.

Теперь пояснения. Кантри-гамма- мажорное наклонение. В нее вошли следующие ступени, относительно мажорной гаммы- 1, 2, #2, 3, 5, 6, то есть это та же самая мажорная пентатоника, только с проходящей (хроматической) #2 ступенью. С помощью этой гаммы вы можете играть импровизации, например в стиле рок-н-ролл или при обыгрывании блюза, если захотите придать ему мажорный (веселый, радостный, оптимистичный) оттенок. Одним словом, в хозяйстве пригодится. Я хочу сказать, что применение этой гаммы не ограничивается только этими стилями.

Блюзовая гамма сродни минорной пентатонике. Она состоит из 1, b3, 4, #4, 5, b7 ступеней и имеет минорный оттенок. Ее применение несколько более обширно, чем кантри-гамма. Кроме минорного блюза, ее можно использовать при обыгрывании любой песни, написанной в минорной тональности. А также она пригодится и для мажорного блюза.


Так соотносятся параллельные тональности. В одной и той же тональности принимаем за тонику разные ноты, C (до) — в случае мажорного (кантри) наклонения и A (ля) — минорного (блюз). Между тониками параллельных тональностей интервал- малая терция — полтора тона, при этом тоника мажора располагается ниже.

А так, для сравнения, можно проиллюстрировать соотношение одноименных блюз- и кантри-тональностей.


Еще я предлагаю вашему вниманию несколько примеров в midi-файлах, которые называются «минус один» (в дальнейшем- «минус»). Имеется в виду, что звучит какая-то музыкальная информация, но при этом не хватает одного исполнителя. В данном случае нет солиста. Вы и будете этим солистом.

Midi-файл Blues звучит в тональности С (до-мажор). И, в зависимости от того, какой характер (мажорный или минорный) вы хотите придать этому блюзу, можете играть С-кантри или C-блюзовую гаммы. Для этого находите ноту C (до) на любой струне, принимаете ее за тонику и соответственно выстраиваете остальные ступени. Запускаете «минус» и играете гамму от самого низкого звука к высокому и назад. После того как вам удастся запомнить эту аппликатурную модель на грифе, можете приступать к фразировке, то есть по вашему усмотрению меняете порядок и ритмические характеристики нот, используете технические приемы.

Blues shuffle записан в тональности Bb (cи-бемоль-мажор). Находим ноту B (си), например, на 3-й струне. Получаем IV лад. Бемоль понижает звук на полтона, поэтому си-бемоль будет на III ладу. Относительно III-го лада выстраиваем первую аппликатурную модель из ряда «кантри» (см. на таблицы выше), проигрываем ее с минусом и получаем мажорный оттенок блюза. Если же относительно III-го лада выстроить последнюю модель из ряда «блюз» (там тоника тоже на 3-й струне) и поиграть ее, получим минорный оттенок (блюзовый).

Следующий midi-файл Rockabilly относится к разряду рок-н-ролла и обыгрывать мы его будем только кантри-гаммой. Звучит он в тональности А (ля-мажор). По уже известному вам принципу находите кантри-гамму в тональности A (ля) и играете импровизацию.

В случае с минорным блюзом, наоборот, играть будем только гамму блюзового наклонения. Кантри-гамма не подойдет.

К сожалению, невозможно более подробно развернуть эту тему на одном уроке, поэтому вам придется приложить максимум усилия для самостоятельной проработки этого материала. Есть очень хороший способ проверить себя. Если позволяет возможность, занимаясь с «минусом», запишите все на магнитофон или компьютер и внимательно прослушайте что получилось. Фантазируйте, сочиняйте, изобретайте! Можно также внимательно послушать как играют опытные блюзмены: Эрик Клэптон, Би Би Кинг, Альберт Коллинз и другие. При усердных занятиях, я думаю, вы непременно их догоните. Ведь не боги, в конце концов, горшки обжигают!

Источник

Блюз >Кантри-мудрость Кита Урбана

А знали ли вы о том, что Кит Урбан (Keith Urban) умеет играть на гитаре? И играет он очень хорошо. Об этом часто забывают, потому что помимо его способности выдавать хит за хитом, Урбан больше известен как член жюри в шоу American Idol, как муж актрисы Николь Кидман (Nicole Kidman) и как обладатель роскошной шевелюры даже в возрасте 49 лет. Но мы же гитаристы, поэтому нас не волнует ничего, кроме фраз и нот! Давайте поговорим о секретах игры Кита и, возможно, позаимствуем что-то из них для себя.

Кит начал свою карьеру в барах Новой Зеландии и Австралии, играя самое настоящее гитарное кантри. В интервью он иногда говорит, что в 90-е годы пытался играть рок, но у него не получилось, потому что все, что он умеет, это так называемый «чикен пикинг» («chicken picking»). Пример 1 демонстрирует эту технику. Удерживайте медиатор указательным пальцем, а большим и средним пальцами ударяйте по струнам. Эта техника позволяет играть с ощущением стаккато благодаря быстрому глушению извлеченных нот.

Большинство гитаристов играют первым, вторым и третьим пальцами. Но Кит нередко подключает и четвертый. Например, играя фразы в пентатонике А минор (A-C-D-E-G) во второй позиции, он зажимает ноты на втором ладу третьей и четвертой струн первым пальцем, а четвертым — ноты на пятом ладу. Он даже делает бенды мизинцем — и это на струнах 0,011! Это не только дает дополнительные возможности, но и хорошо тренирует.

Значительное влияние на стиль Кита оказал Марк Нопфлер (Mark Knopfler), известный своими хаммер-онами и пулл-оффами на высоких ладах. Кит развивает эту идею дальше. В Примере 3 первый палец зажимает ноты на 10 ладу, второй — на 12 ладу, а четвертый — на 14 и 15 ладах. Думаю, сейчас уже понятно, что Кит способен на гораздо большее, чем просто чикен пикинг.

Но музыка кантри — это далеко не только соло-гитара. Успех Кита заключается в том, что ему удается писать интересные тексты и запоминающиеся мелодии, а для этого нужно уметь создавать также и интересные партии ритм-гитары. Часто он берет ноту на одной струне и проводит ее по всей композиции, играя мелодии на ее фоне. В Примере 4 играем на открытой четвертой струне в сочетании с нотами на третьей струне, что дает звучание миксолидийского лада.

У многих гитаристов есть проблемы с фразировкой, но к Киту это не относится. Он не просто перемещается вверх-вниз по гамме, а придумывает мелодию и играет ее в разных октавах. Следите за четкостью звукоизвлечения. В первых двух тактах Примера 5 есть дабл-стопы. При смещении к нижним струнам сохранять дабл-стопы уже не имеет смысла, потому что нижние струны сами по себе дают довольно плотное звучание. Здесь лучше делать менее глубокие и более плавные бенды. Очень важно продумывать заранее то, как именно вы будете играть ту или иную мелодию. Профессионалы уровня Кита обычно размещают ноты там, где их легче всего извлекать и где можно вложить больше всего эмоций в игру.

Возьмите акустическую гитару и разместите каподастр на пятом ладу. Это проверенный трюк, которым Кит пользуется очень часто. Играть на акустической гитаре с каподастром на высоких ладах может быть весьма интересно и необычно. Пример 6 написан в тональности D. Каподастр размещен на пятом ладу, поэтому играем, как в тональности G. Поставьте третий палец на третий лад второй струны (относительно каподастра) и не сдвигайте его. Вторым пальцем зажимайте тоники, а первым и четвертым — ноты мелодии.

Более филигранные гитарные партии Кит играет без медиатора ( Пример 7 ). В этом случае можно легко получить более мягкое звучание, но следует все же быть осторожным. Играя бесконтрольно, вы быстро начнете слишком сильно ударять по струнам, что тоже не так хорошо.

Кит нередко прибегает к хроматическим ходам. Многие считают, что хроматика означает игру нот на расстоянии в один лад друг от друга, но цепочку хроматических нот можно также играть, расположив первый палец на второй струне, а третий палец на третьей струне на три лада дальше и сдвигать эту позицию вверх и вниз. Пример 8 — это нисходящий пассаж, разрешающийся в арпеджио, которое обычно играют свип-пикингом, но Кит предпочел бы хаммер-он от открытой струны, а затем технику переката в духе банджо. Он же все-таки кантри-гитарист!

Играя соло, вы можете также перемещаться от одной зоны на грифе в другую. В Примере 9 мы начинаем с удобной открытой позиции, которую Кит использует все время. Затем переходим к 12 ладу и начинаем нисходящий легатный пассаж на третьей струне — это еще один фирменный прием Кита. Подобные пулл-оффы позволяют значительно повысить скорость. Кита никак нельзя назвать традиционным шреддером. Чтобы частично разгрузить звукоизвлекающую руку, он находит пути, позволяющие передать часть работы левой руке.

А сейчас мы разберем еще один интересный пример, в котором важны не ноты. Конечная цель игры на гитаре — создание интересной музыки и чего-то нового и крутого, что не всегда можно записать на бумаге. Кит иногда берет ноту, уводит ее вверх по грифу, играет пару приглушенных нот и повторяет все то же самое на следующих струнах. Это напоминает вокальные линии Майкла Джексона (Michael Jackson), но в гитарной форме. Сделайте так, чтобы Пример 10 звучал как можно более естественно. Не думайте о том, где вы начнете, смещаясь вверх по струне. Но следите за тем, чтобы завершать фразу на хорошей, плотной роковой ноте. Напряжение оправдывает себя, только если оно разрешается.

Сейчас-то мы знаем, кто скрывается за маской звездного статуса и джинсами за 500 долларов! Кит определенно заслужил все то, что он имеет, своим незаурядным музыкальным талантом.

Источник

Оцените статью