- AllFrets
- Переменный штрих. Секвенции.
- Как играть переменным штрихом на гитаре
- Что такое переменный штрих
- Правильная техника игры переменным штрихом
- Практикум гитариста
- Переход со струны на струну
- Переменный штрих на нескольких струнах: Первый блок
- Переменный штрих на нескольких струнах: Второй блок
- Переменный штрих: гаммы
- AllFrets
- Упражнения из ада
AllFrets
Переменный штрих. Секвенции.
Здесь, пожалуй, стоит добавить еще одно правило, которое относиться скорее к ритму, нежели к переменному штриху. Мы еще разберем его подробнее в соответствующей части. Суть его состоит в том что при игре переменным штрихом среди шестнадцатых нот иногда встречаются восьмые (которые, как ты помнишь вдвое длиннее шестнадцатых). В этом случае нельзя сбиваться, необходимо играть следующую за восьмой ноту таким ударом, каким ее следовало играть, если бы вместо восьмой стояло две шестнадцатых. Это относится и к более запутанным ритмическим рисункам. Посмотри на табы и все сразу станет понятно. Перед тобой обычный переменный штрих.
А вот те же два такта, только в одном первые две шестнадцатых каждой доли заменены одной восьмой, а в другом – вторые.
Внимательно приглядись к штриху. Одни и те же ноты играются теми же ударами, какими они игрались в первом примере. Это одно из важнейших правил переменного штриха.
РАЗВИТИЕ ЛЕВОЙ РУКИ
Сейчас тебе необходимо проверить, какие из твоих пальцев развиты лучше, а какие — хуже. Сыграй следующее упражнение:
Оно направлено на проверку комбинации пальцев — первый-второй. Упражнение представлено в четырех вариантах, сыграй их все. Чтобы проверить остальные комбинации пальцев (первый-третий и первый-четвертый) используй то же упражнение. Теперь ты знаешь свою проблему и можешь уделить ей внимания, играя это упражнение в медленно темпе, отрабатывая синхронизацию проблемных пальцев. Продвинутые гитаристы могут также уделить время и таким комбинациям, как второй-третий, второй-четвертый и третий-четвертый пальцы.
РАЗВИТИЕ ПРАВОЙ РУКИ
Развивать правую руку легче всего при помощи тремоло. Начиная с урока штрих при переходе со струны на струну ты следишь за своей максимальной скоростью, я надеюсь. Играй на этой скорости гаммы, рассмотренные в предыдущем уроке. Разумеется не так как ты обычно это делаешь. Используй тремоло — каждую ноту бери по четыре раза. Постарайся продержаться как можно дольше. Упражнение выполняй перед каждой тренировкой вместе с разминкой.
СЕКВЕНЦИИ
Переходим непосредственно к упражнениям. Секвенция это мелодический паттерн из какой-либо гаммы, повторяющийся в неизменном виде, однако начинающийся с разных нот. Вскоре все станет понятно. Берем, к примеру, гамму ЛЯ МИНОР.
Для наглядности пронумеруем ноты:
ЛЯ – 1 ступень
СОЛЬ – 7 ступень
После этого все они вновь повторяются. Пришло время создать твою первую секвенцию:
1. Выберем какой-либо мелодический паттерн. Т.е. мелодическую идею, скажем 1-2-3-4 и повторим ее несколько раз в неизменном виде: 1234–1234–1234–1234.
2. Теперь сделаем то же, только пусть каждый последующий паттерн начинается на ступень выше: 1234–2345–3456–4567.
3. Наконец, назовем ступени своими именами: ЛЯ-СИ-ДО-РЕ-СИ-ДО-РЕ-МИ-ДО-РЕ-МИ-ФА-РЕ-МИ-СОЛЬ
Если продолжить секвенцию и изобразить это на табулатуре, то получиться следующее:
Таких секвенций можно придумать сколь угодно много. Для закрепления навыков составим еще одну:
1. Выбираем мелодическую идею, например 1-3-2-4 и повторяем ее несколько раз в неизменном виде: 1324–1324–1324–1324.
2. Теперь делаем то же, только пусть каждый последующий паттерн начинается на ступень выше: 1324–2435–3546–4657.
3. Называем ступени своими именами: ЛЯ-ДО-СИ-РЕ-СИ-РЕ-ДО-МИ-ДО-МИ-РЕ-ФА-РЕ-ФА-МИ-СОЛЬ
Как видишь, в этом уроке, да и в предыдущем тоже я не давал конкретных упражнений. Я лишь указал путь. Рано или поздно любой достойный гитарист должен начать создавать упражнения для себя. Ведь никто кроме него самого не знает его слабых сторон. И лишь он способен придумать упражнения, направленные на их устранение. Поэтому я пытаюсь научить тебя изначально создавать упражнения для устранения своих слабостей, а не пытаться найти где-либо готовые. Ведь вторые всегда буду уступать первым по эффективности. А от эффективности упражнения зависит количество времени, которое требуется для достижения того или иного результата.
А теперь попробуй самостоятельно применить те же две секвенции, но уже ко всем остальным гаммам, изученным тобой в предыдущем уроке (пентатонику и боксы «по три ноты на струне» пока не трогай).
Надеюсь, урок был понятен. Теперь ты можешь придумать бесконечное количество секвенций и каждую из них применить к одной из множества гамм. Так ты сможешь получить абсолютно разные упражнения, в каждом из которых будут свои нюансы, свои технически сложные моменты и т.д. К следующему уроку переходи только после того, как сможешь играть первую секвенцию из тех двух, что я показал (1234-2345) на скорости 120. А также изучишь уроки больше экспрессии, подвижность и беглость, даунстрок риффы. Также я советую тебе в качестве самоконтроля разучить данную композицию, и не только ее. Ты должен понимать, что на одних упражнениях не вырастить хорошую технику, необходимо учить соло, и как можно больше. Счастливо!
Источник
Как играть переменным штрихом на гитаре
На пути к совершенству мастерства гитарной игры предстоит узнать многое. Начните свой путь с изучения переменного штриха. Вы сможете сыграть любую нотную последовательность без высчитывания ударов медиатора, а различные заготовленные сложные схемы перестанут ограничивать Вашу импровизацию. Также переменный штрих спасает штрихующую руку от переутомления. Вы будете не думать о правильности игры и постановки, а всецело отдадитесь музыке. В этом и состоят преимущества переменного штриха.
Что такое переменный штрих
Переменным штрихом называется техника игры на гитаре с применением переменных штриховых ударов вверх и вниз. Эта техника является наиболее распространенным методом игры медиатором. Если переменный штрих на электрогитаре выполняется быстрым темпом на одной ноте, то такая техника может называться тремоло.
Правильная техника игры переменным штрихом
Для начинающих гитаристов характерна ситуация, когда они сбиваются и после удара вниз продолжают удары медиатором вниз. Поэтому играйте только переменным штрихом и не торопитесь. Как известно ранее из предыдущих уроков на нашем сайте, во время обучения новой техники не стоит пытаться сыграть партию в темпе 100 ударов в минуту. Играйте в темпе, при котором Ваша техника остается чистой.
Игра под метроном – важный аспект эффективного обучения, так как он помогает выработать чувство ритма. Во время извлечения звуков не забывайте глушить струны ребром правой руки. Можно поставить руку возле бриджа и глушить струны, которые ниже по высоте звучания звучащей струны. Сильная доля (к примеру, четная восьмая или шестнадцатая нота) играется штрихующим ударом вниз, а слабая доля – ударом медиатора вверх.
Также правильное положение медиатора влияет на качество игры: старайтесь держать его перпендикулярно к струнам или под небольшим углом. Не размахивайте медиатором во время игры. Чем меньше отдаляется медиатор от струны, тем быстрее впоследствии происходит игра. Для быстрых ритм партий подходит техника удара всей кистью. Для соло среднего темпа подходит удар, который производится лишь движением пальцев, держащих медиатор.
Ну и последнее правило – начинать каждую тренировку с разминки.
Практикум гитариста
В данной части статьи собраны упражнения на переменный штрих.
Упражнение 1. Начнем с практики синхронизации левой и правой рук.
Упражнение 2. Повторяйте его на всех шести струнах.
Упражнение 3. Играйте на первой струне и следите за положением пальцев левой руки.
Упражнение 4. Данную партию разучивайте по тактам.
Упражнение 5. Данное упражнение следует играть переменным штрихом только на одной струне.
Упражнение 6. Продолжайте игру на первой струне.
Упражнение 7. Данное упражнение поможет Вам при улучшении растяжки пальцев.
Переход со струны на струну
Переменный штрих на гитаре бывает внутренний и внешний. В первом случае медиатор движется в пространстве между струнами. Второй случай является противоположным.
В первом паттерне переход со струны на струну выполняется внутренним штрихом, а во втором – внешним:
Ниже приводим два блока — упражнения на переменный штрих с переходом с одной струны на другую. В данном случае рекомендуем играть упражнения в нескольких темпах. Определите, при каком максимально возможном темпе Вы играете чисто. Затем играйте в темпах, в пару раз меньших от данной скорости. К примеру, 5 минут игры в темпе 60, затем 10 минут игры в темпе 40.
Переменный штрих на нескольких струнах: Первый блок
Упражнение 4. Это упражнение продолжайте по той же схеме до самых низких струн, то есть левая рука должна достичь первого лада возле на грифе.
Переменный штрих на нескольких струнах: Второй блок
Если Вы смогли играть данные упражнения чисто в темпе 80 ударов в минуту, переходите к гаммам.
Переменный штрих: гаммы
Гаммы – это звукоряд в определённой последовательности относительно тонов, полутонов и интервалов. Различные гаммы прекрасно подходят для упражнений на переменный штрих, на электрогитаре они позволяют создавать прекрасные соло. В приведенных ниже упражнениях пробуйте сыграть гаммы: в них встречаются как внешний, так и внутренний переменный штрих.
Не пытайтесь взять все звуки одновременно как в аккорде, поскольку гаммы играются по-другому. Начинайте переменный штрих с самой низкой по звучанию ноты, затем постепенно извлекая звуки, переходите на струну выше по звучанию. При этом не забывайте играть гаммы штрихом: сначала удар вниз, удар вверх, затем вниз и снова вверх.
Упражнение 1. В данных упражнениях гаммы интересуют нас только в практическом смысле. Больше необходимой теории Вы сможете узнать в статье, посвященной гаммам на гитаре.
Упражнение 2.
Существует огромное количество гамм, играя которые Вы можете повышать технику игры. Впоследствии Вы сможете сами придумывать упражнения, которые помогут Вам развивать свой переменный штрих на электрогитаре. Главное – терпение и усидчивость, ведь за этими упражнениями придется провести много времени.
Источник
AllFrets
Упражнения из ада
Super Shred Guitar », автор Джефф Лумис.
Упражнение 1. Пожалуй, самое простое упражнение в данном уроке. Но! Ты должен довести скорость исполнения этого упражнения до 160 УВМ.
Упражнение 2. Это гораздо более сложное упражнение. Начинай с небольшой скорости. Цель упражнения – развить независимость пальцев. Ты должен научиться играть это упражнение на скорости 130 УВМ.
Что ж, а теперь переходим непосредственно к упражнениям из книги «Упражнения из ада». На самом деле, я не знаю – так ли она называется. Но это не важно. Главное, что в ней содержаться безумные упражнения, направленные на то, чтобы превратить твои пальцы в тень, порхающую над грифом гитары. Разумеется, скорость не должна быть целью, это лишь средством, и ты никогда не должен забывать об этом. Есть сотни примеров того, как мегабыстрые гитаристы не добивались абсолютно ничего. Зайди на ютуб и, я уверен, ты найдешь немало тому подтверждений. Ты увидишь сотни и тысячи роликов, в которых парни выдают по десять, пятнадцать, двадцать нот в секунду. Но у них отсутствует… я бы назвал это музыкальным чутьем. Поскольку можно сыграть пятнадцать нот в секунду, а можно сыграть одну, но с душой. И за тем, кто проделает второе потянутся люди. Первый же останется незамеченным. Как развить в себе это «музыкальное чутье». Во-первых, естественно, играть! Играть то что тебе нравится. Играть композиции Джо Сатриани и Стива Вая. Попробовать добиться такой же экспрессии, как у них. И да! Это будет безумно сложно, но оно того стоит. Во-вторых, учить теорию музыки. И, в-третьих, само собой, помнить об артикуляции. Ведь это то что придает гитаре выразительности и той же экспрессии. Если позволишь – это то, что заставляет гитару говорить. Возможно, кто-то надо мной сейчас посмеется, но тот кто, как и я, предан гитаре, тот со мной согласиться. Надеюсь, мне удалось донести до тебя то, что я хотел.
А теперь вернемся к скорости.
Упражнение 3. В этом упражнении ты отработаешь скачки через струны, задействовав пи этом все четыре пальца. Это упражнение играй на скорости в 160 УВМ.
Упражнение 4. Аналогичное предыдущему упражнение. Обрати внимание на ритмический рисунок в последнем такте и подумай, какой последовательностью штрихов его следует играть. Скорость этого упражнения аналогична предыдущему – 160 УВМ.
Упражнение 5. Следующее упражнение просто ужасное! Настолько ужасное, что ты должен довести скорость его исполнения всего лишь до 100 УВМ. Смотри не сломай пальцы.
Упражнение 6. Здесь дойди до 115 УВМ.
Упражнение 7. И вновь триоли. Да еще по одной ноте на струне. Играй на скорости 140 УВМ.
Упражнение 8. А теперь секстоли. Рисунок, аналогичный триолям, с той лишь разницей, что объединяет шесть нот вместо трех, равных по звучанию четырем нотам той же длительности. Это упражнение доведи до скорости в 110 УВМ, что фактически будет равно 165 УВМ при игре обычными шестнадцатыми
Поговорим немного о том, как быстрее добиться успеха в гитарном ремесле. В книге «Speed Mechanics For Lead Guitar» Трой Стетина рассказал несколько отличных приемов.
Определение трудности – на этом этапе ты должен не только найти трудную для себя фразу, но и определить, в чем заключается эта самая трудность. Далее следует разделить работу правой и левой рук. Потому что время от времени правая рука помогает проходить трудный фрагмент левой, и наоборот. Играй трудные места только левой, используя пулы и хаммеры. Покончив с этим, обрати внимание на правую и убедись, что используешь правильную последовательность штрихов. Увеличь на некоторое время амплитуду ударов, чтобы убедиться, что ты играешь непрерывным переменным штрихом. Теперь соедини все вместе, используя правильный штрих и постепенно добавляя ноты до и после трудного момента.
Создание вариаций. Ты определил трудные моменты и проработал их. Теперь займись созданием различных вариаций, которые будут превосходить по сложности эти моменты. Создай свои собственные упражнения. Они должны быть направлены на устранение твоих специфических проблем. Таким образом, ты намного быстрее добьешься требуемого результата.
Время перехода. Время перехода напрямую связано с тем, насколько синхронно и скоорденированно работают твои руки.
Ты видишь четыре ноты. Черные области – это время перехода между ними.
Если увеличить темп, ноты становятся короче, а время перехода нет.
Поэтому нужно увеличить не только скорость, но и время перехода.
Играй ноты медленно, но переходи от одной ноты к другой очень быстро. Так можно добиться слитного звучания в быстром темпе. Не надо играть слишком быстро! Чем быстрее играешь, тем больше концентрируешь на том, куда поставить пальцы. Старайся думать о качестве, а не о количестве. Добивайся более осмысленной игры.
Динамика. Способность управлять динамикой позволяет лучше контролировать инструмент. Научись играть от «очень тихо» до «очень громко» и выразительность твоей игры повысится в разы.
Метод скоростных групп. И последнее, но не менее эффективное. Этот метод будет работать только в том случае, если ты проработал все предыдущие. Начни с короткой секвенции и доведи ее до максимальной скорости. Затем каждый раз добавляй по одной ноте. Играй настолько быстро, насколько быстро ты можешь играть без ошибок.
Вот и все. Если ты выполнишь все эти упражнения, можешь считать себя если не мастером переменного штриха, то определенно не новичком и даже не гитаристом среднего уровня. Но это не конец! Далее переходи к следующим урокам работа рычагом, легато на практике, от хэви к трешу, а также к разделам теппинг и свип, если ты еще этого не сделал. Свой прогресс можешь проверить на известной композиции Николая Римского-Корсакова — Полет Шмеля. Удачи!
Источник