Упражнения для кистей фортепиано

Гимнастика для пианистов

Специальные упражнения для пальцев и кистей рук

Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев.Эти же упражнения, кстати, подойдут и тем, кто много работает на компьютере. Делайте их в течение рабочего дня, чтобы руки меньше уставали. Что же это за упражнения и для чего они нужны?

Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Неважно, какое произведение вы собираетесь играть: задумчивый ноктюрн, бравый марш или искрометную бурлеску – пальчики должны слушаться вас беспрекословно. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.

Разминка

Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.

Читайте также:  Настройка гитары опен джи по тюнеру

Упражнения на гибкость

Затем можно перейти к тренировке пальчиков на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Упражнения на подвижность

Теперь можно потренировать пальчики на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.

Источник

Знакомимся с упражнениями для фортепиано

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Источник

Упражнения для кистей фортепиано

Упражнения на освобождение пианистического аппарата.

Подготовила преподаватель по классу фортепиано СорокинаН.Ю.

Дети, впервые пришедшие в детскую музыкальную школу, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений.

Практически у всех детей на начальном этапе обучения зажаты крупные мышцы тела, кисти рук, мышцы шеи, поэтому эти гимнастические упражнения и игры снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах, закрепощение запястья.

Цель данных упражнений на освобождение пианистического аппарата: освободить игровой аппарат начинающего пианиста. Я с детьми начинаю с упражнений на движения всей руки от плеча, а не с мелких пальцевых движений. Поочередной подъем и опускание на клавишу первого пальца кажутся всегда простыми, а на деле очень сложные. Мелкие изолированные движения связаны с мышцами предплечья, а также телом, снимают излишнее напряжение, способствуют развитию умения чувствовать «зажимы» и освобождаться от них.

Детям очень интересно выполнять гимнастические упражнения. Они помогают при игре на фортепиано, способствуют «проводимости звука», содружественному движению обеих рук, приучают владеть своим телом.

В данной разработке описаны упражнения, направленные на освобождения рук, а также пальчиковые упражнения.

1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КРУПНЫХ МЫШЦ

1.1 «МЕЛЬНИЦА»

Руки и тело свободные. Вращательные дви­жения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.

Нас в Москву повезет.

В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряже­ны, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслабить, и совершать движения свободными руками.

1.2 «ПОЛЕТЫ»

Кисть мягко висит на запястье, как «парашутик», рука медленно спускается на клавиатуру, запястье опуска­ется в «ямку» и затем рука, выходит из клавиатуры в «парашютик» с последующим дугообразным движением по всей клавиатуре вверх и вниз, каждой рукой поочередно. В школе «Путь к музицированию» Л.Баренбойма, это упражнение дается со стихотворным текстом, что делает его еще более привлекательным для ребенка.

Под тобой лежат луга,

В небе ты повисла

Педагог может помочь ученику при исполнении упражнения , стоя за его спиной, поддерживая руку под локоть.

1.3 «ПРОЩАНИЕ»

Локти свободны, пальцы- продолжение ладони лучезапястном суставе рука мягко сгибается:дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.

Вот и всё, — мы вам сказали.

Мы пойдем, а вы сидите

До самого вечера.

При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свобода руки и включение лопаточных мышц в работу.

1.4 «БОКСИК»

Для того, чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику.

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно и пера лишиться,

Если и пера лишиться,

Нечем будет петушиться.

При этом ни в коем случае не поднимает плечи. Упраж­нение очень полезно для ощущения целостности рук.

1.5 «СТИРКА»

Пусть ученик представит, что он стирает. Постирал — надо стряхнуть белье. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь у тебя остаются. И никто не услышит их»

Мама стирала на кухне бельё,

А серенький котик смотрел на неё.

Мама устала — легла на кровать,

А котик взял мыло и начал стирать.

1.6 «ДИРИЖЕР»

Ребенок дирижирует под музыку. Это упраж­нение помогает включить все мышцы в работу, вырабатывает плавность и ритмичность движений. Важно следить за правильным дыханием тогда плечи останутся в покое, не поднимаются.

Упражнение способствует развитию пианистических дви­жений и правильному дыханию.

1.7 «ПОВОРОТЫ ТУЛОВИЩА ПОД МУЗЫКУ»

Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачи­вается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

1.8 Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед, Колени при этом, слегка подгибаются. После этого медленно выпря­миться, принимая прежнее положение.

1.9 «ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непро­извольно участвовать в движении. Плечи не подняты. Если они подни­маются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

Убирай один кулак!

1.10 «ШЕЙКА»

Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых)!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой.

Головой качает слон,

Умный слон (2 раза)

Он слонихе шлет поклон,

Шлет поклон (2 раза).

Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Эти упражнения приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них.

1.11 «ХВАТАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Этот комплекс упражнений направлен на развитие хвата­тельных движений, он разрабатывает быструю реакцию, ловкость, коор­динирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Хватательные движения развива­ют ладонные мышцы, создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения. Лучше всего их делать с небольшими мячиками. Но игра с мячом для некоторых малышей оказывается, довольно трудной и поэтому дляначала стоит использовать обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.

1.12 «ПЛАТОЧЕК ТАНЦУЕТ»

Под неторопливый сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс и т.д. ) ребенок плавно передает платочек из одной руки в другую. Педагог следит за ритмичностью движений — платочек передается на сильную долю такта.

1.13 «КТО БЫСТРЕЕ»

Платочек лежит на столе. Ученик пытается на счет «раз-два-три» быстрее схватить платочек.

Становись со мною рядом,

Начинаем мы игру…

Только жди пока не крикну:

Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений.

1.14 «ЛЕТАЮЩИЕ ПЛАТОЧКИ»

Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах. В ладошке ребенокдержит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опушены, спина прямая. Не напрягаться! То же самое можно проделать и с двумя платками.

1.15 «ОТТОЛКНИ ВЕТОЧКУ»

Мышцы, спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя, и делая в это время длинный продолжительный выдох.

1.16 «ЖИВОТИК ДЫШИТ»

Малыш держит обе руки на верхней части живота. Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох-выдох, несколько раз. Руки малыша, лежащие в районе диафрагмы чувствуют, что живот соответственно вдоху и выдоху то увеличивается, то уменьшается: «животик дышит». При этом плечи остаются неподвижными.

1.17 «ПЛАВАНИЕ»

Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслаблен­ные руки раскачиваются до полной остановки.

1.18″НОВАЯ И СЛОМАННАЯ КУКЛА» (для девочек) и «СОДДАТИК И МЕДВЕЖОНОК» (для мальчиков).

Первое время выполняется сидя на полу, затем за фортепиано. Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд) затем рассла­биться (5-10 секунд).

1.18.1 Исходная позиция — «Новая кукла». Пока­чать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. За­тем расслабиться — кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики в этих упражнениях изображают солдатиков и мягкого толстенького медвежонка). Эти упражнения проделать, сидя на стуле за фортепи­ано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно лежат на коленях.

1.18.2 Выполнить упражнение 19.1, усложнив его движениями рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы. Выделить слова:»нежный», чтобы руки были плавными, «большой»- большая амплитуда движений;»красивой» — добиться изящества в движениях. На три секунды расслабиться, как, «медвежонок» (посмеяться над тем, как неуклюжий медвежонок сидел бы за инструментом).

1.19 «ЗАВОДНАЯ КУКЛА» или «РОБОТ»

Кукла стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы, кисти, руки, туловище и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.

1.20 Преподаватель играет пьесу П.И.Чайковского «Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свобод­но на коленях. Первая фраза — подснежник «растет» — правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упраж­нения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Нужно объяснить ребенку, что ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая фраза — поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными — кистями.

2. ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РУКИ:

2.1 «МЯЧИК» или «ОТДАЙ МНЕ РУКУ»

Рука ребенка, должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой, —

Не угнаться за тобой!

Упражнения выполняются сначала за столом; через 2-3 дня – за инструментом.

После таких упражнений, можно приступить к более сложным, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.

2.2 Ребенок поочередно поднимает и опус­кает руки. Можно сравнить с движениями двух лифтов в доме. Услож­нять упражнение следует в следующем порядке: руки опускают­ся, на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на первый и пятый пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.

Вверх и вниз, по этажам.

Ходит домик, ходит сам.

Вот дом на седьмом,

За минуту мы уже

На девятом этаже.

2.3 «БРАТЦЫ»

В этом упражнении обыгрывается особенность расположения пальцев на руке.

Четверо братцев – Поднимаем правую руку вверх, всепальцы соединены, первый — отставлен
Высоки да тонки – Левая рука поглаживает четыре пальца правой руки, обхватывая их снизу вверх
Держатся вместе – Левая рука обнимает пальчики
А пятый в стороне – Поглаживают большой палец
Но чуть за работу приходится – Четыре пальца одновременно сжимаются в кулачек (большой палец в стороне)
Четверо кличут – Несколько произвольных поклонов или любых легких движений
Пятого братца – Кулачок полностью крепко сжимается. Руки меняются ролями

2.4 «ОДЕВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВ»

Небольшой легкий массаж пальчиков дает возможность хорошо почувствовать и послушать каждый из них.

Перед тобой – пятеро братьев – Пальчики вверх, не напряжены
Дома все они без платьев – Пальцы левой руки поочередно поглаживают от основания к кончику («раздевающие движения»).
А на улице зато нужно

каждому пальто

Можно пошевелить пальчиками. «Одевающие» движения от кончиков к основаниям

Упражнения нужно выполнять и на уроке и дома, в течение 1-2 месяцев. Они простые, интересные и нравятся детям. К таким увлекательным играм — упражнениям относятся и так называемые «пальчиковые» игры.

2.5«РЕЗИНКА – ЛАСТИК»

Я ластик, я — резинка,

Но совесть у меня чиста —

Помарку стерла я, с листа

2.6 «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК»

Упражнение на сгибательные и разгибательные движения пальцев

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

2.7 «КУРИЦА»

Курица на улице

Едва не пропала,

Потому что курица

Ходит где попало.

2.8 «СОРОКОНОЖКИ»

Две сороконожки бегут по дорожке, побежали, побежали

И друг дружечку догнали.

Все десять пальчиков изображают движение ножек у сороконожек. Пальцы правой руки «бегут» по левой от кончиков пальцев до плеча, начиная с первого. Пальцы левой руки «бегут» точно также по правой
Там друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли

Пальчики встречаются за шейкой, пытаются достать друг друга; если это удается, нужно крепко зацепиться. Педагог может попытаться расцепить такое положение рук

Все вышеизложенные упражнения направлены на развитие свободы, гибкости игрового аппарата, взаимодействия его частей и независимости пальцев маленького ребенка; педагог может выбрать из них те, которые он посчитает самыми полезными и увлекательными для своих учеников.

Источник

Оцените статью