Упражнения для левой руки аккордеон

Игра левой рукой

Многие новички не любят играть левой рукой. Пальцы левой руки обычно меньше развиты, менее послушны. Попробовав играть левой рукой, почувствовав судорожную закрепощенность пальцев, многие сразу сдаются.

Здесь важно знать, что привыкание пальцев к левой клавиатуре происходит очень быстро и уже после первой недели занятий, они свободно будут отыскивать нужную позицию и выполнять ваши команды. Причем, играть, не глядя на левой клавиатуре, вы начнете быстрее, чем так же не глядя на правой.

Левая сторона баяна почти не просматривается при игре, лишая нас возможности подсматривать в левую клавиатуру, То есть мы изначально привыкаем играть на левой стороне практически вслепую и быстро к этому привыкаем.

В правую же клавиатуру мы можем время от времени подглядывать, что несколько притормаживает процесс игры на автомате.

Что же нужно конкретно знать для игры левой рукой на начальном этапе?

  • Расположение основных басов (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
  • Кнопки, соответствующие мажорным аккордам от перечисленных выше основных басов.
  • Кнопки, соответствующие доминантсептаккордам.

Запоминается просто, так как аккордовые кнопки находятся рядом с основным басом. Обратите внимание как удобно и мудро: нажимаем одну кнопку, а звучит как полноценный аккорд.

Мажорный аккорд обозначается буквой «Б», минорный буквой «М», доминантсептаккорд – «7». Основной бас «до» на левой клавиатуре найти очень даже не сложно.

На обычном баяне это кнопка с ямочкой, вмятиной. Имея такую подсказку, легко находим ноту «до» на ощупь.

Неплохо бы сделать аналогичную подсказку на основном басе «ля». Берем напильник или надфиль и делаем на этой кнопке заметную засечку.

Как играть левой рукой? Не надо давить на кнопки со всей мочи. Кнопочки нажимаются аккуратно, ровно, отчетливо.

Потренируемся на таком упражнении: до – до мажор, до – до минор, до – доминантсептаккорд. На начальном этапе играем третьим и вторым пальцами. Третьим пальцем берется основной бас, вторым – аккорд.

В дальнейшем будут задействованы и остальные пальцы, кроме первого (большого). Он находится на боковой крышке баяна, обеспечивая фиксации кисти, участвуя в меховедении, обеспечивая устойчивое положение баяна.

Игра на баяне левой рукой несколько осложняется тем, что левая рука управляет меховедением с одновременной работой на клавиатуре. На первых порах для некоторых бывает затруднительно скоординировать работу мышц.

Но такой навык нарабатывается очень быстро при игре упражнений. Уже через несколько уроков мы заметим, что мышцы пальцев стали работать независимо от мышц, управляющих движением меха.

Источник

Баян. Тренировка пальцев.

Итак, вы уже попробовали потыкать пальцами кнопочки баяна и сразу почувствовали: пальцы не слушаются, не хотят точно выполнять ваши команды, отказываются бойко бегать вверх и вниз по клавиатуре инструмента. Так и должно быть, ведь у ваших пальцев появилось новое, незнакомое дело да, к тому же, довольно сложное, вот они и упрямятся.

Заставить пальцы работать на клавиатуре можно только тренировкой. Мышцы и суставы кисти можно за короткое время научить выполнять ваши команды. Метод тренировки пальцев для игры на баяне достаточно прост. Можно со звуком, можно без извлечения звука нажимать кнопки баянной клавиатуры в определенных последовательностях, комбинациях. По мере ознакомления с музыкальной грамотой эти упражнения трансформируются в игру гамм, арпеджио, аккордов.

Но пока же ваша задача: поставить пальцы на место, приучить их к клавиатуре, принудить к послушанию. Последовательности нажатия кнопок и комбинации нажимов каждый может придумать сотни. Начинать выполнять эти упражнения следует в очень медленном темпе, ставя палец на очередную кнопку свободно, без напряжения. Затем темп увеличивается постепенно до максимального, который смогут выдержать ваши пальцы.

Подобные манипуляции с пальцами на клавиатуре должны стать ежедневными как умывание и чистка зубов по утрам и занимать 10-15 минут. Уже через неделю тренировок по такому методу, вы почувствуете, что пальцы стали послушнее, что они с удовольствием выполняют ваши команды. В этом направлении можно пойти дальше. Изготовьте одноактавный макет-тренажер правой клавиатуры. Для этого можно использовать досочку длинной 12 см., шириной 7см., толщиной 1 см. Заготовка тщательно прошлифовывается наждачной бумагой. Затем мелкими саморезами прикручиваем на нее кругляшки из плотного войлока толщиной 5-7 мм. Эти кругляшки должны иметь размер кнопки баяна. Естественно, нужно как можно точнее(в соответствии с оригиналом) распределить их на макете. Этим нехитрым устройством можно пользоваться во время просмотра фильма, в общественном транспорте, на лекции и т.д. Придумываем для пальцев различные позиции, комбинации, последовательности и тренируемся, тренируемся, тренируемся.

Не надо забывать и о левой руке. Сделать для нее тренажер сложнее, хотя и возможно. Но и без тренажера можно придумать массу разных упражнений для развития и растяжки пальцев левой руки. В этой книге мы еще не раз будем говорить о специальных тренировках пальцев после ознакомления с музыкальной грамотой.

Некоторые секреты пальцевой техники

В недалёком прошлом большинство методистов пропагандировало избавление от всяческих мышечных напряжений , зажатий , как непременное условие развития техники , игнорируя давно известные , научно обоснованные истины . Как пример , приведём некоторые из них . Для достижения точности в мелких движениях необходимо обоюдное напряжение в мышцах — антагонистах , как сгибателях , так и разгибателях . Обоюдное напряжение мышц — антагонистов пальцевых фаланг до их полной фиксации при импульсном движении в пястно — фаланговых суставах . Полистав учебники студентов — медиков , можно найти много информации , пригодной музыкантам .

Некоторые баянисты — практики имеют в своём арсенале способы работы по развитию техники , весьма отличающиеся от методики традиционной , не объяснённой научно , но дающей отличные результаты . Всем известный баянист М . Г . Гришаев пропагандировал развитие пальцевой техники начинать с репетиций аккордов сильно напряженными , зажатыми пальцами . На первый взгляд , абсурдная методика , при внимательном , углублённом рассмотрении обнаруживает , что при фиксации пальцев в фаланговых суставах , движения в пястно — фаланговых , пястно — запястном и луче — запястном суставах должны в процессе работы по возможности всё более и более освобождаться от напряжения антагонистов , добиваясь их расслабленности , как « мокрая тряпка ».

Применение этой Гришаевской методики попутно решает некоторые технические проблемы постановки . Достигнув возможности пальцевого напряжения при нейтральности , свободе запястья , которое служит барьером для распространения иррадиации , рука сама находит лучшее положение , освобождая сознание для другой работы .

Н . В . Прошко посвятил меня в методику отработки мелкой пальцевой техники московских баянистов , заключающейся в медленном проигрывании твёрдыми , напряжёнными пальцами , в котором заложен кроме разделения пальцевых и запястных напряжений , ещё один секрет , состоящий в функциональной разности работы фаланговых и пястно — фаланговых суставов . Первые решают задачу подготовки , вторые исполнительского импульса .

Точно такое же теоретическое обоснование имеет методика отработки мелкой пальцевой техники профессора Киевской консерватории М . М . Гелиса . Движения выполняются в очень медленном темпе совершенно расслабленными , ненапряжёнными пальцами . Подготовительными движениями в фаланговых суставах палец сосредотачивается и высоко останавливается над клавишей , движением в пястно — фаланговом суставе так же медленно палец нажимает и удерживает клавишу .

Тем временем другой палец совершает подготовку , медленный замах , передвижение к другой клавише , останавливаясь над ней . Проработанное таким способом место в разучиваемом произведении в быстром темпе получается на удивление легко , чисто , ровно . Применяемая профессором методика не нова , как бывший скрипач , он приспособил для развития техники баянистов давно известные в скрипичной методике приёмы .

Интересен вариант мелкой пальцевой техники , встречающийся среди сибирских и уральских баянистов , за которым закрепилось название « ползучая техника », в котором импульсные движения пястно — фаланговых суставов замещаются движениями предплечья « пронация — супинация », относящиеся к крупной технике , но применяемые при исполнении трелей и тремоло .

Источник

Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

  • В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

  • Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

    Для кого подготовлены эти упражнения?

    — Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.

    — Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

    Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

  • В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

    Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

  • Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:

    Цена 300 рублей

    По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru

    Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.

    Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

  • Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

    Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

    На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

    При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

    По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

    Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

    Источник

  • Оцените статью