Расположение нот на нотоносцах
Упражнение. Попробуйте называть ноты в тех упражнениях, которые мы с Вам пытались подобрать на слух на прошлых занятиях. Лучше, если Вы будете петь названиями нот. В музыкальных школах такой предмет (пение по нотам) называется сольфеджио.
Фрагмент фортепианной клавиатуры. Напоминаю, что нота до первой октавы на находится посередине клавиатуры.
Примеры для исполнения мелодии в обоих ключах разными пальцами (не связно).
Немного теории. Более подробно это будет рассматриваться в одноименном разделе наших занятий.
Мелодии, записанные на двух нотоносцах, исполняются двумя руками: правой рукой — ноты, помещенные на верхнем нотоносце, а левой рукой — на нижнем. В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие равные части, которые называются тактами. Один такт от другого отделяется тактовой чертой. Каждый такт имеет равное количество долей, что указывается цифрами, поставленными в начале пьесы около ключа. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя — длительность этих долей. Эти цифры указывают размер такта.
Первая доля такта называется сильной долей. В конце пьесы ставится двойная черта. А двойная черта с двумя точками (реприза) указывает, что вся пьеса или ее часть исполняется два раза. Две или несколько одинаковых нот, связанные друг с другом дугами (лигами), составляют один непрерывный звук, длительность которого равняется сумме длительности всех этих нот.
Например:
В начале пьесы указывается, в каком темпе или в каком характере надо исполнять это произведение. Например: неторопливо, умеренно, скоро, весело, легко и т.д.
Попробуйте разобрать два упражнения, играя двумя руками. Не торопитесь, играйте ровно.
Поверьте, ничего зазорного не будет, если Вы иногда будете заглядывать на предыдущие занятия, для того, например, чтобы вспомнить, что такое аппликатура, как надо сидеть за инструментом и других мелочей, необходимых для более-менее успешного обучения.
Для того, чтобы музыка ЗАЗВУЧАЛА, мало оттарабанить по клавишам нотный текст. Так и я сам могу, а Вам надо оживить музыкальное произведение. Неважно, какой степени трудности оно. Можно красиво сыграть и детскую пьеску, а можно изуродовать прекрасную музыку. Для этого мы сегодня познакомимся с динамическими оттенками.
Послушаем Прошу учесть, что динамические оттенки в этом упражнении я немного «утрировал», чтобы Вам было более понятно. Этюдом называется пьеса технического характера, а иногда и просто упражнение, представляющее собой законченное музыкальное построение. Очень полезно прохлопать (я имею в виду ладошками) ритм пьесы, считая вслух.
С первых же номеров игры необходимо точно соблюдать указанной аппликатуры (не от делать же нечего я с такой любовью проставляю циферки над нотами). Поймите, это является первостепенным условием воспитания рациональной техники исполнения. Постепенно Ваши пальчики сами будут находить нужную ноту правильно.
Добивайтесь осмысленной фразировки и объединения отдельных звуков в маленькие фразы. Особое внимание нужно обращать на нюансировку, соответствующую строению мелодии и ударным слогам в словах. Параллельно с изучением пьес и этюдов полезно играть различные упражнения, помогающие овладеть теми или иными пианистическими приемами. Играя их, Вы сможете сосредоточить свое внимание на технически правильном выполнении задания, используя полученные при этом навыки для исполнения пьес и этюдов. Постарайтесь сами придумывать различные варианты упражнений в зависимости от конкретных задач, возникающих в процессе занятий. Это могут быть упражнения
на поступательное движение:
на переносы руки:
на скачки:
на правильную постановку первого пальца:
на укрепление слабых пальцев — четвертого и пятого:
Напомню, что Вы должны подбирать упражнения от разных звуков, приучаясь играть не только на белых, но и на черных клавишах. Целесообразно играть упражнения, применяя различную аппликатуру. Левой рукой упражнения следует исполнять окавой ниже. Другой принцип составления упражнений состоит в вычленении трудных мест из пьес и этюдов и их транспонирование. Этот принцип очень эффективен и должен применяться не только на ранних, но и на последующих этапах обучения, особенно пря работе над виртуозными пьесами и этюдами. Помните что при всей важности игры упражнений ими не следует переружаться. Упражнениями занимайтесь в умеренных дозах, но и не забывая об их огромной пользе. Прежде чем перейти к следующей теме, хочу дать Вам небольшой совет для развития пальчиков. При поездке в общественном транспорте, или еще где, когда у Вас появляется свободное время, представьте себе, что Вы играете на клавиатуре. Вот и нажимайте пальчиками. Кроме развития пальцев еще появляется навык сольфеджио, то есть звучание нот в голове, при условии, что Вы будете «импровизировать» игру на инструменте осознанно, представляя мысленно каждую нотку.
Источник
Упражнения для левой руки ноты
Развитие пальцев левой руки.
В этом разделе приведены упражнения, которые можно и даже нужно играть постоянно. Начинающим гитаристам практику игры на электрогитаре можно начать имено с него — освоили упражнения этого раздела, остальной материал будет даваться проще. Эти же упранения можно использовать в качестве разминки.
В данном разделе приняты следующие условно-графические обозначения:
Также в основе практически всех упражнений заложено классическое правило «один палец — один лад». Отклонение от этого правила на схемах оговаривается обозначением пальцев левой руки, а так же соответствующими комментариями к схемам.
Все упражнения раздела можно играть на разных участках грифа. Однако, начиная работу с любым упражнением, выбирайте наиболее удобную для Вас зону грифа, где у Вас не будет трудностей с растяжкой пальцев, например, чем ближе к головке грифа, тем растяжка должна быть лучше, и наоборот, у основания грифа игра затрудняется близким расположением ладов друг к другу.
В основе первого упражнения лежит хроматическая гамма — гамма, в которой двенадцать звуков (нот) расположены по полутонам. Играется гамма на одной струне в восходящем и нисходящем направлениях, левая рука играет по правилу «один палец — один лад». Начинайте упражнение с наиболее удобной для Вас струны, но обязательно отработайте на всех шести.
Пример для игры на шестой струне с первого по двадцатый лад:
Играть нужно переменным штрихом.
В основе следующего упражнения также лежит хроматическая гамма, однако, в данном примере она играется вертикально по всем струнам. Здесь особое внимание обратите на переходы со струны на струну и на смещение на 1/2 тона на верхних струнах Пример приведен для игры от ноты C-до на шестой струне (8-ой лад).
Упражнение 3 — производное от второго упражнения. В нем не играются определенные ноты, таким образом, что оставшиеся ноты «организованы» в натуральную мажорную и натуральную минорную гаммы. Это упражнение важно играть именно под метроном, его задача не только в развитии пальцев левой руки, связанной со сложной пальцовкой для представленных схем, но и в развитии слуха — уметь слышать гаммы, для этого их нужно играть чисто и ровно в непривычной (и даже неудобной) аппликатуре. Для того, чтобы Вам было легче освоить эти упражнения, справа на схеме подсказки.
В четвертом упражнении, как и в третьем, пропущены определенные ступени хроматического звукоряда, таким образом, что оставшиеся образуют различные условно-диатонические лады.
В упражнении 5, как и в первом, тоже лежит хроматическая гамма, однако играется она иначе. Если во втором примере по четыре ноты на струне и при переходе на верхние струны Вам приходилось смещать кисть руки в сторону головки грифа чтобы не пропустить ноты, то здесь гамма играется в одной позиции — для этого используется прием слайд — «скольжение» мизинцем левой руки с одного лада на соседний. Обратите внимание на верхние струны, для которых представлены два варианта упражнения (смещение на 1/2 тона на верхних струнах, связанной с принятой настройкой гитары).
Пример для игры от ноты G-соль, 6-ая струна, 3-ий лад:
Упражнение 6 — это упражнение, аналогичное предыдущему, которое играется в обратном направлении — сверху вниз (т.е. с первой струны к шестой). Здесь слайд исполняется уже указательным пальцем. Также представлены два варианта упражнения, отработайте оба.
Пример для игры от ноты G-соль, 6-ая струна, 3-ий лад:
Отработав Упражнения 5 и 6 по-отдельности, совместите их в одно упражнение, играя вниз и вверх по струнам.
Основная задача, поставленная в схемах упражнения 7 — развитие скорости пальцев левой руки. Здесь отрабатывается пальцовка 1-2-3-4 («один палец — один лад»). Все схемы этого упражнения играются строго под метроном. Начинайте играть с небольших скоростей. Когда вы почувствовали, что на выбранной скорости играете без сбоев, постепенно увеличивайте скорость. В первой схеме этого упражнения (I) принцип «один палец — один лад» применен в чистом виде. В схемах II — пропускается один из пальцев, при этом, сохраняя принцип 1-2-3-4 (никаких пауз при пропуске не делается ни здесь, ни в последующих схемах упражнения). Тут, кроме всего прочего, важна координация левой и правой руки. Так как упражнения по всем схемам играются переменным штрихом, важно не теряться при переходе со струны на струну. В схемах III уже пропущены по два соседних пальца, в схемах IV — тоже по два, но через палец. Также все схемы можно играть без смещения на 1/2 тона на верхних струнах.
Упражнение 8. Это упражнение — производная от упражнения 7. Предназначено для освоения скоростной игры в сложной пальцовке, связанной, в первую очередь, с растяжкой пальцев левой руки. Начинайте игру этих схем ближе к основанию грифа, на высоких ладах, и усложняйте, увеличивая скорость и перемещаясь ближе к головке грифа, где хорошая растяжка пальцев будет иметь значение.
Упражнение 9. Его задача освоить переходы со струну на струну, развивая координацию левой и правой рук. Играть только переменным штрихом.
Приведем пример для игры на 5. 8 ладах:
Оранжевая схема: | Зеленая схема: |
Синяя схема: | Красная схема: |
Прежде чем перейти к отработке упражнения 10, давайте обратимся к схемам 1 и 2. В схеме 2 приведены все возможные варианты пальцовки 1-2-3-4 («один палец — один лад»), в которых заложена разная последовательность прижатия ладов пальцами левой руки. В схеме 1 показано, что какая бы ни была последовательность прижатия ладов, принцип «один палец — один лад» сохраняется. В принципе, в схеме 2 есть все, чтобы отрабатывать последовательности игры пальцовки 1-2-3-4, Вам просто надо их играть на каждой струне и с переходом со струны на струну (со смещением на 1/2 тона на верхних струнах). Ну, а в самом упражнении 10 все это расписано подробно.
Приведем схему 2 в упрощенном виде:
1234 | 1243 | 1324 | 1342 | 1423 | 1432 | |
2134 | 2143 | 3124 | 3142 | 4123 | 4132 | |
2314 | 2413 | 3214 | 3412 | 4213 | 4312 | |
2341 | 2431 | 3241 | 3421 | 4231 | 4321 |
Упражнение 10 (I):
Упражнение 10 (II):
Упражнение 10 (III):
Упражнение 10 (IV):
Упражнения 11-14 направлены на развитие переходов со струны на струну, в них играется схема 3 вверх и вниз по струнам (упр. 11), через струну (упр. 12) и вдоль грифа (упр. 13 и 14).
Для усложнения задания, упражнения 11-14 играйте также по схемам 4 и 5:
В упражнении 15 еще варианты обыгрывания схем 3, 4 и 5.
Не гонитесь за скоростью игры по схемам 3 и 4 (упр. 11-14). Основное в них — это чистая, ровная игра без сбоев.
В упражнении 16 обыгрывается схема 6. В упражнении 17 обыгрывается схема 7. Схемы обыгрываются вдоль грифа на разных струнах. Согласно схемам, пальцы левой руки одновременно прижимают лады, соответственно отмеченные на схеме, но ноты играются последовательно. Обращаю Ваше внимание, что на схемах цифрами обозначена именно последовательность извлечения нот, а не номера пальцев левой руки. У Вас не будет сомнений, по поводу того, какими пальцами прижимать струны.
В упражнении 18 схемы 6 и 7 обыгрываются в одной позиции снизу вверх по струнам (и сверху вниз).
Упражнения 19 и 20 — это упражнения на одной струне.
В упражнении 21 отрабатываются два момента (пояснения на схеме справа). Во-первых, пальцы левой руки 1-2-3 играют в роковой пальцовке — здесь это необходимо, т.к. нам нужен свободный палец 4 (мизинец) для взятия четвертого звука на струне. Во-вторых, пальцы 3-4 играют в сложной для этой связки пальцев растяжке — через лад, да еще и с сохранением позиции для пальцев 1-2. Рекомендую начинать работу с этим упражнением в позиции X (т.е. от десятого лада на 6-ой струне) — здесь Вам будет проще даваться растяжка 3-4 — и постепенно перемещаться ближе к головке грифа. Не стоит расстраиваться, если на первых ладах с этим упражнением у Вас будут трудности — на этом участке грифа многое уже зависит от физиологических особенностей Вашей руки. Ваша задача — под метроном чистое исполнение упражнения на тех ладах, где растяжка пальцев это позволяет, а постепенно, развивая левую руку, Вы будете все ближе «подбираться» к сложному участку грифа.
В упражнении 22, как и в упражнениях 1 и 2, лежит хроматическая гамма, играть которую следует по правилу «один палец — один лад». Так как в хроматической гамме (полный хроматический звукоряд) двенадцать звуков, с какой бы ноты вы не начали играть гамму первым пальцем левой руки, эта нота всегда будет попадать именно под первый палец (на второй схеме пример для ноты F). Исходя из этого, в упражнении следующие задание — играть хроматическую гамму по схеме 1-2-3-4, начиная от ноты F на первом ладу шестой струны и заканчивая нотой F на 13-ом ладу первой струны, при этом, произвольно выбирая место на грифе для перехода со струны на струну, играя в восходящем и нисходящем направлении, не повторяясь. На третьей схеме приведен один из возможных вариантов этого упражнения.
На самом деле, упражнений можно составить сколько угодно, вплоть до хаотичного извлечения нот на всем грифе. Все зависит от Вашей фантазии и желания. Более того, хорошим упражнением может быть и сам процесс придумывания упражнений. Ну, а из приведенных упражнений, Вам стоит выбрать наиболее сложные для Вас и отрабатывать их, постепенно увеличивая скорость. Однако, повторюсь, не смотря на то, что почти все упражнения раздела направлены на развитие скорости, основным критерием для Вас должна быть «чистота» их выполнения.
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник