Упражнения для пианино ганона

(43) Проблемы с упражнениями Ганона

Примерно с 1900 года большинство учителей фортепиано работают с упражнениями Шарля-Луи Ганона (1820-1900). Популярность упражнений быстро росла из-за отсутствия документированных методов эффективной практики, пока в 1930-х не достигла пика в увлечениях упражнениями, опубликованными в книге«Рациональные принципы фортепианной техники» Корто, представлявших собой не принципы, а как раз сборник упражнений. Название свидетельствует как раз об отсутствии понимания того, как отрабатывается техника. До недавнего времени немногие учителя могли это понять, и лишь с развитием способов коммуникации эффективные практические методики стали общеизвестными. Даже сегодня можно найти пианистов, которые скажут, что Ганон полезен, потому что именно на нем они и выросли.

Я много занимался по Ганону в юности, и я знаю обо всех недостатках этой методики. Эти же недостатки проявляются в уроках Черни, Крамер-Бюлов, и др., которые я тоже изучал. Ганон – яркий пример того, как «рациональные принципы» Корто [интуитивные методы! [(1) Практические занятия, Интуитивный метод] могут вводить в заблуждение поколения пианистов и заставлять их использовать методики, которые уступают известным эффективным практическим методикам. Вот несколько причин, почему музыканты перестали годами повторять упражнения Ганона:

(1) В предисловии к своему учебнику Ганон делает неожиданное заявление, не подкрепленное рациональным доказательством или опытом: «Как стать виртуозным пианистом за 60 упражнений». Современные учителя знают, что такое требование является дилетантским; но Ганон пережил несколько поколений пианистов, потому что лучшие альтернативы редко преподавались из-за отсутствия взаимодействия между преподавателями фортепиано. Ганон подразумевает, что способность сыграть эти упражнения позволит каждому сыграть что угодно, и это показывает отсутствие понимания того, как приобретается техника. Сегодня все профессиональные пианисты соглашаются с тем, что ганон не помогает развивать технику, но может пригодиться «для разогрева». Для разогрева есть много произведений лучше, чем упражнения Ганона, например, этюды, сочинения Баха, гаммы, арпеджио и самое важное – ваш собственный репертуар. Навыки, необходимые для того, чтобы сыграть любое значительное музыкальное произведение, невероятно разнообразны – почти бесконечны; это, конечно, не 60 упражнений.

(2) Все 60 основных упражнений две руки играют одни и те же ноты на разных октавах, и несколько раз – в противоположных направлениях. Это движение двумя руками – главное ограничение на пути развития техники, так как более сильная рука не развивает более сложные навыки, чем слабая рука. В медленном темпе ни одна рука не получает достаточной тренировки. В быстром темпе слабая рука быстро устает, а сильная играет вполсилы. Так как техника отрабатывается на спокойной игре, слабая рука приобретает плохие привычки, а сильная становится сильнее. Лучший способ разрабатывать слабую руку – играть только ею одной. Вообще, лучший способ занятий по Ганону – это играть двумя руками по отдельнорсти, как рекомендуется в нашей книге, но Ганон не знал о такой методике. Синхронная игра двумя руками учит только координации рук, но ничего не дает в плане независимого контроля каждой руки. На практике во всех музыкальных произведениях руки играют разные партии.

(3) Отсутствует рекомендация об отдыхе уставшей руки. Это приводит к перенапряжениям и травмам. Прилежный ученик, который борется с болью и усталостью в попытке выполнять инструкции Ганона, будет наращивать напряжение, приобретать вредные привычки и рисковать своим здоровьем. Понятие расслабления нигде даже не упоминается. Фортепиано – это искусство создания красоты, а не грубая демонстрация того, как человек может наказать свои руки, уши и мозг. Усердные ученики часто используют Ганона для интенсивных упражнений, полагая, что игра на пианино сравнима с тяжелой атлетикой, и принцип «без боли нет результата» применим к игре на клавишах. Такие упражнения можно повторять до предела человеческой выносливости, даже до ощущения боли в руках. «Укреплять пальцы для повышения техники» – ужасное заблуждение; техника – это совокупность навыков, а не «сила пальцев», которая наоборот сковывает движения [Совершенствование после тренировки, Сон, Быстрые/медленные мышцы].

(4) Упражнения Ганона могут уничтожить музыкальность ученика. Для того чтобы разучить упражнения Ганона, не нужно быть музыкальным гением. Удовольствие от игры на фортепиано – это удовольствие от разговора один на один с величайшими гениями всех времен. Слишком долго Ганон учил, что технику и музыку можно изучать по отдельности. Музыка Баха развивает и руки, и разум. Ганон брал свой материал из Токкаты и фуги Баха, равно как и из других композиций — это же Бах, а значит, ты все делаешь правильно. Ганон показал нам, как правильно, убрав музыку! Он также удалил почти все технические уроки Баха, так как просто не знал о них.

(5) Многие пианисты используют Ганона для разогрева. Это настолько разминает руки, что становится невозможным играть «холодно», но любой опытный пианист самостоятельно может это сделать в разумных пределах. Так как руки остаются холодными минут 10-20, «разогрев» крадет у ученика драгоценную возможность практиковаться с холодными руками [(41) Игра «на холодную», Разогрев, Разыгрывание]. Те, кто используют Ганона для для разогрева, ошибочно полагают, что это Ганон разгоняет их пальцы, хотя такого же эффекта можно достичь любыми практическими занятиями. Обучение по Ганону привело музыкантов к мысли, что только Моцарт может сесть и начать играть, а остальным такие «подвиги» недоступны. Для того, чтобы играть в любой момент, бросайте Ганона и тренируйтесь играть с холодными руками – то, что делал Моцарт, было просто здравым смыслом, а не колдовством.

(6) Если время, потраченное на упражнения Ганона, потратить на отработку настоящей музыки, ученики гораздо быстрее разовьют технику. Кто откажется играть вместо Ганона Моцарта, Баха, Шопена и т.д., развивая технику и расширяя свой репертуар?

(7) Ганон вообще не дает инструкции по развитию техники. Он не поможет, если вы застрянете на сложном пассаже, он не сможет объяснить вам, почему вы не можете его сыграть. Техника параллельных интервалов, в свою очередь, позволяет определить природу затруднений и найти решения во многих ситуациях. Все советы Ганона оказываются неправильными! Давайте посмотрим на них:

(i) Он рекомендует «поднимать пальцы выше», что приводит к напряжению и замедляет движение пальцев. Я никогда не видел, чтобы знаменитые пианисты поднимали пальцы высоко. Советы Ганона убедили многих учеников в том, что на фортепиано надо играть, высоко поднимая пальцы и роняя их. Ой!

(ii) Он рекомендует постоянно упражняться двумя руками, как будто игра на фортепиано – это какая-то гимнастика. Он абсолютно незнаком с преимуществами игры каждой рукой в отдельности.

(iii) Он рекомендует играть свои упражнения каждый день, но после приобретения какого-либо навыка его уже не нужно тренировать снова и снова. После того, как вы выучите все 60 упражнений и сможете играть их на любой скорости – каждый час повторения – это час, потраченный впустую, ведь он ничего вам не дает.

(iv) Он совершенно точно знаком только с постановкой рук «большой палец снизу», хотя способ «большой палец сверху» гораздо важнее.

(v) В большинстве упражнений он рекомендует фиксировать запястья, хотя это только частично верно. Он не понимал, что такое «плавность рук».

(vi) Он не рассказывает про большинство важных движений кистью, хотя для разминки там есть несколько упражнений для запястья. Его формат синхронного движения обеих рук ограничивает возможность практиковать разные движения руками, обучаясь по Ганону, невозможно экспериментировать.

(8) Упражнения Ганона не позволяют тренировать все возможные скорости игры параллельных интервалов. Если не применять некоторые виды темпа, некоторые виды быстрого темпа не отрабатываются, и вы не сможете перейти к более сложным техникам, к таким, которые будут избыточными для игры подобных интервалов, представляющим дополнительные возможности для выступлений.

(9) Ганон тратит драгоценное время. У ученика в итоге не остается времени для наработки репертуара. Если человек играет по два часа в день, и час из этого времени тратит на упражнения по Ганону, он за свою жизнь потратит на него половину времени за инструментом! Учителя, которые не понимают, чему нужно учить, подсовывают ученикам Ганона в надежде, что ученик случайно найдет свою технику, повторяя его упражнения. Этой технике можно обучить за несколько дней, а тренируясь по Ганону, на это можно потратить годы, и остаться ни с чем. Лист потратил два года на то, чтобы разработать постановку рук «большой палец сверху», мы можем научить этому меньше, чем за неделю. Обучившийся по Ганону становится следующим поколением учителей, которые задают упражнения Ганона и т. д., что объясняет, почему Ганон так долго оставался популярным, и почему наработка техники была такой загадочной.

Благодаря улучшениям в учебных пособиях и развитию средств взаимодействия эра упражнений наконец осталась в прошлом, и педагогика фортепиано может свободно развиваться, вместо того, чтобы стоять на месте с неверными убеждениями, которые замедляли прогресс на протяжение более 100 лет. В книге ясно показано, что музыкантам нужно выучить столько всего, что времени на повторение упражнений раз за разом попросту не остается.

Источник


ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» о вреде СНЮС

Работа над упражнениями Ганона

Игра упражнений Ганона развивает такие технические качества как: беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки.

Упражнения Ганона можно исполнять различными способами:

— пунктирным ритмом ( способствует ровности звучания и полезна учащимся, у которых страдает чувство ритма)

— различной динамикой ( вверх – крещендо «поднимаемся на гору», вниз диминуендо «спускаемся с горы») способствует развитию музыкально-слуховых представлений

— Разными штрихами (стаккато, легато) способствует развитию артикуляционных задач

Упражнения Ганона — необходимый элемент при исполнении музыкальных произведений на фортепиано.

Ознакомиться с материалом видеоурока можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FCfV3_nabEw&feature=youtu.be

Опираясь на видео урок предлагаю вам исполнить свои варианты упражнения Ганона.

Источник

Журнал Педагог

Автор: Касумова Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО «ЭДМШ»
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ Ш. ГАНОНА»
Дата публикации: 03.02.2020
Раздел: дополнительное образование

Управление культуры администрации МОГО Сыктывкар

Методическое сообщение на тему:

«ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ

УПРАЖНЕНИЯ Ш. ГАНОНА»

Составитель: преп. МАУДО «ЭДМШ» Касумова Е. Е.

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ПИАНИСТА: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ

УПРАЖНЕНИЯ Ш. ГАНОНА_______________________________4

1. Развитие физических возможностей пальцев________________4

2.Сборник упражнений Ш. Ганона «Пианист-виртуоз».

Предисловие к учебнику. Рекомендации автора_________________4

3. Л. Лось. Рекомендации по исполнению упражнений Ш. Ганона.6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________________9

Вопрос технического развития

является одним из главных в

становлении будущего пианиста и особенно актуален в наше время. Основы

закладываются на начальном этапе обучения, поэтому знание

правильное изучение упражнений Ш. Ганона, является важным фактором в

Методическое сообщение на тему: «Важные моменты успешного

технического развития пианиста: как правильно исполнять упражнения Ш.

Выявление важных моментов, которые способствуют успешному

упражнений Ш. Ганона.

1. Выяснить предпосылки успешного развития фортепианной техники.

2. Познакомить с учебником «Пианист-виртуоз» Ш. Ганона.

3. Рассмотреть вопросы правильного исполнения упражнений для

фортепиано Ш. Ганона.

I.ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСПЕШНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПИАНИСТА: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ

1. Развитие физических возможностей пальцев.

Техника пианиста настолько сложна, что без специальной многолетней

работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого

знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь.

пальцы являются основой для приобретения всего многообразия техники

трудоемким видом фортепианной техники. Приобрести ее без многолетнего

возможность и необходимость сочетания в игровом процессе участия всей

руки и плечевого пояса с активными пальцевыми движениями.

упражнения, имеющие целью развитие тех или иных мышц. Эти мышцы

эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в

том, что они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать

над основными фактурными формулами, что способствует эффективности

2.Сборник упражнений Ш. Ганона «Пианист-виртуоз».

Предисловие к учебнику. Рекомендации автора.

этюдов и пособий. Известный сборник «Пианист-виртуоз», в который вошли

равномерного развития пальцев, легкого запястья. В 1878 году весь труд

Ганона был удостоен серебряной медали на Всемирной выставке в Париже и

принят в качестве учебного пособия Парижской консерватории.

большую часть технических навыков, изучая сборник упражнений Ганона.

Фактически это единственное используемое собрание строго технических

Как написано в предисловии к сборнику, упражнения занимательны,

после недолгого разучивания их можно играть быстро, они дают прекрасную

работу пальцам. Особенностью упражнений является то, что с одной стороны

они более приятны для слуха и разнообразны, чем гаммы и арпеджио, и

упражнения рассчитаны на то, чтобы левая рука достигла такой же беглости,

Упражнения занимательны и не утомляют ученика. Они расположены

таким образом, что в каждом последующем упражнении пальцы отдыхают от

усилия, которое было в предыдущем. Этот порядок приводит к тому, что все

технические трудности преодолеваются без напряжения и усталости; после

этих упражнений пальцы приобретают удивительную легкость в игре. После

пальцев и запястья, мешавшей им раньше, вследствие этого они уже будут в

состоянии преодолевать большие технические трудности.

Исполнителям и преподавателям, не имеющим достаточного времени

для занятий, необходимых для поддержания высокого уровня своей техники,

достаточно будет лишь в течение нескольких часов поиграть эти упражнения,

чтобы возобновить всю беглость пальцев. Весь сборник от начала до конца

трудности исчезнут по мановению волшебной палочки и приобретается то

красивое, чистое, свободное туше, которое является секретом выдающихся

Предполагается, что Ганон создал многие упражнения, основываясь на

технически трудных местах из произведений Баха.Упражнения играются в

разных тональностях. Ш. Ганон в предисловии к своему сборнику предложил

играть описанные упражнения с метрономом, начав со скорости 60 четвертей

в минуту, постепенно доводя скорость до 108 четвертей в минуту. Первые два

упражнения должны играться парой без остановки, последующие по три без

предыдущие, и играя все освоенные упражнения не реже одного раза каждый

Ганон отмечал, что при игре очень важно высоко поднимать пальцы,

обеих рук. Как только упражнения уверенно освоены, в них следует начать

исполнения к более выразительному. Полезно также добавлять движения

3. Л. Лось. Рекомендации по исполнению упражнений Ш.

Известная пианистка Лада Лось на своем видеоканале «Музыкальная

исполнения упражнений Ш. Ганона.

В своем видеоуроке она рассказывает о том, что сборник упражнений

«Пианист-виртуоз» предназначен для всех учащихся фортепиано. Если до

этого ученик уже занимался целый год, то он изучит его с большим успехом.

Что касается более подвинутых, то им понадобится значительно меньше

времени на их прохождение.

Вот некоторые рекомендации Лады Лось по исполнению упражнений

— играть эти упражнения и на нескольких фортепиано одновременно с

преподавателем, это приучает учеников к ансамблевой игре.

— обязательно горизонтально-овальное объединяющее движение кисти

(одно движение на четыре ноты: четыре ноты кисть движется вниз, четыре

ноты вверх). Когда кисть опускается вниз, она ниже уровня клавиатуры, когда

вверх, она выше всех суставчиков пальцев.

— следить, чтобы рука и особенно кисть не перенапрягались.

— мизинец нужно непременно «поставить», чтобы он не мешал и не

изогнут в каждой фаланге.

— при движении вниз, кисть сначала движется вверх, потом вниз.

— движение локтя должно быть в сторону к пятому пальцу. Он не

должен динамически проседать.

— при игре упражнений можно не смотреть на клавиши, это помогает

максимально концентрироваться на ощущениях и больше слушать.

— нужно хорошо отделять и поднимать пальцы, чтобы каждая нота была

слышна отчетливейшим образом.

— обе руки постоянно должны преодолевать одинаковые трудности.

Таким образом левая рука достигает той же легкости, что и правая.

как только упражнение «войдет в пальцы», следует проигрывать

предыдущие и его подряд (4 упражнения) без перерыва; пальцы заметным

Источник

Оцените статью