Упражнения для пианино повышающие технику

Техника игры на фортепиано: как улучшить

Когда речь заходит о фортепианной технике, в виду имеют совокупность практических умений, навыков и особых приемов игры на инструменте, которые музыкант использует для художественного и звукового оформления композиции. Но даже если начинающий пианист все делает правильно, прилежно занимается, и у него вроде бы получается наигрывать узнаваемые произведения, добиться исключительности звучания, отличающей настоящего мастера от множества любителей сложно. Как часто мы бывали свидетелями идеального воспроизведения нот, но не поддавались воздействию игры? С другой стороны, есть совсем юные дарования, первыми аккордами произведения способные захватить воображение окружающих. В чем же дело?

Чтобы ответить на вопрос, нужно усвоить, что техника – это не только набор практических параметров игры, таких как скорость и чистота исполнения. В технике есть одно правило, о котором от упорства и старания сделать как надо исполнители забывают – думайте, прежде чем воспроизвести ноту . Пианист – музыкальный актер. Он должен владеть всеми оттенками звуковой палитры и заставлять мелодию менять свои повороты без приложения видимых усилий. Этой легкости можно добиться только детальным обдумыванием произведения как во время подготовки, так и исполнения.

Молодые пианисты редко обращают внимание на движение и форму рук. Между тем, многие ученики все произведения исполняют в одной манере – динамика и скольжение пальцев одинаковы вне зависимости от звуковой фактуры и темпа мелодии. Приняв стандартную позу в начале игры, кисти ставят заключительный аккорд в том же положении. Движения профессионалов многообразны. Их руки создают рисунок, кажется, что они не успевают касаться клавиш. Какова музыка – таковы и движения. Если композиция медленная, тихая – движение рук мягкое и спокойное. Если звучат величественные мотивы – руки энергичны, кончики пальцев обострены. Динамика пальцев и рук – простая истина, но, как и многие другие приемы техники игры на фортепиано, далеко не всегда она так очевидна преподавателям и начинающим исполнителям.

Вопросу отработки техники следует уделять особое внимание на первых парах обучения, до завершения формирования пианистического аппарата ученика, которое происходит в течение первого года обучения. Для этого нужно использовать специальный инструктивный материал – фортепианные методики упражнений, гаммы, этюды – комплекс, в котором музыкальные и технические задачи органично переплетаются.

Но упражнения – это не столько механическое действие, сколько психический или даже психофизический процесс. Дополнительные тренировки и альтернативные способы развития технической стороны таланта помогут пойти дальше уровне музыкальной школы и стать настоящим пианистом.

Как улучшить технику игры на фортепиано?

У этого вопроса самый очевидный ответ – тренировками. Ниже приведены два компонента, на которые нужно обратить особое внимание.

Легкость игры профессионалов побуждает некомпетентных зрителей и малоопытных исполнителей думать, что движение их пальцев произвольно. Но нужно запомнить – в правильной игре на инструменте нет произвольных движений.

Каждый удар по клавише – результат многочасовых тренировок, осмысления и представления композиции. Весь процесс движения пальцев по клавишам инструмента должен быть продуман и отработан. Пусть скорость игры сначала будет медленной – это нужно, чтобы адаптировать моторику и не делать лишние ошибки. Если играя произведение, Вы попадаете на неправильную ноту, остановитесь и повторите отрывок еще раз, исправив себя. Полностью концентрируйтесь на каждом своем действии, продумывайте все заранее. Вы должны предугадать свою ошибку и не допустить ее.

Развитие физических возможностей пальцев

Скорость перемещения пальцев рук по клавишам инструмента зависит от адаптации мышц и быстроты реакций головного мозга. Если мелкая моторика развита хорошо, адаптация к клавишам и пройдет быстро, но если шнуровка ботинок, и печать на клавиатуре компьютера отнимают у Вас много времени, техника игры на фортепиано тоже не покорится быстро. Кроме того, роль здесь играет и возраст человека – чем младше ученик, тем быстрее его пальцы поддаются тренировке.

>Обратите внимание – важна не только скорость перемещения пальцев, но и соблюдение ритма нажатия клавиш. Для тренировки этого компонента игры нужно делать паузы между нажатиями клавиш, при этом ударяя по каждой из них чуть сильнее, чем следует – руки должны привыкнуть к Вашим действиям. Пусть сначала игра будет медленной и громкой, но по мере приобретения практики, Вы сможете прибавлять скорость, и делать нажатие более мягким. Ваша цель – плавное и быстрое скольжение.

Упражнения:

Раскрепощение рук

Учитесь раскрепощать руки. Кисти не должны испытывать напряжение. Чтобы помочь себе на первых этапах используйте плоскость. Положите руки на стол так, чтобы локти оказались прижатыми к поверхности. Максимально высоко поднимите палец и легко ударьте им по столу. Поочередно повторяйте упражнение для обеих рук в течение 5-7 минут. Помните: кисти должны быть расслаблены.

Играйте руками поочередно. Когда Вы задействуете одну руку, на нее возлагается максимально возможная нагрузка, и мышцы работают на полной мощности. Поскольку пальцы рук не задействованы одновременно, не прерывая работу, Вы сокращаете время отдыха между подходами и тренировка проходит быстрее. Кроме того, равномерное распределение нагрузки поможет если не выровнять руки, то быть готовым к более активному использованию обеих кистей. Упражнения для беглости нужно выполнять по несколько подходов длинной в 10-15 минут ежедневно. Тренируйте мелкую моторику на клавиатуре – это отличная возможность применить свой планшет или компьютер для благой цели.

Упражнения с гаммами

Учите и проигрывайте самые частные гаммы в разных тональностях.

Постоянно повторяйте заученные гаммы и доводите их до совершенства. Если Вам нравится какое-то музыкального стиля, тренируйтесь на специфических гаммах выбранного направления. Самое главное – отлаженные движения и чувство клавиатуры.

Мысленно воспроизводите музыкальные композиции

Ориентируясь на нотный текст, проигрывайте мелодию в уме. Сначала будет тяжело составить все произведение сразу, но продолжая тренировки Вы добьетесь результата.

Учитесь у кумиров

Пользуйтесь возможностями сети Интернет. Отберите видеозаписи с игрой наиболее знаменитых пианистов и просматривайте их несколько раз в день. Следите за манерой движений, способами достижения гармонии техники и инструмента.

Достижение успехов в технике игры на фортепиано зависит от Вашего трудолюбия и музыкального ума. Развивая беглость пальцев, не забывайте о связи с произведением, думайте о нем, представляйте свою игру. Владение инструментом – это не только практика навыков, но и содержание композиции, которое задаете Вы сами. Удачи!

Источник

Упражнения для начинающих пианистов (fb2)

Упражнения для начинающих пианистов

работа над штрихами и туше

на начальной стадии обучения игре на фортепиано

через эмоциональное раскрепощение ученика

Издательство «Союз художников»
Санкт-Петербург

Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.

© В. Золотницкая, 2004

© Издательство «Союз художников», 2004

© А. Веселов, оформление, 2004

На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями и предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук — «покушение с негодными средствами» , то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки, увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.

Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента.

Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только когда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыке.

Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и послушными, а звучание более осмысленным и музыкальным. Одни упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику. Другие подсказаны трудами Г.Г. Нейгауза, В. Ландовской, знакомством с методическими разработками Мальцева, Баренбойма, Гринштейн, Артоболевской.

Но как бы хороши ни были те или иные методики, они имеют настоящую ценность прежде всего в руках своих создателей. Поэтому надо создавать и свою методику, изучая все лучшее, выбирая приемлемое для себя и своих учеников, учитывая особенность своего характера; искать и создавать новое, интересное — пропущенное через свой ум и сердце.

Итак, ваш новый маленький ученик неуверенно и робко входит в класс. Прежде всего надо, чтобы он почувствовал себя свободно и раскрепощенно в общении с вами. Здесь вся надежда на то, что вы любите свое дело, любите детей и у вас настоящий запас доброты, такта и юмора. Без полной эмоциональной свободы ученика нечего говорить о его физической свободе и о свободе рук в частности. Залог эмоциональной свободы — в доброжелательных, творческих взаимоотношениях.

Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает «акулий плавник». Поэтому первые уроки мы начинам с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Я прошу детей дома 2—3 раза в день делать эти упражнения, и вскоре их спины становятся крепкими и ровными, повышается работоспособность. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.

Остановлюсь на том нетрадиционном, что есть в наших занятиях. В работе с начинающими я использую как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка» , «птички» , «краб» , «колечки» , «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонированье с функциональным басом по методике С.М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).

Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большое внимание. Обращаем особое внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора. Я категорически против закрепления за интервалами какого-то одного образа и характера (еж, ворона и т.д.). Сыгранный в другом характере интервал часто не узнается. Лучше потратить чуть больше времени и сил, но показать все возможности и краски интервалов:

1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением — нежно, решительно, печально, бодро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.

2) Слушаем секунды:

а) «Слон и моська» — И. Арсеев (Н.Ветлугина «Музыкальный букварь») — звонкое, смешное тявканье секунд.

б) «Дождь и радуга» — С. Прокофьев — красочные, акварельные пятна секунд.

в) «Сказочка» — С. Прокофьев — мерцающие, таинственные огоньки секунд.

В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес — играет секунды в определенном характере различным прикосновением.

3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: «Гармошка» — Е.Тиличеева («Музыкальный букварь»).

Много секундовых попевок в сольфеджио Барабошкиной I класс.

Здесь намечен только принцип работы с интервалами.

Все авторские упражнения даны с текстами. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер упражнения и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым non legato, так и легким staccato («Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato, portamento, затем non legato, marcato, и лишь затем legato.

Далее приводятся только авторские упражнения (текст и музыка).

Как пример приведу 4 интервальных упражнения — в них можно менять характер, настроение, то есть играть разным туше. (Упр. 1, 2, 3, 4).

Поется на слова «ква-ква-ква»

Терциислушаем, поем, играем, транспонируем разнохарактерные попевки. Например:

1. «Два кота» — энергично, задорно;

2. «Спи, мой мишка» — нежно, ласково (Е. Тиличеева);

3. «Лягушка-квакушка» — мягко, свободно, с юмором.

Крепкое non legato и tenuto для «большой лягушки» и portamento и даже staccato для «маленькой лягушечки».

Источник

Мои 5 способов улучшить технику игры на фортепиано

специалист в области арт-терапии

Мои 5 способов улучшить технику игры на фортепиано

​Кто играет на фортепиано, время от времени сталкивается в сочинениях с техническими элементами, которые бывает сложно исполнить. Прежде всего, это пассажи из быстрых нот, которые нужно играть в хорошем темпе, ровно и разборчиво, а получается медленно, криво и с ошибками. Я расскажу вам про пять простых способов улучшить технику игры, которые позволят с успехом исполнять виртуозные элементы на фортепиано.

Способ 1. Медленно и громко

Казалось бы, для чего учить сложное место медленно и громко, если требуется исполнять его быстро и легко? Дело в том, что в нашей памяти лучше закрепляется то, что сыграно громко, разборчиво и с хорошей амплитудой подъема пальцев, в то время как быстрое и поверхностное проигрывание, напротив, «стирает» четкий контур пассажа и ухудшает качество исполнения. Испытайте этот способ, и вы убедитесь, что всякий раз после медленного и внятного проучивания исполнение трудного элемента в темпе становится легче и лучше.

Способ 2. Staccato

Это мой любимый способ шлифовки виртуозных пассажей. Берем пассаж, который требуется выучить, заменяем штрих с legato (слитно) на staccato (отрывисто) и таким образом проучиваем сложный элемент несколько раз. При этом можно без опаски варьировать темпы от медленного до быстрого — игра на staccato не позволит вам «заболтать» пассаж.

Чтобы данный способ принес пользу, исполнять штрих нужно правильно. Распространенная ошибка — staccato пытаются играть всей рукой, когда при каждом движении трясется кисть, а звук остается слабым и вялым. Толку от такого проучивания не будет, ведь пальцы при этом продолжают лениться и бездействовать. Задача же состоит в том, чтобы заставить свои пальцы активно подниматься и энергично опускаться на клавиши, извлекая короткий, отчетливый и громкий звук. Кисть при этом не помогает пальцам, а сохраняет спокойное положение, не подпрыгивает. Вы убедитесь, что после качественной работы на staccato нотки ваших пассажей засверкают, как бриллиантики!

Способ 3. Пунктирные ритмы

Как правило, пассажи изложены нотами равных длительностей, например, ровными восьмыми:

Как ни парадоксально, но для тренировки ровности в исполнении хорошую службу служит уход от этой равномерности на этапе выучивания. То есть мы заменяем ровный ритм на пунктирный:

Если Вы попробуете сыграть свой пассаж в таком ритме, то почувствуете, что это не так-то просто сделать: ритмический стереотип сбит, пальцы начинают путаться, текст забывается и Вам приходится напрягать свое сознание для того, чтобы играть верно. Именно это дополнительное напряжение активного внимания и позволит Вам крепче запомнить нужные ноты, чтобы затем в обычном ровном движении ощутить легкость и точность исполнения.

Однако, если учить все время только в одном ритме, может сформироваться ритмический «перекос». Чтобы этого не происходило, необходимо «уравновесить» способы проучивания и добавить в свой арсенал противоположный пунктирный ритм:

В процессе проработки следите за тем, чтобы ваши пунктиры были острыми и рельефными, не смягчались в сторону обычных равномерных длительностей. Чередуйте оба ритма и наслаждайтесь полученным результатом!

Способ 4. Удвоения

Этот способ специально для тех, кто любит при игре «глотать» и «пробалтывать» мелкие ноты. Рецепт незамысловат: каждую ноту сложного пассажа мы играем дважды. Хорошо комбинировать удвоения со staccato, это придаст пальцам дополнительную отчетливость.

Игра с удвоениями не позволит вам «проскочить» мимо какой-либо из нот, каждая окажется под двойным прицелом. Можете себе представить, насколько четче после этого способа станет ваше представление об исполняемом материале, насколько крепче вы запомните последовательность нот, а значит, насколько совершеннее окажется в итоге ваша беглость!

Способ 5. Задом наперед

Один из самых эффективных методов запоминания текста и выучивания трудных мест. Как же им пользоваться?

Предположим, вам нужно выучить длинный пассаж (длиной, скажем, в три такта), но посередине вы постоянно сбиваетесь и никак не можете это преодолеть. Для таких случаев способ выучивания задом наперед просто незаменим. Вам нужно разделить свой пассаж на несколько коротких фрагментов (например, по одному такту). В нашем случае получилось три однотактовых фрагмента. Берем последний из них, третий, и проучиваем всеми способами, описанными выше. При этом, кстати, текст запоминается наизусть, если он не был выучен раньше. Затем так же поступаем со вторым с конца фрагментом. Далее соединяем второй и третий фрагменты вместе и еще раз проучиваем их уже в объединенном виде. Как вы уже догадались, следующим этапом становится проработка первого фрагмента с последующим присоединением его к уже выученным второму и третьему.

По опыту скажу, что вся работа займет у вас несколько минут, а по эффективности превысит многочасовые попытки осилить неподатливый пассаж целиком.

Как я обычно говорю в этих случаях своим ученикам, если не можешь заглотить торт целиком, откусывай по маленьким кусочкам!

Знание этих нехитрых пяти способов улучшения техники исполнения пассажей непременно поможет вам в развитии фортепианного мастерства. Комбинируйте разные способы, изобретайте собственные, совершенствуйтесь в игре!

Источник

Оцените статью