Упражнения для правой руки для аккордеона

Постановка правой руки. Четвертные ноты. Паузы.

Сегодня мы давайте обратим внимание на правильную постановку пальцев. Чуть согнутые в крайних фалангах, пальцы при нажиме на клавиши должны быть перпендикулярны клавиатуре. Удар должен быть мягким, избегайте сильных нажимов, от которых пальцы напрягаются и становятся менее подвижными.

А сейчас попробуйте пошевелить 4-ым и 5-ым пальцами. И как? Обратили внимание, что они намного менее подвижны и часто делают одно и то же движение, почти «синхронное плавание» получается? Сделаем вывод, что на развитие этих пальцев необходимо обращать отдельное внимание.

Следите за положением кисти. Она должна быть свободной, расслабленной, отнюдь не скованной и напряженной. Тщательно добивайтесь освоения этих технических приемов с самого начала учебы. Ведь переучиваться гораздо сложнее, чем научиться.

На прошлом занятии я вам приводил в пример рисунок соотношения и «внешнего вида» длительностей нот. Постарайтесь запомнить их крепко-накрепко, ведь мудреного там ничего нет. А сейчас мы разучим упражнения с применением четвертных нот. Освежим в памяти (или заглянем на предыдущий урок), что такое четвертная нота. Маленькая подсказка. Целая нота (по длительности) «занимает» четыре счета (раз, два, три, четыре), а четвертная. См. рисунок.

Все понятно? Осталось дело за малым — сыграть следующие упражнения:

Как примерно все это будет звучать. я уж не стану наигрывать, а вот первое упражнение, так сказать, для слухового образа, послушайте (пример). Напомню, что в третьем и четвертом упражнениях есть знак «реприза». Будьте добры, не забудьте про этот знак.

Попробуем совместить четвертные длительности с половинными:

Следите за движением меха и аппликатурой. Мех нельзя менять посередине фразы, а чтобы сделать фразировку, Вы постарайтесь играть осмысленно, не абы как. Ну, а уж менять мех прямо на звуке. Вообще кощунство, честное слово.

Паузы

Перерыв в звучании называется паузой. Как Вы уже, наверное, догадались сами, на время паузы палец с клавиши снимается. Длительности пауз имеют такие же названия «свойства», как и длительности нот, а обозначаются:

И конечно же теперь упражнения на применение пауз:

Источник

«Развитие технических навыков правой руки в процессе обучения учащихся на музыкальном инструменте аккордеон ».

Выбранный для просмотра документ #U041e#U0442#U043a#U0440#U044b#U0442#U044b#U0439 #U0443#U0440#U043e#U043a ..docx

«Развитие технических навыков правой руки в процессе обучения учащихся на музыкальном инструменте аккордеон ».

«. чтобы наша игра могла нравиться,

зависит исключительно от нас самих.

усидчивая и направленная по верному

пути работа, необходимые усилия и

некоторое время неминуемо выровняют

пальцы, даже наименее одарённые. »

Работа над развитием техники правой руки в музыкально-исполнительском искусстве занимает одно из главнейших задач музыканта. Достижение технической свободы исполнения способствует раскрытию художественного содержания произведения, его стиля и характера. Эта работа должна вестись систематически, планомерно и всегда быть одной из основных целей исполнителя, в частности, аккордеониста.

На уроках в классе аккордеона педагог должен с первых же дней обучения привить учащемуся наиболее важные двигательно-технические навыки:

Исполняем р.н.п. «Как под горкой под горой», обозначаем проблемные моменты и работаем над развитием двигательно-технических навыков.

ГАРМОНИЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ — игра на аккордеоне должна быть непринуждённой, ловкой, уверенной, нужно уметь вовремя устранять излишние движения и напряжение.

Большое внимание нужно уделять с первых же уроков правильной посадке, регулировке ремней , установке положению кисти правой руки и пальцев. Соблюдение всех этих правил даёт исполнителю — аккордеонисту возможность свободно владеть звуком и выполнять самые сложные технические приёмы.

Большое значение в развитии технических навыков имеет правильное удобное положение кисти правой руки . Кисть у каждого учащегося устроена так, что все пальцы различны не только по своей длине, но и подвижности, подход к развитию должен быть индивидуален.

1 палец — менее подвижный, но наиболее часто используемый, требует большого внимания. При подкладывании и вообще при игре не следует помогать кистью, так как это приводит к неровной игре и затрудняет развитие 1 пальца.

Упражнение подкладывание 1 пальчика под 3 — «Оса»

«Ой, оса летит жужжит, нас ужалить наровит»

Упражнение подкладывание 1 пальчика под 4 пальчик

«Расскажу я вам , ребята, как я весело живу,

Ем конфеты с шоколадом, если хочешь — угощу».

2,3 пальцы — самые подвижные, их развитие идёт намного легче, 4 палец — менее подвижный, хотя в игре он применяется очень часто. Развитие 4 пальца можно достигнуть специальными упражнениями, в которых 4 палец играет самостоятельно, не зависит от движений 3 и 5 пальцев. Очень полезно, например, игра терциями.

5 палец — самый слабый, однако более подвижный, чем 4. Укрепить 5 палец можно упражнениями в сочетании с другими пальцами. Упражнения для пальчиков на столе, на перемене .

Раз, два, три четыре пять, вышел зайчик погулять …

«Я машинку покачу, если хочешь – прокачу» — на столе.

Игра гаммы До мажор сначала на столе, потом на инструменте.

С самого начала занятий нужно следить за тем, чтобы пальцы не прогибались в первом суставе , такая постановка пальцев не даст чёткой, упругой техники.

При выработке в медленном темпе пальцевой техники каждый палец должен быть активным, упругим, игра должна быть чёткой, не зажатой. Руку ученику нужно научить освобождать, не напрягать мышцы, которые в данном обороте не участвуют. И постоянно проверять свободу руки .

Напряжение всех мышц кисти руки создаёт скованность в руке и во всём корпусе .

«Мишка» — игра на сочетание расслабления и активизации

движения , что способствует расслаблению аппарата.

Шел Мишка к броду — ходьба

Бултых в воду , — сесть на стул

Уж он мок, мок, мок , — руки как плети.

Уж он кис, кис, кис — расслабленное тело падает на колени

Вымок, выкис — чуть пошевелиться в расслабленном состоянии

Вылез —-поднять туловище

Высох —- выпрямить спину потрясти головой

Стал на колоду — встать

Бултых в воду . — игра начинается заново, но быстрее.

пространственная точность — точность нажатия клавиш или так называемое « чувство клавиатуры» — способность пальцев уверенно и безошибочно находить нужные клавиши. Эта способность в основном у учащихся приобретается не сразу. В моей практике было немного детей, которые, осваивая правую клавиатуру, начинали почти с первых занятий играть, не глядя на клавиши. Надо признать, что большинству учащихся трудно даётся чувство клавиатуры.

Упражнения по 2, по 3, по 4 ноты от разных пальчиков со словами «Солнышко», «ягодка», «ветерок»- по 3,

«Маша идет, «Побежали»- по 4,

«Побегу я весело», «Для любимой Катеньки» – 4 туда и обратно,

«Море синее» — по 5нот. «Побежали с горки ручейки.,» по5 нот .

Упражнения для движения пальчиков через ноту.

1-3, 2-4, 3-5пальчики от всех белых клавиш от «До» до ноты «До»

Солнце светит высоко,

Солнце светит далеко,

Очень людям всем тепло,

Потому что на века

Дружба крепкая сильна!

ВЕДЕНИЕ МЕХА – спокойное, без лишних усилий, ровное, непрерывное. Золотое правило «Смена меха по фразам», менять мех на звучащей ноте нельзя.

Ритмичность чтобы учащийся научился играть ритмично, точно выдерживать каждую длительность, необходимо приучать его упорно , усердно с первых занятий со счётом вслух . Впоследствии с приобретением этого элементарного навыка не прекращать контролировать считать «про себя» не только на классных занятиях, но и самостоятельно работать со счётом в подготовке домашних заданий

Ритмические рисунки – прохлопать

Аппликатурная точность — исполнение точной изложенной в произведении аппликатуры, иначе движения запоминаются и автоматизируются с большим трудом. Исполнение правильной аппликатурой приводит к естественному удобному положению кисти и пальцев на клавиатуре.

Правильно выбранная аппликатура быстро начинает ассоциироваться с соответствующими клавишами и облегчает выполнение технических задач, способствует гладкой игре в мелких группировках, скачках. Нужно избегать нажатия подряд одним и тем же пальцем разных клавиш . Нажатие одной и той же клавиши (репетиция) осуществляется сменой пальцев, причём любых в зависимости от характера и удобства исполнения.

КРАСОЧНОСТЬ умение извлекать звук различными штрихами и динамическими оттенками. Можно использовать элементарные упражнения на исполнение гамм, арпеджио на стаккато, легато, нон легато, портаменто, акцент.

Так же продуктивно применять приёмы динамики- p , f , pp , ff , mp , mf и работу над постепенным усилением звука crescendo (крещендо diminuendo ( диминуэндо >), над соединением крещендо и диминуэндо на одной или группе нот, sf -сфорцандо- резкое внезапное усиление звука.

Исполняем упражнения №1-4,5

Автоматизация движений — способность превращать игру из контролируемых в частично или неконтролируемые . Здесь нужна и систематическая усердная и всё-таки осознанная работа, так как художественные и двигательные задачи неотделимы, конечной целью является всё-таки определённое звучание. Сыграть пьесу или упражнение очень уверенно, добавить дополнительные движения для проверки, например — «качания из стороны в сторону».

Управляемость техники — умение быстро изменять штрихи, динамику, темп. В этом плане очень помогают чтение с листа, транспонирование несложных упражнений, различных оборотов. (Двойные ноты – 5, 3, 2, 4, 6,)

Развивать технику следует тогда, когда закреплена правильная постановка руки, кисти, пальцев. Для беглости пальцев разучивают не только специальные упражнения и этюды в быстром темпе, но и медленные полифонические пьесы, игра терциями и секстами на легато.

Можно много привести примеров на различные виды техники к выше предложенным — это октавы, двойные ноты, репетиции, трели, форшлаги, ритмические исполнения гамм дуолями, триолями, квартами, смена меха.

При работе над преодолением технических сложностей часто пользуются выучиванием отдельно взятых трудных тактов произведения ( поэтому мы начали с трудных вариаций), повторяют неудобные переходы, играют в медленном темпе то, что « заигрывается», для того, чтобы все ноты звучали ровно в ритмическом и звуковом отношении.

Для равномерного развития пальцев правой руки в своей практике я применяю изучение в работе учащихся мажорных, минорных гамм, арпеджио, аккордов. При этом нужно научить, постепенно исполнять их в различных темпах разными ритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона аккордеона. Так же приучаю более способных учащихся к освоению и применению различных регистров, что способствует определённому восприятию художественного образа.

В своей практике я применяю такую методику: на каждое определённое вновь изучаемое произведение — освоить ту тональность, в которой написано произведение. Целесообразно, предоставить возможность учащемуся поработать над новой гаммой, если это минорная тональность, поиграть особенно вид минора, используемый в разучиваемой пьесе. Если присутствует в произведении приёмы исполнения терциями, секстами, октавами, триолями, очень результативно будет проигрывание этих оборотов в заданной тональности, теми же штрихами, которыми изложено произведение.

Видео : Мокроусов «Хороши в саду весной цветочки» обр. Елецкого исполняют Федор Львов и Иван Кишкин

Выбранный для просмотра документ #U041e#U0442#U043a#U0440#U044b#U0442.#U0443#U0440#U043e#U043a #U0440#U0430#U0437#U0432#U0438#U0442#U0438#U0435 #U0442#U0435#U0445 #U043d#U0430#U0432#U044b#U043a#U043e#U0432.ppt

Источник

Упражнения для аккордеона, баяна
учебно-методический материал на тему

Слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает «искусство», «мастерство». Для развития техники у обучающихся необходимо применять технические упражнения. Технические упражнения общепризнанны, как хорошее средство для достижения и сохранения исполнительской техники на должном уровне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, .

Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к изучению нотной гр.

Под техникой исполнителя понимается не только скорость движения его пальцев, но и степень владения различными штрихами и пртёмами звукоизвлечения, динамикой, уровня музыкального мышления. Выполнению э.

Рассматриваются методы работы над полифоническими произведениями.

Это сценарий мероприятия для учащихся народного отделения школы искусств и их родителей. Мероприятие проводится во время празднования Всероссийского Дня баяна, аккордеона и гармоники, который ежегодно.

Наша жизнь стремительно несётся вперёд, мы живем в век информации и удивительных научных открытий. Современного ребенка с самого рождения окружает заманчивый мир разнообразных гадж.

Открытый урокТема: «Техническое развитие учащихся в классе аккордеона-баяна»«Техника – это ещё не искусство. Она всего лишь средство достижения искусства, мост на пути к .

Источник

Оцените статью