Постановка правой руки. Четвертные ноты. Паузы.
Сегодня мы давайте обратим внимание на правильную постановку пальцев. Чуть согнутые в крайних фалангах, пальцы при нажиме на клавиши должны быть перпендикулярны клавиатуре. Удар должен быть мягким, избегайте сильных нажимов, от которых пальцы напрягаются и становятся менее подвижными.
А сейчас попробуйте пошевелить 4-ым и 5-ым пальцами. И как? Обратили внимание, что они намного менее подвижны и часто делают одно и то же движение, почти «синхронное плавание» получается? Сделаем вывод, что на развитие этих пальцев необходимо обращать отдельное внимание.
Следите за положением кисти. Она должна быть свободной, расслабленной, отнюдь не скованной и напряженной. Тщательно добивайтесь освоения этих технических приемов с самого начала учебы. Ведь переучиваться гораздо сложнее, чем научиться.
На прошлом занятии я вам приводил в пример рисунок соотношения и «внешнего вида» длительностей нот. Постарайтесь запомнить их крепко-накрепко, ведь мудреного там ничего нет. А сейчас мы разучим упражнения с применением четвертных нот. Освежим в памяти (или заглянем на предыдущий урок), что такое четвертная нота. Маленькая подсказка. Целая нота (по длительности) «занимает» четыре счета (раз, два, три, четыре), а четвертная. См. рисунок.
Все понятно? Осталось дело за малым — сыграть следующие упражнения:
Как примерно все это будет звучать. я уж не стану наигрывать, а вот первое упражнение, так сказать, для слухового образа, послушайте (пример). Напомню, что в третьем и четвертом упражнениях есть знак «реприза». Будьте добры, не забудьте про этот знак.
Попробуем совместить четвертные длительности с половинными:
Следите за движением меха и аппликатурой. Мех нельзя менять посередине фразы, а чтобы сделать фразировку, Вы постарайтесь играть осмысленно, не абы как. Ну, а уж менять мех прямо на звуке. Вообще кощунство, честное слово.
Паузы
Перерыв в звучании называется паузой. Как Вы уже, наверное, догадались сами, на время паузы палец с клавиши снимается. Длительности пауз имеют такие же названия «свойства», как и длительности нот, а обозначаются:
И конечно же теперь упражнения на применение пауз:
Источник
«Развитие технических навыков правой руки в процессе обучения учащихся на музыкальном инструменте аккордеон ».
Выбранный для просмотра документ #U041e#U0442#U043a#U0440#U044b#U0442#U044b#U0439 #U0443#U0440#U043e#U043a ..docx
«Развитие технических навыков правой руки в процессе обучения учащихся на музыкальном инструменте аккордеон ».
«. чтобы наша игра могла нравиться,
зависит исключительно от нас самих.
усидчивая и направленная по верному
пути работа, необходимые усилия и
некоторое время неминуемо выровняют
пальцы, даже наименее одарённые. »
Работа над развитием техники правой руки в музыкально-исполнительском искусстве занимает одно из главнейших задач музыканта. Достижение технической свободы исполнения способствует раскрытию художественного содержания произведения, его стиля и характера. Эта работа должна вестись систематически, планомерно и всегда быть одной из основных целей исполнителя, в частности, аккордеониста.
На уроках в классе аккордеона педагог должен с первых же дней обучения привить учащемуся наиболее важные двигательно-технические навыки:
Исполняем р.н.п. «Как под горкой под горой», обозначаем проблемные моменты и работаем над развитием двигательно-технических навыков.
ГАРМОНИЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ — игра на аккордеоне должна быть непринуждённой, ловкой, уверенной, нужно уметь вовремя устранять излишние движения и напряжение.
Большое внимание нужно уделять с первых же уроков правильной посадке, регулировке ремней , установке положению кисти правой руки и пальцев. Соблюдение всех этих правил даёт исполнителю — аккордеонисту возможность свободно владеть звуком и выполнять самые сложные технические приёмы.
Большое значение в развитии технических навыков имеет правильное удобное положение кисти правой руки . Кисть у каждого учащегося устроена так, что все пальцы различны не только по своей длине, но и подвижности, подход к развитию должен быть индивидуален.
1 палец — менее подвижный, но наиболее часто используемый, требует большого внимания. При подкладывании и вообще при игре не следует помогать кистью, так как это приводит к неровной игре и затрудняет развитие 1 пальца.
Упражнение подкладывание 1 пальчика под 3 — «Оса»
«Ой, оса летит жужжит, нас ужалить наровит»
Упражнение подкладывание 1 пальчика под 4 пальчик
«Расскажу я вам , ребята, как я весело живу,
Ем конфеты с шоколадом, если хочешь — угощу».
2,3 пальцы — самые подвижные, их развитие идёт намного легче, 4 палец — менее подвижный, хотя в игре он применяется очень часто. Развитие 4 пальца можно достигнуть специальными упражнениями, в которых 4 палец играет самостоятельно, не зависит от движений 3 и 5 пальцев. Очень полезно, например, игра терциями.
5 палец — самый слабый, однако более подвижный, чем 4. Укрепить 5 палец можно упражнениями в сочетании с другими пальцами. Упражнения для пальчиков на столе, на перемене .
Раз, два, три четыре пять, вышел зайчик погулять …
«Я машинку покачу, если хочешь – прокачу» — на столе.
Игра гаммы До мажор сначала на столе, потом на инструменте.
С самого начала занятий нужно следить за тем, чтобы пальцы не прогибались в первом суставе , такая постановка пальцев не даст чёткой, упругой техники.
При выработке в медленном темпе пальцевой техники каждый палец должен быть активным, упругим, игра должна быть чёткой, не зажатой. Руку ученику нужно научить освобождать, не напрягать мышцы, которые в данном обороте не участвуют. И постоянно проверять свободу руки .
Напряжение всех мышц кисти руки создаёт скованность в руке и во всём корпусе .
«Мишка» — игра на сочетание расслабления и активизации
движения , что способствует расслаблению аппарата.
Шел Мишка к броду — ходьба
Бултых в воду , — сесть на стул
Уж он мок, мок, мок , — руки как плети.
Уж он кис, кис, кис — расслабленное тело падает на колени
Вымок, выкис — чуть пошевелиться в расслабленном состоянии
Вылез —-поднять туловище
Высох —- выпрямить спину потрясти головой
Стал на колоду — встать
Бултых в воду . — игра начинается заново, но быстрее.
пространственная точность — точность нажатия клавиш или так называемое « чувство клавиатуры» — способность пальцев уверенно и безошибочно находить нужные клавиши. Эта способность в основном у учащихся приобретается не сразу. В моей практике было немного детей, которые, осваивая правую клавиатуру, начинали почти с первых занятий играть, не глядя на клавиши. Надо признать, что большинству учащихся трудно даётся чувство клавиатуры.
Упражнения по 2, по 3, по 4 ноты от разных пальчиков со словами «Солнышко», «ягодка», «ветерок»- по 3,
«Маша идет, «Побежали»- по 4,
«Побегу я весело», «Для любимой Катеньки» – 4 туда и обратно,
«Море синее» — по 5нот. «Побежали с горки ручейки.,» по5 нот .
Упражнения для движения пальчиков через ноту.
1-3, 2-4, 3-5пальчики от всех белых клавиш от «До» до ноты «До»
Солнце светит высоко,
Солнце светит далеко,
Очень людям всем тепло,
Потому что на века
Дружба крепкая сильна!
ВЕДЕНИЕ МЕХА – спокойное, без лишних усилий, ровное, непрерывное. Золотое правило «Смена меха по фразам», менять мех на звучащей ноте нельзя.
Ритмичность — чтобы учащийся научился играть ритмично, точно выдерживать каждую длительность, необходимо приучать его упорно , усердно с первых занятий со счётом вслух . Впоследствии с приобретением этого элементарного навыка не прекращать контролировать считать «про себя» не только на классных занятиях, но и самостоятельно работать со счётом в подготовке домашних заданий
Ритмические рисунки – прохлопать
Аппликатурная точность — исполнение точной изложенной в произведении аппликатуры, иначе движения запоминаются и автоматизируются с большим трудом. Исполнение правильной аппликатурой приводит к естественному удобному положению кисти и пальцев на клавиатуре.
Правильно выбранная аппликатура быстро начинает ассоциироваться с соответствующими клавишами и облегчает выполнение технических задач, способствует гладкой игре в мелких группировках, скачках. Нужно избегать нажатия подряд одним и тем же пальцем разных клавиш . Нажатие одной и той же клавиши (репетиция) осуществляется сменой пальцев, причём любых в зависимости от характера и удобства исполнения.
КРАСОЧНОСТЬ умение извлекать звук различными штрихами и динамическими оттенками. Можно использовать элементарные упражнения на исполнение гамм, арпеджио на стаккато, легато, нон легато, портаменто, акцент.
Так же продуктивно применять приёмы динамики- p , f , pp , ff , mp , mf и работу над постепенным усилением звука crescendo (крещендо diminuendo ( диминуэндо >), над соединением крещендо и диминуэндо на одной или группе нот, sf -сфорцандо- резкое внезапное усиление звука.
Исполняем упражнения №1-4,5
Автоматизация движений — способность превращать игру из контролируемых в частично или неконтролируемые . Здесь нужна и систематическая усердная и всё-таки осознанная работа, так как художественные и двигательные задачи неотделимы, конечной целью является всё-таки определённое звучание. Сыграть пьесу или упражнение очень уверенно, добавить дополнительные движения для проверки, например — «качания из стороны в сторону».
Управляемость техники — умение быстро изменять штрихи, динамику, темп. В этом плане очень помогают чтение с листа, транспонирование несложных упражнений, различных оборотов. (Двойные ноты – 5, 3, 2, 4, 6,)
Развивать технику следует тогда, когда закреплена правильная постановка руки, кисти, пальцев. Для беглости пальцев разучивают не только специальные упражнения и этюды в быстром темпе, но и медленные полифонические пьесы, игра терциями и секстами на легато.
Можно много привести примеров на различные виды техники к выше предложенным — это октавы, двойные ноты, репетиции, трели, форшлаги, ритмические исполнения гамм дуолями, триолями, квартами, смена меха.
При работе над преодолением технических сложностей часто пользуются выучиванием отдельно взятых трудных тактов произведения ( поэтому мы начали с трудных вариаций), повторяют неудобные переходы, играют в медленном темпе то, что « заигрывается», для того, чтобы все ноты звучали ровно в ритмическом и звуковом отношении.
Для равномерного развития пальцев правой руки в своей практике я применяю изучение в работе учащихся мажорных, минорных гамм, арпеджио, аккордов. При этом нужно научить, постепенно исполнять их в различных темпах разными ритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона аккордеона. Так же приучаю более способных учащихся к освоению и применению различных регистров, что способствует определённому восприятию художественного образа.
В своей практике я применяю такую методику: на каждое определённое вновь изучаемое произведение — освоить ту тональность, в которой написано произведение. Целесообразно, предоставить возможность учащемуся поработать над новой гаммой, если это минорная тональность, поиграть особенно вид минора, используемый в разучиваемой пьесе. Если присутствует в произведении приёмы исполнения терциями, секстами, октавами, триолями, очень результативно будет проигрывание этих оборотов в заданной тональности, теми же штрихами, которыми изложено произведение.
Видео : Мокроусов «Хороши в саду весной цветочки» обр. Елецкого исполняют Федор Львов и Иван Кишкин
Выбранный для просмотра документ #U041e#U0442#U043a#U0440#U044b#U0442.#U0443#U0440#U043e#U043a #U0440#U0430#U0437#U0432#U0438#U0442#U0438#U0435 #U0442#U0435#U0445 #U043d#U0430#U0432#U044b#U043a#U043e#U0432.ppt
Источник
Упражнения для аккордеона, баяна
учебно-методический материал на тему
Слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает «искусство», «мастерство». Для развития техники у обучающихся необходимо применять технические упражнения. Технические упражнения общепризнанны, как хорошее средство для достижения и сохранения исполнительской техники на должном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, .
Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к изучению нотной гр.
Под техникой исполнителя понимается не только скорость движения его пальцев, но и степень владения различными штрихами и пртёмами звукоизвлечения, динамикой, уровня музыкального мышления. Выполнению э.
Рассматриваются методы работы над полифоническими произведениями.
Это сценарий мероприятия для учащихся народного отделения школы искусств и их родителей. Мероприятие проводится во время празднования Всероссийского Дня баяна, аккордеона и гармоники, который ежегодно.
Наша жизнь стремительно несётся вперёд, мы живем в век информации и удивительных научных открытий. Современного ребенка с самого рождения окружает заманчивый мир разнообразных гадж.
Открытый урокТема: «Техническое развитие учащихся в классе аккордеона-баяна»«Техника – это ещё не искусство. Она всего лишь средство достижения искусства, мост на пути к .
Источник