Упражнения для саксофона ноты для

Упражнения для саксофона ноты для

Комплекс ежедневных упражнений для развития владения звуком саксофона

«САМОЛЁТИК» И «КОРОВУШКА»

Упражнение «Самолётик» выполняется на ноте До-диез второй октавы («средняя До-диез»; До-диез без октавного клапана, все клавиши отпущены). Поставьте ноги на ширину плеч, спина прямая, грудная клетка расправлена, голова прямо, подбородок прямо. Это и все последующие упражнения по работе над звуком лучше всего выполнять с закрытыми глазами. На средней громкости (mezzo forte), средней атакой звука (detache) берётся нота До-диез второй октавы и производится медленное и продолжительное нисходящее глиссандо с помощью постепенного открывания челюсти, как будто плавно переходите с гласного звука «О» на гласный «У». При этом необходимо усиливать мощность выдоха, иначе звук исчезнет. Стремимся продержать пониженный звук как можно дольше. Звук возможно понизить на полтора тона (малая терция) и более. Чем ниже опускается звук, тем больше требуется мощности выдоха, то есть при усилении выдоха громкость остаётся без изменений, нота понижается. Если появится ощущение, что при достижении самой нижней точки звука «диафрагма» начинает «трястись» от напряжения, значит упражнение выполняете верно. Чем ниже и дольше удастся опустить и удержать звук, тем лучше. На самом деле в этом процессе задействованы не только дыхание и челюсть, но и вся ротовая полость и глотка, точнее мягкое нёбо, которые для успешного понижения звука изменяют свою внутреннюю архитектуру, но думать об этом не нужно, так как организм выполнит все требуемые действия автоматически. Достаточно думать, что открываете челюсть и усиливаете интенсивность выдоха, при этом всё внимание необходимо концентрировать на звуке.

Упражнение «Коровушка» так же выполняется на ноте До-диез второй октавы. Все условия, что и в упражнении «Самолётик», но теперь звук последовательно понижается и повышается несколько раз, челюсть двигается плавно, подобно движениям при медленном жевании. Чем больше амплитуда («размах») изменения высоты звука, тем лучше. Частота (скорость) достаточная для того, чтобы успеть на одном дыхании несколько раз понизить и повысить звук, не допуская прерывания звучания, а так же сохранив при этом контроль высоты звука.

Упражнениями «Самолётик» и «Коровушка» нужно начинать каждое занятие на саксофоне. С их помощью исполнительский аппарат настраивается на управление инструментом в первую очередь с помощью дыхания.

«СТУПЕНЬКИ И ЧЕЛНОКИ»

Все упражнения «Ступеньки и Челноки» выполняются на средней громкости (mezzo forte) с постепенным усилением при движении в крайние регистры ( crescendo ),переход с ноты на ноту без участия языка, слитно, без пауз (legato) .

Упражнение «Ступеньки вниз». От ноты До-диез второй октавы последовательно спускаемся вниз по следующим нотам: Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы. Чем ниже нота, тем больше опускаем челюсть и добавляем мощность выдоха.

Упражнение «Челнок вниз». От ноты До-диез второй октавы последовательно исполняем скачки вниз к следующим нотам: Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы. На До-диез челюсть в закрытом положении, а на ноты к которым совершаем скачок челюсть приоткрываем, причём чем ниже нота, тем больше приоткрываем челюсть и добавляем мощность выдоха.

Упражнение «Ступеньки вверх». От ноты Ре второй октавы последовательно поднимаемся вверх по следующим нотам: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До-диез и Ре третьей октавы. На ноте Ре второй октавы челюсть опущена, при подъёме, чем выше нота, тем больше закрываем челюсть и добавляем скорость выдоха.

Упражнение «Челнок вверх». От ноты Ре второй октавы последовательно исполняем скачки вверх к следующим нотам: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До-диез и Ре третьей октавы. На ноте Ре второй октавы челюсть опущена, при подъёме, чем выше нота, тем больше закрываем челюсть и добавляем скорость выдоха.

Упражнение «Водопады» заключается в последовательных скачках на Си-бемоль малой октавы со следующих нот: Ре, Фа и Си-бемоль первой октавы, Ре, Фа и Си-бемоль второй октавы. Выполняется на большой громкости (f orte ), переход с верхних нот на ноту Си-бемоль малой октавы без участия языка, слитно, без пауз (legato).

Выдержанные звуки — звуки максимальной длительности ровные на всей продолжительности звучания по всем параметрам (звуковысотность, громкость, тембр).

Выполняются на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. Ни в коем случае не доводить выдох до изнеможения (вредно для здоровья). Цель не продолжительность, а ровность.

Филированные звуки — звуки максимальной длительности с изменяющейся громкостью (динамикой) по следующей схеме: mp crescendo fff diminuendo ppp (сдержанно-тихо постепенное увеличение громкости до очень громко постепенное уменьшение громкости до очень тихо).

Выполняются на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. Следить за плавностью изменения громкости, особое внимание ровности звуковысотности. Громкость изменяется исключительно за счёт изменения интенсивности выдоха.

Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На средней громкости ( mf ), средней атакой звука (detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой в течении небольшого промежутка времени, затем темп замедляется почти до остановки, и наконец ускоряем темп до среднего. Амплитудувибрато на всём протяжении звуков сохраняем среднюю.

ВИБРАТО + ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ

Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На маленькой громкости ( pp) , средней атакой звука (detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой , громкость постепенно увеличивается, затем уменьшается, темп и амплитуда вибрато остаются неизменны.

Выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На средней громкости ( mf) , средней атакой звука (detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой , громкость быстро уменьшается, темп и амплитуда вибрато остаются неизменны. Стремимся к тому, чтобы звук затухал, растворяясь в тишине.

ГРОУЛ, ГРОУЛ + ВИБРАТО, ГРОУЛ РЕПЕТИЦИЯ

Гроул (от английского Growl — рычание) — общее название для группы звуковых эффектов исполняемых на саксофоне. Различные виды гроула можно получить с использованием голосовых связок (вокала), «французского язычка» («хррр» — как будто полощете горло), языка (раскатистая «ррррр») и различные сочетания этих способов. В первую очередь стоит тренироваться в способе при котором рычание достигается одновременным пением и игрой на саксофоне, так как он наиболее универсален и востребован.

Упражнение «Гроул» выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На большой громкости ( forte ), средней атакой звука (detache) берётся нота и одновременно поём ноту на кварту выше (или на квинту ниже). Цель — достичь ровного рычания и устойчивой интонации.

Упражнение «Гроул + Вибрато» выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На достаточно большой громкости ( f ), средней атакой звука (detache) берётся нота с эффектом гроул и производится вибрато в среднем темпе, со средней амплитудой.Цель — ровность и стабильность.

Упражнение «Гроул репетиция» выполняется на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. На достаточно большой громкости ( f ), средней атакой звука (detache) берётся нота с эффектом гроул и производится несколько атак звука при помощи языка.Цель — стабильность звучания и чёткость атаки звука.

ОБЕРТОНЫ ОТ НИЖНЕЙ СИ-БЕМОЛЬ

Последовательно переходим с обертона на обертон от ноты Си-бемоль малой октавы. На средней громкости (mf), средней атакой звука (detache). Добиваемся чистого без призвуков тона, а так же точного попадания на требуемые обертоны.

«БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ»

Упражнение «Быстрее, Выше, Сильнее» нацелено на владение фронтальной аппликатурой при извлечении нот Ми, Фа и Фа-диез третьей октавы. Исполняем Фа мажорное трезвучие от Фа второй октавы в восходящем движении к Фа третьей октавы, затем обратно, и так несколько раз. Выполняется на небольшой громкости ( mp )при движении вверх громкость увеличивается ( crescendo ),а нота Фа третьей октавы акцентируется, то есть исполняется максимально громко и открыто ( forte ) . Переход с ноты на ноту без участия языка, слитно, без пауз (legato). Чем выше нота, тем быстрее поток выдыхаемого воздуха.

Исполняем филированный звук с вибрато на ноте Фа третьей октавы, затем репетицию. Скорость выдоха высокая. Переходим (legato) с ноты Фа на ноту Ми третьей октавы, исполняем филированный звук с вибрато, репетицию. Теперь переходим (legato) с ноты Фа на ноту Ми третьей октавы, возвращаемся на Фа и поднимаемся на Фа-диез третьей октавы, также исполняем филированный звук с вибрато, репетицию.

«СУБТОН РЕПЕТИЦИЯ, СУБТОН ВИБРАТО»

Заключительное упражнение исполняется субтоном, и требует максимально расслабленного амбюшура и чрезвычайно большой мощности дыхания, особенно в нижнем регистре. Производим три атаки звука без помощи языка на ноте До-диез второй октавы, затем переходим (legato) с ноты До-диез на ноту C и первой октавы и делаем медленное вибрато с амплитудой выше средней, производим три атаки звука без помощи языка на ноте Cи первой октавы, затем переходим (legato) на ноту Ля первой октавы и делаем медленное вибрато с амплитудой выше средней, производим три атаки звука без помощи языка на ноте Ля первой октавы, затем переходим на Соль первой октавы и делаем медленное вибрато, и так далее двигаемся вниз по диапазону по следующим нотам: Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы.

На выполнение всех двенадцати упражнений вполне достаточно восьми минут. Если Вы не будете лениться и станете ежедневно начинать свои занятия с последовательного выполнения этого комплекса упражнений, очень скоро Вы почувствуете что звук стал гораздо лучше и Ваша музыкальная палитра обогатилась новыми красками, однако не стоит останавливаться на достигнутом — предела совершенству нет!

Тупое исполнение даже самых полезных упражнений имеет КПД (Коэффициент Полезного Действия) близкий к 0%. Бездумно дуть длинные ноты на форте, да ещё и по 30-40 минут, не то что бы не полезно, а просто вредно!Собственно сам термин «длинные ноты» очень вреден, так как не только не объясняет целей и задач этого упражнения, но даже искажает смысл всего этого действия. Игра на саксофоне — это не тот случай где стоит упражняться в длине.

Если Вы пытаетесь исправить ошибки связанные с неправильным звукоизвлечением путём подбора тростей/мундштука/лигатуры/саксофона/и т.д., значит вы заблудились и двигаетесь в неверном направлении.

Необходим постоянный слуховой контроль. Обязательно нужно уметь не только слушать, но и услышать, а так же вдумчиво проанализировать. Все эти упражнения лучше выполнять с закрытыми глазами, это позволит Вам максимально сконцентрировать своё внимание на звуке.

В заключение должен отметить чтодалеко не всегда удаётся уделить работе над звуком даже пять минут, в таком случае рекомендую выполнить минимальный комплекс: Упражнение 1 «САМОЛЁТИК» и «КОРОВУШКА», а так же Упражнение 7 ВИБРАТО + ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ — даже этих двух упражнений будет вполне достаточно для того что бы привести Ваш исполнительский аппарат в рабочую форму и сделать шаг в сторону повышения исполнительского уровня игры на саксофоне.

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

Источник

Упражнения 1 — 4

По учебнику «Школа саксофона» Александра Ривчуна.

Упражнение № 001

Пояснения к нотам: в начале нотного стана находится:

  • скрипичный ключ — определяет, что на второй линейке стана стоит нота соль первой октавы;
  • знак в виде буквы С — обозначение тактового размера эквивалентного размеру 4/4:
  • две одинаковых ноты объединены дугообразной линией — лигой — обозначающих, что эти ноты звучат слитно. Здесь ноты под лигой звучат как одна длинная нота.

На Свирельке упражнение 001 выглядит так:

Чтобы получить обучающую программу Свирелька, заполните форму:

Упражнение № 002

Каждую ноту следует играть с атакой. Достигайте ровного звучания ноты на всем ее продолжении.

На странице «Ноты Школы саксофона» можно загрузить ноты упражнений в двух форматах:

  • формат .mscz для программы Свирелька;
  • формат .pdf для игры с листа.

Упражнение № 003

Обратите внимание на «галочки» над каждой второй тактовой чертой. Так обозначаются в нотах для духовых инструментов места в мелодии, где можно сделать вдох. Музыканты говорят «взять дыхание».

В упражнение включена нота до второй октавы. Если идти по нотам вверх, то это последняя нота на саксофоне, в которой не используется октавный клапан.

Упражнение № 003 на «Свирельке»

Упражнение № 004

Дыхание берите только там, где стоит отметка.
Вдох в других точках может сбивать ритм мелодии.
В дальнейшем вы научитесь самостоятельно определять места в мелодии, где можно взять дыхание, а также скорость и глубину вдоха.

Побольше читайте о музыке.
Узнайте, например, что такое звук в музыке.

После того, как начнете уверенно играть первые четыре упражнения можно двигаться дальше.

Переход к упражнению 005:

Упражнения 5 — 9. Школа саксофона.

Спрашивайте в комментариях ниже, что не ясно в упражнениях и самоучителе игры на саксофоне.

Источник

Оцените статью