Упражнения для трубы ноты для

Школа игры на трубе

Школа игры на трубе

Данное учебное пособие ставит своей целью научить юных музыкантов правильным приемам игры на трубе, способствовать овладению техники инструмента и дать им некоторое общее музыкальное развитие. Школа состоит из двух частей, первая часть, рассчитанная на первые 3—4 года обучения в музыкальной школе, построена по принцыпу возрастания трудностей. Изучать ее нужно последовательно, с начала и до конца в том порядке в коотором изложен материал (хотя в отдельных случаях, учитывая индивидуальные возможности ученика, допустимы и некоторые отступления от предложенного порядка).
Вторая часть состоит из нескольких разделов, в каждом из которых изложен материал для овладения отдельными видами техники. Эта часть предназначена для учащихся старших классов музыкальной школы и студентов музыкальных училищ. Педагог должен подбирать из каждого раздела нотный материал, соответствующий подготовке ученика и конкретным задачам определенного этапа обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора . 3
Устройство трубы . 3
Методические указания . 4

Часть первая

1. Подготовительные (постановочные) упражнения .. 8
2. Начальные упражнения . 8
3. Чертвертные ноты . 9
4. Легато . 13
5. Восьмые ноты . 17
6. Четверьт с точкой и восьмая . 19
7. Развитие техники пальцев . 22
8. Стаккато . 27
9. Синкопы . 29
10. Размеры 3/8 и 6/8 . 32
11. Шестнадцатые ноты . 36
12. Триоли . 42
13. Восьмая с точкой и шестнадцатая . 43
14. Маркато . 65
15. Нон легато . 66
16. Портато . 67
17. Стаккатиссимо . 67
18. Мартле . 68
19. Мелизмы . 69
20. Вспомогательная атака . 85

Часть вторая

1. Гаммы мажорные, минорные, хроматические, целотонные. Упражнения, этюды . 94
2. Хроматическая гамма . 103
3. Развитие техники губного легато . 106
4. Упражнения в интервалах . 108
5. Характерные этюды . 109

Источник

Аппликатура трубы

Знание аппликатуры трубы важно для игры на инструменте. Когда вы начинаете учиться играть на трубе, аппликатура трубы – это второе, что вам нужно знать. Во-первых, вы должны знать, как извлекать звук при помощи мундштука (начните с упражнений для губ, затем пробуйте упражнения для мундштука ). Но сразу после этого вы должны знать, на какой из трех клапанов необходимо нажимать, чтобы получить ваши первые ноты.

Аппликатура трубы

Когда вы впервые начнете играть, у вас будет много возможностей сосредоточиться на своем инструменте. Вы будете уделять внимание амбушюру, тону, позе, динамике и фразировке. Поэтому сначала вам не о чем беспокоиться, кроме основных указаний, которые будут описываться ниже.

Следующее упражнение играется вверх от G до C второй октавы, а затем вниз от G до Фа диез малой октавы. Это и есть диапазон трубы in B.

Теория музыки чрезвычайно важна, так как вы учитесь читать музыку. Ваш инструмент характеризуется как труба in B (си-бемоль). Это означает, что вы должны осознавать ваш строй, когда начинаете играть в ансамбле.

Наука и физика клапанов на трубе

Как только вы запомните первую таблицу, вы сможете получить более глубокое понимание обучения игре на трубе. Вы также поймете, что возможны альтернативные аппликатуры и это даст вам дополнительную гибкость. Эта гибкость полезна, когда дело доходит до техники игры и качества звукоизвлечения.

Понимание того, как изготавливается труба, также даст вам психологическое преимущество при игре на инструменте!

Это изображение трубок и клапанов вашего инструмента в разобранном виде поможет вам лучше понять, почему и как меняются ноты. Длина труб и конструкция клапанов делают возможными переходы между нотами. Эти знания напрямую влияют на понимание аппликатуры.

Диаграмма аппликатуры

Будучи новичком, вы просто изучите приведенную выше таблицу, придерживаясь понятия «одна аппликатура на ноту». Однако, когда вы станете более продвинутым, научитесь использовать альтернативные аппликатуры. Таблица ниже показывает каждую возможную комбинацию пальцев для взятия любой ноты на трубе.

Аппликатура трубы

Аппликатура трубы и обертонные варианты

Вывод

В конечном счете, вы ознакомитесь с каждой возможностью, касающейся значений нот и комбинаций клапанов вашего инструмента. Вы можете обнаружить, что знания пригодятся во время определенных партий, гамм или мелодий, которые вы играете во время тренировки или выступления.

В конце концов, вы дойдете до того, что вам даже не придется думать о том, что делают ваши пальцы. Ваш мозг будет работать автоматически, а ваши губы будут иметь крепкую мышечную память. В этот момент вы почувствуете настоящее музыкальное притяжение!

Источник

Ноты для трубы

произведения для игры на трубе Сиb


Ж.Абсиль
Три пьесы
соч.76
для трубы и фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1962г.
номер м30056г

(СКАЗКИ)
1. Героическая
2. Славянская
3. Фунамбулеска

Скачать ноты


Д.Гинецинский
Этюды
для трубы
«Музыка», 1981г.
номер 2620


Педагогическйи репертуар
Д.Гинецинский
Пьесы и этюды
для трубы и фортепиано
«Музыка», 1989г.
номер 3552

ПРЕЛЮДИЯ
СКЕРЦИНО
ПОЭМА
ЮМОРЕСКА
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭТЮД
КОНЦЕРТНЫЙ ЭТЮД
БАЛЛАДА

Скачать ноты


Михаил Крейн
Романсы
для трубы и фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1960г.
номер 28581


Л.Шлег
Лубочек
детские пьесы для трубы и фортепиано
«Советский композитор», 1979г.
номер с714к

1. ИГРА
2. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
3. ЗАКЛИЧКА
4. ПРИГОВОРКА
5. ДРАЗНИЛКА
6. ПЕСНЯ
7. ЗАБАВЛЯНКА

Скачать ноты


Институт военных дирижёров
Сборник пьес
русских, совтеских и зарубежных композиторов
в переложении для трубы ми бемоль С.И.Мельникова
Москва, 1957г.

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
В связи с отсутствием школ и недостаточным количеством оригинальных сочинений; написанных для тубы ми-бемоль, в работе педагогов военно-музыкальных заведений и военных дирижеров, руководящих повышением квалификации военных музыкантов встречаются серьезные затруднения. Особенно остро это ощущается сейчас в военных оркестрах, где индивидуальной подготовке музыкантов уделено должное внимание.
Обобщая свой опыт работы в качестве военного дирижера и педагога, автор переложений задался целью хотя бы в какой-то мере заполнить этот пробел составлением сборника музыкальных произведений в переложении для тубы ми-бемоль.
Включенные в сборник музыкальные произведения русских, советских и зарубежных композиторов имеют своей целью развитие у учащихся исполнительских навыков и формирование художественного вкуса.

В ходе работы над материалами сборника автор переложений рекомендует педагогам иметь ввиду следующее:
1. Изучению пьес должна предшествовать работа над соответствующими этюдами, упражнениями, являющимися как бы подготовительным этапом для перехода к изучению той или иной пьесы.
2. Стремясь к прогрессивному развитию у учащихся художественного вкуса и соответствующей исполнительской техники игры на тубе, педагогу необходимо пользоваться произведениями, помещенными в денном сборнике, соответственно с индивидуальными особенностями учащихся.
С.И. МЕЛЬНИКОВ
Москва, 1957 г.

1. М.Глинка. «Северная заезда». Романс
2. П. Чайковский. Грустная песенка
3. С. Монюшко. Думка из оперы «Галька»
4. Вас. Калинников. Грустная песенка
5. К. М. Вебер. Адажио
6. Г. Гендель. Бурре
7. И.С. Бах. «Па отъезд брата» (2-я часть из каприччио)
8. И.С. Бах, Бурре
9. Б. Марчелло. Ларго и Аллегро
10. Ж. Массне. Элегия.
11. Н. Римский-Корсаков. Песня Мизгиря из оперы «Снегурочка».
12. Б. Дворионас. Темя с вариациями
13. Б. Асафьев. Скерцо
14. И. Леонов. Концертный этюд
15. А. Рубинштейн. Клубится волною (из цикла «Персидские песни»).
16. А. Рубинштейн. «Ночь». Романс
17. Г, Эккльс. Соната
18. В. Блажевич Миниатюра № 7
19. Ф. Шопен, Прелюдия № 6
20. В. Моцарт. Концерт № 2, 1 часть.
21. А, Вивальди. Соната
22. В. Моцарт. Концерт № 4, I часть
23. К. Сен-Санс. Концертная пьеса
24. В. Моцарт. Концертное рондо
25. В. Блажевич. Концерт № 2, 3 часть
26. С. Рахманинов. Элегия

Скачать ноты


Старинные сонаты и концерты
для трубы и фортепиано
составитель и редактор В.Новиков
«Музыка», 1979г.
номер 10631

Публикуемые в настоящем сборнике произведения выдающихся мастеров эпохи барокко разных стран, в соответствии с установившейся современной исполнительской традицией, рекомендуется играть на трубах высокого строя (in В piccolo или In Es), которые имеют относительно узкую и короткую мензуру. Их применение обусловлено не только диапазоном сольных партий, но и характером звучания, а также прозрачностью аккомпанемента. Для удобства игры в некоторых тональностях целесообразно перестраивать трубу на полтона ниже, соответственно трубу В на A, a Es на D (см. сонату Г. Телемана и сонату Г. Пёрселла).

В эпоху барокко, наряду с другими принципиально важными явлениями в музыкальной культуре, происходило бурное развитие сольного инструментального искусства, усложнялось исполнительское мастерство. Этот процесс коснулся, в частности, и высоких трубно-роговых инструментов. В XVII — первой половине XVIII века ведущим из них оставался известный еще со времен средневековья цинк (zinc — нем.)» или корнет (cornetto итал.). Инструмент этот существовал в нескольких разновидностях, отличавшихся формой — прямой или изогнутой, а также размерами, от которых зависел строй инструмента.
Внешний вид н способ звукоизвлечения при помощи чашеобразного мундштука позволяют отнести цинк к семейству труб и рогов. Тембр инструмента, как свидетельствуют старые источники, был близок трубному. На стволе цинка, который изготовлялся из дерева, кости или металла, находились семь круглых отверстий, которые обеспечивали получение хроматического звукоряда и тем давали преимущество перед другими аналогичными инструментами с натуральным строем, предоставляя возможность исполнять не только сигналы, но н мелодические построения.
Эти свойства цинка обусловили его длительное и широкое применение. Для сольных партий и как верхний голос в ансамблях медных его использовал И. С. Бах, позднее X. В. Глюк в «Орфее» дал пример мастерского выявления тембровых и динамических возможностей этого инструмента.

Наряду с распространением цинка, в эпоху барокко намечается тенденция к выходу за пределы сигнальной функции натуральных труб и рогов путем использования некоторых акустических свойств этих инструментов. Суть их сводится к тому, что по мере движения вверх расстояние между обертонами уменьшается до терций и секунд. Тем самым в высоком регистре создается, хотя и трудно технически достижимая, возможность исполнять различные по характеру партии, обозначаемые в партитурах «кларино» (clarino).
Вместе с тем, к натуральным трубам н рогам успешно применяли инвенционную систему (замена крона), которая однако могла быть использована лишь в оркестровой игре.
Указанные два основных способа, как и некоторые другие попытки, не решали проблемы хроматизации трубы, что было достигнуто лишь в XIX веке с изобретением вентильного механизма. До этого технические сложности не позволяли трубе конкурировать с цинком в исполнении развернутых партий. Именно вентильная труба и вытеснила цинк, который оказался забытым, и при переизданиях старинных произведений многие его партии оказались приписанными трубе.
Поскольку в то время существовала большая свобода в применении труб и рогов, при современном состоянии исполнительского искусства на трубе представляется наиболее целесообразным выбирать инструмент, сообразуясь с характером данной партии.
В. Новиков

  • Д. Габриэлли. Соната C-dur (№ 1).
    • Соната C-dur (№ 2).
    • Соната C-dur (№ 3).
  • П. Вейвановский. Соната G-moll
  • Г. Пёрселл. Соната D-dur
  • Дж. Вивиани. Соната C-dur (№ 1)
    • Соната C-dur (№2).
  • И. Вальтер. Концерт G-dur
  • Г. Ф. Телеман. Соната (Концерт) D-dur

Скачать ноты

Источник

Как играть на трубе

Здесь вы узнаете как играть на трубе.

Основы

Устройство трубы си бемоль

Начинать учиться игре на трубе рекомендуется в возрасте от 11-12 до 17 лет. Ученик должен иметь физически здоровый организм и нормальное строение губ, зубов, рук и пальцев. Желательно наличие музыкальных данных: слуха, ритмa и памяти.

Положение корпуса, головы, рук и ног при игре.

Заниматься на трубе нужно стоя. Положение корпуса и головы при игре на трубе должно быть прямым. Локти рук необходимо держать слегка приподнятыми и отодвинутыми от корпуса для того, чтобы дыхание было свободным.

Трубу следует держать левой рукой, указатель­ный средний и безымянный пальцы которой охватывают верхнюю часть раструба, а большой палец – нижнюю часть вентильного механизма, мизинец же находится у распорки раструба.

Пальцы правой руки в полусогнутом положении должны находиться на вентилях 1 (указательный на первом вентиле, средний – на втором, безымянный – на третьем). Большой палец, несколько поддерживая трубу, находится под основной трубкой. При игре пальцы правой руки не должны высоко подниматься над вентилями.

Следует обратить внимание на то, чтобы труба но время игры находилась под прямым yглoм по отношению к корпусу исполнителя.

Положение мундштука на губах

Мундштук устанавливается па середине слегка растянутых и плотно сомкнутых в углах губ. Большая часть его, примерно 3/5, должна находиться на верхней губе, а меньшая часть, примерно 2/5,­на нижней.

Не следует смещать, мундштук вправо или влево. Его положение на губах чаще всего зависит от строения челюстей, зубов и губ играющего. Поэто­му при постановке мундштука необходимо учитывать также индивидуальные особенности обучаю­щегося.

Об исполнительском дыхании


Особое внимание педагог должен уделять раз­витию у учащихся исполнительского дыхания, кото­рое существенно отличается от обычного дыхания и является важным условием исполнения на духовых инструментах.

Для того, чтобы учащийся мог научиться правильно дышать при игре на трубе, ему необходимо иметь верное представление о работе органов ды­хания, которые состоят из дыхательных путей, лег­ких и костно-мышечной системы грудной клетки.

Существуют следующие типы дыхания: а) груд­ной, б) брюшной, и в) смешанный (грудобрюшной).
К грудному типу относится такое дыхание, при котором изменение объема грудной клетки происходит за счет сокращения межреберных мышц и ряда мышц, идущих от позвоночника к грудной кости. Действия диафрагмы при этом не активные и объем грудной клетки изменяется преимущественно в поперечном направлении. Брюшному типу дыхания свойственна активная деятельность диа­фрагмы и нижних рёбер. Характерной особенно­стью этого типа дыхания является легкость и сво­бода вдоха при незначительном объеме легочного воздуха.

При смешанном (грудобрюшном) типе ды­хания весь дыхательный аппарат участвует актив­но, и 1играющий по своему желанию может изменять действии дыхательных мышц, активизируя деятельность, и диафрагмы, и грудной клетки. Наиболее рациональным следует считать сме­шанное грудобрюшное дыхание. Смешанный тип дыхания дает возможность равномерно распределить нагрузку на всю дыхательную систему.

Практически процесс исполнительского дыхания осуществляется следующим образом. Вдох произ­водится бесшумно, одновременно через нос и углы рта. При этом грудная полость расширяется в двух направлениях: в вертикальном направлении, вслед­ствие сокращения мышц диафрагмы, купол которой опускается (что обнаруживается благодаря выпя­чиванию живота в подложечной области), и в сто­роны за счет сокращения межреберных мышц. Вы­дох должен быть равномерным и всегда замедлен­ным. Грудная клетка некоторое время остается в приподнятом положении, затем ребра и диафрагма постепенно принимают исходное положение.

Глубина вдоха зависит от длины исполняемой фразы. В музыкальных предложениях, не имеющих пауз и неисполнимых на одном дыхании, следует пользоваться коротким (быстрым) вдохом, учиты­вая при этом, что смена дыхания производится по окончании фразы или мотива. С первых же упраж­нений необходимо обращать внимание на способ
дыхания.

Извлечение звука

Хорошо поставленный звук – отправная точка всякого хорошего исполнения. Выражение «удар языком» является условным. В действительности язык не производит ударов, наоборот, он делает движения оттягивания: Как мы объясняли выше, он играет роль клапана. Это нужно четко сознавать, прежде чем прикладывать мундштук к губам.

Произнесение слога ту (tu) служит для того, чтобы вызвать извлечение звука. Этот слог следует произносить с большей или меньшей мягкостью, в зависимости от характера и оттенка атаки.

Недостатки, которых нужно избегать

Как в рiапо, так и в forte атакирование должно быть четким и свободным. Для этого нужно атакировать слог ту (tu), а не дуа (doua), так как это последнее произношение берет звук изнутри и придает ему характер вязкий и неприятный.

Если губы не будут достаточно. напряжены, звук не достигнет нужной высоты и пока­жется фальшивым и вульгарным. Звучание не должно быть ни форсированным, ни дро­жащим.

  • Не нужно играть горлом.
  • Губы не должны производить никакого шума.
  • Ни при каких обстоятельствах нельзя надувать ни щеки, ни губы.


Чтобы издать звук, следует:

  • Приложить мундштук, слегка опирая его на закрытые губы.
  • Растянуть углы рта, приоткрывая их.
  • Широко вдыхать через эти щели, затем герметически закрыть их.
  • Просунуть кончик языка между зубов, опирая его на внутренний край губ.
  • Произносить свободно слог ту (tu), пропуская воздух для всей длительности ноты, уменьшая при этом звук.

Нужно возобновлять это упражнение до тех пор, пока не получится абсолютная чет­кость атаки.

Формирование звука

Ниже изложены первые шаги к достижению хорошей формы рта для игры на трубе.

Держите зубы слегка раздвинутыми. Ваши губы должны лишь слегка касаться друг друга. Держите губы так, как будто хотите сказать ” м “в слове “мать”. Из этого положения издайте губами жужжащий звук. Теперь положите мундштук трубы на губы и сделайте то же самое жужжание в центр мундштука.
Чтобы сделать четкое начало звука, используйте ваш язык. Следующий звук начинайте с буквы “Т”. Не высовывайте язык за пределы губ – он остается во рту.
Теперь попробуйте вставить мундштук в инструмент и попробуйте то же самое.

Не высовывай губы, как будто посылаешь воздушный поцелуй!
Не раздувайте щеки, когда дуете
Стараюсь дышать животом – когда вы делаете глубокий вдох, не поднимайте плечи.
Практикуйте вдувание длинных нот в свой инструмент и удерживание их. Научиться контролировать свое дыхание имеет решающее значение для хорошей игры на трубе.

Источник

Оцените статью