Упражнения для виолончели ноты

Упражнения для усвоения правильной посадки и установки виолончели

Для выяснения «точек опоры» виолончели нужно прежде всего определить длину шпиля и степень наклона виолончели. Попутно учащимся даются пояснения о целесообразности некоторого поворота инструмента вправо. Уточнения в посадке учащегося вносятся в связи с работой над постановкой той и другой руки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОЙ РУКИ

1. Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном, свободном охвате пальцами колодочки и трости, затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработке у начинающего навыка свободного держания смычка (см. рис. 8, 9).

Объяснив ученику способ держания смычка, надо сосредоточить его внимание, главным образом, на выработке ощущения ненапряженного, но в то же время плотного охвата колодочки и трости.

2. Педагог устанавливает смычок на струну Ре (или Соль) средней частью, нижней частью, затем концом и сам удерживает его так, чтобы колодочка оставалась свободной, ученик выполняет упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки. Затем ученик сам выполняет это упражнение, держа трость левой рукой (см. рис.10, 11).

3. С помощью педагога, а позднее самостоятельно ученик устанавливает на струну смычок сначала средней частью, затем ближе к колодочке и, наконец, ближе к концу; в каждом положении смычок мягко «опирается» на струны.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ

1. Слегка согнутые пальцы сближаются, так, чтобы большой палец находился против первого и второго. В таком же положении большой палец устанавливается на шейке инструмента (см. рис. 12).

Читайте также:  Как долго звучит целая нота

2. С помощью педагога ученик устанавливает левую руку на струну Ре (или Соль) в одной из первых позиций и тренируется в правильном нажатии струны одновременно всеми пальцами, затем каждым из них в отдельности. Большой палец при этом легко касается шейки инструмента, а вся рука удерживается «на весу». Это упражнение учащийся выполняет, постепенно перемещая руку в пределах верхней части грифа (в I-IV позициях).

Подобными упражнениями, отвлеченными от музыкальных задач, невозможно заниматься слишком долго. Учащиеся, естественно, стремятся как можно скорее «играть». Для этого они должны усвоить несложный способ извлечения звука — pizzicato), что не вызывает особых затруднений у начинающих. Пояснив учащемуся правила постановки пальцев, можно уже использовать «озвученные» упражнения, в том числе короткие мелодии, применяй более легкие приемы интонирования — «узкое» расположение пальцев. Некоторые из этих упражнений учащиеся могут играть двоякой аппликатурой: и в I, и в IV позиции (см. задание 2) .

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ПАЛЬЦЕВ

1. При нажиме струны ее нельзя оттягивать в сторону от грифа.

2. Пальцы должны опускаться на струну активно, отчетливо, однако без излишне сильного удара; нажим струны должен быть достаточным для плотного прижатия ее к грифу и для получения чистого, ясного звука.

3. При поднятии всех пальцев нужно следить за тем, чтобы рука не сдвинулась с занимаемой позиции, а пальцы не отклонялись влево от грифа и оставались над струной.

4. При переходе со струны на струну палец обычно снимается со струны только в самый момент установки другого пальца на последующую струну. Не следует, однако, излишне задерживать этот палец на предыдущей струне, чтобы .избежать скованности движений.

Источник

Упражнения для виолончели ноты

Латиф-Заде Алишер
Соната-фантазия для виолончели и ф-но — Скачать

Г. Литинский
Двенадцать этюдов для виолончели соло — Скачать

Д. Шостакович
Произведения для виолончели и фортепьяно. Состав:
«Контрданс» из музыки к кинокартине «Овод»
«Элегия» из балетной сюиты
«Романс» из музыки к кинокартине «Овод»
«Ноктюрн» из музыки к кинокартине «Овод»
«Адажио» из балетной сюиты
«Весенний вальс» из балетной сюиты
«Тарантелла» из музыки к кинокартине «Овод»

Произведения выдающихся виолончелистов-композиторов
Партия виолончели, клавир

Избранные этюды. Составитель: Кальянов
Скачать

Детские пьесы для виолончели и фортепьяно. Старшие классы. Состав:
А. Жубанов. «Золотая козочка»
К. Молдобасанов. «Две пьесы»
А. Шапошников. «Старинная туркменская мелодия»
В. Кривцов. «Две пьесы»
С. Германов. «Танец»
А. Рифай. «Вариации»

Источник

Упражнения для виолончели ноты

Автор: Я. Таргонский
Год: 1936
Издательство: Музгиз
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагается издание: «Я. Таргонский. Флажолеты смычковых инструментов». Под редакцией проф. Н.А. Гарбузова.

Автор: В. Симон, С. Голощапов
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 9,2 МВ
Язык: русский

Предлагаемый сборник предназначен для студентов музыкальных училищ и консерваторий. Его задача — оказать практическую помощь молодым виолончелистам, начинающим постигать искусство оркестровой игры.
В сборнике представлены фрагменты виолончельных партий наиболее популярных произведений мировой симфонической музыки, ставящие перед исполнителем разнообразные художественные и технические задачи. Комментарии к фрагментам раскрывают особенности того или иного эпизода, традиции исполнения, принятые в концертной практике, предлагают аппликатурные и штриховые варианты.
Перед исполнением помещенных в сборнике фрагментов необходимо предварительное ознакомление с партитурой, прослушивание грамзаписи произведения.
Умение читать с листа — один из очень важных элементов профессионального мастерства музыканта, обязательная часть программы оркестрового конкурса. Разумеется, чем выше уровень владения инструментом, тем легче сосредоточиться на нотном тексте, научиться, играя данный такт, видеть последующие.

Автор: А. Лазько
Год: 1981
Издательство: Музыка
Страниц: 60
Формат: PDF
Размер: 3,8 МВ
Язык: русский

В книге рассказывается об истории виолончели, дается описание инструмента и способов игры, характеристика репертуара. Издание рассчитано на музыкантов-профессионалов и любителей музыки. Первое издание вышло в 1965 году.

Автор:К. Давыдов
Год: 1958
Издательство: Музгиз
Страниц: 84
Формат: PDF
Размер: 10,6 МВ
Язык: русский

Виолончельная Школа К.Ю. Давыдова была написана в 1887-1888 гг. Это сочинение выдающегося русского виолончелиста и педагога, получившее заслуженное признание всего виолончельного мира последнего полувека, до сих пор в большой степени сохранило свою педагогическую и методическую ценность, представляющее собой великолепно систематизированное обобщение долголетнего педагогического опыта главы русской виолончельной школы К. Ю. Давыдова. В первом же разделе Школы описываются элементарные штрихи с использованием различных частей смычка; вскрываются законы равномерного и неравномерного движения смычка. Второй раздел посвящен первым четырем позициям. В третьем разделе Школы рассматриваются более высокие позиции (до седьмой включительно) и приводятся все двухоктавные (мажорные и минорные) гаммы.

Автор: Л. Григорян
Год: 1978
Издательство: Советский композитор
Страниц: 72
Формат: PDF
Размер: 5,5 МВ
Язык: русский

Создание данных этюдов обусловлено возросшей потребностью в современной музыкально-педагогической литературе. В предлагаемом пособии автор стремился: чтобы оно отвечало требованиям единства музыкального и технического развития учащихся; к образности, доступной и близкой их восприятию, используя нередко тематику детских и народных песен; к систематизации широкого комплекса элементов начальной виолончельной техники; к последовательности в усложнении различных исполнительских приемов; к лаконичности формы этюдов в целях быстрого, целостного охвата их содержания; к максимальной мобилизации внимания учащегося в работе над каждым этюдом. Распределение этюдов по классам условно и зависит от подвинутости и успеваемости ученика. Более сложные этюды (№№ 81-90) рассчитаны на педагогическую практику в музыкальных училищах и старших классах специальных детских музыкальных школ. Лучшему усвоению материала будет способствовать предварительное проигрывание этюдов (с видоизменением темпа, метра и ритма, динамики, штрихов и т.д.), повторение отдельных элементов. В комментариях внимание педагога акцентируется на главном.

Автор: А. Броун
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 92
Формат: PDF
Размер: 3,4 МВ
Язык: русский

Настоящая работа посвящена изучению двух сторон исполнительства: механико-акустической и физиологической. Чем богаче художественная фантазия исполнителя, чем глубже он способен проникнуть в содержание музыки, тем больше ему понадобится технических средств для воплощения своих намерений. В своей работе автор стремится подытожить, в сжатой форме, методические взгляды К. Давыдова, Б. Струве, К. Мостраса Г, Беккера, В. Тренделеибурга и др., а также помочь учащимся и молодым исполнителям осмыслить процесс технического овладения инструментам и указать на некоторые кратчайшие пути развития практических навыков.

Автор: Л. Мардеровский
Год: 2000
Издательство: Музыка
Страниц: 128
Формат: DJVU
Размер: 4,4 МВ
Язык: русский

Автор учебного пособия «Уроки игры на виолончели» Леонид Наумович Мардеровский (1898—1964)—известный советский методист и педагог. Помимо «Уроков игры на виолончели» напечатаны и получили известность два его сборника этюдов и пособие «Гаммы и арпеджио».
В настоящее, второе издание «Уроков игры на виолончели» пьесы не включены, так как они дублируются в хрестоматиях и педагогических сборниках, выпускаемых издательством. В данном издании поставлена цель сохранить инструктивно-методическую сторону пособия, усилить ее и дополнить новым техническим материалом. С этой целью сохранен существовавший в первом издании порядок нарастания методических трудностей. Остались без изменения методические указания автора. Сохранены все этюды и упражнения, написанные Л. Н. Мардеровским.
Редактор расширил, дополнил и несколько перегруппировал отдельные разделы пособия, включил некоторые оригинальные этюды Л. Н. Мардеровского из его сборника этюдов. В издание вошли также новые, этюды и упражнения разных авторов, как зарубежных, так и советских с определенной методической направленностью, введены некоторые гаммы и арпеджио в три октавы и более сложные этюды с применением позиций ставки.

Источник

Упражнения для виолончели ноты

Виолончельная Школа К. Ю. Давыдова была написана в 1887—1888 гг. Это сочинение выдающегося русского виолончелиста и педагога, получившее заслуженное признание всего виолончельного мира последнего полувека, до сих пор в большой степени сохранило свою педагогическую и методическую ценность.

Представляющее собой великолепно систематизированное обобщение долголетнего педагогического опыта главы русской виолончельной школы К. Ю. Давыдова (1838—1889) сочинение это одновременно отражает и прогрессивность методических взглядов автора и его педагогический талант. Школа Давыдова является одним из первых сочинений этого рода, базирующихся на строгой рациональной системе изучения игры на виолончели. Школа охватывает примерно два первых года обучения. Начинается она с изложения основ так называемой постановки виолончелиста, описания законов ведения смычка и положения левой руки на грифе.

Затем детально рассматривается первая позиция; при этом четко дифференцируются широкое и узкое расположение пальцев на грифе (что является одной из основных и специфических предпосылок к достижению чистой интонации на виолончели). В первом же разделе Школы описываются элементарные штрихи с ис-пользованием различных частей смычка; вскрываются законы равномерного и неравномерного движения смычка. С целью концентрации внимания ученика на данной штриховой трудности «неравномерным» штрихам предпосылаются соответствующие упражнения на открытой струне. Значительное внимание в этом разделе уделяется технике переходов смычка со струны на струну.

Второй раздел Школы посвящен первым четырем позициям. Кроме того, здесь в сущности впервые в виолончельной педагогической литературе излагается методически обоснованная система смены позиций. Система эта полностью сохранила свое значение и в современной виолончельной практике.

В третьем разделе Школы рассматриваются более высокие позиции (до седьмой включительно) и приводятся все двухоктавные (мажорные и минорные) гаммы.

Гаммы имеют два вида аппликатуры — с применением открытых струн и без них. Гаммы с используемой Давыдовым стандартной для всех тональностей аппликатурой без применения открытых струн дают незаменимый материал для тренировки в смене позиций, в чередовании узкого и широкого расположения пальцев; они способствуют выработке чистой интонации и ровности звучания.

Это свое сочинение, написанное уже к концу жизни, Давыдов рассматривал как первую часть Школы. В задуманную Давыдовым вторую часть должны были войти более сложные элементы виолончельной игры (использование верхних регистров, ставка, двойные ноты, флажолетная техника, более сложные штрихи и т. д.) Нотный материал Школы известным образом отражает характерное для Давыдова-педагога стремление к единству технического и художественного развития виолончелиста. Давыдов не ограничивается в Школе абстрагированными от музыкального содержания и смысла упражнениями или гаммами, а дает (озаглавливая их примерами) целый ряд (51) небольших этюдов-пьес, соответствующих определенным техническим заданиям и в то же время обладающих несомненными художественными достоинствами. Эти примеры, написанные с сопровождением второй виолончели, были изданы и с оригинальным фортепьянным сопровождением.

В настоящем издании полностью сохранен оригинальный текст и нотный материал Школы. В конце приведен ряд дополнений, обусловленных современным уровнем советской виолончельной методики, а также необходимостью уточнения и разъяснения некоторых формулировок Давыдова.

За материал спасибо торрент-юзеру cellobanda.

Формат файла pdf, 84 страницы.

Скачать с торрента. Для этого Вам будет нужна регистрация тут.

Источник

Оцените статью