Упражнения для запоминания нот для гитары

Упражнения для запоминания нот для гитары

Ноты на грифе. Игра гамм.

В данном разделе приводятся упражнения на запоминание нот на грифе гитары.

В первом упражнении Ваша задача изучение и запоминание нот на 2-ой струне. Играйте ноты в восходящем, нисходящем и в хаотичном порядке. Одновременно с игрой пойте названия нот.

Пример игры по 24-ый лад:

Пример игры по 20-ый лад:

Второе упражнение — запоминание нот на струнах 6 и 1. Играйте ноты в восходящем, нисходящем и в хаотичном порядке.

В следующем упражнении на грифе гитары отмечены так называемые мажорные ноты натуральной гаммы: C, F и G. От этих нот строятся мажорные трезвучия, мажорные аккорды, мажорные пентатоники и мажорные диатонические лады. Запомните положение этих нот по отдельности, а также по отношению друг к другу. Положение нот C, F и G относительно друг друга на любом участке грифа (учитывая полутоновое смещение на 2-ой и 1-ой струнах) подчиняется следующей схеме:

Пример игры по 24-ый лад:

В следующем упражнении на грифе гитары отмечены так называемые минорные ноты натуральной гаммы: A, D и E. От этих нот строятся минорные трезвучия, минорные аккорды, минорные пентатоники и минорные диатонические лады. Запомните положение этих нот по отдельности, а также по отношению друг к другу. Положение нот A, D и E относительно друг друга на любом участке грифа (учитывая полутоновое смещение на 2-ой и 1-ой струнах), как и мажорных нот C, F и G, подчиняется следующей схеме:

Пример игры по 24-ый лад:

Отдельно запомните положение ноты B на грифе гитары.

Пример игры вплоть по 24-ый лад:

Изучив упражнения 3-5, Вы будете знать положение всех основных нот на грифе гитары. Попробуйте на примере 5-го упражнения проиграть все ноты. Здесь очень важно, какую бы ноту вы не извлекали, помнить, на какой струне и каком ладу вы находитесь — данное упражнение не на технику или скорость, а на запоминание нот на грифе, играйте медленно.

На схеме следующего упражнения отмечены позиции основных нот, но сами ноты не обозначены. Заполните самостоятельно данную схему. Заполнить схему можно разными способами: последовательно все ноты на одной струне и так все струны, последовательно все ноты в восходящем порядке (гамма), все ноты в хаотичном порядке.

Следующие два упражнения позволят Вам не только закрепить в памяти положение основных нот на грифе гитары, но и положение нот натуральной мажорной (упражнение 7) и минорной (упражнение 8) гамм в аппликатуре пригодной и часто применяемой для игры в импровизации. Изучите аппликатурные схемы натуральной мажорной и минорной гамм в октавном интервале на трех струнах:

В упражнении 7 приведены положения ноты C-до в системе октав на нижних 4-х струнах, а в упражнении 8 — положение ноты A-ля. Играйте последовательно натуральные гаммы в приведенных выше аппликатурах (не забывайте учитывать полутоновое смещение на 1-ой и 2-ой струнах).

В следующем упражнении объединим игру двух гамм.

Ну и развивая идею последних трех упражнений, привожу аппликатурные схемы всех шести диатонических ладов, а также условно-диатонического локрийского лада, для игры по аналогичному принципу. Играйте каждый лад от своей ноты на всем участке грифа, чередуйте лады, объединяйте их, выходите за рамки лада. Основная задача — не теряться на грифе, всегда знать какие ноты вы извлекаете.

Изучив положение основных семи нот на всем грифе, альтерированные ноты Вы всегда будете знать и легко находить, отталкиваясь от основных.

Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:

Номер WebMoney wmr: R691549532957

Источник

GuitarLine.Ru

4 способа выучить ноты на грифе гитары

Опубликовано: 24.12.2009, автор: sMiles

Недавно уже обсудили тему почему же стоит уделить особое внимание изучению расположения нот на грифе гитары. Если вы уже согласны с важностью этого занятия, я хотел бы предложить несколько способов как именно можно эффективнее изучить гриф.

Гитара, в отличие от пианино или аккордеона, позволяет исполнять одни и те же ноты на разных струнах в различных позициях, кому-то разница в звучании этих нот покажеться не существенной, но, например, Eric Johnson в большинстве своих соло при исполнении пентатоники использует не очень удобные позиции, все потому что на его слух ноты в этих аппликатурах звучат лучше.

Это, конечно, мнение субьективное, но знать как играть одну и ту же фразу в разных местах грифа все же стоит. Для этого потребуется сначала занятся изучением расположения нот на грифе. Чтобы запомнить где и какая нота находиться, подумайте о формуле мажорной гаммы C, а именно ноты из этой гаммы(в гамме С мажор нет знаков альтерации, поэтому будем использовать именно ее) мы будем первоначально представлять на грифе.

Распечатайте гриф и повесьте его перед глазами, так чтобы постоянно обращать на него внимание, или расположите эту картинку на рабочем столе своего компьютера.

Выучите интервалы и их расположение на грифе. Для каждого интервала есть определенная аппликатура, это маленькая хитрость, которой пользуются многие гитаристы. Когда требуется построить интервал от какой-либо ноты, нет необходимости высчитывать сколько полутонов между нотами, достаточно вспомнить форму этого интервала. Чтобы запомнить формы различных интервалов есть отличное упражнение. нам поможет обычная мажорная гамма. В рамках гаммы нужно играть последовательно от каждой ноты нужный интервал. Занимайтесь этим упражнением хотя бы раз в неделю и ваши познания в области интервалов выйдут на более высокий уровень.

Грамотное использование интервалов, может украсить любое соло или песню. Сначала следует обратить внимание на интервалы: мажорная и минорная терция, секста большая и малая, кварта и квинта. Ну и конечно все оставшиеся, в том числе и октавы. Подробнее об интервалах можно почитать тут. Или можно найти небольшое упражнение в этом уроке.

После того как вы хорошо проработаете различные интервалы, переключите все свое внимание на аккорды для гитары. Знание строения аккордов и их обращений позволит по новому взглянуть на гриф. Теперь вы начнете видеть связки последовательностей аккордов в разных позициях на грифе.

Формы аккордов CAGED достаточно эффективно помогают освоить гриф. Когда вы запомните аккордовую аппликатуру, вы сможете впоследствии легко ориентироваться в рамках нот аккорда в нужной позиции грифа.

Есть множество книг, которые могут помоч в изучении аккордов для гитары, я бы рекомендовал обратить внимание на книгу Игорь Бойко. Основы аккордовой техники

Гаммы — это один из лучших способов освоить гриф, так что уделите исполнению гамм и секвенций на их основе достаточно времени, результат не заставит себя долго ждать

Но главное это не останавливаться в освоении грифа. Каждый день изучая новую фразу или аккорд, снимая чужую песню, вы осваиваете гриф. Постепенно, играя в определенных позициях, выработается чувство комфорта, поэтому следует заниматься именно в тех позициях, в которых вам играть не комфортно.

Помните, что вы можете заниматься на гитаре, даже не имея гитару под рукой. Достаточно просто представлять ноты на грифе, или если есть возможность, можно расчертить гриф и проставить ноты гаммы С мажор или какого-либо аккорда.

Итак, давайте повторим наши 4 способа, это:

Методов по изучению грифа еще достаточно, попробуйте эти, а если знаете какие-то свои, пишите в комментариях, с удовольствием обсудим.

Источник

Упражнения для запоминания нот для гитары

Очевидно, если вы взяли в руки гитару с целью изредка поиграть любимые песни в кругу друзей и не планируете в ближайшем будущем стать новым Стивом Ваем или Джимми Хендриксом – вы можете отложить изучение нот на грифе на неопределённый срок и ограничиться только информацией, которую мы даём в наших разборах.

Если же ваши цели лежат в иной плоскости и подразумевают взаимодействие с другими музыкантами, сочинение музыки или импровизацию – вам безусловно нужно было начать учить ноты на грифе гитары ещё вчера.

Если вы уже бывали на сайте guitar-geek.ru, то наверняка обратили внимание, что в аппликатурах аккордов во всех разборах песен выделены тоники (синие кружки). Тоника – это основная нота аккорда, от которой этот аккорд построен. Если вы внимательно изучали эти аккорды, то наверняка уже ориентируетесь, где какая нота на 6 и 5 струнах, а если не ориентируетесь – придётся потратить чуть больше времени на изучение грифа.

Итак, как уже говорилось – вы должны знать каким нотам соответствуют струны вашей гитары. Сейчас мы рассматриваем 6 струну (Ми) и 5 струну (Ля). Кроме того, к этому моменту вы уже должны свободно проговаривать ноты восходящей и нисходящей гаммы До мажор.

Теперь осталось уяснить, что между нотами Ми и Фа, и между нотами Си и До – полутон (1 лад на гитаре), а между всеми остальными нотами – тон (2 лада на гитаре). Этих данных достаточно, чтобы вы смогли самостоятельно найти все ноты гаммы До мажор на 6 и 5 струнах. Это ваше первое задание. Возьмите гитару и найдите все ноты гаммы До мажор, начиная с открытых струн и до 12 лада. Нашли? Теперь взгляните на изображения ниже и проверьте себя.

До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности – разложим все ноты на 4 группы.

Когда будете играть эти группы нот – старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.

Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).

Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах.

Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).

Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре – всегда получите ноту Ми.

Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне – от VII до X лада.

Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа – полутон, а между нотами Фа и Соль – тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе – следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон – вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.

В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон – вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль – получите ноту Ля.

На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.

Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать – ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.

Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.

Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:

  • играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
  • как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
  • когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу – используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро – заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
  • когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая – вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.

Обязательно сохраните эту публикацию в закладках вашего браузера (Ctrl + D), чтобы вернуться сюда позже и продолжить. А если вы уже выучили ноты на 6 и 5 струнах – давайте разбираться дальше.

Возможно, для вас это будет сюрпризом, но если вы выучили ноты на 6 и 5 струнах, то вы уже выучили весь гриф. Просто вы пока об этом не знали.

Дело в том, что если вы знаете аппликатуры октав на грифе гитары – вы можете найти любую ноту, взяв октаву от ноты на уже изученных вами струнах. С интервалами, в том числе с октавами, я уже знакомил вас в статье «Как пользоваться кварто-квинтовым кругом». Если кратко, октава – это интервал между двумя нотами, при котором частота одного из них либо в два раза выше, либо в два раза ниже другого.

Гитара – это очень удобный инструмент, как вы уже могли убедиться, когда изучали аппликатуры разных групп нот. В случае с октавами ситуация практически идентичная – аппликатурно октавы выглядят одинаково по всему грифу, за исключением некоторых изменений, вызванных строем инструмента. Об этом дальше поговорим подробнее.

Это, пожалуй, самая распространённая октавная аппликатура, поэтому стоит начать именно с неё. Если выразить эту форму словами, то чтобы найти октаву – вам нужно зажать указательным пальцем ноту на 6 струне, а безымянным пальцем зажать ноту, внимание, через струну и через лад.

Например, если взять ноту Ля на V ладу 6 струны, то нота Ля на октаву выше будет на VII ладу 4 струны.

Теперь для лучшего восприятия давайте всё это визуализируем.

Октавные аппликатуры для поиска нот на 2 и 1 струнах несколько отличаются от тех, которые мы уже использовали для поиска нот на 4 и 3 струнах. Это связано с особенностью настройки гитары. На этот раз вам нужно будет зажимать ноты указательным пальцем и мизинцем и формула будет выглядеть так: через струну и через 2 лада.

Кроме того, вы знаете, что 6 и 1 струны гитары настраиваются на ноту Ми, т.е. все ноты, которые вы уже выучили на 6 струне в точности повторяются на 1.

Рассмотрим ещё одну аппликатуру, которая не так распространена, но всё равно будет очень полезна для изучения нот на грифе гитары. На этот раз формула такая: через 2 струны и через лад.

Если раньше мы строили октавы от основания к вершине, то теперь будем брать ноту на 1 или 2 струне, а безымянным пальцем или мизинцем брать октаву на 4 или 5 струнах.

Теперь давайте это визуализируем.

При прочтении этой статьи и вас мог возникнуть логичный вопрос: «Как быть с участком грифа после XII лада?». Действительно, стоит остановиться на этом подробнее, ведь мы рассмотрели гриф только до XII лада.

Дело в том, что после XII лада все ноты на грифе повторяются. Если вы зажимаете любую струну на XII ладу, то звучит та же нота, которая звучала бы на открытой струне, просто на октаву выше.

Это значит, что совершенно всё, что мы изучали ранее справедливо и для участка грифа после XII лада. Вы можете представить, что XII лад – это ваша открытая струна. Тогда первая метка на грифе после XII лада (на XV ладу) будет соответствовать III ладу и так далее. Кроме того, это значит, что все аппликатуры после XII лада тоже сохраняются.

Для лучшего понимания я это проиллюстрирую, а вы попробуйте найти 5 отличий.

Источник

Оцените статью