- Джазовые упражнения для начинающих пианистов
- Джазовая импровизация на фортепиано
- Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.
- 38 комментариев к записи “Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.”
- Оставить комментарий
- Джаз на фортепиано: ноты
- Методические рекомендации «Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано» учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джазовые упражнения для начинающих пианистов
Автор статьи – Мажутко Анна
Есть совершенно обоснованное мнение, что джаз – довольно сложный жанр, и исполнять его трудно. Все верно, но это вовсе не значит, что джаз – это что-то недосягаемое. Есть ведь джазовые упражнения. Главное – начать. Существуют очень несложные пьесы, которые может исполнить ребенок в конце 1-го класса музыкальной школы. Ну, а если обучается взрослый человек, то и раньше. Джазовые музыканты ведь таковыми не сразу стали. Надо с чего-то начинать.
Первое, что нужно понять – это джазовые аккорды. Базово они тоже строятся на главных трезвучиях лада – тонике, субдоминанте и доминанте. Так, к примеру, именно на главных трезвучиях основывается буги-вуги на фортепиано, который является базовым в освоении джаза.
Надо сказать, что буги-вуги – фортепианный стиль, отличительной особенностью которой являются характерные покачивания в левой руке на басах главных трезвучий, чередуя то квинту, то сексту. Наши сегодняшние джазовые упражнения будут базироваться на основных трезвучиях лада. За основу возьмем тональность до мажор как самую знакомую и простую.
Вот покачивания на основе тоники:
Как только освоили тоническое покачивание, можете перейти к субдоминантовому:
Ну и последнее «качание» – доминантовое:
Чередуйте тонику и доминанту, доминанту и субдоминанту, то есть – играйте эти джазовые упражнения в разных последовательностях.
Сначала можно играть медленно и ровными нотками. А потом пунктирным ритмом. Нота 5-м пальцем – подлиннее, а 1-м – покороче. Чтобы было нагляднее, можно на каждые две ноты произносить «Данди Данди Данди Данди» с ударением на первом слоге. Тогда и получится – первая нота длинная, вторая – короткая, третья – опять длинная, четвертая – короткая. В нотах это будет выглядеть так:
Ну, а когда вы освоите первые джазовые упражнения в стиле буги-вуги, то можно попробовать разобрать несложную пьеску. Она так и называется – «Буги-Вуги»:
В предложенном видео я сыграю пьеску два раза – один раз в оригинальном темпе, и второй – помедленнее.
Источник
Джазовая импровизация на фортепиано
Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.
Пару недель назад я натолкнулся на видео англоязычного канала в Ютубе (NewJazz), в котором автор показывает простые и мощные упражнения по джазовой импровизации для фортепиано. Надо сказать, что я долго искал нечто подобное и вот тебе пожалуйста — нашёл! ) Я искал урок, в котором была бы не просто демонстрация импровизации и заучивание каких-то готовых музыкальных фраз, а некий инструмент, который позволял бы, не особо задумываясь, импровизировать в джазовом стиле.
И упражнения, которые приводит автор — просто БОМБА! ) Простые и мощные, использующие короткие шаблоны из 3х пальцев, позволяющие больше думать о красоте исполнения, нежели о том, как построить саму импровизацию. Имея в своём арсенале такой способ импровизации, всегда можно найти возможность применить эти знания практически в любом джазовом соло.
Зная о том, что многие из моих подписчиков не знают английский язык, или знают его не на таком уровне, чтобы суметь быстро понять, что говорится в уроке, я решил перевести субтитры к видео. Я договорился с автором видео и он включил возможность перевода субтитров на другой язык. Дня три я работал над переводом и наконец он готов!
Чтобы включить субтитры на русском языке, нажмите на «шестерёнку» в правом нижнем углу, далее «субтитры» и выберите русский язык. Включите отображение субтитров (кнопка слева от «шестерёнки») и наслаждайтесь видео с адекватным переводом! )
Напишите в комментариях, что Вы думаете об этом уроке? Интересна ли Вам вообще джазовая импровизация? Нужен ли Вам русскоязычный курс по джазовой импровизации моего производства? Стоит ли начинать его делать? )
38 комментариев к записи “Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.”
Классное упражнение. Понятно даже без перевода.
Перевод 2.37 — 3й палец ставим ! У вас 4й
Точно! Спасибо, что заметили! В принципе в видео видно, что там третий палец. Думаю, что никто не перепутает. Я изменил в субтитрах, но чтобы появилась новая версия, нужно, чтобы снова проверил автор видео. 🙂
Класс!
Спасибо за перевод!
Сергей, огромное спасибо за урок! Определенно стоит развивать направление обучения джазовой импровизации, было-бы интересно заняться )
Сергей! Очень интересно, большое спасибо. Продолжать нужно обязательно, будем ждать ваши дальнейшие уроки.
СпасиБо, Сергей и за видео, и за субтитры, и за Вашу работу!!))
Супер урок. Большое спасибо.
Мне очень нравится.Большое спасибо
Сергей ты просто Молодчина. Такое откопать. Очень признателен! Покорнейше благодарю!
Сергей, отличная находка!Спаоибо! Молодец!
Спасибо Сергей! Очень здорово!
Спасибо! Нужен курс! обязательно!
До невозможности простая методика, дающая совсем непростые результаты. Не верится, что никто не додумался до этого раньше.
Отлично, Сергей! Интересный урок. Уверена, что ваши занятия будут не менее увлекательны. Спасибо! Я уже пробовала научиться джазовой импровизации . Был такой курс на английском «All piano» (кажется так назывался…) Если найду у себя на компе, то пришлю точное название. Всё было прекрасно, но мне оказалось сложным играть разный ритм в двух руках одновременно. Имея за плечами классический ритм в целом одинаковый для обоих рук…Хотя и сонаты Бетховена имеют фрагменты разноритмической игры в двух руках одновременно… (С этим я справлялась). Возможно данная методика помогла бы с этой сложностью справиться… Жаль, что сейчас мне неначем играть. Разве летом смогу,в России. Удачи вам с разработкой своего курса по джазовой импровизации! Полагаю, что это будет востребовано. Джазовая импровизация «погружает в себя», расслабляет и завораживает движением. Это прекрасно!
Спасибо, что нашёл и поделился.Я думаю твой курс нужен и будет востребован.
Все очень интересно и полезно для развития. Я как раз параллельно и английский учить начал.Вот только тот урок джазблюз за который заплатил где то больше года назад, так и не смог открыть. Тогда интернет был плохой. Теперь усилил и кое чему научился как в музыке так и во владением комп. Могу попробовать еще раз если конечно опять платить не надо.
Сергей этот урок просто высший пилотаж. Это простая идея-теория о постановке трёх пальцев как мотора просто супер в соответствии физиологии руки. Такой курс очень нужен особенно хотелось бы разобраться в теории ладов какие общие ноты и выучить построение пентатоники от любой ноты. Огромное спасибо за работу.
Огромное спасибо! Вдохновляет!
Спасибо всем! Все комментарии читаю! )
Огромное спасибо, Сергей! Полезнейшее видео! Вы Молодцы!
Очень полезное видео и урок. респект !
Отлично! Спасибо! Жду следующее видео с переводом.
Посмотрел этот урок с удовольствием, много полезного «вынес». Немного трудновато стало, когда речь пошла о каких-то головоломках с ладами. Для знающего это — само собой разумеющееся. А для несведущего — сплошная «головная боль»: какие это там ноты на бумажке с кругами выстраиваются в лад и зачем мне это крутить в голове?
И ещё: когда его слушаешь, то интересно разнообразие. Но оно достигается не только за счёт наборов нотных шаблонов. Здесь есть разные ритмо-формулы, которые придают живое звучание. А иначе, если строго следовать за одними шаблонами, то было бы «мертво». А про разнообразие ритмов в мотивах как-то умолчалось.
Каждый в видео может почерпнуть только то, до чего может дойти головой на данном этапе. Ничего, что Вы ещё в ладах не сильно разбираетесь. Возьмите пока то, что лежит на поверхности и идите дальше. В уроке очень важно рассматривать какой-то один навык и с ним работать. С ритмом в данном уроке работа не предполагалась, поэтому и «умолчалось». Думаю, что это было сделано намеренно.
Вэтом упражнении убивается много зайцев быстро учатся пент минор. блюз гаммы и расклад аккорда пример сm-gm.
Классный урок! Спасибо за перевод. Помогай Вам Бог.
Вся физика в том, что это реально, просто упражнение, как он и сказал. Если сильно присесть на это..можно отупить свою джазовую мелодику..и пипец! Еще. конечно можно пустить пыль в глаза..тем кто не рубит в джазе. Музыканты четко вычисляют тех..кто лупит бездумно по пентатонике. Поэтому…не заигрывайтесь..и развивайтесь джазовыми словами и фразами великих..первое время.. а потом и свои придут слова и фразы. А пентатоника.это сироп. Много не добавляйте.
Супер! Очень интересно!
Спасибо Вам огромное за перевод.Это видео ответило на многие мои вопросы
Здравствуйте, да, через эти упражнения начинаешь понимать саму суть игры, без особых заморочек с теорией, главное постоянно тренироваться)
Да, и огромное спасибо за перевод)
Я уже давно для себя отметил , что момент понимания (осознания) одной и той же информации у разных людей ОЧЕНЬ сильно зависит от её подачи.
Учитель может знать материал, но донести до другого человека (ученика) , чтобы он всё понял так сказать «на пальцах» оказывается не так просто. Ранее я тоже искал литературу по джазовым аккордам и читал их. Но правильной подачи и технологии так рассказать , чтобы не оставалось никаких вопросов — не находил. Очень грубо и может не совсем удачно приведу пример — на эмблеме Бэтмена кто то видит саму чёрную летучую мышь, а кто то белые зубы в чьём то чёрном рту. Но один учитель будет рассказывать ТОЛЬКО про летучую мышь без дара
художественного мышления , другой же видя два образа может донести обе мысли до ученика. В этом и заключается правильная и понятная подача информации , как в этом видео.
Сергей Спасибо за перевод .
Классный материал.
Отличный урок — чётко, ясно и при этом креативно. С удовольствием посмотрю ещё)
Очень рада, что нашла Ваш сайт! Огромное спасибо за урок джазовой импровизации. Думаю, что курс такой импровизации будет пользоваться популярностью. Я долго собиралась и всё же всё время возвращаюсь, даже в свои 60 лет, к желанию снова играть самой на ф-но, тем более я бываю на джазовых концертах. Вот 11 марта будут в джаз-клубе Козлова на Балу свинга Большого джазового оркестра Петра Востокова! Вы занимаетесь очень нужным делом!
Это просто фантастика! Я не ожидала такой простоты понимания. Спасибо огромное!
Оставить комментарий
Поделитесь информацией о нашем сайте в социальных сетях:
Мы принимаем к оплате:
Многие думают, что научиться играть на фортепиано очень сложно и для этого просто необходим хороший преподаватель, который будет неусыпно следить за учеником. Конечно, грамотный преподаватель — это всегда большой плюс, но самое главное — это Ваше большое желание НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ. Многие великие пианисты были самоучками, несмотря на то, что фортепиано всегда считался одним из самых сложных инструментов. Святослав Рихтер, например, начал карьеру пианиста ещё до того, как поступил в профессиональное учебное заведение, а до двадцати двух лет он оставался просто самоучкой. Рэй Чарльз стал слепым в семилетнем возрасте, но тем не менее, он стал одним из самых известных музыкантов США, перед которым преклонялись многие другие известные музыканты. Мишель Петруччиани считался одним из лучших джазовых пианистов Франции и имел орден почетного легиона, хотя не дотягивался даже до педалей, т.к. был карликом. Каждый из этих людей верил в себя и свой талант, несмотря ни на что и победил. Вы тоже сможете, если не будете сомневаться. Наша школа поможет Вам в этом.
Кое-кто скажет: «У меня нет музыкального слуха, поэтому играть на пианино я не смогу»! Это большое заблуждение. Человечество существует много тысячелетий и более или менее талантливые люди по отношению к музыке. Однако, если Вы слышите музыку, чувствуете её ритм и Вам хочется её сыграть, то нельзя сказать, что Вы «полный ноль». Многие не умеют петь то, что хотят спеть, но это уже касается в большей степени способности «управлять голосом», а не музыкального слуха. Огромное количество музыкантов отлично играют музыку, но абсолютно не умеют петь. Поэтому ничто не мешает Вам самостоятельно научиться играть на фортепиано, изучая видеоуроки и курсы нашей онлайн-школы фортепиано. Мы всегда оказываем помощь и поддержку нашим ученикам, а если в итоге у Вас ничего не получится и Вы будете недовольны качеством Вашего обучения, то мы полностью вернём Вам деньги.
Источник
Джаз на фортепиано: ноты
Джаз — музыкальный жанр, появившийся на рубеже 19 и 20 веков в США (Новый Орлеан). Он родился в результате объединения сельского и городского афроамериканского фольклора с европейской музыкальной традицией и представляет собой сочетание народной, художественной и развлекательной музыки.
Джаз характеризуется синкопированным ритмом, также с большой свободой интерпретации и аранжировки и склонностью к импровизации. Начальная стадия развития джаза связана с Новым Орлеаном, откуда приехал один из самых узнаваемых музыкантов этого жанра, который популяризировал джаз во всем мире: вокалист и трубач Луи Армстронг. Джазовая музыка из штата Миссисипи также важна для развития джаза.
В принципе можно выделить несколько основных стилистических периодов в истории джаза, в том числе: Чикагский джаз, диксиленд, свинг, крутой джаз и свободный джаз.
Джаз — это идеальная музыка для людей, которые чувствуют себя настоящими артистами и любят свободно интерпретировать многие песни.
В этом разделе собраны популярные джазовые пьесы, этюды и другие произведения для фортепиано, скачать которые можно бесплатно.
Источник
Методические рекомендации «Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано»
учебно-методический материал
Целью методического сообщения является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом дает возможность расширить репертуарные границы учебных планов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_dzhazov.pesami.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
г. Нижневартовска “Детская школа искусств №1”
“ Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано”
Выполнила: Колпакова Н.Н.
преподаватель высшей категории
по классу фортепиано
Целью сегодняшнего и последующих методических сообщений является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом даст возможность расширить репертуарные границы учебного плана.
Задачи: — краткое знакомство с историей возникновения джазового направления;
- представление некоторых особенностей направлений джазового стиля;
- Показ методов и способов работы над джазовыми пьесами на конкретных примерах в классе фортепиано.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания (чёрнокожие музыканты с легкостью перебирают пальцами по струнам банджо, отбивают чечетку на тамбурине и кастаньетах, и при этом одновременно выделывают невероятные па ногами). На этой основе в конце ХПХ века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.
Особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце ХХ века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению
1 множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с ХУШ века и в ХХ веке привели к возникновению джаза в общепринятом понимании.
Классический блюз. Период расцвета относиться к 1925 — 1935 годам. К этому времени окончательно определились важнейшие характерные особенности блюза как самостоятельного художественного явления: классическая 12-тактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики, система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и инструментальный блюз; лирический и драматический, хот и свинг-блюз). Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский стиль, баррел-хаус, буги-вуги и другие.
Прежде, чем перейти к пьесам, которые я хочу сегодня показать, скажу несколько слов о композиторах.
Олег Хромушин, советский композитор, родился в 1927 году в Ростовской области. Участник ВОВ. Главная черта музыки Хромушина -— контактность, общительность, любое из его произведений адресовано самым широким кругам слушателей. Это относится к сочинениям, написанным по всем законам классической музыки. В творчестве Хромушина джаз и «серьёзная» музыка переплелись теснейшим образом. Профессиональное владение академическими жанрами он умело сочетает с превосходным знанием джаза и современной эстрады. Благодаря возникшему в начале 1970 годов Большому детскому хору Гостелерадио СССР под управлением В. Попова, Хромушин обратился к области музыки для детей. В исполнении этого коллектива музыка Хромушина зазвучала по всему союзу и во многих странах мира.
Очень важно, что песни Хромушина рассчитаны на реальные возможности детских хоров. Его песни часто включают в концертный репертуар детские хоровые коллективы. Песни Хромушина для детей звучат свежо и современно, легко запоминаются. В последние годы Хромушин ведёт большую педагогическую работу по расширению репертуара ДМШ за счёт классического и современного джаза.
Хочу представить вашему вниманию пьесу О. Хромушина «Лунная дорожка». Пьеса написана в одночастной форме, состоит из 6 фраз, в тональности Es-dur.
Мелодия расположена в партии правой руки. Одной из сложностей является большая протяжённость фраз (по 4 такта в двух первых мотивах). Для работы над ровностью исполнения мелодической линии можно сделать образные сравнения с игрой на скрипке (длинное ведение смычком по струнам). Хорошо помогает подтекстовка. Отдельно проучивать мелодию, интонируя её. Следить за тем, чтобы короткий звук звучал после длинного звука аккуратнее и мягче.
Ритмическая особенность любой джазовой музыки — синкопы. Необходимо отметить их, просчитать. С 3-ей фразы происходит уплотнение фактуры за счёт появления подголосков в партии правой руки, постепенно приводя к кульминации пьесы. Обратить внимание на полутоновые интонации, характерные для блюзовой музыки. Левая (нижний голос) включает в себя элементы скрытой полифонии. Одна из сложных задач при игре нижнего голоса — слышать и исполнять скрытое двухголосое.
Нижний голос можно поучить несколькими способами:
- собрать мелодию в аккорды — это даст ребёнку возможность иметь представление о звучащей гармонии и выучить точную аппликатуру;
- затем учить фактуру так, как она написана;
- также здесь важна работа с педалью;
- для освоения приёма запаздывающей педали можно поучить её под счёт без игры, затем добавить игру;
- так как в партии нижнего голоса находиться гармония, необходимо следить за активизацией слухового контроля учащихся;
- при соединении двух партий важно, чтобы ребёнок координационно справился с исполнением всей фактуры с использованием педали;
- сохранить звуковой баланс между руками;
- исполнить произведение музыкально, добиться максимальной кантилены.
Ещё один стиль джаза — буги-вуги.
Буги-вуги своеобразная форма исполнения фортепианного блюза, образовавшаяся как имитация гитарного аккомпанемента блюза. В отличие от рэгтайма буги-вуги — импровизыционная форма, для которой типичны остинатные басовые фигуры в нижнем регистре, обычно в ритме восьмых в свинге. Линия баса меняется в зависимости от гармонических функций, ей противопостовляется контрастная оживлённая мелодия в верхнем регистре в виде непрерывных ритмически острых вариаций на определённую тему 12- тактового блюза.
Хочу представить детскую пьесу буги-вуги композитора Джона Мартина, нашего современника, родившегося в 1948 году, умер в 2009 году. Он был известным британским композитором и музыкантом. Первые композиции, написанные Мартином, можно охарактеризовать как интересное смешение таких стилей как фолк и блюз. Джон Мартин является 3 родоночальником нового музыкального течения, основанного на этих двух стилях. Порой композиции были настоль гениальны, что критики терялись в своих высказываниях, не зная как подойти к этому вопросу. Джон Мартин записал своё имя в историю мировой музыки заглавными буквами, навсегда оставаясь любимым композитором миллионов людей.
Пьеса построена на диалоге правой и левой рук. Функционально гармония проста, но много встречных знаков, которые используются для того, чтобы передать стилистические особенности буги. В исполнении данного произведения очень важна самостоятельность пальцев. Можно поиграть упражнения на 4-5 пальцы. При изучении данной пьесы я заметила, что ребёнок не слушает целую ноту, переключая внимание на партию нижнего голоса. Для того, чтобы ученик проинтонировал, дослушал длинные ноты, можно поучить в ансамбле с педагогом. Ребёнок будет сосредоточен на своей задаче, а педагог исполняет свою мелодию на порядок тише, тогда у ребёнка возникнет правильное звуковое представление. Пьеса изложена ровными восьмыми длительностями. После того, как она выучена, можно исполнять её пунктирным ритмом, для большего показа джазового стиля.
Отзыв на цикл методических чтений,
посвящённых изучению джазовых пьес
Ежегодно на хоровом отделении школы преподавателями по классу фортепиано проводятся педагогические чтения с рекомендациями по работе над джазовыми пьесами в классе фортепиано.
Целью методических сообщений является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом дает возможность расширить репертуарные границы учебных планов.
- краткое знакомство с историей возникновения джазового направления;
- представление некоторых особенностей направлений джазового стиля;
- показ методов и способов работы над джазовыми пьесами на конкретных примерах в классе фортепиано.
Существенным и важным в обучении юных музыкантов является выбор репертуара. Он должен соответствовать интеллектуальным запросам ученика и находить эмоциональный отклик в его душе. Он должен отвечать принципам целесообразности и доступности. Преподаватели хорового отделения на протяжении многих лет проводят активную работу в этом направлении. Фортепианная музыка в стиле джаза дает возможность погружения начинающего музыканта в обширную область современного искусства. Итогом методической работы отделения станет концерт — презентация «Джазовые акварели», в котором примут участие и юные художники школы.
Детям нравятся пьесы разных джазовых направлений, и включать в репертуар подобные пьесы полезно и необходимо.
Для более глубокого изучения необходимо обращаться к различным учебным пособиям, созданным специально для школьного репертуара.
Хочется выразить благодарность преподавателям хорового отделения за создания благоприятных условий для творческого развития учащихся и успешной самореализации на концертной эстраде.
Заместитель директора по научно-методической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выделяя импровизацию в отдельный вид занятий, можно предложить ряд упражнений и рекомендаций, способствующих развитию импровизационных наклонностей в сфере эстрадной и джазовой музыке, что разнообрази.
В разработке описан и систематизирован опыт лучших педагогов -пианистов. Материал представлен по принципу : от простого к сложному.
Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано.
В методическом сообщении коротко освящаются вопросы технического развития учеников в фортепианном классе. Это и вопрос контакта с клавиатурой, развития физической возможности пальцев, вопросы ра.
Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.Задачи: — научить обучающихся понимать и г.
Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества — талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от .
Ритм — означает течение во времени или мерное течение. В музыке это очень важное и яркое выразительное средство, которое определяет жанр, характер, национальный колорит музыкальных произведений.
Источник