Упражнения ференца листа для фортепиано
Этюды Листа
Всю свою жизнь Ференц Лист старался довести свой технический аппарат до наивысшей степени совершенствования. Однако этот гениальный венгерский пианист, повергая в шок современников своей виртуозностью и новейшими пианистическими приемами, всегда подчеркивал, что техника нужна ему не ради славы – ее он считал лишь средством, с помощью которого можно исполнить музыкальное произведение во всем его блеске, так, как задумывал его художник. Именно поэтому Лист так трепетно относился к этюдам, которых в его творческом наследии насчитывается 55 – их он писал на протяжении всего своего творческого пути.
Историю создания Этюдов Листа, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Впервые о написании этюдов Лист задумался еще в 1826 году во время второй концертной поездки в Париж. Он планировал, что создаст один этюд в форме 48 упражнений во всех мажорных и минорных тональностях. Однако этой задумке не суждено было осуществиться – Лист сочинил всего 12 упражнений. Они еще не отличались самостоятельностью и были написаны по образцам этюдов op. 740 его наставника К. Черни. Цикл этих упражнений юный композитор посвятил мадемуазель Лидии Гарелла, с которой познакомился в Марселе по пути во французскую столицу, где ему пришлось задержаться на несколько дней. Молодые люди проводили много времени вместе и часто музицировали в четыре руки. Историки считают, что симпатию Листа к Гарелла нельзя назвать влюбленностью, и поэтому это посвящение объясняют обычным дружеским жестом.
Через 12 лет, в 1838 году Лист возвращается к своим первым этюдам и на их основе пишет новые. Из несложных технических упражнений он создает довольно трудные развернутые пьесы, насыщенные новыми приемами виртуозности. Этюды в этой редакции получают название «Большие». Но на этом маэстро не остановился и в 1851 году снова переработал их. На этот раз Лист сохранил облик этюдов и убрал некоторые виртуозные фрагменты, которые ему показались излишними.
Но облегченное изложение не сделало его сочинения более простыми для исполнения – композитору удалось сохранить, а местами значительно усилить виртуозный эффект. Произведения в этой редакции были названы «Этюдами трансцендентного исполнения», многие из них получили программные заголовки. Обе редакции посвящены учителю Листа Карлу Черни.
Еще один цикл этюдов Листа связан с его интересом к игре Никколо Паганини , которую он впервые услышал в 1831 году. Он настолько был восхищен совершенной техникой итальянского скрипача, что решил воссоздать скрипичные приемы игры на фортепиано. Первая редакция «Больших этюдов по Паганини», созданных на основе каприсов, появилась в 1838 году, окончательную Лист сделал только в 1851. В сборник вошли 6 произведений, и его композитор посвятил Кларе Шуман.
Кроме названых циклов, Листом написаны и концертные этюды, имеющие программные заголовки («Жалоба» «Легкость», «Вздох», «Хоровод гномов», «Шум леса»), а также техничная «Салонная пьеса», которая создавалась композитором для грандиозного педагогического труда Ф. Фетиса и И. Мошелеса «Метод методов для фортепиано», позднее переработанная в этюд под названием «В гневе». Финальное произведение в этом жанре – «Технические упражнения», которые вышли в свет в 1886 году уже после смерти композитора.
Интересные факты
- В начале обучения Листа К. Черни обнаружил у него полное отсутствие какой-либо школы и активно начал устранять этот недостаток, регулярно заставляя играть различные упражнения для развития техники. Это не нравилось молодому пианисту, и он постоянно жаловался своему отцу, что педагог изнуряет его гаммами и особенно этюдами, но не нашел у него поддержки. Адам Лист был полностью на стороне Черни, и Ференцу пришлось смириться с методикой своего наставника.
- В литературе XIX столетия запечатлено множество воспоминаний современников о концертах Листа. Если верить им, во время исполнения композитором его этюдов присутствующие в зале дамы падали в обморок, впадая в экстаз от его феноменальной виртуозности.
- Многие пианисты XIX-XX столетий исполняли листовские произведения с импровизационными изменениями текста. А появилась эта тенденция благодаря самому Листу, который любил вольно обращаться с текстом музыкальных произведений, и разрешал так поступать своим ученикам с его собственными творениями. К таким «соавторам» Листа относятся А. Зилоти, И. Падеревский и Ф. Бузони. Среди листовских записей последнего одной из лучших считается «Кампанелла» – ее Бузони исполняет в своей редакции, наполняя нескончаемой энергией и властным ритмом.
- Свои уроки по игре на фортепиано Лист старался делать увлекательными и значительными по содержанию, и обсуждал на них со своими учениками самые разные вопросы науки, искусства и даже философии. В книге А. Буасье «Уроки Листа» есть описание его занятия с ученицей, которая никак не могла правильно исполнить этюд Мошелеса. Чтобы настроить ее на нужную волну и пробудить в ней поэтическое чувство, Лист читал ей оду В. Гюго.
- Одним из главных интерпретаторов музыки Листа считается Ферруччо Бузони. Он часто давал концерты, программа которых состояла исключительно из листовских произведений. Удивительно, но в последние годы жизни знаменитый пианист практически не прибегал к forte, которое так любил Лист, и все его сочинения играл сдержанно в плане динамики. Из-за этого критики в тот период часто называли его неинтересным и скучным исполнителем, а некоторые восхищались его манерой игры. В числе последних числился Г. Нейгауз.
- При создании третьей редакции «Этюдов трансцендентного исполнения» две пьесы №2 и №10 остались без программного подзаголовка. Ф. Бузони позднее придумал им свои названия – «Fusees» для №2 и «Appassionata» для №10, но сегодня они очень редко используются. Более распространены в современной литературе заголовки, предложенные немецким издательством G. Henle Verlag. Издатели предложили именовать этюды по темпу, указанному композитором — Molto vivace (№2) и Allegro agitato molto (№10).
- Как уже упоминалось, изначально Лист задумывал в своих этюдах охватить все мажорные и минорные тональности, однако остановился на половине пути. Эту задумку решил завершить русский композитор С. Ляпунов. В конце XIX столетия он написал свои 12 трансцендентных этюдов, в которых продолжил логику следования тональностей – с того самого момента, на котором полвека назад остановился величайший венгерский гений. Сочинения Ляпунова долгое время не вызвали у исполнителей интереса, но в последние годы они стали все чаще звучать в концертных залах.
- Трансцендентные этюды есть и в творческом наследии британских композиторов. Так, известный пианист и музыкальный критик Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал 100 пьес для фортепиано в период с 1940-1944 гг., объединив их таким заголовком. А вот Брайан Фернихоу в 1982-1985 гг. создал трансцендентные этюды для голоса и целого ансамбля инструментов – флейты , гобоя, клавесина и виолончели .
- Этюды Листа мыслились им как цикл, он не предполагал их целостного исполнения. Одним из первых, кто отважился сыграть на концерте полностью два цикла его этюдов (Трансцендентные и по Паганини), был Ф. Бузони. Сегодня можно по пальцам пересчитать тех исполнителей, которые рискнут на такой концерт. А все потому, что исполнить все и сразу очень сложно, поскольку это требует от пианиста немалых сил и выносливости.
- В литературе очень часто встречается название «Трансцендентные этюды» Листа, однако теоретики настаивают, что оно неправильное, так как меняет смысл, изначально заложенный в название композитором. Дело в том, что сам Лист озаглавил свои сочинения иначе – «Этюды трансцендентного исполнения», тем самым сделав акцент не на само произведение, а на его воспроизведение пианистом.
- Несмотря на то, что Лист восхищался игрой Паганини и даже на основе его произведений создал свои этюды, между собой композиторы почти не общались. Они были знакомы, часто встречались в парижских домах, но не стремились завести дружбу. Историки считают, что причиной тому явились слишком разные взгляды гениев на искусство.
Технические задачи и музыкальное содержание Этюдов Листа
Ф. Лист создал свою классификацию технических трудностей: их 4 вида – октавы и аккорды, тремоло, двойные ноты, а также гаммы и арпеджио. Все они представлены в его этюдах. Причем композитор гармонично сочетает самые разные приемы и виды техники в одном сочинении, делая из него сложнейшее виртуозное концертное произведение. Например, в этюде № 1 C-dur он свободно сменяет гаммообразные пассажи широкими арпеджио, а в этюде № 4 d-moll сочетает двойные ноты и ломаное арпеджио.
Все листовские этюды разнообразны по своему содержанию. Некоторые из пьес даже имеют связь с литературными источниками или историческими событиями.
«Большие этюды по Паганини»
Пьесы этого цикла не имеют программных заголовков. В качестве основы для тематического материала этих этюдов Лист избрал некоторые каприсы из знаменитого цикла Н. Паганини для скрипки-соло («24 Capricci per il violino solo, dedicati agli artisti»). Он остановился на № 1, №№5-6, №9, №17, № 24, а также использовал тему рондо из Скрипичного концерта № 2 (h-moll) Паганини.
«Этюды трансцендентного исполнения»
Этюд № 3 (F-dur) под названием «Пейзаж», как считают биографы Листа, был создан под впечатлением от проникновенных лирических од В. Гюго. Стихотворение «Мазепа» этого же выдающегося французского драматурга вдохновило композитора на написание этюда №4 (d-moll), который носит одноименное название. Этюд №5 «Блуждающие огни» (B-dur) воссоздает фантастические причудливые образы, характерные не только для самого Листа, но для искусства романтизма в целом. Исследователи творчества легендарного маэстро полагают, что в этюде № 6 «Видение» (g-moll) Лист попытался изобразить сцену погребения императора Наполеона Бонапарта, в №7 «Героика» (Es-dur) воплотить яркие героические образы, к которым он уже обращался в своих грандиозных симфонических поэмах, а в №8 «Дикая охота» (c-moll) запечатлеть древнегерманский миф об охотниках. Связь с поэтическими образами присутствует и в № 9«Воспоминание» (As-dur), № 11 «Вечерние гармонии» (Des-dur) и № 12 «Метель» (b-moll).
Музыка Этюдов Листа в кинематографе
Этюды Ференца Листа не столь популярны среди режиссеров кинофильмов, в отличие, например, от его рапсодий . Тем не менее, некоторые из них все же звучат в фильмах разных лет.
Этюд | Фильм |
№ 4 | «Экспромт», 1991 |
«Шум леса» | «Рут Оркин: кадры из жизни», 1996 |
№ 12 | «Майерлинг», 2010 |
№ 39 «Вздох» | «Зеленый шершень», 2011 |
Три концертных этюда | «Нобуюки Цудзи в Карнеги-холл», 2012 |
№ 4 | «Прощай, Дебюсси», 2013 |
№ 3 | «Неиль Кантабиле», 2014, 6 серия |
№ 12 | «В равновесии», 2015 |
№ 1 | «Защита уязвимых взрослых», 2017 |
Не будет преувеличением сказать, что после появления этюдов Ференца Листа история этого жанра разделилась на «до» и «после». Знаменитому композитору удалось создать эталон принципиально нового жанра – концертного этюда с высокохудожественными образами и глубокими философскими смыслами, который занял одно из главных мест в жанровой системе XIX столетия.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Этюды Листа
Источник
Этюд в 12 упражнениях
Венгерский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель и педагог. Уже в девятилетнем возрасте начинает выступать как пианист. В Вене берет уроки у Черни и А.Сальери. На одном из концертов 11-летнего Листа, его «благословил» Бетховен. Сильное влияние на становление великого музыкального романтика оказали встречи с Берлиозом, Шопеном и Паганини. Восхищаясь мастерством скипача-виртуоза, Лист видел и ограниченность такого рода исполнительства и стал искать иные пути, ибо «художник должен следовать внутренним, а не внешним стремлениям». Путешествуя по Швейцарии и Италии, под впечатлением явлений природы произведений искусства, он создает нотные страницы для фортепиано «Альбома путешественника», в последствии переработанного в цикл «Годы странствий». В это же время Лист пишет 12 больших этюдов для фортепиано (эти ноты классической музыки будут переработаны им в «Этюды высшего исполнительского мастерства»). В Риме Лист проводит 8 лет, став аббатом католической церкви. В течение 17 лет после этого периода выступает, преподает и дирижирует. Он становится первым пианистом, начавшим играть сольные концерты. Он воспринимает их как миссию «Высекать огонь из людских сердец». В года, когда репертуар состоял из переложений модных арий, салонной музыки и пустых виртуозных пьес, Лист играет «фортепианные партитуры» симфоний, песен и секстетов Бетховена, знакомит мир с увертюрами Вебера и Россини, симфоническими полотнами Берлиоза, вокальными произведениями Шуберта, Шумана, а позднее – с органными произведениями Баха, творениями Верди, Вагнера, Глинки. Фортепиано стало у него универсальным инструментом, способным воссоздать богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса. Лист трижды приезжал в Россию. Здесь сыграл и свой последний концерт (1847г.). В том же году, обосновавшись в Веймаре, он становится капельмейстером при княжеском дворе, перерабатывает прежнее и создает новые произведения, в том числе Венгерские рапсодии, «Прелюды» и другие Симфонические поэмы, симфонию к «Божественной комедии» Данте, 2 фортепианных концерта, Мефисто-вальс и другие. Лист создал такой музыкальный жанр как одночастная симфоническая поэма. Лист выступает как дирижер, пишет статьи и книги, создает великую пианистическую школу. Лист был признан при жизни гениальным музыкантом. Его мастерство обогащало его не только духовно, но и материально. Лист был очень богат, и уже к середине карьеры ему не было нужды работать за деньги. Более того, он занимался благотворительностью.
Смотрите также ноты произведений композитора Ференц Лист:
Источник