(43) Проблемы с упражнениями Ганона
Примерно с 1900 года большинство учителей фортепиано работают с упражнениями Шарля-Луи Ганона (1820-1900). Популярность упражнений быстро росла из-за отсутствия документированных методов эффективной практики, пока в 1930-х не достигла пика в увлечениях упражнениями, опубликованными в книге«Рациональные принципы фортепианной техники» Корто, представлявших собой не принципы, а как раз сборник упражнений. Название свидетельствует как раз об отсутствии понимания того, как отрабатывается техника. До недавнего времени немногие учителя могли это понять, и лишь с развитием способов коммуникации эффективные практические методики стали общеизвестными. Даже сегодня можно найти пианистов, которые скажут, что Ганон полезен, потому что именно на нем они и выросли.
Я много занимался по Ганону в юности, и я знаю обо всех недостатках этой методики. Эти же недостатки проявляются в уроках Черни, Крамер-Бюлов, и др., которые я тоже изучал. Ганон – яркий пример того, как «рациональные принципы» Корто [интуитивные методы! [(1) Практические занятия, Интуитивный метод] могут вводить в заблуждение поколения пианистов и заставлять их использовать методики, которые уступают известным эффективным практическим методикам. Вот несколько причин, почему музыканты перестали годами повторять упражнения Ганона:
(1) В предисловии к своему учебнику Ганон делает неожиданное заявление, не подкрепленное рациональным доказательством или опытом: «Как стать виртуозным пианистом за 60 упражнений». Современные учителя знают, что такое требование является дилетантским; но Ганон пережил несколько поколений пианистов, потому что лучшие альтернативы редко преподавались из-за отсутствия взаимодействия между преподавателями фортепиано. Ганон подразумевает, что способность сыграть эти упражнения позволит каждому сыграть что угодно, и это показывает отсутствие понимания того, как приобретается техника. Сегодня все профессиональные пианисты соглашаются с тем, что ганон не помогает развивать технику, но может пригодиться «для разогрева». Для разогрева есть много произведений лучше, чем упражнения Ганона, например, этюды, сочинения Баха, гаммы, арпеджио и самое важное – ваш собственный репертуар. Навыки, необходимые для того, чтобы сыграть любое значительное музыкальное произведение, невероятно разнообразны – почти бесконечны; это, конечно, не 60 упражнений.
(2) Все 60 основных упражнений две руки играют одни и те же ноты на разных октавах, и несколько раз – в противоположных направлениях. Это движение двумя руками – главное ограничение на пути развития техники, так как более сильная рука не развивает более сложные навыки, чем слабая рука. В медленном темпе ни одна рука не получает достаточной тренировки. В быстром темпе слабая рука быстро устает, а сильная играет вполсилы. Так как техника отрабатывается на спокойной игре, слабая рука приобретает плохие привычки, а сильная становится сильнее. Лучший способ разрабатывать слабую руку – играть только ею одной. Вообще, лучший способ занятий по Ганону – это играть двумя руками по отдельнорсти, как рекомендуется в нашей книге, но Ганон не знал о такой методике. Синхронная игра двумя руками учит только координации рук, но ничего не дает в плане независимого контроля каждой руки. На практике во всех музыкальных произведениях руки играют разные партии.
(3) Отсутствует рекомендация об отдыхе уставшей руки. Это приводит к перенапряжениям и травмам. Прилежный ученик, который борется с болью и усталостью в попытке выполнять инструкции Ганона, будет наращивать напряжение, приобретать вредные привычки и рисковать своим здоровьем. Понятие расслабления нигде даже не упоминается. Фортепиано – это искусство создания красоты, а не грубая демонстрация того, как человек может наказать свои руки, уши и мозг. Усердные ученики часто используют Ганона для интенсивных упражнений, полагая, что игра на пианино сравнима с тяжелой атлетикой, и принцип «без боли нет результата» применим к игре на клавишах. Такие упражнения можно повторять до предела человеческой выносливости, даже до ощущения боли в руках. «Укреплять пальцы для повышения техники» – ужасное заблуждение; техника – это совокупность навыков, а не «сила пальцев», которая наоборот сковывает движения [Совершенствование после тренировки, Сон, Быстрые/медленные мышцы].
(4) Упражнения Ганона могут уничтожить музыкальность ученика. Для того чтобы разучить упражнения Ганона, не нужно быть музыкальным гением. Удовольствие от игры на фортепиано – это удовольствие от разговора один на один с величайшими гениями всех времен. Слишком долго Ганон учил, что технику и музыку можно изучать по отдельности. Музыка Баха развивает и руки, и разум. Ганон брал свой материал из Токкаты и фуги Баха, равно как и из других композиций — это же Бах, а значит, ты все делаешь правильно. Ганон показал нам, как правильно, убрав музыку! Он также удалил почти все технические уроки Баха, так как просто не знал о них.
(5) Многие пианисты используют Ганона для разогрева. Это настолько разминает руки, что становится невозможным играть «холодно», но любой опытный пианист самостоятельно может это сделать в разумных пределах. Так как руки остаются холодными минут 10-20, «разогрев» крадет у ученика драгоценную возможность практиковаться с холодными руками [(41) Игра «на холодную», Разогрев, Разыгрывание]. Те, кто используют Ганона для для разогрева, ошибочно полагают, что это Ганон разгоняет их пальцы, хотя такого же эффекта можно достичь любыми практическими занятиями. Обучение по Ганону привело музыкантов к мысли, что только Моцарт может сесть и начать играть, а остальным такие «подвиги» недоступны. Для того, чтобы играть в любой момент, бросайте Ганона и тренируйтесь играть с холодными руками – то, что делал Моцарт, было просто здравым смыслом, а не колдовством.
(6) Если время, потраченное на упражнения Ганона, потратить на отработку настоящей музыки, ученики гораздо быстрее разовьют технику. Кто откажется играть вместо Ганона Моцарта, Баха, Шопена и т.д., развивая технику и расширяя свой репертуар?
(7) Ганон вообще не дает инструкции по развитию техники. Он не поможет, если вы застрянете на сложном пассаже, он не сможет объяснить вам, почему вы не можете его сыграть. Техника параллельных интервалов, в свою очередь, позволяет определить природу затруднений и найти решения во многих ситуациях. Все советы Ганона оказываются неправильными! Давайте посмотрим на них:
(i) Он рекомендует «поднимать пальцы выше», что приводит к напряжению и замедляет движение пальцев. Я никогда не видел, чтобы знаменитые пианисты поднимали пальцы высоко. Советы Ганона убедили многих учеников в том, что на фортепиано надо играть, высоко поднимая пальцы и роняя их. Ой!
(ii) Он рекомендует постоянно упражняться двумя руками, как будто игра на фортепиано – это какая-то гимнастика. Он абсолютно незнаком с преимуществами игры каждой рукой в отдельности.
(iii) Он рекомендует играть свои упражнения каждый день, но после приобретения какого-либо навыка его уже не нужно тренировать снова и снова. После того, как вы выучите все 60 упражнений и сможете играть их на любой скорости – каждый час повторения – это час, потраченный впустую, ведь он ничего вам не дает.
(iv) Он совершенно точно знаком только с постановкой рук «большой палец снизу», хотя способ «большой палец сверху» гораздо важнее.
(v) В большинстве упражнений он рекомендует фиксировать запястья, хотя это только частично верно. Он не понимал, что такое «плавность рук».
(vi) Он не рассказывает про большинство важных движений кистью, хотя для разминки там есть несколько упражнений для запястья. Его формат синхронного движения обеих рук ограничивает возможность практиковать разные движения руками, обучаясь по Ганону, невозможно экспериментировать.
(8) Упражнения Ганона не позволяют тренировать все возможные скорости игры параллельных интервалов. Если не применять некоторые виды темпа, некоторые виды быстрого темпа не отрабатываются, и вы не сможете перейти к более сложным техникам, к таким, которые будут избыточными для игры подобных интервалов, представляющим дополнительные возможности для выступлений.
(9) Ганон тратит драгоценное время. У ученика в итоге не остается времени для наработки репертуара. Если человек играет по два часа в день, и час из этого времени тратит на упражнения по Ганону, он за свою жизнь потратит на него половину времени за инструментом! Учителя, которые не понимают, чему нужно учить, подсовывают ученикам Ганона в надежде, что ученик случайно найдет свою технику, повторяя его упражнения. Этой технике можно обучить за несколько дней, а тренируясь по Ганону, на это можно потратить годы, и остаться ни с чем. Лист потратил два года на то, чтобы разработать постановку рук «большой палец сверху», мы можем научить этому меньше, чем за неделю. Обучившийся по Ганону становится следующим поколением учителей, которые задают упражнения Ганона и т. д., что объясняет, почему Ганон так долго оставался популярным, и почему наработка техники была такой загадочной.
Благодаря улучшениям в учебных пособиях и развитию средств взаимодействия эра упражнений наконец осталась в прошлом, и педагогика фортепиано может свободно развиваться, вместо того, чтобы стоять на месте с неверными убеждениями, которые замедляли прогресс на протяжение более 100 лет. В книге ясно показано, что музыкантам нужно выучить столько всего, что времени на повторение упражнений раз за разом попросту не остается.
Источник
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ Ш. ГАНОНА
1 Трошкина Ирина Васильевна доцент Тольяттинской консерватории К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ Ш. ГАНОНА Статья публикуется по изданию: «Наша новая школа. Художественное образование XXI века: инициатива поиск творчество мастерство» в рамках VI Тольяттинских педагогических ассамблеи. Тольятти: Издательство Тольяттинской консерватории, с Творческое наследие французского педагога и композитора XIX века Шарля Луи Ганона не очень велико и, к сожалению, малознакомо современным музыкантам. И, тем не менее, Ш. Ганон известен во всём музыкальном мире как автор знаменитых 60-ти упражнений, входящих в сборник «Пианист-виртуоз» и являющихся самыми популярными среди пианистов всех стран. К этим упражнениям обращались многие великие пианисты прошлого, среди которых С. Рахманинов и Й. Левин, считавшие главным секретом русской школы пианистов-виртуозов широкое применение упражнений Ш. Ганона при обучении. В то время уже были в известны упражнения И. Брамса, Ф. Листа, К. Таузига, а так же этюды К. Черни и М. Клементи, но, несмотря на такую конкуренцию, упражнения Ш. Ганона выдержали проверку временем и остались самыми популярными. Но необходимо отметить, что к упражнениям этого композитора и педагоги и исполнители всё-таки относятся не однозначно: одни считают, что Ганон полезен, другие, 1
2 наоборот, говорят, что от него мало проку. Попробуем разобраться в этом вопросе. Все знают, что прежде чем исполнять то или иное произведение, надо привести руки в порядок, то есть разогреть их или разыграть. Это равносильно тому, как спортсмены, выходя на длинную дистанцию, долго разогревают мышцы тела определённым комплексом упражнений или используют для этой цели массаж. У каждого пианиста есть свой такой рабочий материал для ежедневного разыгрывания: одни играют гаммы, другие свои любимые упражнения, третьи этюды К. Черни, М. Клементи, Ф. Шопена, а кто-то Инвенции и быстрые Прелюдии и Фуги И.С. Баха. Те, кто играет гаммы или упражнения Ш. Ганона, уверены, что лучше всего разыгрываться именно на них: пальцы бегают автоматически, занимаются гимнастикой, крепко и громко при этом «поколачивая» клавиши, и достаточно быстро разыгрываются. Другое мнение лучше разыгрываться на этюдах К. Черни, М. Клементи, М. Мошковского, Ф. Шопена, вышеупомянутых Инвенциях И.С. Баха, и даже Сонатах А. Скарлатти. Причём не обязательно играть всё в очень быстрых темпах. А вот думать о красоте звука, о глубине погружения пальцев в клавиши и ощущениях в руках при этом просто необходимо. Считается, что в этом случае для достижения нужных результатов потребуется гораздо меньше времени. Понятно, что для такого вдумчивого отношения к работе нужно доучиться, дорасти до того момента, когда беглость уже не является проблемой. Учитывая то, что в нашем случае речь идёт о тех, кто этой беглости только ещё добивается, скорее всего, должна быть найдена середина, в которой бы сочеталась работа и над беглостью, и над звуком. Сколько же времени необходимо ежедневно посвящать гаммам и упражнениям? 2
3 Как правило, минут в день вполне достаточно для поддержания аппарата в хорошей игровой форме. И если такая техническая работа будет проводиться действительно регулярно и ежедневно, и не механически, а целенаправленно, результат будет однозначно очень хорошим Каждый исполнитель должен уверенно владеть всеми видами техники, только в этом случае он сможет свободно творить за инструментом, реализовывая художественные замыслы. Техника постоянно требует заботы, поддержания на должном уровне и совершенствования. Без систематической тренировки «живого механизма» обойтись невозможно. Столь необходимое техническое мастерство появляется только в результате упорного многолетнего труда. К этому выводу пианисты пришли давно: традиция многочасовой технической работы возникла ещё в XIX веке со времён Лондонской школы во главе с Муцио Клементи. Именно он и его последователи начали практиковать длительную работу на фортепиано над специальными упражнениями для развития пальцев. Блестящая игра учеников М. Клементи просто поражала современников и доказывала эффективность этой методы. Создатели парижской и венской школы Луи Адам и Карл Черни так же заставляли учеников ежедневно по много часов играть гаммы и технические упражнения, но они требовали ещё и сознательного контроля над качеством звука. Сборник упражнений «Пианист-виртуоз» состоит из 3-х частей. Первая часть (упр 1-20) наиболее лёгкая и поэтому наиболее приемлема для работы с учащимися младших классов ДМШ. Основная задача упражнений дать пальцам беглость, координацию и независимость. В старших классах при планомерной работе со сборником вполне можно перейти и ко второй части (упр 21-42). Здесь задача упражнений более целенаправленна подготовить руки к игре гамм. Сюда входят все мажорные, минорные и хроматические гаммы, арпеджио трезвучий, и уменьшённых септаккордов. 3
4 Третья часть ( 43-60) рассчитана на профессионалов и помогает усовершенствовать различные виды октавной техники и техники двойных нот, а так же трели. Она начинается с доминантсептаккордов. В неё входят гаммы двойными терциями и октавами, а также ломаные арпеджио трезвучий и гаммы ломаными октавами. Упражнение 60 является своеобразным подведением итогов и проверкой проделанной работы над сборником. Это звучит скорее как этюд на тремоло. Если этот этюд сыгран свободно, без зажимов, значит, вся работа над упражнениями была верной. Гаммы или этюды, упражнения или Инвенции? Каждый волен выбирать свой путь в достижении цели. Всем известная педагог-пианист, имеющая опыт работы с детьми младшего школьного возраста А. Артоболевская давала ученикам упражнения Ш. Ганона уже через месяц после начала обучения. В предисловии к сборнику «Первая встреча с музыкой» она писала, что педагог должен находить упражнения для каждого ученика индивидуально, облегчая преодоление трудностей. Но есть упражнения Ш. Ганона, которые необходимы всем детям без исключения: 2 и 6 из 1-й части. Чтобы добиться результатов в развитии беглости пальцев, закрепить навык, приходится повторять каждое движение по нескольку десятков и сотен раз. Однако механическое повторение притупляет внимание, снижает слуховой контроль, поэтому А. Артоболевская использовала подтекстовки, сочинённые самими детьми. Если в младших классах задача упражнений «разбудить» механику руки и независимость работы каждого пальца, то в старших классах техническая задача усложняется. Помимо беглости требуется чёткость, внятность, ясная артикуляционная дикция каждого пальца качества, которые нарабатываются упорным трудом и не одним днём. Работа должна идти целенаправленно, осмысленно, с подключением слухового контроля. 4
5 Каждый ученик должен знать свои недостатки, знать, для чего он играет упражнение, и какой результат этим достигается. Каждое упражнение Ш. Ганона это аппликатурно-техническая формула, которая разыгрывается секвенционно по всей клавиатуре. Удобный, прекрасный материал для развития пальцевой беглости. Этому способствует и то, что Ш. Ганон использовал только до мажор тональность без знаков, а значит, только белые клавиши. (Исключение составляют только упражнения 39, 40, 42, 43, 52, 53, 56, 57, это то гаммы, арпеджио, Д7, Ум7 и гаммы двойными терциями, которые играются во всех тональностях). Однако, многие пианисты советуют играть Ш. Ганона не только в Домажоре, но и в других мажорных тональностях, и не только от белых клавиш. Что нужно помнить любому пианисту, принимающемуся за работу с Ганоном? Главное не навредить. В погоне за темпом и скоростью нельзя терять контроль над свободой и удобством аппарата. Работа должна идти только под пристальным вниманием за состоянием рук, как со стороны педагога, так и со стороны ученика. Малейший зажим в кисти, устали руки надо отдыхать. При малейшем дискомфорте следует прекратить играть и проанализировать, в чём дело, где происходит зажим, найти причину и исправить её. Нельзя играть до боли в мышцах! Большая часть упражнений основана на круговых движениях запястья. Сложность в том, что движения эти не синхронны, и требуются ловкость и определённые усилия, чтобы наработать несовпадающие во времени кругообразные, объединяющие движения запястий от себя понизу, к себе поверху. Со временем это становится легкоисполняемым в любом темпе. Руки начинаю работать плавно, пианистически удобно. Удобство исполнения это главный критерий качества работы над упражнениями. Второй момент касается темпа прибавлять его надо постепенно. Следует сначала понять аппликатурно-техническую формулу, которая постепенно с каждым упражнением усложняется, освоить её в спокойном 5
6 темпе, прочувствовать каждым пальцем своё место. Не каждый ученик сможет сразу быстро скоординировать работу пальцев. Но долго это делать не рекомендуется, в конечном итоге Ш. Ганона надо играть быстро. Пианисты знают, что есть пальцы более крепкие (1-2-3) и более слабые (3-4-5). Причём, третий палец становится слабее, если он играет в связке с 4-5. Упражнения Ганона можно использовать для укрепления этой слабой связки пальцев: следует на пальцах делать крещендо к пятому и, хорошо замахнувшись, ставить «точку», почувствовав опору и вес руки. На этой точке и происходит поворот в траектории объединяющего движения. Это происходит не синхронно: в правой руке, когда она двигается вверх, а в левой вниз. Чем медленнее темп, тем динамически более и ясно должно всё звучать, и тем крепче должны замахиваться пальцы. И, наоборот, чем быстрее темп, тем мельче должно быть движение запястья, и тем легче должны играть пальцы. Этот приём хорошо укрепляет 5-й палец и нарабатывает чёткость 4-го. Чем раньше учащийся научится ставить чёткие задачи для работы пальцев, тем успешней и продуктивней будут его занятия за инструментом. В каждой аппликатурно-технической формуле есть главное «зерно», которое следует играть с «отягощением». Сочетание работы хорошо замахивающимися крепкими пальцами с переключением на более лёгкие пальцы постепенно приучает руки находить даже самые малые моменты отдыха в любых пассажах. Часто левая рука играет не так чётко и уверенно, как правая. В основном левой достаётся роль аккомпанирующая, и большая часть внимания уделяется мелодической правой. Из-за неуверенности в левой руке страдает всё исполнение произведения, но ученики мало замечают это. Для того, чтобы дать им возможность услышать свой недостаток, достаточно просто поменять руки местами, или предложить в гаммах, упражнениях, а так же во всех пассажах левой рукой играть на октаву выше правой. При 6
7 этом правая рука должна находится под левой. Важно именно такое неудобное положение рук. И в таком положении тренировать всё: упражнения, гаммы, арпеджио, пассажи. Упражнения на двойные терции и сексты дисциплинируют пальцы. Некоторые из приёмов работы над ними: играть голоса разной динамикой: верхний форте, нижний пиано и наоборот; играть голоса разными артикуляционными штрихами: верхний легато, нижний стаккато и наоборот. В результате такой работы появляется независимость и пластичность пальцевых движений. Все рекомендации приемлемы для так называемой «черновой» работы, которая должна происходить в удобном, но приближённом к быстрому темпе, контролируя удобство и комфорт в руках в любой момент исполнения, успевая уловить и услышать все динамические вилочки, пальцевую ровность или неровность. В середине прошлого века сборник упражнений Ш. Ганона предварялся небольшим вступлением от редакторов, где говорилось «Этот труд предназначен для всех, кто учится играть на фортепиано. Если до этого ученик уже занимался целый год, то он изучит его с большим успехом. Более опытным понадобится значительно меньше времени на его прохождение, после чего они уже не будут ощущать одеревенелости пальцев и запястья, мешавшей им раньше, вследствие этого они уже будут в состоянии преодолевать большие технические трудности. Исполнителям и преподавателям, не имеющим достаточного времени для занятий, необходимых для поддержания высокого уровня своей техники, достаточно будет лишь в течение нескольких часов поиграть эти упражнения, чтобы возобновить всю беглость пальцев. Весь сборник от начала до конца можно проиграть в течение часа, и если овладеть им в совершенстве и повторять ежедневно в течение некоторого времени, то трудности исчезнут как по мановению волшебной палочки и приобретается то красивое, чистое, 7
8 свободное и «жемчужное» туше, которое является секретом выдающихся пианистов. Одним словом, мы предлагаем эту работу как ключ ко всем техническим трудностям. Мы верим, что окажем подлинную услугу молодым пианистам, а также преподавателям, рекомендуя им нашу работу «Пианист-виртуоз». Осилить все упражнения за один час удастся не каждому пианисту, но если он справится с ними за два-три часа, это будет означать, что он поднялся на очередную ступень пианистического мастерства. Литература 1. Алексеев А.Д. Французская фортепианная музыка в.в. М., Арабкерцева С.Б. Формирование двигательных навыков уч-ся в процессе изучения этюдов Черни соч Метод.рекомендации для уч-ся форт. отд. муз.уч-щ. Ростовна-Дону, Артоболевская А. Первые шаги в музыке. М.: Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, Игонина Ю.Р. О формировании двигательных приемов звукоизвлечения на фортепиано. Тольятти.: издательство Тольяттинской консерватории, Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-ХХ1, Сраджев В.П. Развитие беглости в технической работе пианиста: методическое пособие. Елец: Муза, Шнеерсон Г. Музыка Франции. М.,
Источник