Упражнения ганона для фортепиано ноты pdf

Методическая разработка «Ш. ГАНОН Упражнения»

Преподаватель МБУДО «ДШИ р.п. Тельма Мендикова Н.А.

ИЗУЧЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ Ш. ГАНОНА

Творческое наследие французского педагога и композитора XIX века

Шарля Луи Ганона не очень велико и, к сожалению, малознакомо

современным музыкантам. И, тем не менее, Ш. Ганон известен во всём

музыкальном мире как автор знаменитых 60-ти упражнений, входящих в

сборник «Пианист-виртуоз» и являющихся самыми популярными среди

пианистов всех стран.

К этим упражнениям обращались многие великие пианисты прошлого,

среди которых С. Рахманинов и Й. Левин, считавшие главным секретом

русской школы пианистов-виртуозов широкое применение упражнений Ш.

Ганона при обучении. В то время уже были в известны упражнения И.

Брамса, Ф. Листа, К. Таузига, а так же этюды К. Черни и М. Клементи, но,

несмотря на такую конкуренцию, упражнения Ш. Ганона выдержали

проверку временем и остались самыми популярными. Но необходимо

отметить, что к упражнениям этого композитора и педагоги и исполнители

всё-таки относятся не однозначно: одни считают, что Ганон полезен, другие,

наоборот, говорят, что от него мало проку. Попробуем разобраться в этом

Все знают, что прежде чем исполнять то или иное произведение, надо

привести руки в порядок, то есть разогреть их или разыграть. Это

равносильно тому, как спортсмены, выходя на длинную дистанцию, долго

разогревают мышцы тела определённым комплексом упражнений или

используют для этой цели массаж. У каждого пианиста есть свой такой

рабочий материал для ежедневного разыгрывания: одни играют гаммы,

другие – свои любимые упражнения, третьи – этюды К. Черни, М. Клементи,

Ф. Шопена, а кто-то – Инвенции и быстрые Прелюдии и Фуги И.С. Баха. Те,

кто играет гаммы или упражнения Ш. Ганона, уверены, что лучше всего

разыгрываться именно на них: пальцы бегают автоматически, занимаются

гимнастикой, крепко и громко при этом «поколачивая» клавиши, и

достаточно быстро разыгрываются.

Другое мнение – лучше разыгрываться на этюдах К. Черни, М.

Клементи, М. Мошковского, Ф. Шопена, вышеупомянутых Инвенциях И.С.

Баха, и даже Сонатах А. Скарлатти. Причём не обязательно играть всё в

очень быстрых темпах. А вот думать о красоте звука, о глубине погружения

пальцев в клавиши и ощущениях в руках при этом просто необходимо.

Считается, что в этом случае для достижения нужных результатов

потребуется гораздо меньше времени. Понятно, что для такого вдумчивого

отношения к работе нужно доучиться, дорасти до того момента, когда

беглость уже не является проблемой. Учитывая то, что в нашем случае речь

идёт о тех, кто этой беглости только ещё добивается, скорее всего, должна

быть найдена середина, в которой бы сочеталась работа и над беглостью, и

Сколько же времени необходимо ежедневно посвящать гаммам и

Как правило, 20-30 минут в день вполне достаточно для поддержания

аппарата в хорошей игровой форме. И если такая техническая работа будет

проводиться действительно регулярно и ежедневно, и не механически, а

целенаправленно, результат будет однозначно очень хорошим

Каждый исполнитель должен уверенно владеть всеми видами техники,

только в этом случае он сможет свободно творить за инструментом,

реализовывая художественные замыслы. Техника постоянно требует заботы,

поддержания на должном уровне и совершенствования. Без систематической

тренировки «живого механизма» обойтись невозможно.

Столь необходимое техническое мастерство появляется только в

результате упорного многолетнего труда. К этому выводу пианисты пришли

давно: традиция многочасовой технической работы возникла ещё в XIX веке

со времён Лондонской школы во главе с Муцио Клементи. Именно он и его

последователи начали практиковать длительную работу на фортепиано над

специальными упражнениями для развития пальцев. Блестящая игра

учеников М. Клементи просто поражала современников и доказывала

эффективность этой методы.

Создатели парижской и венской школы Луи Адам и Карл Черни так же

заставляли учеников ежедневно по много часов играть гаммы и технические

упражнения, но они требовали ещё и сознательного контроля над качеством

Сборник упражнений «Пианист-виртуоз» состоит из 3-х частей. Первая

часть (упр №1-20) наиболее лёгкая и поэтому наиболее приемлема для

работы с учащимися младших классов ДМШ. Основная задача упражнений

– дать пальцам беглость, координацию и независимость. В старших классах

при планомерной работе со сборником вполне можно перейти и ко второй

части (упр № 21-42). Здесь задача упражнений более целенаправленна –

подготовить руки к игре гамм. Сюда входят все мажорные, минорные и

хроматические гаммы, арпеджио трезвучий, и уменьшённых септаккордов.

Третья часть (№43-60) рассчитана на профессионалов и помогает

усовершенствовать различные виды октавной техники и техники двойных

нот, а так же трели. Она начинается с доминантсептаккордов. В неё входят

гаммы двойными терциями и октавами, а также ломаные арпеджио трезвучий

и гаммы ломаными октавами. Упражнение №60 является своеобразным

подведением итогов и проверкой проделанной работы над сборником. Это

звучит скорее как этюд на тремоло. Если этот этюд сыгран свободно, без

зажимов, значит, вся работа над упражнениями была верной.

Гаммы или этюды, упражнения или Инвенции?

Каждый волен выбирать свой путь в достижении цели. Всем известная

педагог-пианист, имеющая опыт работы с детьми младшего школьного

возраста А. Артоболевская давала ученикам упражнения Ш. Ганона уже

через месяц после начала обучения. В предисловии к сборнику «Первая

встреча с музыкой» она писала, что педагог должен находить упражнения

для каждого ученика индивидуально, облегчая преодоление трудностей. Но

есть упражнения Ш. Ганона, которые необходимы всем детям без

исключения: № 2 и № 6 из 1-й части.

Чтобы добиться результатов в развитии беглости пальцев, закрепить

навык, приходится повторять каждое движение по нескольку десятков и

сотен раз. Однако механическое повторение притупляет внимание, снижает

слуховой контроль, поэтому А. Артоболевская использовала подтекстовки,

сочинённые самими детьми.

Если в младших классах задача упражнений – «разбудить» механику

руки и независимость работы каждого пальца, то в старших классах

техническая задача усложняется. Помимо беглости требуется чёткость,

внятность, ясная артикуляционная дикция каждого пальца – качества,

которые нарабатываются упорным трудом и не одним днём. Работа должна

идти целенаправленно, осмысленно, с подключением слухового контроля.

Каждый ученик должен знать свои недостатки, знать, для чего он играет

упражнение, и какой результат этим достигается.

Каждое упражнение Ш. Ганона – это аппликатурно-техническая

формула, которая разыгрывается секвенционно по всей клавиатуре.

Удобный, прекрасный материал для развития пальцевой беглости. Этому

способствует и то, что Ш. Ганон использовал только до мажор – тональность

без знаков, а значит, только белые клавиши. (Исключение составляют только

упражнения № 39, 40, 42, 43, 52, 53, 56, 57, это то гаммы, арпеджио, Д7, Ум7

и гаммы двойными терциями, которые играются во всех тональностях).

Однако, многие пианисты советуют играть Ш. Ганона не только в До-

мажоре, но и в других мажорных тональностях, и не только от белых клавиш.

Что нужно помнить любому пианисту, принимающемуся за работу с

Ганоном? Главное – не навредить. В погоне за темпом и скоростью нельзя

терять контроль над свободой и удобством аппарата. Работа должна идти

только под пристальным вниманием за состоянием рук, как со стороны

педагога, так и со стороны ученика. Малейший зажим в кисти, устали руки –

надо отдыхать. При малейшем дискомфорте следует прекратить играть и

проанализировать, в чём дело, где происходит зажим, найти причину и

исправить её. Нельзя играть до боли в мышцах!

Большая часть упражнений основана на круговых движениях запястья.

Сложность в том, что движения эти не синхронны, и требуются ловкость и

определённые усилия, чтобы наработать несовпадающие во времени

кругообразные, объединяющие движения запястий от себя – понизу, к себе –

поверху. Со временем это становится легкоисполняемым в любом темпе.

Руки начинаю работать плавно, пианистически удобно. Удобство исполнения

– это главный критерий качества работы над упражнениями.

Второй момент касается темпа – прибавлять его надо постепенно.

Следует сначала понять аппликатурно-техническую формулу, которая

постепенно с каждым упражнением усложняется, освоить её в спокойном

темпе, прочувствовать каждым пальцем своё место. Не каждый ученик

сможет сразу быстро скоординировать работу пальцев. Но долго это делать

не рекомендуется, в конечном итоге Ш. Ганона надо играть быстро.

Пианисты знают, что есть пальцы более крепкие (1-2-3) и более слабые

(3-4-5). Причём, третий палец становится слабее, если он играет в связке с 4-

5. Упражнения Ганона можно использовать для укрепления этой слабой

связки пальцев: следует на 3-4-5 пальцах делать крещендо к пятому и,

хорошо замахнувшись, ставить «точку», почувствовав опору и вес руки. На

этой точке и происходит поворот в траектории объединяющего движения.

Это происходит не синхронно: в правой руке, когда она двигается

вверх, а в левой – вниз. Чем медленнее темп, тем динамически более и ясно

должно всё звучать, и тем крепче должны замахиваться 3-4-5 пальцы. И,

наоборот, чем быстрее темп, тем мельче должно быть движение запястья, и

тем легче должны играть пальцы. Этот приём хорошо укрепляет 5-й палец и

нарабатывает чёткость 4-го. Чем раньше учащийся научится ставить чёткие

задачи для работы пальцев, тем успешней и продуктивней будут его занятия

В каждой аппликатурно-технической формуле есть главное «зерно»,

которое следует играть с «отягощением». Сочетание работы хорошо

замахивающимися крепкими пальцами с переключением на более лёгкие

пальцы постепенно приучает руки находить даже самые малые моменты

отдыха в любых пассажах.

Часто левая рука играет не так чётко и уверенно, как правая. В

основном левой достаётся роль аккомпанирующая, и большая часть

внимания уделяется мелодической правой. Из-за неуверенности в левой руке

страдает всё исполнение произведения, но ученики мало замечают это. Для

того, чтобы дать им возможность услышать свой недостаток, достаточно

просто поменять руки местами, или предложить в гаммах, упражнениях, а

так же во всех пассажах левой рукой играть на октаву выше правой. При

этом правая рука должна находится под левой. Важно именно такое

неудобное положение рук. И в таком положении тренировать всё:

упражнения, гаммы, арпеджио, пассажи.

Упражнения на двойные терции и сексты дисциплинируют пальцы.

Некоторые из приёмов работы над ними:

– играть голоса разной динамикой: верхний – форте, нижний – пиано и

– играть голоса разными артикуляционными штрихами: верхний –

легато, нижний – стаккато и наоборот. В результате такой работы появляется

независимость и пластичность пальцевых движений. Все рекомендации

приемлемы для так называемой «черновой» работы, которая должна

происходить в удобном, но приближённом к быстрому темпе, контролируя

удобство и комфорт в руках в любой момент исполнения, успевая уловить и

услышать все динамические вилочки, пальцевую ровность или неровность.

В середине прошлого века сборник упражнений Ш. Ганона

предварялся небольшим вступлением от редакторов, где говорилось «Этот

труд предназначен для всех, кто учится играть на фортепиано. Если до этого

ученик уже занимался целый год, то он изучит его с большим успехом. Более

опытным понадобится значительно меньше времени на его прохождение,

после чего они уже не будут ощущать одеревенелости пальцев и запястья,

мешавшей им раньше, вследствие этого они уже будут в состоянии

преодолевать большие технические трудности. Исполнителям и

преподавателям, не имеющим достаточного времени для занятий,

необходимых для поддержания высокого уровня своей техники, достаточно

будет лишь в течение нескольких часов поиграть эти упражнения, чтобы

возобновить всю беглость пальцев. Весь сборник от начала до конца можно

проиграть в течение часа, и если овладеть им в совершенстве и повторять

ежедневно в течение некоторого времени, то трудности исчезнут как по

мановению волшебной палочки и приобретается то красивое, чистое,

свободное и «жемчужное» туше, которое является секретом выдающихся

пианистов. Одним словом, мы предлагаем эту работу как ключ ко всем

техническим трудностям. Мы верим, что окажем подлинную услугу

молодым пианистам, а также преподавателям, рекомендуя им нашу работу

Осилить все упражнения за один час удастся не каждому пианисту, но

если он справится с ними за два-три часа, это будет означать, что он

поднялся на очередную ступень пианистического мастерства.

1. Алексеев А.Д. Французская фортепианная музыка 19-20 в.в. – М., 1961.

2. Арабкерцева С.Б. Формирование двигательных навыков уч-ся в процессе изучения

этюдов Черни соч. 740. Метод.рекомендации для уч-ся форт. отд. муз.уч-щ. Ростов-

3. Артоболевская А. Первые шаги в музыке. – М.: 1992.

4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1979.

5. Игонина Ю.Р. О формировании двигательных приемов звукоизвлечения на

фортепиано. – Тольятти.: издательство Тольяттинской консерватории, 1994.

6. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-ХХ1, 2003.

7. Сраджев В.П. Развитие беглости в технической работе пианиста: методическое

пособие. – Елец: Муза, 2003.

8. Шнеерсон Г. Музыка Франции. – М., 1968.

Номер материала: ДБ-253095

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью