Упражнения пианино для детей

Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано
методическая разработка по теме

Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми» руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохраняться
в течение долгого времени, что очень мешает обучению игре на фортепиано и развитию технических навыков. В данной работе обобщена практика использования различных гимнастических упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями и напряжениями в опорно-двигательной системе.

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_i_uprazhneniya_v_dopolnenie_k_zanyatiyam_po_razvitiyu_tehniki_igry_na_fortepiano.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано

Капитанова Светлана Александровна

педагог дополнительного образования

Нижний Новгород, 2012

Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят

в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми»

руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохраняться

в течение долгого времени, что очень мешает обучению игре на

фортепиано и развитию технических навыков.

В своей педагогической практике я неизменно использую различные

гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать

затруднения, вызванные нарушениями и напряжениями в

Дополнительная гимнастика необходима еще и потому, что движения

при игре на инструменте не используют всю возможность работы мышц.

При помощи гимнастики мышцы развиваются быстрее, так как наряду

с более маленькими, сильно контролированными движениями,

выполняемыми за инструментом, они регулярно совершают и свободные

Установить точную норму количества повторения упражнений

невозможно. Руководствоваться нужно следующим:

1. никогда не заниматься до усталости;

2. полезно только упражнение, выполненное с полным вниманием;

3. даже при работе одного сустава пальца все тело должно быть

Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами

задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может

варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

Упражнения для правильной осанки и освобождения тела.

Упражнение 1. « Шалтай-Болтай» Встань прямо. Опусти руки свободно вниз,

слегка нагибаясь при этом вперед. Начинай покачивать их навстречу друг

другу, то скрещивая ,то разводя руки в стороны. Одновременно с этим,

наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к

Упражнение 2 . Разведи руки в стороны. Освободи мышцы спины, шеи и

плеч, дай всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед.

Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляйся,

принимая прежнее положение.

Упражнение 3. «Маятник» Встань ровно, ноги на расстоянии ступни.

Опусти обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети.

Начинай раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад- вперед,

Упражнение 4. « Лифтик» Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут.

Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице.

Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки

ученика, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что

тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, а шея

и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая

свободно, долго раскачиваются до полной остановки. Здесь очень важно

проследить, чтобы не был зажат шейный отдел. Это упражнение помогает

при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука»,

содружественному движению обеих рук.

Упражнение 5. « Балерина» Чуть прогнутый корпус. На вздох подняться

на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их

над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища

руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это

время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи

Упражнение 6. «Вращательные движения» Ученик сжимает руки в кулачки

и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны

непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они

поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых

суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются- начать с

простейших упражнений: поднимать и опускать плечи.

Упражнение 7. «Шейка» Мягкими, ласковыми движениями рук педагог

осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые

движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц.

Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие

движения, не напрягая шею.

Эти семь упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние

напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При

достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям

дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут

«помогать себе», поднимая плечи.

Упражнения для крупных мышц

Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате

активизируются мышцы плече- лопатного отдела, появляется ощущение

«целостности» движений рук из «корпуса».

Упражнение 1. « Мельница» Руки и тело свободные. Вращательные

движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой

попеременно и вместе, вперед и назад.

В упражнение «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,

поскольку его цель- не разработать мышцы рук, а лишь уметь их

расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

Упражнение 2. «Цыганочка» Потряхивание плечами (как в цыганских

танцах) лучше всего выполнять под аккомпанемент. Вначале стоит делать

упражнение в упрощенном виде — лишь подвигать плечиками вверх и вниз,

попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям

плечевых мышц – попеременно, вместе, вперед, назад.

Упражнение 3. «Боксик» Для того, чтобы почувствовать руку « из корпуса»,

ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед,

как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.

Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.

Упражнение 4. «Стирка» Пусть ученик представит, что он стирает,

например, платье для куклы. Постирал – надо стряхнуть. Во время

упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются

далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот.

И когда играешь на фортепиано – звуки, как брызги: играешь свободными

руками – звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь,

у тебя остаются». И никто не услышит их.

Упражнение 5. «Дирижер» Ребенок «дирижирует» под музыку. Это

упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает

плавность и пластичность движений.

Упражнение 6. «Повороты туловища» под музыку. Всевозможные

повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище

поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных

мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то

расслабляются, то напрягаются попеременно.

Третий комплекс упражнений направлен на развитие хватательных

движений. Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует

работу мышц. Ребенок учится естественно распределять мышечные

напряжения. Хватательные движения развивают ладонные мышцы,

создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения.

Упражнение 1. «Платочек танцует» Под неторопливый, сдержанный

Темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка ) ученик

плавными движениями передает платочек из руки в руку. Педагог следит

за ритмичностью движений – платочек передается на сильную долю такта.

Это упражнение вырабатывает пластику движений рук, воспитывает

Упражнение 2. «Кто быстрее» На счет «раз-два –три» нужно быстрее

схватить платочек. Педагог играет с учеником и, конечно, позволяет ему

выиграть. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому

упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить

исполнение даже самых простых музыкальных произведений.

Упражнение 3. «Летающий платочек» Спина и плечи свободные. Ученик

крепко стоит на ногах ( нужно проверить, насколько прочна опора на ноги).

В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и

подхватывает его другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая.

То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по

платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при

этом руки. Движения плавные, пианистичные ( по крайней мере, к этому

надо стремиться), платочки как бы летают в воздухе.

Упражнения на дыхание.

Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от

умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука

Упражнение 1. «Оттолкни веточку» Мышцы спины, шеи и плеч свободны.

Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать

неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки,

распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время

длинный, продолжительный выдох.

Упражнение 2. «Животик дышит» Ученик держит обе руки на верхней части

живота (в районе диафрагмы ).Он ровно, размеренно дышит, не поднимая

плеч: вдох- выдох ,несколько раз. Педагог кладет ему руки на плечи. Если

плечи начинают подниматься, руки педагога сразу чуть сильнее давят на них.

Можно менять тип дыхания в этом упражнении: вдох короткий, а выдох

Упражнение 3. «Плавание» Руки вытянуты параллельно на уровне груди.

Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на

выдохе возвратить их в исходную позицию ( брасс ).

Упражнения для кистей и пальцев

Упражнение 1. «Разбудим пальчики» Начинаем «зарядку» для пальцев

с поглаживания: каждый пальчик по несколько разгладим от кончика к

основанию, а затем делаем движения, как будто моем руки.

Упражнения 2. «Растяжка пальцев» Положите на стол какой – нибудь

мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии

20-30 см. друг от друга .Затем отведите в сторону большие пальцы обеих

рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук

поочередно дотянуться до предмета: сначала 2-ым, потом 3-им, 4-ым и 5-ым

Вы почувствуете, как 1-ые палчики « не пускают» своих «братьев» достать

предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто

стряхиваете с них воду.

Упражнение 3. «Гибкость пальцев» Пружинящими движениями осторожно

отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз

сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем

ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем

кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании

упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Упражнение 4. «Подвижность пальцев» Положите обе кисти рук на стол и

поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом

быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные

оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку.

В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро

заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и

подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое,

даже очень сложное музыкальное произведение.

Список используемой литературы

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М.- 1985.

2. Юдовина – Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог.

Санкт – Петербург, 2002

3. Гат Й.Техника фортепианной игры. М, 1956

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлено 9 занятий для корректировки и повышения техники чтения, для детей имеющих отставание в обучении.

Важнейшей основой для развития мелкой моторики учащихся была и будет всегда правильная организация игрового аппарата, начиная с первых шагов юного пианиста. Очень важно научить ученика умело пол.

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф.

Тема занятия: Методы обучения:Цель занятия: Изучение технических приемов игры в настольный теннис.Задачи:- закрепить навыки выполнения технических приемов.- закрепить понятие об атакующих ударах « Сре.

в статье даны упражнения,выполнение которых помогает повысить уровень техники игры.

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие.

Источник

Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений

Многие родители считают, что ребенка нужно непременно отдавать в музыкальную школу. В чем-то они правы: обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию речи, творческого мышления, коммуникативных навыков и, в целом, интеллекта.

Самый востребованный в музыкальных школах – класс фортепиано. Как подготовить детские пальчики к урокам игры на этом инструменте, рассказывает Я – Родитель. В подготовке материала использованы рекомендации и упражнения из книги «Учебное пособие и первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской.

Зачем готовить руку к музыкальной школе?

Учителя музыки зачастую сталкиваются с проблемой «зажатости рук» у начинающих пианистов. Это мешает изучению произведений, на снятие зажимов уходит много времени, ученик нервничает, у него снижается мотивация. В этом случае некоторые бросают занятия, так и не начав играть на инструменте. Поэтому необходимо заранее подготовить руки.

Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет

Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на пианино рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.

Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти – свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.

В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры.

3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя

Игра «Шалтай-болтай»

Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.

Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.

«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».

В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.

Игра «То березка, то рябина»

Упражнение на расслабление корпуса и рук.

Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.

Игра «Пружинки»

Упражнение на разработку кистей рук.

Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.

5 упражнений для осанки, выполняемых сидя

Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения.

Игра «Ведерочки»

Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.

Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.

Игра «Наклоны»

Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.

Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.

2 упражнения для разработки пальцев

Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».

Игра «Поцелуйчики»

Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.

Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.

Игра «Паровозик»

Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев.

Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.

Упражнение для постановки руки

Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».

«Парашют»

Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.

В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.

Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.

Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями.

Источник

Оцените статью