Упражнения по сольфеджио для гитары

Содержание
  1. Как играть на гитаре по нотам. Самоучитель. Первые упражнения.
  2. Нота Ми, (головка ноты), находится между четвёртой и пятой линиями нотного стана (нотоносца). Нота Фа на пятой линии нотного стана (линия пересекает головку), нота Соль над пятой линией. Обратите внимание на то, что линии нотного стана и струны гитары это не одно и то-же. Нет никакой симметрии между расположением нот на грифе гитары и их расположением на нотоносце. Ноты нужно просто запоминать. Запись на нотоносце – единая система записи для многих музыкальных инструментов.
  3. Сыграйте первое упражнение, которое называется “Ми, Фа, Соль”:
  4. Упражнение 1 – “Ми, Фа, Соль”
  5. Посмотрите как правильно играть упражнение “Ми, Фа, Соль”:
  6. Упражнение 2 – “Солнышко”
  7. Прослушать упражнение “Солнышко”
  8. ПОЖЕРТВОВАТЬ!
  9. Упражнение 3 – “Идём в поход”
  10. Внимание! Обязательно играйте ВСЕ упражнения курса ПО ПОРЯДКУ! Новые ноты, а так-же термины и техники даются в необходимом порядке.
  11. Прослушать упражнение “Идём в поход”:
  12. Упражнение 4 – “Нотка за ноткой”.
  13. Посмотрите следующее видео, так играется это упражнение техникой “апояндо”:
  14. Итак, если вы проиграли данные упражнения, то ноты Ми, Фа и Соль вы запомнили навсегда! Переходите к следующей странице курса и разучите новые ноты.
  15. ГРУППА В КОНТАКТЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ: https://vk.com/guitarmaestro1
  16. Упражнения на гитаре для начинающих – тем, кому трудно сыграть и Am
  17. Подготовка к упражениям на гитаре
  18. Основа упражнений
  19. Как правильно организовать самостоятельные занятия?
  20. Сольфеджио для начинающих за 15 минут. Часть I
  21. Что такое сольфеджио?
  22. Что такое октава?
  23. Октавы на фортепиано
  24. Ключи
  25. Упражнения по сольфеджио для гитары

Как играть на гитаре по нотам. Самоучитель. Первые упражнения.

Итак, ноты, которые разучим вначале – Ми, Фа и Соль. Они расположены на первой струне гитары.

Читайте также:  Нота шуленбурга 22 июня

Ми – первая открытая струна.

Фа – первая струна, первый лад.

Соль – первая струна, третий лад.

Нота Ми, (головка ноты), находится между четвёртой и пятой линиями нотного стана (нотоносца). Нота Фа на пятой линии нотного стана (линия пересекает головку), нота Соль над пятой линией. Обратите внимание на то, что линии нотного стана и струны гитары это не одно и то-же. Нет никакой симметрии между расположением нот на грифе гитары и их расположением на нотоносце. Ноты нужно просто запоминать. Запись на нотоносце – единая система записи для многих музыкальных инструментов.

Сыграйте первое упражнение, которое называется “Ми, Фа, Соль”:

Упражнение 1 – “Ми, Фа, Соль”

Начните игру указательным пальцем правой руки ( i ). Обратите внимание на то, что в левой руке КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ ИГРАЕТ “СВОЙ ЛАД”: первый палец – 1й лад (нота Фа), третий палец – 3й лад (нота Соль). Пальцы левой руки обозначаются цифрами (1 2 3 4), а правой буквами (p i m a).

Играйте медленно, не торопясь. Проиграйте несколько раз. Лучше проговаривать (или петь) названия нот при игре, так, запомнить их будет гораздо легче. Не забывайте про длинные и короткие ноты: полая нота со штилем – половинная, (считаем “раз (и), два (и)”), закрашенная со штилем – четвертная, (считаем “раз (и)”). Нажмите на картинку с упражнением для того, чтобы увеличить и открыть его в новом окне.

Посмотрите как правильно играть упражнение “Ми, Фа, Соль”:

Обратите внимание на технику игры и на положение рук. При игре сольных мелодий на классической гитаре, после сыгранной ноты, палец правой руки должен как-бы “врезаться” в соседнюю струну (зафиксироваться) и оставаться на ней некоторое время.

Старайтесь сильно зажимать лады пальцами левой руки, иначе звук будет некачественным.

Упражнение 2 – “Солнышко”

В этом упражнении используются те-же ноты. Последняя нота Ми – целая, (считаем “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”). Обратите внимание на то, что можно считать каждую ноту по отдельности, а можно суммировать счёт в каждом такте – “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”. Считайте так, как вам будет удобно.

Две линии с двумя точками в конце последнего такта означают повторение материала ещё раз с самого начала. Этот знак называется “Реприза”.

Прослушать упражнение “Солнышко”

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

ПОЖЕРТВОВАТЬ!

Упражнение 3 – “Идём в поход”

Играйте это упражнение так-же, как и предыдущие.

Внимание! Обязательно играйте ВСЕ упражнения курса ПО ПОРЯДКУ! Новые ноты, а так-же термины и техники даются в необходимом порядке.

Не забывайте про длинные и про короткие ноты, а так-же про аппликатуру левой руки. Помните, каждый палец играет “свой” лад.

Прослушать упражнение “Идём в поход”:

Упражнение 4 – “Нотка за ноткой”.

А теперь внимание! Это упражнение будем играть двумя пальцами правой руки – указательным (i) и средним (m), чередуя их при игре каждой новой ноты. Это единственная правильная техника исполнения сольных мелодий на классической гитаре. Она называется “апояндо“. Вначале, конечно, можете сыграть мелодию лишь указательным пальцем (i), для того, чтобы было легче запомнить ноты. Затем начните игру двумя пальцами. Неважно с какого их них вы начинаете, главное менять их при игре нот. Не забывайте фиксировать пальцы на соседней (вышележащей) струне.

Посмотрите следующее видео, так играется это упражнение техникой “апояндо”:

Итак, если вы проиграли данные упражнения, то ноты Ми, Фа и Соль вы запомнили навсегда! Переходите к следующей странице курса и разучите новые ноты.

Продолжение: Гитара по нотам 2-класс

ГРУППА В КОНТАКТЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ: https://vk.com/guitarmaestro1

ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

Источник

Упражнения на гитаре для начинающих – тем, кому трудно сыграть и Am

Обучение на гитаре обычно начинают с аккордов первой позиции. Казалось бы, что проще, чем изучение незатейливой аппликатуры Аm, Dm и E. Тем более, овладев этой связкой, уже можно играть множество простых песен.

Но, к сожалению, новичкам не по силам справиться и с этой задачей. Пальцы путаются, несмотря на все усилия; мозоли на подушечках пальцев отзываются неприятными ощущениями; а переход на другой аккорд кажется вообще невыполнимой задачей.

Невольно приходят мысли о музыкальной несостоятельности и разочарования. Но огорчениям не должно быть места – выход есть и всё поправимо. Ряд вспомогательных простых упражнений, рассматриваемых в этой статье, придадут больше исполнительской уверенности и помогут поставить пальцы на место.

Подготовка к упражениям на гитаре

Прежде чем приступать к упражнениям, нужно взять во внимание, что фаланги пальцев должны быть практически перпендикулярны к поверхности грифа в момент прижатия струн. Мизинец должен находиться над струнами и не проваливаться за гриф.

Во всех упражнениях аккорды играются простым перебором (Упр. 1), единственное, что будет в нём меняться, это басовая струна (зависит от аккорда). Если кого смущает размер 6/8 и сложно понять, как это ритмически играется, можно послушать вступление баллады Nothing Else Matters группы Metallica. Первые такты этой композиции играются совершенно аналогичным образом.

Кстати, примеры приведённых нотаций называются табулатурами. Подробнее о таком способе гитарной нотации вы можете прочитать в статье «Что такое табулатура и как играть на гитаре без нот?».

Основа упражнений

Аккорды в упражнениях берутся, как бы постепенно. Сначала ставится один палец, проигрывается арпеджио (перебор) 2 такта, потом ставится второй палец, третий и точно также, по аналогии. В итоге звучит полноценный аккорд, в стандартной аппликатуре. Пальцы набирают силу для качественного прижатия струны, и отрабатывается исполнительский навык. То есть начинающий проходит подготовительный этап в осваивании аккордов первой позиции.

Упражнение 2 – Аm (ля минор)

Вверху каждого такта изображена гитарная сетка, то есть схематическое обозначение аппликатуры аккорда на грифе. С ней будет легче разбирать нотный материал. Цифры внизу сетки, возле каждой струны, указывают каким пальцем прижимать струну. Далее идёт нотная запись и табы – струна/номер лада.

Играть нужно начинать с предельно медленного темпа, при котором пальцы успевают прижимать струны и перебор не сбивается с ритма. Доли такта для равномерности желательно отсчитывать ударом ноги (раз – два – три – 2р. в каждом такте).

Упражнение 3 – Dm (ре минор)

В этом упражнении отрабатывается постановка аккорда Dm. Его начинающим играть несколько сложней, из-за небольшой растяжки в пределах трёх ладов, в отличие от аппликатур Am и E, на два лада. Поэтому упражнение начинается с постановки третьего пальца и затем второй, первый и получается стандартный Dm. Во время исполнения нужно контролировать пальцы, чтобы они не “разъезжались” и кисть – она должна занимать фиксированную позицию и не выгибаться.

Упражнение 4 – Е (ми мажор)

Упражнение по отработке аккорда E, в чём-то имеет схожесть с упражнением 2 (Аm) из-за аналогичной аппликатуры. В тактах 7 и 8, пальцы с пятой и четвёртой струны не снимаются.

Теперь, когда каждый из аккордов проработан по отдельности, можно приступать к отрабатыванию переходов с аккорда на аккорд. В следующем упражнении первые 4-ого такта формируется Am, затем в 5-ом такте ставится 1 палец на третью струну – таким образом, появляется переход к E. В 9-ом такте вновь начинается постепенный переход на Am.

Упражнение 6 – Am – Dm – Am

Первые 6 тактов выстраивается ля минор, затем 6 тактов ре минор. В конце стоит реприза, то есть нужно вернуться на начало и сыграть ещё раз.

Как правильно организовать самостоятельные занятия?

Материал нужно прорабатывать постепенно, начиная с первого упражнения. Когда исполнение будет уверенным и чётким, без запинаний и ошибок, можно приступать к следующему.

Строго запрещается перегружать руку. Даже при небольших болевых ощущениях нужно немедленно прекратить играть.

Лучше всего заниматься в утренние и вечерние часы, по 15-30 минут. Освоив упражнение, не стоит откладывать его в сторону. Последующие занятия можно начинать с его повторения, в качестве разминки.

Проигрывать упражнения нужно систематически, понемногу, но каждый день. Проявленное упорство и усидчивость не заставят долго ждать появление желаемых результатов. Лады не будут казаться такими неприступными, и можно будет смело делать новые шаги в освоении гитарного мастерства.

Итак, то были упражнения на гитаре для начинающих. А что делать, когда эти упражнения уже освоены? Впереди – освоение новых приёмов игры на гитаре. Кстати, полезно новичкам будет полезно узнать, чем приёмы игры на гитаре отличаются от способов звукоизвлечения. Об этом можно прочитать в статье «Способы игры на гитаре».

Источник

Сольфеджио для начинающих за 15 минут. Часть I

Расскажу о базе, которую хорошо бы знать любому музыканту . Мы называем ее «сольфеджио».

Что такое сольфеджио?

Сольфеджио — это дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха . Она изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т. д.

С помощью музыкальных диктантов, подбора на слух и анализа можно сильно улучшить свои навыки вокалиста.

Всего нот семь, их условные обозначения придется выучить:

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Что такое октава?

Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней (6-ти тонов или соответственно, 12-ти полутонов)

Кстати — физическая частота колебаний верхней ноты в октаве ровно в 2 раза выше нижней! Поэтому 2 ноты октавы звучат так. похоже, хотя и отличаются по высоте.

Есть еще одно важное понятие — звукоряд . Так называют последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио.

Октавы на фортепиано

Всего октав на фортепиано «почти» восемь :

  • cубконтроктава (эта октава неполная, начинается с «ля» и имеет всего 3 ноты);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • первая октава;
  • вторая октава;
  • третья октава;
  • четвертая октава;
  • пятая октава (имеет всего одну ноту «до»).

У инструмента 88 клавиш: 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключи влияют на расположение нот на нотном стане . Если вы только начинаете погружаться в мир музыки, вам придется в основном иметь дело со скрипичным ключом (для мужчин — басовым).

  1. Скрипичный — там, где он начинается, находится нота «соль» первой октавы.
  2. Басовый — его начало на линейке, на которой пишут ноту «фа» малой октавы.
  3. Третий ключ менее популярен в музыке : Альтовый — он обозначает своим центром ноту «до» первой октавы.

Продолжение следует — а пока ставьте 👍🏻 лайк если было полезно!

Источник

Упражнения по сольфеджио для гитары

guitar_school
[ alex_insh ]

Предлагаю поговорить о гитарном сольфеджио. Что это, за чем это вообще надо и почему гитарное?

Мой опыт говорит, что сольфеджио — дело полезное и благородное. Но! Как правило, все методики построены на обучении с помощью фортепиано. Это понятно — фо-но гораздо более наглядно (визуально легко понять, где какая нота, интервал, аккорд) а в силу этого и играть на нем упражнения для сольфеджио проще, чем на гитаре. И это не плохо. Но гитаристу необходимо петь с гитарой, что бы развивать предслышание нот на грифе — умение слышать ноту до того как ее сыграл.

Я заметил, что многие поют только под фо-но. А потом берут гитару и не чувствуют дискомфорт. Нужно что-то сочинить, а на гитаре оказывается не удобно, проще на фоно — ведь пели под него и предслышание клавиш развито, а грифа нет 🙁

Поэтому петь под гитару необходимо. Если занимаетесь под фоно — просто переносите то же самое на гитару. А если уже играете на гитаре, можно на ней и заниматься.

Упражнение №1.
Начнем с того, что выучим, как звучит большая и малая секунда. Секунда это интервал равный одному шагу по гамме. Например от До до Ре, от Ре до Ми, от Ми до Фа и т.д. Интервал может быть мелодическим (две ноты играются по очереди) и гармоническим (две ноты играются одновременно). Секунда бывает большая и малая. Посмотрите на клавиатуру фортепиано — между некоторыми белыми клавишами есть черная, а между некоторыми нет. Например между До и Ре есть черная клавиша и интервал между этими двумя нотами называется большая секунда. Между Ми и Фа нет черной клавиши — это малая секунда.

Перенесем на гитару. Нота До находится на 2 струне 1 ладу, Ре — 2 струна 3 лад. Т.е. До и Ре находятся через один лад друг от друга — это большая секунда. Нота Ми — 2 струна 5 лад, Фа 2 струна 6 лад. Они находятся на соседних ладах — это малая секунда.

Отлично! Теперь мы знаем, что такое большая и малая секунда и скорее всего даже можем ее сыграть 🙂

Сыграйте ноту До. Теперь попробуйте ее спеть. Постарайтесь запомнить, как она звучит. Пойте а затем играйте ее проверяя себя. Желательно делать именно так, что бы предслышать, а не просто повторять за гитарой. Проделайте то же самое с нотой Ре. Пойте их по очереди. Задача — запомнит на слух большую секунду. Когда будете петь более или менее уверенно, попробуйте спеть большую секунду от другой ноты. Например, от Ре к Ми. Фокусируйтесь на расстоянии между звуками, оно точно такое же как и между До и Ре.

Затем переходите к малой секунде. В до мажоре 2 малые секунды, между Ми и Фа, между Си и До. Проделайте с ними то же самое, что и с большой секундой.

Выучив большую и малую секунду, мы сможем спеть гаму, т.к. она состоит именно из секунд. Об этом пойдет речь в следующей части. Удачи!

Источник

Оцените статью