Упражнения с нотами фортепиано

Упражнения с нотами фортепиано

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До 2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
Ре (D)
Ми (E)
Фа (F)
Соль (G)
Ля (A)
Си (H)

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Упражнения для начинающих пианистов (fb2)

Упражнения для начинающих пианистов

работа над штрихами и туше

на начальной стадии обучения игре на фортепиано

через эмоциональное раскрепощение ученика

Издательство «Союз художников»
Санкт-Петербург

Методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов», разработанное петербургским педагогом-пианистом Валентиной Михайловной Золотницкой, освещает первый и важнейший этап работы с маленьким учеником — этап постановки рук. Авторская методика основана на принципе эмоционального и физического раскрепощения ребенка.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ.

© В. Золотницкая, 2004

© Издательство «Союз художников», 2004

© А. Веселов, оформление, 2004

На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями и предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук — «покушение с негодными средствами» , то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки, увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.

Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента.

Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только когда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыке.

Работа по подбору и написанию упражнений интересная, бесконечная и благодарная. Приятно видеть, как руки малышей становятся более гибкими и послушными, а звучание более осмысленным и музыкальным. Одни упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику. Другие подсказаны трудами Г.Г. Нейгауза, В. Ландовской, знакомством с методическими разработками Мальцева, Баренбойма, Гринштейн, Артоболевской.

Но как бы хороши ни были те или иные методики, они имеют настоящую ценность прежде всего в руках своих создателей. Поэтому надо создавать и свою методику, изучая все лучшее, выбирая приемлемое для себя и своих учеников, учитывая особенность своего характера; искать и создавать новое, интересное — пропущенное через свой ум и сердце.

Итак, ваш новый маленький ученик неуверенно и робко входит в класс. Прежде всего надо, чтобы он почувствовал себя свободно и раскрепощенно в общении с вами. Здесь вся надежда на то, что вы любите свое дело, любите детей и у вас настоящий запас доброты, такта и юмора. Без полной эмоциональной свободы ученика нечего говорить о его физической свободе и о свободе рук в частности. Залог эмоциональной свободы — в доброжелательных, творческих взаимоотношениях.

Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает «акулий плавник». Поэтому первые уроки мы начинам с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Я прошу детей дома 2—3 раза в день делать эти упражнения, и вскоре их спины становятся крепкими и ровными, повышается работоспособность. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.

Остановлюсь на том нетрадиционном, что есть в наших занятиях. В работе с начинающими я использую как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка» , «птички» , «краб» , «колечки» , «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонированье с функциональным басом по методике С.М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).

Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большое внимание. Обращаем особое внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора. Я категорически против закрепления за интервалами какого-то одного образа и характера (еж, ворона и т.д.). Сыгранный в другом характере интервал часто не узнается. Лучше потратить чуть больше времени и сил, но показать все возможности и краски интервалов:

1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением — нежно, решительно, печально, бодро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.

2) Слушаем секунды:

а) «Слон и моська» — И. Арсеев (Н.Ветлугина «Музыкальный букварь») — звонкое, смешное тявканье секунд.

б) «Дождь и радуга» — С. Прокофьев — красочные, акварельные пятна секунд.

в) «Сказочка» — С. Прокофьев — мерцающие, таинственные огоньки секунд.

В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес — играет секунды в определенном характере различным прикосновением.

3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: «Гармошка» — Е.Тиличеева («Музыкальный букварь»).

Много секундовых попевок в сольфеджио Барабошкиной I класс.

Здесь намечен только принцип работы с интервалами.

Все авторские упражнения даны с текстами. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер упражнения и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым non legato, так и легким staccato («Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato, portamento, затем non legato, marcato, и лишь затем legato.

Далее приводятся только авторские упражнения (текст и музыка).

Как пример приведу 4 интервальных упражнения — в них можно менять характер, настроение, то есть играть разным туше. (Упр. 1, 2, 3, 4).

Поется на слова «ква-ква-ква»

Терциислушаем, поем, играем, транспонируем разнохарактерные попевки. Например:

1. «Два кота» — энергично, задорно;

2. «Спи, мой мишка» — нежно, ласково (Е. Тиличеева);

3. «Лягушка-квакушка» — мягко, свободно, с юмором.

Крепкое non legato и tenuto для «большой лягушки» и portamento и даже staccato для «маленькой лягушечки».

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано гагарина спектакль окончен
Оцените статью