Урок блатного боя для гитары

Играем блатной бой на гитаре — советы начинающим гитаристам

Каждый начинающий гитарист рано или поздно сталкивается с таким понятием, как «блатной бой». Оно часто пересекается с обозначением «дворовый бой», являясь в большинстве случаев синонимичным. Репертуар не обязательно должен состоять именно из «блатных» песен, а вот термин прижился и используется до сих пор. Давайте рассмотрим подробнее, как его исполнять.

Как играть блатной бой на гитаре

Понятие блатной песни, русского шансона (который в свою очередь условно делится на одесский, еврейский, советский, современный) подразумевает понятный для больших масс, а также доступный для игры ритм. Поэтому его часто называют примитивным, «унца-унца». Его стилистика напоминает аккомпанемент для несложного танца, в котором могут принять участие даже те, кто выучил пару движений. В основном уделяется внимание чередованию басов.

Разучив этот ритм, уже можно исполнять большое количество известных шлягеров. Если для новичка пока сложно сориентироваться в попадании по басам, то упростим задачу. Проводите большим пальцем по басовым струнам, не выделяя одну конкретную.

Ударяем по верхним струнам (1-4) указательным либо несколькими пальцами.

Эта схема блатного боя та же самая, что и в первом случае, но добавляется приглушка. Теперь, когда известен основной элемент, можно добавлять и другие удары.

Третий вариант (схож с дворовым «четвёрка»):

Такой способ подойдёт для неторопливых или лирических произведений.

К более быстрым подходит такой способ:

Б — ↓Х Б — ↑ ↓Х Б — ↓Х Б — ↑ ↓Х

Это чередование басов и заглушек вниз. Вверх – по открытым.

Песни под блатной бой из 3 варианта, можно встретить у Эдуарда Сурового. Кстати, по его шуточным несложным текстам можно научиться играть его быстро.

Ещё одним штрихом к этому бою может стать добавления движения вверх. После второго глушения сделайте замах большим пальцем, проведя им по басовым струнам. После этого сразу извлекается следующая нота.

Для примера игры блатным боем отлично подойдёт Александр Новиков «В захолустном ресторане».

Три блатных аккорда

Это первые шаги для тех, кто взял в руки шестиструнный инструмент. Сначала потренируйтесь на «столпе» дворовых песен – ля миноре. Басы – 5 и 6. У ре минора – 4 (4 и 5). У ми мажора – 6 (5 и 6).

В зависимости от тональности песни они могут меняться. Но функция останется такой же. Всем известная тональность ля минор. Именно в ней Am — тонический аккорд, главная, первая ступень. Dm — субдоминанта (отсчитайте 4 ступени), и E — Доминанта (5 ступеней). Также вы можете посчитать от Dm (правда, в других случаях будут меняться мажор и минор, но это другая тема).

Освоившему блатной бой, начинающему гитаристу откроется мир в десятки и даже сотни песен. Постепенно добавляя что-то новое в звучание, он сможет сам подбирать треки этого жанра.

Расскажите в комментариях, сколько времени у вас ушло на изучение этих аккордов.

Предлагаем видео, о том как играть блатной бой и блатной проигрыш на гитаре, разбор, обучение, аккорды:

Источник

Бой на гитаре (12 видов)

Вводная информация

Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.

Бой на гитаре – схемы и виды

Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.

Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.

Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.

Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса

Бои на гитаре для начинающих

Бой шестерка

Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.

Бой восьмерка

Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.

При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.

Бой четверка

Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.

Блатной бой

Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».

Бой Цоя

Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.

Бой Высоцкого

Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.

Испанский бой

Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.

Бой Розенбаума

Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.

Бой регги

А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.

При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.

Бой кантри

Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.

Вальсовый бой

Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.

Чеченский бой

Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.

Глушение струн на гитаре

Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.

Переборы на гитаре

Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.

Виды переборов

Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.

Красивые переборы

Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.

Источник

Блатной бой

Гитара – очень выразительный музыкальный инструмент, им довольно просто овладеть, и он отлично подходит для аккомпанемента авторским песням. Именно поэтому десятилетиями повелось так, что на гитаре учатся не только в музыкальных школах. Многие музыканты начинали свой путь, осваивая гитару самостоятельно. Такие гитаристы называют себя самоучками, и передают гитарную грамоту из уст в уста.

Поэтому сегодня мы можем слышать в обиходе музыкантов такие термины как блатной бой, три блатных аккорда и так далее. Конечно же, в музыкальной школе такие приемы называются иначе, но если не вдаваться в подробности, то название чего-либо вообще не имеет значения – главное, чтобы звучало хорошо.

Итак, давайте научимся играть блатным боем. Он требует хорошей практики, и начинать стоит точно не с него. Если вы совсем начинающий гитарист, попробуйте, для начала, научиться бою «четверке» и «шестерке», а затем переходите к этому уроку.

Три блатных аккорда

Если вам по душе армейские песни или шансон, нужно освоить три блатных аккорда на шестиструнной гитаре – с их помощью обыгрываются множество песен, и вы легко сыграете популярные композиции и дворовые мотивы.

Схема игры блатным боем

Сначала гитарист ударяет большим пальцем по басовой струне, затем распрямляет ладонь, делая приглушку движением вниз. После этого играется вторая басовая струна аккорда большим пальцем, а потом, движением пальцами вверх зацепляются струны без приглушки. Последнее движение вниз, идущее непрерывно после предыдущего движения по струнам вверх, делается с приглушкой. Это самая распространенная схема блатного боя.

При игре блатным боем, музыкант обыгрывает басовые струны аккорда, делая на них особый акцент, а ритм создает приглушками. Важно знать, какие басовые струны для каждого аккорда можно играть. Например, в аккорде Am и E в качестве баса играют пятую и шестую струну, чередуя их между собой, а в аккорде Dm, который ставится на нижних струнах, шестую струну не трогают, используя для баса пятую струну.

Подсказкой послужат схемы аккордов, на которых указаны гармонично звучащие в них струны, вроде той, что ниже.

На схеме кружочками указаны струны, которые гармонично звучат в аккорде. Крестиками указаны те струны, которые при игре этим аккордом не задействованы.

К слову, именно эти три аккорда, Am, E и Dm называют тремя блатными аккордами. Они очень часто встречаются в песнях об эстетике криминального мира и дворовых романсах.

Интересно, но игра блатным боем чем-то напоминает стиль кантри. Схема ниже раскрывает еще одну вариацию блатного боя, в котором все аккорды играются быстро, отрывисто и с приглушкой.

Только басовые струны, играемые поочередно на каждый аккорд, обозначают тональность сыгранного. Эта вариация боя отлично работает в проигрышах.

Источник

Оцените статью