- Ритм-гитара >Как превратить две партии ритм-гитар из соперников в лучших друзей?
- Эксперименты с каподастром
- Внизу и вверху
- Глушить или не глушить?
- На пути к звездам
- Обращения аккордов
- Переключения
- Унисонные партии
- Октавы
- Гитарные гармонии
- Тишина – наш лучший друг
- Урок для двух гитар
- Как быстро научиться играть на гитаре
- Советы начинающим гитаристам от профессионалов
- Устройство гитары
- Настройка гитары
- Основные аккорды
- Как научиться играть бой на гитаре
- Переборы для гитары
- Как научиться играть на гитаре самостоятельно с нуля
Ритм-гитара >Как превратить две партии ритм-гитар из соперников в лучших друзей?
На мировой музыкальной сцене есть немало отличных групп, но также и нет недостатка в музыкантах классом ниже. То же можно сказать и о записях – какие-то уже стали классикой, а какие-то достойны лишь того, чтобы пылиться на полке. В силах любого гитариста сделать так, чтобы группа звучала хорошо как на сцене, так и на записи. Для этого важно научиться создавать гитарные партии, сочетающиеся и взаимодействующие друг с другом.
Задача – сыграть две партии для одной композиции так, чтобы они звучали по-разному и в то же время дополняли друг друга и музыку в целом. Запись двойных треков может также помочь при разработке интересных партий для живых выступлений.
Примеры в этой статье включают два трека – один звучит в левом канале, другой – в правом, что характерно для миксов. Если вы хотите прослушать одну гитару без другой, просто выберите соответствующий наушник и приложите его к уху. Кроме того, вы можете отделить партии друг от друга с помощью программы SoundSlice.
Если вы хотите, чтобы две гитарные партии хорошо звучали вместе, нужно, чтобы они отличались друг от друга. В данных примерах гитара на левой стороне – это Телекастер через усилитель Vox, а гитара с правой стороны – это бриджевой хамбакер через усилитель Fender. Звуковые отличия между двумя гитарами помогут вам отделить их друг от друга.
Эксперименты с каподастром
Помните: цель – сделать так, чтобы гитары звучали по-разному. Каждый элемент микса должен занимать свое место, и использование каподастра в разных позициях способствует этому. Если песня написана в тональности G, гитарист обычно играет первую ритм-партию без каподастра, а для второй ритм-партии ставит каподастр на третий лад и играет так, словно речь идет о тональности Е. Таким образом партии получают разные текстуры, ведь аккорды и фразы в G отличаются от аккордов и фраз в Е или в любой другой тональности. В Примере 1 вы увидите, как можно разнообразить самую простую аккордовую прогрессию меняя не только аккорды, но и ритм.
Внизу и вверху
Когда я играю композицию на сессии впервые или же выступаю с ней с новой командой музыкантов, я всегда смотрю, что делает другой гитарист. Играет ли он открытые аккорды или же просто бьет по нижним струнам? А может, он играет повторяющийся рисунок на высоких струнах? В любом случае я стараюсь не заходить на его территорию. Пример 2 – демонстрация того, как одна партия обеспечивает смены аккордов, а другая перемещается в их верхней части.
Глушить или не глушить?
Глушение ладонью – отличный прием для игры куплетов, но когда две гитары одновременно играют глушением, это может быть очень опасно, потому что если кто-то один выбьется из ритма, это прозвучит очень нехорошо. Есть способ обойти эту ловушку. Пусть одна гитара играет глушением ладонью, а другая тихо прикасается к струнам, не прерывая их звучания ( Пример 3 ). Ключевое слово здесь – тихо. Второй гитаре нужно следить за тем, чтобы она оставалась на том же или меньшем уровне громкости, что и гитара, играющая глушением. Иначе получится скорее перетягивание одеяла на себя, чем взаимная поддержка.
На пути к звездам
Возьмем большой припев или большое соло, где обе ритм-гитары должны следить за соблюдением пульсации и движения мелодии, подчеркивая при этом определенные доли. Одна гитара может акцентировать восьмые ноты и сильные доли, а другая – просто ударять по сильным долям, не прерывая звучание струн ( Пример 4 ). Короткие ноты продвигают музыку вперед, а длинные сохраняют единство музыкальной ткани.
Обращения аккордов
Эту технику можно комбинировать с приемами, которые мы обсуждали выше. Либо с ее помощью можно добиться того, чтобы обе гитары играли восьмые ноты с чистым звучанием. Если речь идет о двух электрогитарах, они обычно разделяются на левый и правый каналы, поэтому для получения яркого стереозвучания их партии должны отличаться. Пусть один гитарист играет обычные аккорды от тоники, а другой – первые обращения. Это как раз и создаст тот самый эффект стерео, который так нужен продюсеру и звукоинженеру. Партия из первых обращений сама по себе прозвучит довольно странно, но ведь аудитория никогда и не услышит ее в отдельности. Ее можно будет услышать только в сочетании с первой гитарой и с другими инструментами в миксе, поэтому важно, чтобы она звучала хорошо именно в этом контексте ( Пример 5 ). Контекст – очень важная вещь!
Переключения
Если вы играете сессию с другим гитаристом на электрогитаре, вполне естественно меняться друг с другом. Но когда одна и та же электрогитара отвечает сначала за первую ритм-партию, а потом за вторую, ситуация усложняется.
На первой партии можно оставлять пустые места, которые вы потом заполните второй партией. Это создаст чувство взаимодействия гитар. Так можно делать в рамках куплета или же меняться ролями при смене куплетов ( Пример 6 ).
Унисонные партии
Музыка профессионалов обычно создает впечатление «Мы так и планировали», а не «Понятия не имеем, что мы там записали». Самый легкий способ достичь первого эффекта – играть в унисон. Это означает какое-то время играть одинаковые партии ( Пример 7 ). Это очень хорошо работает между линиями вокала в куплете и в конце фраз, например, во второй половине четвертого такта фразы из четырех тактов.
Октавы
Это то же самое, что и унисонные партии, с тем отличием, что здесь требуется немного больше планирования, потому что необходимо разобраться с аппликатурами. Чаще всего игра в октаву звучит лучше и объемнее, чем игра в унисон ( Пример 8 ). Октавные партии также можно применять более свободно, чем унисонные. Многие известные хиты отличаются фразами во вступлениях, где каждая нота играется в октаву.
Гитарные гармонии
Эта идея опять же напоминает унисоны и октавы, но она несколько более сложна. Гармонии должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с аккордами композиции, поэтому начинать такие эксперименты на сессии может быть довольно рискованно, если вы не уверены в том, что делаете. Но если у вас есть время, почему бы не поэкспериментировать. Главное не перестараться, ведь гитарные гармонии могут легко перегрузить песню. Лучше применять их в какой-либо конкретной секции песни, например, в соло или во второй половине второго куплета ( Пример 9 ).
Тишина – наш лучший друг
Отказ от одной или даже двух партий в первом куплете или в первой половине первого куплета может привести к тому, что после этого припев буквально «выстрелит» своим звучанием ( Пример 10 ). Отличная идея для вашего арсенала! Сложно сделать так, чтобы гитарная партия звучала объемнее, чем открытые аккорды на овердрайве, поэтому можно немного приглушить другие партии и приберечь грязь для тех моментов, когда она действительно нужна. Это, пожалуй, самая важная техника из всех, находящихся в вашем распоряжении… И самая легкая!
Хороший набор для аранжировки композиций!
Спасибо за интереснейший урок! Мы с братом разобрали и сыграли все упражнения в две гитары. Очень качественный и полезный урок.
Просто клад, для тех кто хочет звучать интересно.
Очень хороший и понятный материал. Спасибо за труд!
Источник
Урок для двух гитар
Можно ли самостоятельно научиться играть на гитаре с нуля не выходя из дома, избежать типичных для всех начинающих ошибок и ускорить процесс обучения? Конечно, да! Нужно лишь знать некоторые секреты, которые помогут вам осуществить мечту максимально быстро.
Сегодня будем разбираться, как самостоятельно в домашних условиях научиться играть на гитаре с нуля и сколько времени займет обучение.
Содержание
Помню себя, когда я понял, что хочу научиться играть на гитаре. Не захотеть было трудно. Друзья уже вовсю пели песни под гитару и ловили восторженные взгляды слушателей. Я тоже хотел стать душой компании, но у меня не получалось решительно ничего. Самые простые приёмы давались крайне тяжело.
Позже я стал победителем конкурса, организованного моим любимым гитаристом Andy McKee. Тогда я понял, что осуществил свою мечту и решил написать эту статью. Зачем? Чтобы вы не совершали распространенные ошибки всех самоучек, которые мешают добиться цели, и сократить сроки вашего обучения до минимума. Я хочу, чтобы каждый из вас узнал, как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях. Но обо всём по порядку.
Как быстро научиться играть на гитаре
Каждый человек преследует разные цели. Чтобы можно было ответить на вопросы как быстро научиться играть на гитаре, трудно ли это или легко, за сколько времени можно хорошо освоить этот инструмент с нуля – нужно понимать, чего вы хотите добиться.
Хотите быть душой компании, играть красивые лёгкие мелодии и петь любимые песни у костра? При правильном подходе этому можно обучиться самостоятельно в весьма сжатые сроки не выходя из дома. Важно соблюдать регулярность занятий. Для начинающих достаточно уделять игре на гитаре каждый день по 2-3 часа и изучить необходимые азы, чтобы через две недели увидеть первые результаты.
Сколько времени нужно, чтобы научиться играть на гитаре и стать профессиональным гитаристом? Может быть, вы хотите знать, как научиться импровизировать, играть классические произведения, освоить жанры фламенко, джаз, блюз, фингерстайл и виртуозно поливать соло свипом? Тут речь идёт совсем о других временных интервалах.
Профессиональные гитаристы тоже начинали своё обучение игре на гитаре с нуля. То, о чем я расскажу дальше – фундамент, без которого не обойдутся ни любители, ни профессионалы.
Предлагаю, для начала, ознакомиться с рекомендациями знаменитых гитаристов для начинающих, а уже потом подробно во всем разбираться.
Советы начинающим гитаристам от профессионалов
Устройство гитары
Настройка гитары
Как научиться играть на гитаре самостоятельно с нуля, если вы не умеете её настраивать? Правильно, никак. Именно с этого стоит начать обучение игре на гитаре. Существует несколько способов настройки шестиструнной гитары. Предлагаю рассмотреть самый простой из них.
Для начала вам нужно настроить первую струну на ноту Ми. Сделать это можно с помощью камертона или тюнера. Когда первая струна настроена, зажимайте вторую струну на 5 ладу и настраивайте в унисон с открытой первой струной.
По такому же принципу настраиваются остальные струны, за исключением третьей. Она зажимается на 4 ладу и настраивается в унисон со второй струной. Если при настройке на слух возникают трудности – проверяйте себя по тюнеру.
Для большей наглядности приведу схему настройки:
- 2 на 5 ладу звучит в унисон с 1 открытой;
- 3 на 4 ладу звучит в унисон со 2 открытой;
- 4 на 5 ладу звучит в унисон с 3 открытой;
- 5 на 5 ладу звучит в унисон с 4 открытой;
- 6 на 5 ладу звучит в унисон с 5 открытой.
Основные аккорды
Аккорды насчитывают тысячи вариаций. Для начинающих гитаристов их изучение может показаться невыполнимой задачей. Хорошая новость в том, что учить их все на начальном этапе совершенно бессмысленно. Многие новички совершают ошибку, когда стараются запомнить все на свете.
Вместо этого стоит сосредоточиться на изучении основных аккордов, на которых построено огромное количество простых песен. Зачем? Чтобы перейти от теории к практике. Хотите научиться играть на гитаре быстро? Такой подход обеспечит вам самый короткий путь от человека, который совсем ничего не умеет, до человека, исполняющего любимые песни на гитаре.
Когда разберетесь с аккордами – изучите статью о кварто-квинтовом круге. С его помощью вы сможете сочинять музыку не углубляясь в теорию, подбирать аккорды к любимым песням и решать другие музыкальные задачи.
По этой системе вы будете изучать аккорды для гитары. Если увидите где-то загадочные символы # и b – не пугайтесь. Это знаки альтерации. # – диез, повышает аккорд на полутон, b – бемоль, понижает на полутон. Полутон равен 1 ладу на гитаре.
С нотой Си всегда путаница, потому что существует несколько вариантов буквенного обозначения – B и H. Большинство российских изданий учат нас использовать букву H, тогда как в ряде других стран используется буква B. Если пользуетесь русской литературой – вполне можете столкнуться с ситуацией, когда буквой H обозначают ноту Си, а буквой B – ноту Си-бемоль. В западных изданиях с этим порядок, они обозначают ноту Си как B, а ноту Си-бемоль как Bb.
Мне кажется более логичным обозначение ноты Си буквой B, поэтому в схемах я буду пользоваться именно ей.
На схемах F, Fm, F7 изображён приём баррэ. Как научиться его использовать? Суть в том, что указательным пальцем зажимаются все 6 струн. Палец выступает как бы в роли верхнего порожка.
Существуют разные варианты исполнения этого приема. Большое баррэ – все струны зажимаются одним пальцем, малое баррэ – зажимается лишь несколько струн. С этим у начинающих гитаристов возникают наибольшие трудности, но поверьте. Когда ваши пальцы окрепнут – вы без труда сможете использовать этот приём.
Потренируйтесь на Fm. Средний палец в нем не задействован, поэтому можно помочь указательному пальцу прижимать все струны, положив на него сверху средний палец.
Как научиться играть бой на гитаре
Как играть бой на гитаре – ещё один вопрос, который не даёт покоя начинающим гитаристам. Видов боя, или чёса, как его иногда называют, существует великое множество. Интернет просто завален сотнями разнообразных схем экзотических видов гитарного боя.
Все эти схемы ни в коем случае не нужно заучивать. Со временем вы начнете совершать правой рукой правильные движения просто услышав песню по радио и не задумываясь обо всех этих «вниз-вниз-вверх-вверх». Большинство песенников уже содержат в себе схемы гитарного боя к каждой композиции.
Потренируйтесь на вариантах боя, изображенных на иллюстрациях ниже. Для начала этого вполне достаточно.
Перед вами схема самого распространённого боя «Шестёрка» – первое, что стоит выучить новичку. Стрелка вниз – удар вниз по струнам, стрелка вверх – удар вверх. В первом варианте бой играется без изысков. Во втором варианте исполнения второй и пятый удары играются с глушением.
Потренируйтесь сначала с первым вариантом исполнения, затем отрабатывайте этот же бой с глушением. Большинство простых дворовых песен играются именно таким боем для начинающих. Возможно, будут трудности с глушением, но это дело времени.
В статье для начинающих о том, тяжело ли научиться играть на гитаре, сложно обойти стороной Виктора Цоя. Если справились с боем, который я приводил в прошлом примере – самое время освоить и этот. Он тоже играется с глушением. Очень рекомендую послушать бой песни «Звезда по имени Солнце», а затем пробовать повторить его, фокусируясь на ритме.
В конце статьи вы найдете последовательности аккордов для отработки боев и переборов.
Переборы для гитары
Переборы на гитаре для начинающих гитаристов представляют особенный интерес, ведь самые красивые песни играются именно перебором. На схемах ниже представлены несколько вариантов, чтобы потренироваться на всё тех же последовательностях аккордов.
Цифрами слева обозначены струны, красными точками слева направо расположена последовательность, в которой нужно извлекать звук. Не спешите, начинайте с очень медленного темпа, постепенно ускоряя его. Здесь опять нужно заставить работать мышечную память и научиться доводить действия до автоматизма.
Как научиться играть на гитаре самостоятельно с нуля
В чём заключается «убойность» методики? С чего начать и как с её помощью научиться играть на гитаре самостоятельно в домашних условиях с нуля? Почему занятия по этой методике – единственное правильное решение, чтобы осуществить мечту?
Работая преподавателем я заметил вполне логичную закономерность. Если разбирать с учеником различные техники игры на абстрактных упражнениях, которыми обычно пестрят самоучители, видеоуроки и разнообразные курсы по обучению игре на гитаре – эффект от занятий гораздо слабее, чем если разбирать поэтапно то же самое, но на любимых песнях ученика. Когда я заметил эту особенность, то начал перестраивать все занятия.
Самая большая хитрость заключается в том, что при таком подходе у ученика всегда есть мотивация к занятиям. Зачастую, именно мотивации так сильно не хватает, чтобы выучить тот или иной приём игры. Это действительно огромная проблема, которая запросто решается при обучении по моей методике. Я до сих пор не понимаю, почему никто не использует этот лайфхак, ведь он значительно сократит время обучения.
Разбирайте все приёмы на песнях, которые вы очень сильно хотите научиться играть на гитаре. Эффективность занятий многократно возрастёт.
Источник