- План-конспект открытого урока по специальности (гитара) «Дидактические игры на уроках гитары в подготовительном классе с применением мультимедийных технологий (компьютера)» план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект открытого урока по специальности гитара для учащихся 1-2 классов ДМШ
- Просмотр содержимого документа «Конспект открытого урока по специальности гитара для учащихся 1-2 классов ДМШ»
План-конспект открытого урока по специальности (гитара) «Дидактические игры на уроках гитары в подготовительном классе с применением мультимедийных технологий (компьютера)»
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему
Включение дидактических игр в учебный процесс на начальном этапе обучения игре на любом музыкальном инструменте повышает интерес обучающихся к занятиям на инструменте. А создание на уроке «ситуации успеха» повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок для начинающих в классе гитары | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по специальности (гитара)
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ГИТАРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (КОМЬЮТЕРА)».
Пищемуха Ирина Анатольевна
преподаватель дополнительного образования
по классу гитары
ГБОУ РК «КУВКИ ЛИ»
Цель: развитие музыкальных способностей, освоение основных гитарных компетенций (посадки за инструментом, постановки, расположения нот на гитарном грифе).
Образовательные: обобщить и закрепить полученные умения и навыки.
Развивающие: развивать музыкально-творческое мышление, метроритмический слух, способность к эмоциональному восприятию музыки (через динамические оттенки).
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке.
Применение здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, упражнения, формирующие правильную посадку и постановку.
Форма урока: индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Методы ведения урока: игры и игровые упражнения, беседа, наблюдение, контроль, развитие навыка самоконтроля у учащейся, накопление умений и знаний, игра на инструменте (индивидуальная и в ансамбле).
Оборудование: гитары, подставки под ногу, нотная литература, компьютер, карточки к играм и упражнениям.
Организационный момент: приветствие, создание положительного эмоционального настроя.
Разминка: упражнение «лошадка», направленное на раскрепощение двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Проблемная ситуация: использование музыкального лото. Уч-ся должна собрать лото (по принципу пазлов), отвечая на вопросы.
Упражнение «Овощные ритмы», для развития чувства ритма (с использованием компьютера).
Закрепление пройденного материала с применением игровых технологий (музыкального лото) – освоение приемов игры тирандо и апояндо, динамических оттенков, приема глиссандо, арпеджио.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители. Сегодня мы с учащейся 1«а» класса Костиковой Дашей представляем вам открытый урок на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ГИТАРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (КОМЬЮТЕРА)».
Итак, начинаем наш урок.
Гитара – один из самых неудобных инструментов в плане посадки и постановки. Очень часто у учащегося возникает сильное напряжение игрового аппарата во время игры на гитаре. Для того чтобы освободить игровой аппарат, учащийся должен почувствовать эту свободу сперва без инструмента. Поэтому сначала необходимо усадить учащегося на стул и проследить за тем, чтобы игровой аппарат был максимально свободным. Для этого мы используем упражнение «лошадка». В этом упражнении также используется компьютер.
Учащейся предлагается сесть на стул лицом к спинке стула. Локти ложатся на спинку стула свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника на лошади. Учащийся должен запомнить это наиболее свободное комфортное ощущение для того, чтобы затем сохранить его при освоении стандартной посадки.
Учитель усаживает учащуюся на стул и включает песню, во вступлении к которой имитируется цоканье лошадиных копыт. Девочке предлагается двигаться, как будто она едет на лошади, двигая плечами и руками. Как только Даша почувствует свободу движений, можно переходить к освоению стандартной посадки за инструментом. На инструмент нужно опираться так же, как опираются на спинку стула. Учитель во время этого упражнения играет на гитаре пьесу Г. Синицыной «Лошадка»:
Я катаю, скок да скок, разукрашенный возок,
В нем Ариши и Наташи, Саши, Вани, Пети, Маши.
А учащаяся двигается в ритме стихотворения.
Суть этой дидактической игры в том, что большая картина-полотно разрезана на шесть равных частей. С обратной стороны картины написаны ответы на вопросы-задания. А сами вопросы-задания написаны на большой таблице (по размеру картины). Если учащаяся правильно отвечает на вопросы, то, выкладывая ответы на таблицу, складывает картину. Если ответы не верны, картина не получится. Музыкальное лото выкладывается на протяжении всего урока. Отвечая на вопросы, учащаяся затем прорабатывает предложенные приемы (вопросы-задания) на инструменте, а так же повторяет пройденный теоретический материал. В этом упражнении мы используем проблемный метод.
На следующем этапе нашего урока учащейся предлагается сыграть в игру « Музыкальное лото».
Даша берет карточку с заданием-лото: «Прием игры, при котором пальцы правой руки «шагают по струнам». Даша правильно отвечает на вопрос. Этот прием называется апояндо. Мы кладем картинку на таблицу с ответом.
Далее мы прорабатываем этот прием на инструменте. Мы с Дашей выучили песенку, при игре которой используется прием апояндо. Эта песня «Андрей-воробей». После того, как учащаяся правильно сыграла этот прием, мы играем «Андрей-воробей» в сопровождении аккомпанемента педагога. Прием апояндо используется при игре гаммаобразных пассажей, а также для того, чтобы выделить мелодический голос при игре мелодии с гармоническим сопровождением.
Даша берет следующую карточку-задание «Играем громко». Учащаяся правильно отвечает на вопрос. Это форте. Выкладывает картинку. В этом задании мы повторили термин «форте», а также научились соразмерять силу удара пальцем по струне с последующим освобождением мышц.
Для проработки этого задания мы исполняем Р.Н.П. «Дин-дон». Эту песню мы играем двумя руками. Для того чтобы подготовить пальцы левой руки к игре на инструменте, Даше предлагается следующее подготовительное постановочное упражнение «Зарядка». В этом упражнении отрабатывается точный удар пальцев левой руки по струнам.
Учитель. Даша, для того, чтобы хорошо сыграть песню «Дин-дон», мы должны размять наши пальцы, сделать зарядку. Прикладываем пальцы левой руки на уровне пятого лада на шестую струну, при этом все пальцы стоят на ладах. И под ритм стихотворения начинаем, не высоко поднимая пальцы, свободно, но точно бросать их на струну: «На зарядку выходите, силу воли покажите».
Учитель. Даша, на прошлом уроке мы с тобой играли песню «Дин-дон». Как мы ее играли, каким динамическим оттенком, громко или тихо? Правильно, громко! А почему?
Учащаяся . Потому что это – призыв, колокола, мы должны созвать всех друзей, чтобы помочь кошке потушить пожар.
Учитель. Правильно, давай сыграем эту песенку громко.
В этом упражнении также мы развиваем эмоциональное восприятие музыки через игру с динамическими оттенками.
Учитель. А сейчас мы сыграем упражнение «Слоненок». Это упражнение также играется апояндо, но большим пальцем правой руки. Это упражнение используется для того, чтобы разграничить действие большого пальца и остальной кисти, что помогает освободить мышцы правой руки. Действует только большой палец. Задача этого упражнения: следить, чтобы большой палец в расслабленном состоянии соскальзывал с одной струны на другую. (Слоненок уснул и упал). Упражнение делается в сопровождении стихотворного текста: « Наш слоненок задремал, и с кровати он упал».
В этих двух упражнениях мы отрабатываем прием апояндо для большого пальца (бас) и отдельно для указательного, среднего и безымянного пальцев.
На гитаре мелодические линии и бас желательно играть апояндо.
Для того чтобы учащаяся отдохнула, мы проведем физкультминутку (используем здоровьесберегающие технологии). Упражнение «Буратино»:
Буратино потянулся встать, потянуться.
Раз нагнулся, два нагнулся наклониться в стороны.
Руки в стороны развел свободно развести руки в стороны.
Видно, ключик не нашел пожать плечами.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать встать на носочки и потянуться.
Учитель. А теперь мы отдохнули. Я предлагаю Даше снова взять карточку с заданием.
Даша берет следующую карточку-задание «Играем щипком». Учащаяся правильно отвечает на вопрос. Это тирандо. Выкладывает картинку. Для закрепления приема тирандо мы играем упражнение «Чайки».
Учитель. Даша, вспомни, как чайка ловит рыбу.
Учащаяся. Чайка не кидается как камень в море, она по дуге летит к морю, хватает рыбу из воды, и также по дуге взлетает.
Учитель. Правильно, также и пальцы правой руки не дергают струну вверх, а цепляют ее кончиком и по дуге тянут ее в сторону другой струны и отпускают. Сыграй, пожалуйста, указательным и средним пальцем правой руки на струне «ми», а потом на струне «си» песенку про чайку:
«Если чайке друг волна
С рыбкой вынырнет она».
Приемом тирандо играется арпеджио, немелодические ноты среднего голоса, а также этот прием можно использовать в качестве тембровой краски.
При проведении урока с начинающими очень важна смена деятельности, иначе учащиеся быстро устают. В качестве такой смены деятельности, а также для развития чувства ритма мы используем на уроках дидактическую игру «Овощные ритмы». Для этой игры нам снова понадобится компьютер.
Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является процессом слухо-двигательным. Освоение метроритма, таким образом, связано с активным использованием двигательных способностей детей в ходе разнообразных музыкальных игр и игровых ситуаций. Музыкальные игры в работе над метроритмом подчинены освоению различных понятий музыкальной грамоты: длительности звука, сильной и слабой доли, музыкальных размеров, фразы, затакта и т.д.
По своей природе ребенок очень активен, через движение он познает окружающий мир. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения (например, хлопки под музыку, шаги и т.д.).
Упражнение «Овощные ритмы» является достаточно сложным, поэтому сначала педагог должен показать ребенку, как выполняется это упражнение, затем хлопает вместе с учащейся, и только затем учащаяся хлопает ритм сама.
(Играет музыка, на мониторе ритмично появляются картинки различных овощей. Когда появляется изображение маленьких овощей, хлопаем восьмыми длительностями, больших – четверными).
Учитель. Сейчас Даша снова берет карточку с заданием. Как называется прием «волны»? Правильно, арпеджио. Сейчас мы сыграем. Представь, волна поднимается (делаем крещендо к верхней ноте), затем волна опускается (диминуэндо).
Это упражнение мы используем не только для освоения приема арпеджио, но и для того, чтобы познакомиться с динамическими оттенками крещендо и диминуэндо.
Далее мы вновь обращаемся к использованию здоровьесберегающих технологий.
Учитель. Даша, ты помнишь сказку о репке? Каких героев этой сказки ты помнишь?
Учащаяся. Деда, Бабу, Внучку, Жучку, Мышку.
Учитель. Надень, пожалуйста, на пальцы вязаных героев. И поработай пальчиками, как будто эти персонажи здороваются друг с другом.
«Мы играли, мы играли, наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем и опять играть начнем».
Теперь вновь обратимся к нашей картине. Учащаяся берет новую карточку с заданием и правильно отвечает на вопрос. Задание: «Играем тихо».
Учащейся предлагается сыграть ранее выученную колыбельную песню «Не летай, соловей».
Учитель. Даша, почему мы играем эту песенку тихо, пиано.
Учащаяся. Потому что, это колыбельная, если мы будем играть ее громко, ребенок проснется, а соловей улетит.
Далее учащейся предлагается исполнить песню, не глядя на струны.
Дело в том, что если учащийся на начальном этапе все время смотрит на струны, у него искажается осанка, а, следовательно, посадка и постановка, что впоследствии ведет к нарушению здоровья, а также некачественному звуку и невозможности исполнить некоторые приемы игры на инструменте. Поэтому очень важно сидеть за инструментом ровно, не наклоняясь к гитаре, чтобы посмотреть на струны. Песня «Не летай, соловей» очень удобна для достижения этой цели, так как исполняется в одной позиции и на одной струне.
Учитель. У нас осталась последняя карточка с заданием. Как называется прием «скольжение». Правильно, это глиссандо.
Изучение этого приема мы также используем как постановочное упражнение. Учитель играет любые гаммообразные пассажи на своей гитаре, а учащаяся, поставив все пальцы на одну струну, двигает руку по грифу вверх и вниз. Необходимо следить за тем, чтобы рука двигалась по одной линии и в одной плоскости, не соскальзывая с грифа.
Учитель. Даша, сегодня мы складывали картину. Получилась у нас картина, правильно ли ты ответила на все вопросы? Правильно, картина получилась. Молодец! Сегодня мы очень хорошо поработали. Мы повторили ранее выученные пьесы, несколько музыкальных терминов, вспомнили различные приемы игры. Какие ? (учащаяся перечисляет). То, чем мы сегодня занимались на уроке, ты должна будешь повторить дома (пьесы, термины). Это будет твоим домашним заданием.
В заключении можно добавить, что включение дидактических игр в учебный процесс на начальном этапе обучения игре на любом музыкальном инструменте повышает интерес обучающихся к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность, таким образом, учащийся активнее усваивает знания. А создание на уроке «ситуации успеха» повышает мотивацию к обучению, поддерживает увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
Cписок используемой литературы
1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.,1997.
2. Гитман А. Донотный период начального обучения гитариста – М., 2003 г.
3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей//Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. – М.,1985.
Источник
Конспект открытого урока по специальности гитара для учащихся 1-2 классов ДМШ
В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДМШ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по специальности гитара для учащихся 1-2 классов ДМШ»
Конспект открытого урока по специальности гитара для учащихся 1-2 классов ДМШ
Тема: «Работа над художественным образом произведения на примере Р.Н.П. «Во поле берёзка стояла», У.Н.П. «Ехал казак за Дунай.»
Автор: Данькин Алексей Александрович. Преподаватель по классу гитара, МБУ ДО «Новоспасская ДШИ»
Описание работы: Развитие у учащегося художественного образа при игре на инструменте музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДМШ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.
Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока: Работа над художественным образом произведения на примере Р.Н.П. «Во поле берёзка стояла», «У.Н.П. «Ехал казак за Дунай.» Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений.
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения.
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения.
Развивающая – Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.
Ход урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть — формулировка домашнего задания.
1 часть – Организационная
Подготовка игрового аппарата:
•игра гамм До, Соль Мажор: legato, staccato; арпеджио;
•анализ домашней работы — устный отчет о проделанной домашней работе: какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не совсем получилось, почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес Р.Н.П. «Во поле берёзка стояла» и У.Н.П. «Ехал казак за Дунай» с выполнением раннее поставленных задач:
1.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
2.точно выдерживать все длительности;
3.держать единый темп исполнения;
4.добиться безостановочной игры, при этом точно соблюдая нотный текст.
2 часть — работа над раскрытием художественного произведения
Постановка цели урока – Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, и с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ», и научиться, используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его.
Методы работы над Р.Н.П. «Во поле берёзка стояла»
•целостное проигрывание пьесы преподавателем;
•анализ исполнения: ответы ученика на вопросы педагога:
1.как ты думаешь, о чем это произведение? При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.
Источник