Урок для соло гитары

Соло на электрогитаре

Соло на электрогитаре может звучать на протяжении всей мелодии или заглавными частями. Мелодии исполняются на электро и простой гитаре. Устройства на электрогитаре позволяют воспроизводить более мелодично и красиво, с применениями разных техник игры.

Что такое соло

Соло – это ведение партии в музыке одним голосом, если это музыкальное произведение написано для коллектива. Раскрывает его главную тему. В музыкальном произведении соло исполняют инструменты: рояль, гитара, скрипка, виолончель, аккордеон.

Соло-гитара – это струнный инструмент, который проигрывает мелодию, исполняя ведущую основную партию. Соло может играть основную тему, сопровождать своей игрой вокалиста, придавать песне красивую линию звучания. В дополнение к основной теме, соло может задавать усиленный ритм мелодии, заполнять красивым звучанием смысловое продолжение песни после второго куплета или между строк.

Можно ли научиться самому играть на электрогитаре и что требуется для этого

Как правильно играть соло на электрогитаре, может рассказать на словах каждый, но чтобы научиться, требуется наличие таланта и усидчивости. Если настойчиво заниматься, можно достичь высокого уровня и исполнить красивое соло на электрогитаре. Для начала нужно купить электрогитару, которая стоит не так уж и дешево. Запастись учебными пособиями по настройке, пособиями самообучения игры на электрогитаре. Хорошо бы для первых азов настройки электрогитары воспользоваться подсказкой специалиста или профессионального музыканта. Можно взять несколько уроков у опытного учителя музыки.

Читайте также:  Let her go ноты синтезатор

Правильная настройка электрогитары – основа точного воспроизведения темпа и звучания нот. Если неправильно настроить положение грифа при высоком расположении струн электрогитары, обучение будет доставлять неудобства. Высота от лада до струны должна быть 2 мм. Имеет значение натяжение струн – жесткость доставит боль при нажиме аккордов пальцами. Для настройки электрогитары в магазинах продается тюнер, который позволяет правильно настроить инструмент даже при плохой погоде. Можно поискать правильную настройку на сайтах. При каждой последующей корректировке запоминайте звучание струн. Это даст возможность настроить электрогитару гитару на слух. Не стоит забывать, что инструмент подгоняется для индивидуального исполнителя игры.

С чего начать играть

Начальная стадия игры соло включает знание нот, расположение и звучание. Также потребуется ознакомиться с техникой настройки электрогитары, звучанием простых аккордов. Их нужно заучить и попробовать сыграть аккордами самую простую мелодию. Тщательно подходить нужно к заучиванию расположения пальцев рук на грифе, что потом дойдет до автоматизма и намного облегчит игру.

В домашних условиях прослушивайте интересные для вас соло и старайтесь повторить для начала темп. Если возникли трудности в первых уроках, получите несколько начальных уроков у учителя музыкальной школы или на сайтах, где изложены пошаговые инструкции обучения игры на электрогитаре. Многие известные гитаристы, которые выступают на профессиональном уровне, занимались в музыкальной школе. Это дисциплинирует, не позволяет расслабляться, как при занятиях дома. Для достижения хорошего качества исполнения требуются годы настойчивых занятий. Только качественное чтение нот позволит легко разобрать композицию, повторить мелодию, сыграть соло.

Теория

Начинаем с того, что настраиваем длину ремня на электрогитаре под себя так, чтобы пальцы свободно касались самого низкого и дальнего ладов. Если в самоучителе проставлены уроки, воспользуйтесь при обучении аккордов числовыми значениями постановки пальцев на ладах. С первого урока до автоматизма заучите расположения по числовому ряду ладов, струн, пальцев. Также расположение медиатора при игре на электрогитаре, ребра ладони для приглушения звука – все требует заучивания. Для записи нотной грамоты для гитар используется табулатура – это схема записи мелодии на шести линиях, тогда как в нотном стане используется пять строк.

Начинайте с простой мелодии, например, «В траве сидел кузнечик». Разбирайте табу и заучивайте передвижение пальцев по струнам. При настойчивом обучении с каждым последующим уроком будет приходить уверенность в навыках.

Внимание! Табулатуры нужно научиться читать. В них расписаны такты, продолжительность, цифры на линейке обозначают номер лада, нумерация под станом – направление удара медиатором. Это нужно выучить, дальнейшее чтение нот требует навыка правильно разобранной табы.

Не спешите разбирать сложные партии соло, навыки простого повторения схем мелодий и импровизаций несложных песен помогут в будущем автоматически читать, разбирать понравившиеся мелодии.

Практика

Когда все тонкости изучены, можно приступать к игре мелодии. Включайте хорошую музыку, старайтесь прослушивать ее, вникая в ритм и параллельно читая табы. Пробуйте самостоятельно сыграть соло. Не обязательно точно передавать услышанное звучание, может, ваша игра получится качественнее.

Каждый день нужно заниматься, повторять упражнения, читать табы, разбирать музыку, доводить движение рук и пальцев до автоматизма. Невозможно исполнить хорошее соло, не имея начального обучения игры, а также понимания того, что при игре должна присутствовать импровизация, которая требует определенных знаний техник исполнения. Каждый музыкант-профессионал исполняет свои лучшие соло на электрогитаре, владея в совершенстве способами импровизации. Для начинающих исполнителей соло на электрогитаре можно найти на музыкальных сайтах. Но не старайтесь в точности повторять их. Они написаны в качестве упражнений игры, для тренировки техник исполнения соло, подбирания аккордов.

Темы такой музыки бывают мрачными: тема войны, проявление черной магии. Сочетание с черной одеждой музыкантов, раскрашенных лиц и устрашающих звуков голоса – это блек-металл. Самое яркое направление было грайндкор, украшенное громом и напалмом. Тяжелые ритмы надоели слушателям, направление перешло на более мелодичное звучание. Также ушел в небытие дум-металл со своей загробной тематикой и дикими хрипящими звуками.

Полезно! Для создания в мелодии четкого чувства ритма используется игра на бас-гитаре. Для игры применяется медиатор, но в основном играется пальцами. Звучание бас-гитары окрашивает неповторимыми цветами музыку рок-группы, особенно направление металлик. Эта музыка считается тяжелой для прослушивания, но в то же время популярной среди молодежи.

После каждодневных занятий придет быстрота чтения нот песен на партитуре, разбор табы. Начинать учиться можно на акустической гитаре, которая в умелых руках звучит прекрасно. На музыкальных сайтах выложены табы обучения новичков, а также записи, которые можно послушать и произвести.

Список песен с простыми соло для начинающих

Для начинающих на музыкальном сайте выложен список самых простых песен. Схему нужно переписать для себя на листок, на телефон или планшет. Разобрать табы для соло на электрогитаре, попробовать играть самостоятельно, включая импровизацию. Простыми для прочтения считаются соло:

  • «Джин и Тоник»;
  • «Как на войне»;
  • «Пачка сигарет»;
  • «Перекресток».

Найти схемы, прослушать, переписать, проиграть – хорошие уроки для начинающих музыкантов.

Источник

Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?

В современном мире, насквозь пронизанном всемирной паутиной, одной из наиболее актуальных проблем у гитаристов начинающего и среднего уровней является неумение работать с учебным материалом, а не отсутствие такового. Существует огромное количество как специализированных на обучении игре на электрогитаре ресурсов, так и множество локальных видеоразборов различных гитарных произведений или упражнений частными преподавателями или же самими авторами. Любой желающий, если не поленится, загуглит и найдет для себя учебный материал на любой вкус.

Однако возникают следующие вопросы: что делать дальше с этим материалом? Пользоваться ли табулатурами? Если разучивать соло или риффы, то маленькими фразами или большими кусками? В какой момент надо начинать играть под метроном? Какой начальный темп выбрать? В данной статье я постараюсь ответить на эти и другие вопросы, возникающие на этот счет.

Для начала необходимо разобраться, что подразумевается под «разучиванием гитарной партии». Для этого разделим процесс работы с учебным материалом на 5 этапов:

1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

4. Отработка фрагментов под оригинальный трек

5. Отработка гитарной партии под минусовку

Под фразой понимается короткая последовательность из 4 нот и более в зависимости от их длительностей. Размер каждой фразы должен выбираться для каждого человека индивидуально по принципу логической завершенности и возможности ее базовой посадки. Фрагмент содержит в себе несколько подряд идущих фраз продолжительностью от 5 секунд и более. Соответственно, гитарная партия представляет собой последовательность фрагментов.

Итак, рассмотрим каждый этап более подробно.

1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

Для тех, кто учится играть на электрогитаре с помощью преподавателя, пофразовый разбор гитарной партии должен осуществляться во время проведения занятия. Преподаватель обязан наиподробнейшим образом продемонстрировать и разъяснить все особенности всех фраз в разучиваемой гитарной партии, а именно: какие технические элементы используются, в каком контексте, взаимодействие технических элементов друг с другом, расположение фразы в ритме, механизм глушения лишних струн, динамичность и импульсивность звукоизвлечения, оптимальность движения рук, синхронизация и т.д.

Людям, осваивающим электрогитару самостоятельно, придется пройти данный этап в одиночку. Чтобы облегчить эту задачу, рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре.

2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

Базовая посадка фразы в руки также должна выполняться в присутствии преподавателя, который производит оценку уровня восприятия материала студентом и качество выполнения фраз. Иными словами, во время базовой посадки преподаватель обязан убедиться в том, что студент понял фразу и без проблем сможет самостоятельно ее сыграть дома, выполняя следующие этапы данного алгоритма.

Для тех, кто находится в свободном плавании, делать выводы относительно результатов базовой посадки опять-таки придется самому. Следует отметить, что в связи высоким уровнем сложности разбираемой гитарной партии начало базовой посадки может происходить и без метронома.

3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

Для того чтобы понять, как располагается фраза в ритме, можно попытаться проговорить ритмический риснок под клик метронома, а затем постараться его воспроизвести. Однако, лучше всего воспользоваться игрой под табулатуру Guitar Pro. Преимущество данного метода заключается в возможности точной локализации необходимой фразы (в т.ч. убавлении сторонних инструментов), регулировки темпа воспроизведения, а также зацикливании. Если табулатуры отсутствуют, рекомендую не лениться и набить их самостоятельно. Своим студентам я предлагаю табулатуры собственного авторства. Актуальность табулатур, выложенных в интернете, необходимо тщательно проверять (подавляющее большинство из них абсолютно некорректны). Если же набивать табулатуры возможности нет, то пользуйтесь метрономом.

Обращаю внимание на то, что табулатуры нужны именно для формирования представления о расположении фразы в ритме, а не для «игры с листа», как считают многие. В случае добросовестного выполнения 1-го и 2-го этапов текст фраз, впрочем, как и их звучание, выучатся наизусть, и напоминания в виде табулатур будут ни к чему. Кроме того, необходимо понимать, что отработка фраз под Guitar Pro не отменяет игру под метроном, которая в свою очередь представляет собой обязательный компонент алгоритма посадки материала в руки.

При работе под метроном самое главное — найти актуальный темп (темп, при котором фраза сыграна идеально, т.е. выполняются все принципы звукоизвлечения). Как только данное обязательное условие будет выполнено, можно считать, что 70% работы позади — далее остается только финишная прямая в виде постепенного наращивания темпа. Прирост темпа должен составлять, как правило, 2-5 ударов в минуту и осуществляться только при наличии положительной тенденции (разучиваемая фраза должна быть сыграна идеально не менее 3 раз подряд (1 раз — случайность, 2 раза — совпадение, 3 раза — тенденция). Чем это число больше, тем лучше. К примеру, Steve Vai добивается идеального повторения фразы 11 раз подряд.

4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)

Когда из отработанных под Guitar Pro и метроном фраз можно будет составить фрагмент, следует приступать к работе с оригинальным треком. Для этого понадобится программа Amazing SlowDowner (Roni Music), которая позволяет изменять темп воспроизведения трека, а также его тональность независимо друг от друга. Кроме того, в ней имеется возможность с точностью до фрейма выбрать начало и конец фрагмента, воспроизведение которого будет осуществляться циклично.

Данные преимущества дают возможность отрабатывать фрагмент под оригинальный трек. Необходимо выставить комфортный темп воспроизведения исходя из условий полного выполнения принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты, оптимальности и синхронизации. При таком режиме работы уровень громкости своей гитары необходимо выставить немного выше, чем громкость трека. В случае идеального совпадения двух партий плотность звука не изменится, в случае хотя бы малейшего рассинхрона — наоборот, звук замутнится. Когда произойдет идеальное слияние двух партий, следует увеличить темп на 2-5%. Именно такой прирост темпа проходит наименее «болезненно» для мозга, что позволяет сохранить выполнение большей части принципов на новом рубеже. Затем выполнение данного этапа повторяется вплоть до достижения 100% темпа.

Бывают ситуации, когда нужно пренебречь некоторыми принципами и отрабатывать материал в более высоком темпе. Дело в том, что если руки гитариста «не знакомы» с определенной скоростью игры, то христоматийно отрабатывая фрагмент с выполнением всех принципов игры на электрогитаре, можно надолго зависнуть на одном темпе. В таких случаях допускается повышение скорости в ущерб чистоте, оптимальности или синхронизации. Поиграв некоторое время на несвойственных для себя скоростях, мышцы «знакомятся» с новым для себя режимом работы. Далее необходимо вернуться в исходный темп и продолжить отработку фрагмента. После таких манипуляций проблемный барьер будет пройден.

Указанный способ эффективен только после 3-го этапа, т.к. играя именно под метроном, отрабатывается большинство параметров звукоизвлечения, необходимых для игры под оригинальный трек в общем миксе.

5. Отработка гитарной партии под минусовку

Отработка гитарной партии под минус является завершающим и неотъемлемым этапом данного алгоритма. Именно игра под минус погружает гитариста в максимально боевую обстановку. Рассмотренные выше 4 этапа фактически являются подготовкой к работе с минусовкой.

Однако не стоит забывать про разные ощущения от игры под плюс и под минус. Зачастую студенты, научившиеся играть материал под плюс, испытывают трудности при игре под минус. Не стоит этому удивляться. Играя под плюс, гитарист пользуется «ориентирами» оригинальной партии, на «помощь» которых он рассчитывает. В минусовке же единственным ориентиром является партия ударных с синхронизированным с ним басом, и гитарист вынужден ориентироваться только на нее.

Заключение

Эффективность данного алгоритма проверена годами. Конечно же, неопытным гитаристам будет нелегко без помощи преподавателя на 1-м и 2-м этапах. Но, как известно, не боги горшки обжигают. Если гитарист честен перед самим собой относительно своего звукоизвлечения и выполнения общих принципов игры на электрогитаре, то у него все получится.

В дополнении следует отметить, что научиться круто играть на электрогитаре без регулярных сессий звукозаписи и анализа своего звука (как слухового, так и визуального), практически невозможно. Дело в том, что при игре на электрогитаре (особенно при разучивании новых риффов или соло) львиная доля мозга занята звукоизвлечением. Прослушивая себя в записи, все внимание можно сконцентрировать на анализе собственной игры и сделать наиболее объективные выводы относительно ее качества.

Источник

Оцените статью