Урок фортепиано дети 4 года

Некоторые особенности обучения игре на фортепиано детей 4-х 5-ти лет

Светлана Олеговна Смирнова

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №7», г.Нижний Новгород

Некоторые особенности обучения игре на фортепиано детей 4-х, 5-ти лет

В данной статье мы поговорим о начальном этапе работы с детьми 4-х, 5-ти лет при обучении их игре на фортепиано.

В последние годы преподаватели разных дисциплин сталкиваются с одной и той же тенденцией: обучение детей, их общее развитие (языки, счет, чтение, рисование, музыка, физическое развитие и т.д.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Интеллектуальное и физическое воспитание ребенка с первого дня жизни более не считается экcпериментом и в настоящее время все большее число родителей принимают такой метод, в достаточной степени оправдывающий себя. Нас интересует этап развития 4-х , 5-ти летних детей. Конкретно – их музыкальная подготовка.

В музыкальные школы всё чаще принимают детей без конкурсного отбора. Рациональное зерно в этом есть, так как порой ребенок, не сумевший на приеме прохлопать элементарный ритм или спеть знакомую либо очень простую мелодию, в результате годовых занятий достигает таких успехов, что обгоняет определенно способных и изначально ярких и одаренных детей. В связи с этим хочется указать позицию Санкт-Петербургского педагога-музыканта Т.Юдовиной-Гальпериной на необходимые качества при приеме детей в муз. школу: 1.Умение ребенка свободно и глубоко дышать (способность преодоления волнения и музыкальное дыхание); 2. Психологическая совместимость педагога и ученика (обязательная симпатия друг к другу); 3. Заинтересованность родителей в музыкальном развитии своего ребенка; 4. Отсутствие зажатости. Остальные составляющие, как-то: ритм, слух, музыкальная память – развиваемы.

В свете данного вопроса необходимо указать на особенности психологического развития детей 4-х,5-ти и 6-ти лет в сравнении, с учетом классических взглядов и новейших исследований в этой области.

Читайте также:  Старинные сонаты для скрипки ноты

Изначальная музыкальная одаренность не предполагает таких же отличных результатов в будущем. Многое определяется умственным развитием, интеллектуальным потенциалом. Интересный факт. За рубежом проводились работы, посвященные изучению музыкальных способностей у умственно-отсталых детей. Такие дети могут иметь абсолютный слух, хорошую музыкальную память, играть по слуху на различных музыкальных инструментах, узнавать мелодию, но при этом им недоступно сочинение музыки и умение ее «читать». Таким образом, музыкальные способности развиваются и совершенствуются при обязательном активном развитии способностей умственных.

По результатам исследований разных лет к музыкальным способностям относятся: 1) эмоциональная отзывчивость на музыку; 2)музыкальный слух в многообразии всех своих видов (мелодический, тембровый, динамический, вокальный, гармонический, внутренний); 3) чувство ритма; 4) музыкальная память.

Необходимо знать, что у детей 3-5 лет сначала происходит интенсивное развитие чувства ритма. Причем по следующей схеме: первоначально формируется ощущение темпа по принципу от быстрого к медленному; затем становится доступным восприятие метра и, наконец, в последнюю очередь, — чувство ритма по степени усложненности (1- равные длительности, 2- принцип суммирования, 3- принцип дробления). И только потом развивается мелодический, музыкальный слух.

Развитие непосредственно музыкального слуха также имеет свои этапы. Следует указать, наиболее высокий скачок в развитии музыкального слуха наблюдается именно у детей в возрасте 4-х лет. В первую очередь у детей проявляется способность узнать мелодию, далее — умение услышать ее видоизменения . Потом они (дети) ощущают тонику и ладовую окраску в попевках, далее – дифференцируют интервалику (звуковысотные соотношения) и, наконец, могут воспроизвести мелодию голосом , а на основе пения и сольфеджирования подбирают мелодию по слуху, играя ее на инструменте. Таким образом, развитие музыкального слуха процесс многоэтапный, многоступенчатый.

Наконец, музыкальная память. Она, естественно, зависит от степени развития муз. данных – ритма, слуха. Музыкальная память включает в себя процессы сначала опознания, потом воспроизведения муз. звучания ( как и в муз. слухе). Мы слышим, воспринимаем музыку в ее образно – эмоциональном спектре, анализируем ее строение, развитие, реагируем на нее двигательно и, наконец, зрительно. По наблюдениям, дети одного уровня слухового и музыкально – ритмического развития заметно отличаются друг от друга по скорости и прочности запоминания музыкального материала. Следовательно, одной из составляющих музыкальной памяти являются индивидуальные способности обычной памяти каждого ребенка. Соответственно, музыкальная память – это многокомпонентное образование, требующее «панорамного» развития всех своих проявлений.

Остался открытым вопрос об эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Его мы рассмотрим ниже, в разделе «Слушание музыки».

Организация занятия. Оценка. Демонстрация результатов.

У ребенка возраста до 6-ти лет идет период интенсивного накопления знаний, впитывания информации зрительным, слуховым, тактильным, кинестетическим путем. В 6 лет наступает, так называемый, «период мудрости» — логического осмысления, умозаключения. Поэтому, обучая ребенка 4-х, 5-ти лет, надо всегда помнить о его приоритетно — образном восприятии, фантазии и только потом — о логике в познании. «Больше сказки, больше фантазии в музыке», — говорила А.Артоболевская. « Игровая форма, поэтика, образ, мини-театр», — вторит ей Т.Юдовина-Гальперина.

Внимание 4-хлетнего ребенка можно удержать со 100% отдачей – 20-25 минут при условии постоянной смены видов деятельности. Поэтому возникает проблема организации занятия. Многие преподаватели находят выход в делении урока на два полноценных занятия по 25 — 30 минут. При этом решаются и задача неутомительного обучения, и задача частых встреч с педагогом, что помогает малышу сохранять в памяти новый материал.

Обязательно, на уроках с маленькими учениками, особенно на первых порах, следует вести учет выносливости, следить за настроением, не торопить, не требовать излишней чистоты и точности. Оценка за работу данной категории учеников должна быть только положительной. Каждый педагог индивидуально, на свое усмотрение может установить систему поощрений малыша (начиная с «солнышек»-5; «облачков»-4, кончая орешками, конфетками — драже и т.д.).

Продемонстрировать успехи маленьких пианистов преподаватель может на Классном концерте для родителей. Выступление ребенка на таком мероприятии с любым номером обогащает его опытом игры на сцене, умением организовать себя и продемонстрировать все полученные навыки. Американский психолог Глен Доман рассказывал, что в их «Системе всестороннего обучения и развития детей» [6] первым выступлением 3,4 -хлетних музыкантов считается выход на сцену во фраке со скрипкой в руке, поклон и уход за кулисы. Все! Спектр эмоций, полученный за эти мгновения, стоит многого.

Основные направления работы.

Что касается основных направлений работы, то, бесспорно, донотный период и ансамблевое музицирование составляет значительную часть занятий в году. Но это не исключает изучения нотной грамоты, постепенного воспитания игровых навыков, игру по нотам.

Таким образом, основные направления работы с «подготовишками»:1.Слушание музыки.2.Знакомство с инструментом, изучение клавиатуры.3.Посадка, организация игровых движений.4.Подбор по слуху, транспонирование, сочинительство.5.Освоение простейших ритмических формул. Аппликатурная дисциплина. 6.Изучение нотной записи, воспитание навыков игры по нотам и навыков выразительного исполнения.7.Развитие игровых навыков.8.Ансамблевое музицирование.

Эта работа интересна и многогранна. В данной статье мы остановимся только на отдельных её составляющих, на, упоминаемом уже, донотном периоде.

Цель – создание музыкально-эстетической базы ребенка, опираясь на которую он разовьет весь свой музыкально-слуховой комплекс.

Эмоциональную отзывчивость ребенка 4-5-ти лет на музыку можно сформировать только на основе подлинно художественных произведений и доступности изложения музыкального материала, интересных бесед о характере образности музыки, ее форме, средствах выразительности. Помимо этого можно и нужно использовать движение под музыку , учитывая подвижность и активность малышей. Движения разного рода (ходьба на пальчиках, пятках, прыжки, вращения, движения рук; «танцевальные картинки»: скачут мячики, ходят мишки, качают куклу и т.д.) помогают раскрыть особенности произведения и развить ребенка. Конечно, с этой задачей прекрасно справляются теоретики на уроках ритмики у малышей. Но, учитывая непоседливость маленьких учеников, сложность длительного сидения за инструментом на уроке (пусть даже 25 минут), необходимость динамического (двигательного) разнообразия урока, кусок «теоретического хлеба» можно отобрать. С этой целью рекомендуется знакомиться со сборником О.В.Савинковой и Т.А.Коленковой «Раннее музыкально-ритмическое развитие»[14]. Представленный музыкальный материал помогает детям не только понять музыку с точки зрения образа, настроения, но и, главное, развивает чувство ритма, ощущение формы, помогает понять метр, почувствовать разные темпы и т.д.

Как частный случай такого метода разрядки на уроке и развития ребенка можно рекомендовать совет С. Альтерман из ее сборника » 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет.»[2], которая предлагает танец-игру «Руку правую вперед».

Еще один немаловажный момент. Ребенок 4-х лет не всегда может выразить в словах то, что он чувствует, слышит в музыке (мал словарный запас, невысок уровень умения связного, последовательного рассказа). В этом ему поможет демонстрация картинок, среди которых он выбирает подходящую для раскрытия содержания и настроения услышанного произведения.

Очень продуктивно — прослушивание программных пьесок с ярко выраженными музыкальными характеристиками, понятным образным содержанием. См. приложение 1. Пьесы типа «Флейта и оркестр» В.Белого, «Гопак» из оп. «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского, «Марш Черномора» из оп. «Руслан и Людмила» М.Глинки помогают ребенку понять и сопоставить динамику, контрастное звучание разных характеристик.

Автор книги » Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» А.Е.Королева [7] советует использовать для прослушивания детские сочинения: «Ленивый Миша и веселый Гриша» Марины Алексеевской 7-ми лет; «Грустный утенок» Наташи Марковой 8-ми лет (мироощущения юного композитора и юного слушателя во многом соприкасаются). К данным песенкам в книге имеются картинки.

Конечно, нельзя забывать и о признанных программных шедеврах мировой классики, как-то: «Детском» и «Юношеском» альбомах П.Чайковского и Р.Шумана.

Слушая с малышами музыку, последовательно и постепенно проводится работа по развитию разных видов слуха . Для активизации ладового слуха полезно проигрывание одного и того же материала в мажоре и в миноре. С.Альтерман [2] предлагает проделать это с «Кисонькой» В.Калинникова. Затем со словами «Я ушла», «Я пришла» сыграть Т5\3 и t5\3 и сравнить окраску звучания. А потом определить лад в разных песенках. Например, » Мишка с куклой» М.Качурбина и » По малину в сад пойдем » А. Филиппенко. Тембровый слух на первых порах развивается при слушании и анализе звучания одной попевки (а затем пьески) в разных регистрах. Одновременно происходит знакомство с интонацией и клавиатурой: вопрос » Ты кто?» — ответ » Я — ре» (си, до, любая нота) или «Ты где?» – » Я здесь»: в любом регистре «разговаривают» разные «зверюшки». Пение, вначале лишь минимум звуков, развивает вокальный мелодический слух ( ми-ре-до, ми-ре-до:»спать пора до утра»). Но надо учитывать, что выбор диапазона у каждого ребенка индивидуален. Во-первых, строение лор-органов изначально, с рождения определяет диапазон ребенка. Во-вторых, по средним показателям в 4-5 лет ребенок может спеть 5-8 нот от «ре» до «си» 1-й октавы. К тому же дети, как правило, поют не весь диапазон мелодии, а лишь максимально удобные, доступные для них нотки. Пение без слов (та-та, ля-ля и т.д.) облегчает детям задачу чистого интонирования.

Большой выбор песенного материала — в «Музыкальной грамоте» Вырыпаевой.[4]

Слушать музыку с ребенком нужно постоянно . Постепенно его чувство музыкального восприятия обостряется, воспитывается эстетический вкус.

Знакомство с инструментом. Изучение клавиатуры.

Рассказывая 4-хлетнему ребенку об инструменте, клавиатуре, звуках, регистрах и т.д., необходимо апеллировать не к его логике, а к его фантазии, образному мышлению. Дети 4-х, иногда 5-ти лет, порой не знают цифр, непоследовательно считают, не знают названия сторон – право-лево. Пытаемся объяснить на понятном детском языке: высоко летают птицы, мухи, комарики с тоненьким голосом (высокий регистр); в реке, глубоко в болоте лежит большой бегемот (низкий голос); а в гости к птичкам и к бегемоту ходят детишки с мамами (средний регистр). Интересный вариант объяснения регистров у Т.Прокофьевой [13]: построить дом, в котором жильцы занимают этаж в соответствии со своим голосом (чем ниже голос, тем ниже этаж). Так же можно решить вопрос с октавами (с помощью «дома» или «дерева»). Или назвать первую октаву именем ученика (гномик Паша, кукла Катя), вторую – птичкой-невеличкой, третью — мухой-цокотухой. А большая октава – та самая, где живет тот бегемот с низким голосом (в болоте).

Т.Юдовина-Гальперина [17] предлагает свой вариант запоминания октав: I – матрешки поют; II – матрешки танцуют; III – матрешки рисуют; IV – матрешки спят; малая октава – маленький сад (одно маленькое дерево); большая октава – большой сад (одно большое дерево); контроктава – парк.

У Е.Королевой [7] можно позаимствовать определение низких октав: субконтроктава – слон, контроктава – слоненок, большая – медведь, малая – медвежонок.

Ноты (и, соответственно, названия клавиш ) рекомендуется «подкрасить». Цвета, наиболее воспринимаемые 3-4-х летним ребенком – красный, синий, желтый, зеленый. Можно подключить белый, оранжевый, фиолетовый. Важно знать, что 4-х летний ребенок различает мелкие предметы на удалении 30-35 см, поэтому ноты должны быть крупными . Параллельно с изучением можно группировать и записывать цветные нотки на карточках в легкие маленькие песенки без линеек, но с соблюдением звуковысотности. Ребенок с желанием осваивает этот метод чтения с листа.

Знакомство с клавишами начинайте со стишков, например, «Про Ваню» (Е.Королева)./См. приложение 2/, а нотки можете представить в образе разных птичек, которые сидят на веточках /по высоте/ на дереве. Черные клавиши тоже обязательно характеризуем – два братца: смелый и скромный; три сестренки: старшая, средняя, младшая.

А С.Барсукова [3] предлагает вырезать из своего сборника и раскрасить «немую» клавиатуру.

После изучения очередной пары нот рекомендуется проигрывать на них песенку. См. приложение 1. Закрепляется материал также на играх. Рекомендуется заглянуть к Т.Прокофьевой [13] , к Т.Юдовиной — Гальпериной [17] и к Е.Королевой [7].

Для объяснения механизма звукоизвлечения нужно открыть инструмент, показать и рассказать его устройство, сопроводив все каким-либо подходящим стихотворением (например, «Миньон» О.Мандельштама). На первых уроках поиграйте на фортепиано с открытой механикой. Сей процесс для малыша, поверьте, весьма увлекателен и, главное, полезен.

Посадка за инструментом. Организация игровых движений.

Главная задача в организации игровых движений юного пианиста – это свобода всего аппарата, опора из спины («длинные пальцы» – Т.Юдовина-Гальперина), удобство движений всей руки без излишеств и зажатостей. Каждый ребенок имеет свои анатомо-физиологические характеристики. Поэтому положение руки на клавиатуре может быть различным. А.Шмидт-Шкловская предлагает находить опору кисти в середине ладони, упругом своде, который способен выдержать любую нагрузку. Другие видят опору в верхних фаланговых косточках. Кому-то удобно высоко сидеть, чтобы кисть и запястье продолжали прямую линию от локтя по нисходящей линии. Ещё мнение – сажать ребенка так, чтобы запястье находилось на уровне клавиатуры. А некоторые советуют располагать кисть с запястьем ниже клавиатуры. В любом случае, удобство положения кисти определяется путем наблюдения за руками ученика.

Т.С.Бродская (старейший, уважаемый нижегородский педагог) говорила, что спина – это озеро. Руки – шланги, по которым вода течет в квартиры – ладошки, из кранов – пальчиков.

Опору в ножках ребенку поможет упражнение «Разлеты»: широкая амплитуда движений рук, разброс рук по клавиатуре заставляет его наклониться вперед и перенести упор на ноги. Для объяснения механизма «погружения» в клавишу можно нарисовать на подушечках пальчиков личики человечков – подушечки «оживают», струнки – клавиши «поют» как человечки. Человечки летают по клавиатуре на парашютах (кисть – купол). Можно «позвать» бабочек или стрекоз (ладошки), порхающих и летающих по клавиатуре либо изобразить взмахи крылом прекрасного лебедя. Или обратиться к фантазии ребенка — его варианты бывают точны и оригинальны.

Предварительная подготовка к звукоизвлечению – это многочисленные упражнения. Например: на подвижность 1-го пальца : «щелчки» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами, сдавливать ими же резиновый шарик, «полетать» по клавиатуре двойными нотами (1-й палец – белая клавиша, другой – черная); на развитие активности пальцев : хватать и бросать мячик, платочек, мять «лизун» [17],«Крабик», «Паучок» [13];на кистевые движения:«Помашем маме», «Стирка» «Дирижер» [17], «Колобок» [1]; на крупные мышцы: «Петрушка», «Балерина», «Мельница»; на чувство опоры в ладошке, затем в пальцах : «Слон», «Кошка» (С.Альтерман, Т.Бродская). Очень полезна дыхательная гимнастика [17] — дабы побороть любое волнение на сцене.

Подбор по слуху, транспонирование, сочинительство (импровизация).

Цель – на основе работы по развитию музыкально-слухового комплекса научить ребенка анализировать свои слуховые ощущения и реализовывать их в 1) сочинительстве, 2) транспорте, 3) подборе по слуху. Из трех вышеназванных навыков подбор – самый сложный процесс и развивается он на более позднем этапе. Объяснения таковы. Основные качества, определяющие развитие навыков подбора, транспорта и сочинительства – это слух и музыкальная память. По итогам психологических исследований у детей в возрасте 4-х лет формируется опознающий элемент музыкальной памяти – умение узнать ранее слышанную мелодию. Только к 5-ти годам развивается воспроизводящая память. Причем, сначала ее ритмическая структура, а потом мелодическая . Именно поэтому ребенок порой не узнает им же играную песенку в исполнении, например, другого ученика или педагога – неразвита опознавательная память. Узнавание происходит только после прохлопывания ритмической структуры пьески и проговаривания слов.

Навык сочинительства предоставляет большие возможности для самовыражения ребенка. Вначале – это просто перебор пальцами по клавишам в разных регистрах, в разных темпах (тембровые характеристики с сопутствующими пояснениями ребенка – про кого поем; сочинение музыкальных сказок). Затем появляются элементарные мелодические движения вверх и вниз по клавишам подряд или через нотку. Ритмическая структура беспорядочна или используется равномерный ритм. Такие проявления музыкального сочинительства или импровизации характерны для детей в самом начале 4-го жизни (еще мал его музыкальный опыт, не усвоен музыкальный язык, из которого ребенок черпает «строительный материал» во всей его сложности). Важнейший момент. Дети этого возраста с готовностью откликаются на просьбу о сочинении или импровизации. Позже над ребенком начинают давлеть социальные штампы – а как надо играть?, а как Саша сыграл? и т. д.

Транспонирование на первых порах происходит не на базе слуховых ощущений, а на основе ориентировочного анализа: вверх – вниз, близко – далеко. С развитием слуха транспонирование приобретает характер всё более творческого процесса нахождения верно звучащей ноты.

Наконец, подбор. Подбор нетрудных мелодий доступен ребенку при наличии определенного багажа музыкальных впечатлений с опытом их анализа. Ученик должен слышать и дифференцировать движение мелодии, ее интервальный состав (к месту сказать, в 4 года дети лучше слышат широкие интервалы), ладовую окраску. Уместно использовать игру «Музыкальная лесенка» [11], на которой располагают нотки исполняемой песенки. Для тренировки реакции на изменение высоты звука рекомендуются игры «Зайчик», «Соседи», «Бусы» [13]; вопрос-ответ «Ты где?» – «Я здесь», «Ты кто?» – «Я – до» [2].

В 4 года у детей происходит накопление тембровых, темповых, первичных интонационно-ритмических, жанровых впечатлений. Их реализация идет с 5-ти лет и последующие 2-3 года. В 5 лет в импровизациях — ритм, но мелодической основы как таковой в законченном виде нет. Ритмические формулы, как правило, повторяются (простейшие секвенции вверх и вниз; суммирование; иногда возможно различное сочетание несложных ритмов). Постепенно, с возрастом вместе с ритмической структурой проявляется и мелодическая основа. Развивают импровизацию и сочинительство разного рода задания: досочинить, подобрать мелодию к стихам, придумать аккомпанемент и т.д. См.приложение 1.Большой раздел «Сочиняем сами» у Е.Королевой [7]: сочинение по картинкам, на заданные интонации-настроения (сердито, ласково, жалобно, спокойно и т.д.), в басовом ключе, к стихам, мелодизация заданных ритмов.

Параллельно в работу с малышами вводится изучение нотной грамоты, воспитание игровых навыков, игра по нотам. Но это — тема отдельного, серьезного методического разговора.

Данную же работу закончим основными требованиями по структуре урока.

Структура урока. Основные принципы правильного обучения.

На занятии с 4-летним малышом должен общаться не преподаватель, а добрый и понимающий друг. Повторюсь. Необходимо планирование каждого урока с учетом индивидуальности малыша, его темперамента, музыкальной одаренности, способности мыслить и реагировать, степени его утомляемости, его интересов и наклонностей.

Американский детский психолог и врач Глен Доман, исследуя детей от рождения до 6-ти лет, выявил закономерность: чем раньше начинается обучение детей (любому предмету, делу), тем стремительнее оно проходит. Кроме того, он вывел основные принципы этого процесса. Г. Доман не только провел исследования, но и применил их результаты на практике. Основав «Институт развития человеческого потенциала», Г. Доман создал Программы обучения детей для педагогов и родителей, которые вот уже свыше 30 лет удивляют своими показателями.

Упомяну об «Основных принципах правильного обучения», называемых «Золотыми правилами». Бесспорно, они применимы и в нашей системе занятий.

Не бойтесь начинать обучение как можно раньше.

Учите с удовольствием.

Уважайте ребенка и доверяйте ему.

Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

Создайте подходящую атмосферу для обучения.

Источник

Оцените статью