Урок фортепиано для детей 6 лет

Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет. донотнй период
план-конспект на тему

Заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом, введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

Скачать:

Вложение Размер
dubrovskaya_otkrytoe_zanyatie.2015g.docx 40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

Дворец творчества детей и молодежи

имени А.П. Гайдара

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет, донотный период»

педагог Дубровская Т.В.

Педагог: Дубровская Татьяна Владимировна

Обучающийся: Вяткина Катя

Место проведения: 4.18

Дата: 07.04.2015 г. в 19.30

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-6 лет, донотный период»

Цель: — заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом;

— введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

— развитие познавательной активности обучающегося и осмысленного отношения к музыкальному материалу;

— приобретение навыков анализа и краткой характеристики попевок;

— применение теоретического материала на практике.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Основные приемы и методы, используемые на занятии:

— систематичность и последовательность;

— контроль над качеством исполнения.

— фортепиано; — стул и подставки.

Вводная часть: организационный момент

Педагог объявляет тему и задачи занятия.

знакомство с инструментом. Определение пульса в произведениях. Анализ и пение попевок. Подбор попевки на фортепиано по слуху. Двигательная гимнастика и упражнения за фортепиано на постановку руки.

1. Теоретическая часть . Педагог знакомит ученика с фортепиано, клавиатурой, показывает расположение клавиш: «до», «ми», «фа», «си». Педагог играет муз. произведение, а ученик равномерно, ритмично хлопает под музыку. Краткий анализ попевки, которую поет сначала педагог, а затем ученик.

2. Практическая часть. Двигательная гимнастика стоя и сидя за столом. Посадка за инструментом, упражнение на постановку рук. Подбор попевки 2-ым пальцем.

Педагог подводит итоги данного занятия, обращая внимание на удачи и недостатки.

План-конспект проведения занятия

Приветствие. Педагог объявляет тему занятия, цель и ставит задачу перед обучающейся.

— Главное условие успешного развития ученика – точная работа педагога на начальном этапе обучения, то есть всестороннее развитие природных музыкальных данных ребенка, осуществляемое в тесной связи с «постановкой руки».

Каждый урок сочетает в себе

— знакомство с фортепиано, клавиатурой

— развитие слух, ритма , памяти

— гимнастику постановку рук

Перед первым прикосновением к клавишам ребенок должен познакомиться с волшебным инструментом . Мы заглядываем внутрь, ему хочется погладить толстые и тонкие струны, молоточки:

«Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной —

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна

В этом городе видна» .

Я рассказываю ему про «волшебную» педаль и о ее влиянии на звук. Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой. Потом мы вместе находим первый звук-«до» и считаем, сколько раз он повторяется на клавиатуре. Затем находим клавиши «ми», «фа», «си». Знакомясь с регистрами, дети понимают, что на фортепиано можно изобразить не только разных зверей и птиц, но и все инструменты оркестра. Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш и деление клавиатуры на группы -октавы. Вначале знакомим ученика с черными клавишами, это позволяет сразу же включить в работу зрительные, слуховые и осязательные ощущения.

После того как ребенок начал различать зрительно, мы знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы, а затем, закрыв глаза, узнаем их.

Слух поддается развитию и над этим необходимо работать. Тренировать слух можно на самых простых, всем известных упражнениях:

  • сколько звуков ты слышишь?
  • более «тонкие » звуки (высокие) — более «толстые» (низкие).
  • зоопарк (голосам разных животных соответствуют разные регистры).
  • игра в «жмурки» (отгадывание сыгранных учителем звуков).

С первых уроков можно познакомить ребенка с интервалами. И в начале каждого урока мы «подготавливаем ушки к работе». То есть, вначале ребенку объясняется, что два одновременно звучащих звука, называются интервалом. Они бывают разными. И нужно сыграть какие-либо два контрастных интервала, (например: октаву и секунду), внимательно послушать их, давая при этом характеристику: октава — красивый интервал, звуки сливаются, секунда -очень резкий, звуки совсем рядом. Затем ученик, закрыв глаза, должен отгадать, какой звучит интервал. На следующем уроке, если ребенок запомнил эту пару, можно объяснить следующую и т.д.

Такие упражнения способствуют развитию слуха и позволяют ученику отвлечься от игры на инструменте.

Ритм менее податлив для развития. Прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации, расширяет кругозор учеников, активизирует их эмоционально-слуховую сферу, способствует осознанию ритмического своеобразия жанра. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений. Работа над развитием метро — ритмического чувства ребенка начинается уже с первых занятий. Играя музыкальное произведение, я прошу ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его пульс. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами.

Затем я пою ученику любую песенку, например: «Василек» и мы вместе определяем, где долгие, а где короткие звуки и выясняем, что различные их сочетания составляют ритм.

Чтобы запомнить мелодию нужно ее проанализировать: как идут звуки: по ступенькам или скачками, вверх или вниз. После этого попытаться с педагогом эту попевку спеть.

Постановка руки — важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика.

«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата.

  • Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед.
  • Плечи опущены, дыхание ровное и свободное.
  • Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.

Выработке такой осанки помогают различные упражнения:

  • поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
  • размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов.
  • поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их; поднимать слегка согнутые в локтях руки, затем произвольно их опустить.
  • оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
  • описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
  • подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

А.А. Шмидт- Шкловская писала: «Большую роль в работе пианиста играют крупные части рук. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе- так называемая «игра всей рукой от плеча».

Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение –non legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над

упражнениями необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание «слышащих» пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами — одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии.

В целях улучшения слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения:

Смысл состоит в том, что каждый звук берется с той силой звучания, которая получилась в результате затухания предыдущего.

Нужно постоянно обращать внимание ученика, учить его больше слушать, думать, а не играть механически. Упражнения на non legato целесообразнее играть сначала третьим, самым устойчивым пальцем, затем вторым и четвертым. После этого можно подключать к работе пятый и первый пальцы.

После упражнений пытаемся с учеником подобрать по слуху попевку «Василек» 2 пальцем.

Подведение итога занятия (какие результаты были достигнуты, какие нет). Даются рекомендации для последующей работы.

  1. О. Курнавина «О первоначальном музыкальном воспитании»
  2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»

Источник

Урок фортепиано для детей 6 лет

Автор: С. Стародубова
Год: 2016
Издательство: Центр музыкального развития «Камертон»
Страниц: 25
Формат: PDF
Размер: 3,8 МВ
Язык: русский

Музыкально-дидактическая игра «Снеговик» в наглядной игровой форме поможет детям закрепить знание длительностей нот и пауз.

Автор: А. Березняк
Год: 1972
Издательство: Ростовское книжное
Страниц: 136
Формат: PDF
Размер: 4,9 МВ
Язык: русский

Книга «Первые шаги» предназначена для музыкального воспитания детей 7-8 лет. Ее автор — Анна Филипповна Березняк — многие годы своей жизни отдала преподаванию музыки.
В течение своей многолетней работы с детьми А.Ф. Березняк непрерывно искала новые пути начального музыкального воспитания, отрицая старую, механистическую, методику, оторванную от живого музыкального звучания.
Занимаясь с детьми 7-8 лет,— пишет А.Ф. Березняк, — я задумывалась над тем, как сделать интересными для ребят начальные занятия музыкой, чтобы избежать атмосферы скуки, которая может надолго вызвать у ребенка стойкую неприязнь к музыке.
Настоящее пособие является результатом этих педагогических раздумий, основанных на большом практическом опыте и на исследовании лучших достижений в области начального музыкального воспитания, разработанных такими педагогами, как Е.С. Эфрусси, О.В. Солониковой, Н.М. Шереметьевой, П.Ф. Вейса.
Автор считает, что предлагаемое пособие принесет желаемую пользу, если учитель примет во внимание методические указания (помещенные в конце книги), прежде чем приступит к практической работе с ребенком.
Данное пособие выходит пятым изданием, переработанным и дополненным.

Автор: С. Стародубова
Год: 2016
Издательство: Центр музыкального развития «Камертон»
Страниц: 10
Формат: PDF
Размер: 1,2 МВ
Язык: русский

Учебно-игровое пособие «Нотки в картинках» знакомит юных музыкантов с нотами, с нотным станом. Яркие, интересные картинки создают ассоциации, благодаря которым в дальнейшем малышу будет легче освоить игру по нотам.

Автор: С. Стародубова
Год: 2016
Издательство: Центр музыкального развития «Камертон»
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский

Учебно-игровое пособие в стихах и картинках «Нотки малышам» знакомит юных музыкантов с нотами, с клавиатурой фортепиано, с нотным станом.

Автор: М. Халеева
Год: 2004
Издательство: Иваново: ООО ИИТ «А-Гриф»
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 2,4 МВ
Язык: русский

Халеева Марина Валентиновна — преподаватель детской музыкальной школы №5 г. Иванова, закончила Ивановское музыкальное училище и филологический факультет Ивановского государственного университета, публиковалась в областной прессе и за рубежом (Германия).
Новая книга «Остров фальшивых нот и Новогодние приключения Скрипки» в увлекательной форме знакомит детей с миром музыкальных инструментов, учит трудолюбию, доброте, взаимовыручке.

Автор: Н. Кирпичникова, В. Кирпичников
Год: 2010
Издательство: Союз художников
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский

«100 мелодий в звуках и нотах» предназначены для слуховой работы на уроках сольфеджио в музыкальной школе.
Пособие состоит из двух частей. Первая часть представляет собой рабочую тетрадь, содержащую разные типы заданий. Это ритмические диктанты (раздел «Потерянные длительности»), мелодии с пропущенными нотами («Невидимые ноты»), мелодии, у которых отсутствуют мотивы или фразы («Исчезнувшие мотивы и фразы»), переставленные мотивы в мелодии («Мелодия в беспорядке»), наконец, вариации к предложенной теме («Превращения мелодии»). Все задания выполняются учеником по слуху. В Пособии даны методические ориентиры для большей целенаправленности и эффективности слуховой работы.
Надеемся, что приобретенные в процессе работы с Пособием навыки помогут ученику успешнее справляться с письменными слуховыми заданиями, подготовят его к работе с диктантом.

Автор: З. Чернева
Год: 2009
Издательство: —
Страниц: 70
Формат: PDF
Размер: 4,0 МВ
Язык: русский

В настоящее время существует очень много методик и учебных пособий по развитию музыкального слуха. Начинающий педагог часто не может сориентироваться в обилии музыкального материала. Это и разработки уроков А.В. Барабошкиной, «Музыкальный букварь» П.Ф. Вейса, «Методика преподавания сольфеджио» Е.В. Давыдовой, учебники М. Котляревской — Крафт для 1-го класса и подготовительных групп, учебник сольфеджио для 1-го класса Т. Третьяковой для ДМШ (г. Москва), «Сольфеджио XXI века» М. Картавцевой и многие, многие другие. В данной брошюре предпринята попытка обобщения опыта указанных учебных пособий, на основании их созданы поурочные планы по сольфеджио для первого класса детских музыкальных школ. Пособие предназначено для преподавателей ДМШ.

Автор: С. Стародубова
Год: 2016
Издательство: Центр музыкального развития «Камертон»
Страниц: 12
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Музыкально-дидактическая игра «Пингвин» в наглядной игровой форме поможет детям закрепить знание длительностей нот и пауз. Содержит карточки для вырезания.

Автор: К. Португалов
Год: 1974
Издательство: Просвещение
Страниц: 127
Формат: PDF
Размер: 5,8 МВ
Язык: русский

В наше время, когда серьезная музыка в исполнении лучших мастеров стала доступна всем, задача учителя — сделать все, чтобы каждый ребенок сумел овладеть этим богатством в полной мере.
К.П. Португалов десять лет вёл уроки слушания музыки в об­щеобразовательной школе. В популярной, доходчивой форме он раскрывает свой метод приобщения детей к слушанию и пониманию серьезной музыки.

Автор: С. Стародубова
Год: 2016
Издательство: Центр музыкального развития «Камертон»
Страниц: 22
Формат: PDF
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский

Музыкально-дидактическая игра «Енот» в наглядной игровой форме поможет детям познакомиться с делением целого на части и делением длительностей нот.

Автор: Л. Алексеева
Год: 2004
Издательство: МГК им. П.И. Чайковского
Страниц: 60
Формат: PDF
Размер: 3,4 МВ
Язык: русский

В помощь педагогам и родителям. Комплексное пособие по всестороннему и гармоничному развитию музыкальных способностей малышей от 3 до 6 лет. Учебное пособие с музыкальными играми для дошкольного и школьного музыкального образования. Автор книги — кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки Московской государственной консерватории.

Автор: В. Орленин
Год: 1986
Издательство: Алма-Ата: горИУУ
Страниц: 68
Формат: PDF
Размер: 20,4 МВ
Язык: русский

Методическая работа является практическим пособием для преподавателей детских музыкальных школ, руководителей детских хоровых коллективов, учителей музыки общеобразовательных школ.
В первом разделе пособия дается исторический экскурс и наглядно доказывается, что вокальное воспитание поднимает качественный уровень хорового исполнительства.
Второй раздел содержит в себе множество упражнений для работы над постановкой вокальных данных детей. Автор, учитывая, что дети не любят сухой тренировки, предлагает строить вокальное воспитание на небольших попевках, взятых из произведений русских, казахских композиторов, народных песен. Каждое упражнение сопровождается методическими указаниями. Здесь анализируются возможные трудности и пути их преодоления. Автор, обладая большим опытом и знаниями вокальной практики, предостерегает от ошибок при постановке голоса.

Автор: В. Кирюшин
Год: 1992
Издательство: Рудомино
Страниц: 72
Формат: PDF
Размер: 4,4 МВ
Язык: русский

Книга «О длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах» создана для того, чтобы объяснить детям названия и строение основных музыкальных интервалов, дать им эмоциональные характеристики.
В этой книге, как и в других, имеются приложения, где даны вопросы и ответы на них, чтобы родители могли проверить знания, приобретенные детьми в процессе слушания или чтения сказки, а также краткий словарь музыкальных терминов, с помощью которого всегда можно свериться с общепринятой в музыкальной педагогике терминологией. В приложениях также помещены графические рисунки клавиатуры фортепиано, которые помогут объяснить строение каждого интервала, аккорда, лада и прочих «премудростей» музыкального языка.
Тот, кто по той или иной причине не пожелает специально заниматься в будущем со своим ребенком освоением музыкальной грамоты или обучать его в музыкальной школе, может не пользоваться приложением. Основного текста будет достаточно для того, чтобы подсознательно научить каждого ребенка различным «премудростям» музыкального языка.
Если Ваш ребенок поступит затем в детскую музыкальную школу, и он сам и Вы убедитесь, что основной материал, который ему будут объяснять в течение почти всего курса обучения за восемь лет, ему уже знаком.

Автор: Е. Королева
Год: 1994
Издательство: Просвещение
Страниц: 79
Формат: PDF
Размер: 32,1 МВ
Язык: русский

Книга окажет помощь детям, осваивающим основы музыкальной грамоты. Короткие стихи и сказки, картинки, игровые задания и загадки окажут помощь юным музыкантам в освоении основ музыкального языка. Книга содержит также методические рекомендации для взрослых и нотный иллюстративный материал по детскому творчеству.

Автор: О. Семык
Год: 2016
Издательство: Мультимедийное издательство Стрельбицкого
Страниц: 46
Формат: PDF
Размер: 1,7 МВ
Язык: русский

Волшебная сказка, в простой и занимательной форме рассказывающая маленьким детям о музыке и нотной грамоте. Мальчик Серёжа, заснув, попадает в Страну Музыки, куда его перенес волшебник Партитурио, узнав, что Серёжа не любит музыку и не хочет учиться играть на фортепиано. Чтобы вернуться домой, Серёже придется отыскать волшебника в Стране Музыки. В этом путешествии мальчика сопровождает Нотка Ми. Сережу ждет встреча с обитателями Страны Музыки. По пути, между приключениями, Нотка Ми рассказывает Сереже историю о том, как волшебник Партитурио учил ноток играть музыку: расставлял на музыкальной лесенке, придумывал для них нотные линеечки, объяснял, как надо звучать.

Автор: Н. Мицкевич
Год: 2007
Издательство: Кемерово: КемГУКИ
Страниц: 104
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский

Представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Методика обучения игре на народных музыкальных инструментах», освещены вопросы организации процесса обучения, охарактеризованы музыкальные способности и приведены методы их развития, рассмотрены пути определения содержания музыкального произведения.
Пособие может быть использовано студентами музыкальных факультетов вузов культуры и искусств и преподавателями учебных заведений дополнительного образования соответствующего профиля.

Автор: Г. Ларионова
Год: 1995
Издательство: ЛИГА
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ
Язык: русский

В этой сказке в увлекательной форме, в виде путешествия по музыкальному городу «Лад», изложены основные музыкально-теоретические понятия (звукоряд, музыкальные ключи, паузы, понятия длительности, размера, метра, ритма, знаки альтерации, трезвучие. ).
Книга написана талантливым педагогом, имеющим большой опыт преподавания в детской музыкальной школе и дошкольных учреждениях. Издание рассчитано на дошкольников, младших школьников и взрослых.

Автор: Л. Акентьева
Год: 2010
Издательство: Феникс
Страниц: 26
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский

Нотная азбука — это первые шаги в прекрасный мир искусства. Она поможет детям освоить расположение нот на нотном стане, научит писать скрипичный ключ, ноты, будет способствовать развитию творческих способностей. Стихотворный текст сможет ввести ребенка в игровую ситуацию, вызвать интерес и яркую эмоциональную реакцию. Данное издание уникально еще и тем, что является книгой-раскраской. Это намного сильнее заинтересует ребенка изучать нотный стан.

Автор: Н. Кончаловская
Год: 1984
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 9,7 МВ
Язык: русский

Ты, конечно, любишь музыку, мой читатель? Слушаешь ее по радио и телевизору. А ведь каждую мелодию можно записать. И записывают мелодию нотами так, как слова записывают буквами.
Для того, чтобы научиться читать книжки, нужно знать буквы, а для того, чтобы научиться читать музыкальные пьесы, нужно знать ноты. В алфавите тридцать две буквы, а сколько нот в нотной азбуке? Их семь. И с ними ты познакомишься в этой книге. Но не только с нотами, но и с тактами, ключами, паузами, музыкальными знаками и с другими музыкальными понятиями.

Автор: О. Камозина
Год: 2015
Издательство: Эксмо
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 67,6 МВ
Язык: русский

Сольфеджио в сказках — новая книга автора уникальной методики преподавания музыкальной теории, Ольги Пантелеевны Камозиной. Ярко иллюстрированные сказки, карточки и наклейки делают книгу незаменимым помощником для дошкольников, решивших заниматься музыкой, и их родителей. Предлагаем малышам отправиться в путешествие по Музыкальной стране, где все звуки такие разные: весёлые и задумчивые, маленькие и высокие, приятные и не очень, начальники и подчинённые! Только благодаря их разнообразию музыкальный мир такой разноликий и огромный. В этом мире можно слушать музыку и петь песни. Можно играть на любом музыкальном инструменте. Можно подбирать аккомпанемент к любой понравившейся песенке. А можно даже самому сочинять песни.
Для старшего дошкольного возраста.

Источник

Читайте также:  Старинные итальянские арии ноты для
Оцените статью