Урок фортепиано для дошкольников

Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет. донотнй период
план-конспект на тему

Заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом, введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

Скачать:

Вложение Размер
dubrovskaya_otkrytoe_zanyatie.2015g.docx 40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы

Дворец творчества детей и молодежи

имени А.П. Гайдара

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-7 лет, донотный период»

педагог Дубровская Т.В.

Педагог: Дубровская Татьяна Владимировна

Обучающийся: Вяткина Катя

Место проведения: 4.18

Дата: 07.04.2015 г. в 19.30

Тема: «Методика проведения занятия на фортепиано для детей 5-6 лет, донотный период»

Цель: — заинтересовать ребенка на начальном этапе знакомства с инструментом;

— введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной для этого возраста форме.

— развитие познавательной активности обучающегося и осмысленного отношения к музыкальному материалу;

— приобретение навыков анализа и краткой характеристики попевок;

— применение теоретического материала на практике.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Основные приемы и методы, используемые на занятии:

— систематичность и последовательность;

— контроль над качеством исполнения.

— фортепиано; — стул и подставки.

Вводная часть: организационный момент

Педагог объявляет тему и задачи занятия.

знакомство с инструментом. Определение пульса в произведениях. Анализ и пение попевок. Подбор попевки на фортепиано по слуху. Двигательная гимнастика и упражнения за фортепиано на постановку руки.

1. Теоретическая часть . Педагог знакомит ученика с фортепиано, клавиатурой, показывает расположение клавиш: «до», «ми», «фа», «си». Педагог играет муз. произведение, а ученик равномерно, ритмично хлопает под музыку. Краткий анализ попевки, которую поет сначала педагог, а затем ученик.

2. Практическая часть. Двигательная гимнастика стоя и сидя за столом. Посадка за инструментом, упражнение на постановку рук. Подбор попевки 2-ым пальцем.

Педагог подводит итоги данного занятия, обращая внимание на удачи и недостатки.

План-конспект проведения занятия

Приветствие. Педагог объявляет тему занятия, цель и ставит задачу перед обучающейся.

— Главное условие успешного развития ученика – точная работа педагога на начальном этапе обучения, то есть всестороннее развитие природных музыкальных данных ребенка, осуществляемое в тесной связи с «постановкой руки».

Каждый урок сочетает в себе

— знакомство с фортепиано, клавиатурой

— развитие слух, ритма , памяти

— гимнастику постановку рук

Перед первым прикосновением к клавишам ребенок должен познакомиться с волшебным инструментом . Мы заглядываем внутрь, ему хочется погладить толстые и тонкие струны, молоточки:

«Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной —

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна

В этом городе видна» .

Я рассказываю ему про «волшебную» педаль и о ее влиянии на звук. Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой. Потом мы вместе находим первый звук-«до» и считаем, сколько раз он повторяется на клавиатуре. Затем находим клавиши «ми», «фа», «си». Знакомясь с регистрами, дети понимают, что на фортепиано можно изобразить не только разных зверей и птиц, но и все инструменты оркестра. Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш и деление клавиатуры на группы -октавы. Вначале знакомим ученика с черными клавишами, это позволяет сразу же включить в работу зрительные, слуховые и осязательные ощущения.

После того как ребенок начал различать зрительно, мы знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы, а затем, закрыв глаза, узнаем их.

Слух поддается развитию и над этим необходимо работать. Тренировать слух можно на самых простых, всем известных упражнениях:

  • сколько звуков ты слышишь?
  • более «тонкие » звуки (высокие) — более «толстые» (низкие).
  • зоопарк (голосам разных животных соответствуют разные регистры).
  • игра в «жмурки» (отгадывание сыгранных учителем звуков).

С первых уроков можно познакомить ребенка с интервалами. И в начале каждого урока мы «подготавливаем ушки к работе». То есть, вначале ребенку объясняется, что два одновременно звучащих звука, называются интервалом. Они бывают разными. И нужно сыграть какие-либо два контрастных интервала, (например: октаву и секунду), внимательно послушать их, давая при этом характеристику: октава — красивый интервал, звуки сливаются, секунда -очень резкий, звуки совсем рядом. Затем ученик, закрыв глаза, должен отгадать, какой звучит интервал. На следующем уроке, если ребенок запомнил эту пару, можно объяснить следующую и т.д.

Такие упражнения способствуют развитию слуха и позволяют ученику отвлечься от игры на инструменте.

Ритм менее податлив для развития. Прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации, расширяет кругозор учеников, активизирует их эмоционально-слуховую сферу, способствует осознанию ритмического своеобразия жанра. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений. Работа над развитием метро — ритмического чувства ребенка начинается уже с первых занятий. Играя музыкальное произведение, я прошу ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его пульс. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами.

Затем я пою ученику любую песенку, например: «Василек» и мы вместе определяем, где долгие, а где короткие звуки и выясняем, что различные их сочетания составляют ритм.

Чтобы запомнить мелодию нужно ее проанализировать: как идут звуки: по ступенькам или скачками, вверх или вниз. После этого попытаться с педагогом эту попевку спеть.

Постановка руки — важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика.

«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата.

  • Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед.
  • Плечи опущены, дыхание ровное и свободное.
  • Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.

Выработке такой осанки помогают различные упражнения:

  • поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
  • размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов.
  • поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их; поднимать слегка согнутые в локтях руки, затем произвольно их опустить.
  • оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
  • описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
  • подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

А.А. Шмидт- Шкловская писала: «Большую роль в работе пианиста играют крупные части рук. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе- так называемая «игра всей рукой от плеча».

Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение –non legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над

упражнениями необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание «слышащих» пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами — одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии.

В целях улучшения слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения:

Смысл состоит в том, что каждый звук берется с той силой звучания, которая получилась в результате затухания предыдущего.

Нужно постоянно обращать внимание ученика, учить его больше слушать, думать, а не играть механически. Упражнения на non legato целесообразнее играть сначала третьим, самым устойчивым пальцем, затем вторым и четвертым. После этого можно подключать к работе пятый и первый пальцы.

После упражнений пытаемся с учеником подобрать по слуху попевку «Василек» 2 пальцем.

Подведение итога занятия (какие результаты были достигнуты, какие нет). Даются рекомендации для последующей работы.

  1. О. Курнавина «О первоначальном музыкальном воспитании»
  2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»

Источник

Особенности обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста

В настоящее время все большее число родителей с первых дней жизни ребенка занимаются их интеллектуальным и физическим воспитанием. Обучение детей, их общее развитие (чтение, рисование, музыка, физическое развитие, обучение языкам, счету и др.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Мы поговорим об обучении игре на фортепиано 4-х, 5-ти, 6-тилетних детей.

Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует отдельных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Дети этой возрастной группы очень любознательны, непосредственны, искренни и доверчивы, они отлично впитывают все новое и интересное.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obucheniya_igre_na_fortepiano_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 50.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств имени С.А. Кусевицкого»

города Вышний Волочек

преподавателя Сверчковой Светланы Евгеньевны

Особенности обучения игре на фортепиано

детей дошкольного возраста

В настоящее время все большее число родителей с первых дней жизни ребенка занимаются их интеллектуальным и физическим воспитанием. Обучение детей, их общее развитие (чтение, рисование, музыка, физическое развитие, обучение языкам, счету и др.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Мы поговорим об обучении игре на фортепиано 4-х, 5-ти, 6-тилетних детей.
В детские школы искусств и музыкальные школы принимают детей 4-х, 5-ти, 6-ти лет без конкурсного отбора. В основном, родители этих малышей хотят раскрыть способности ребёнка, развить их, пока дети не пошли в общеобразовательную школу. Очень часто ребенок, не сумевший на приеме в музыкальную школу прохлопать элементарный ритм или спеть знакомую простую песенку, в результате годовых занятий достигает больших успехов.

Так, замечательный педагог-музыкант Т.Юдовина-Гальперина указывала на следующие необходимые качества при приеме детей в музыкальную школу:

1.Умение ребенка свободно и глубоко дышать (способность преодоления волнения и музыкальное дыхание);

2. Психологическая совместимость педагога и ученика (обязательная симпатия друг к другу);

3. Заинтересованность родителей в музыкальном развитии своего ребенка;

4. Отсутствие зажатости.

Остальные составляющие, как-то: ритм, слух, музыкальная память – развиваемы.

Изначальная музыкальная одаренность детей 4-х, 5-ти и 6-ти лет не предполагает таких же отличных результатов в будущем. Основные результаты определяются умственным развитием, интеллектуальным потенциалом, работоспособностью, и, порой, самое главное на первом этапе обучения детей, — заинтересованностью родителей в музыкальном развитии своего ребенка. С уверенностью можно сказать, что музыкальные способности развиваются и совершенствуются при обязательном активном развитии умственных способностей.

Начав занятия с детьми четырех — шести лет мы наблюдаем, что эти учащиеся, как правило, впоследствии опережают своих сверстников в музыкально-эстетическом развитии, умении концентрировать внимание на главном; они более эмоциональны и лучше адаптированы к сцене, так как имеют большую исполнительскую практику.

На занятиях с 4-5-6-летним малышом преподаватель должен стать добрым и понимающим другом. Необходимо планирование каждого урока с учетом индивидуальности малыша, его темперамента, музыкальной одаренности, способности мыслить и реагировать, степени его утомляемости, его интересов и наклонностей.
Американский детский психолог и врач Глен Доман, исследуя детей от рождения до 6-ти лет, выявил закономерность: чем раньше начинается обучение детей (любому предмету, делу), тем стремительнее оно проходит. Кроме того, он вывел основные принципы этого процесса. Г. Доман не только провел исследования, но и применил их результаты на практике. Основав «Институт развития человеческого потенциала», Г. Доман создал программы обучения детей для педагогов и родителей, которые вот уже свыше 30 лет удивляют своими показателями.

«Основные принципы правильного обучения»,

называемые «Золотыми правилами»

Бесспорно, они применимы и в нашей системе занятий.

  1. Не бойтесь начинать обучение как можно раньше.
  2. Учите с удовольствием.
  3. Уважайте ребенка и доверяйте ему.
  4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
  5. Создайте подходящую атмосферу для обучения.
  6. Останавливайтесь прежде, чем ребенок этого захочет.
  7. Чаще вводите новый материал.
  8. Будьте организованны и последовательны.
  9. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

Помните об основном законе: «Если вам и ребенку не интересно – прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-то не так».

Полюбят ли дети уроки игры на фортепиано, станут ли они для них дорогой в мир звуков, зависит от профессиональной подготовки педагога, от его умения создать благоприятную, радостную атмосферу на уроке, от его заинтересованности, знания детской психологии и физиологии.

Имея большой опыт работы с детьми дошкольного возраста в классе фортепиано, остановлюсь на некоторых аспектах работы с начинающими пианистами.

Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует отдельных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Дети этой возрастной группы очень любознательны, непосредственны, искренни и доверчивы, они отлично впитывают все новое и интересное, но, как правило, не могут долго заниматься одним и тем же делом.
Необходимо знать, что у детей 3-5 лет сначала происходит интенсивное развитие чувства ритма. И только потом развивается мелодический, музыкальный слух.
Развитие непосредственно музыкального слуха имеет свои этапы. Сначала у детей проявляется способность узнавать песенку (мелодию), затем — умение услышать ее видоизменения. Потом дети ощущают тонику и ладовую окраску, далее – дифференцируют звуковысотные звучания и, наконец, могут воспроизвести мелодию голосом, а на основе пения и подбирают мелодию по слуху, играя ее на инструменте. Таким образом, развитие музыкального слуха процесс многоэтапный, многоступенчатый.
И, наконец, музыкальная память зависит от степени развития музыкальных данных – ритма, слуха. Музыкальная память включает в себя процессы распознавания, затем воспроизведения мелодии. Дети примерно одного уровня музыкально – ритмического развития заметно отличаются друг от друга по скорости и прочности запоминания музыкального материала. Одной и основной из составляющих музыкальной памяти являются индивидуальные способности обычной памяти каждого ребенка.

Возрастные этапы в обучении ребёнка

Обучая ребенка 4-х, 5-ти лет, надо всегда помнить о его образном восприятии, фантазии. А.Артоболевская говорила: «Больше сказки, больше фантазии в музыке». Внимание 4-хлетнего ребенка можно удержать 20-25 минут при условии постоянной смены видов деятельности. Поэтому необходимо разделить урок на два полноценных занятия по 20-25 минут. При этом решаются и задача неутомительного обучения, и задача частых встреч с преподавателем, что помогает малышу сохранять в памяти новый материал.
Обязательно на уроках с маленькими учениками, особенно на первых порах, следует следить за настроением ребёнка, не торопить, не требовать излишней точности и качества. Оценка за работу данной категории учеников должна быть только положительной.
Продемонстрировать успехи маленьких пианистов преподаватель может на Классном концерте для родителей. Выступление ребенка на таком мероприятии с любым номером обогащает его опытом игры на сцене, умением организовать себя и продемонстрировать все полученные навыки.
У ребенка возраста до 6-ти лет идет период интенсивного накопления знаний, впитывания информации зрительным, слуховым, тактильным, двигательным путем. В 6 лет наступает «период мудрости» — логического осмысления, умозаключения.

Основные направления работы с «подготовишками»

Донотный период и ансамблевое музицирование на занятиях с детьми этого возраста составляют значительную часть занятий в году. Но это не исключает изучения нотной грамоты, постепенного воспитания игровых навыков, игру по нотам.
Таким образом, основные направления работы с «подготовишками»:

2.Знакомство с инструментом, изучение клавиатуры.

3.Посадка, организация игровых движений.

4.Подбор по слуху, транспонирование, сочинительство.

5.Освоение простейших ритмических формул. Аппликатурная дисциплина. 6.Изучение нотной записи, воспитание навыков игры по нотам и навыков выразительного исполнения.

7.Развитие игровых навыков.

Цель слушания музыки – воспитание музыкальной памяти и музыкального вкуса ребенка, опираясь на которые он разовьет свои музыкально-слуховые способности.

Лев Аронович Баренбойм писал: «…началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха».

Расширяет музыкальный кругозор, активизирует эмоционально-слуховое восприятие учащихся прослушивание на уроках в исполнении преподавателя программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации. При прослушивании этих пьес дети могут маршировать, танцевать или хлопать в ладоши в такт звучащей музыке. Такие задания способствуют также развитию ритмических навыков учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений.

Движения разного рода — ходьба на пальчиках, пятках, прыжки, вращения, движения рук, «образные картинки» — скачут мячики, ходят мишки, качают куклу и др. помогают раскрыть характер музыкального произведения и развить координацию ребенка. Учитывая непоседливость маленьких учеников, сложность длительного сидения за инструментом на уроке (пусть даже 20-25 минут), необходимо разнообразить урок, ввести элемент здоровье сберегающих технологий.

Большую помощь при проведении уроков с детьми-дошколятами помогают сборники С. Альтерман « 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет».

Всем детям присуще образное мышление. Они с большим удовольствием рисуют картинки-образы на звучащую музыку. Для исполнения можно использовать не только ноты таких композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, Р.Шуман, и др., но и обращаться к произведениям современных авторов, например, к Р.Петерсону, М.Шмитцу, А.Билашу, А.Лепину, В.Коровицыну, И.Парфенову, О.Геталовой.

Подобный метод работы ведет к формированию навыков аналитического слушания, приучая детей сначала к ладовым, а затем и тональным сопоставлениям.

В своей педагогической практике я часто использую прием повторения ритмического рисунка ребёнком. На первых уроках это могут быть самые простые ритмические рисунки, их следует несколько раз прохлопать или простучать, а можно и проиграть на инструменте. Разнообразие ритмических рисунков не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся, В ритмических сочетаниях мжно услышать и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц. Желательно эти “рисунки” затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины).

Ребенок 4-х лет не всегда может выразить в словах то, что он чувствует, слышит в музыке (мал словарный запас, невысок уровень умения связного, последовательного рассказа). В этом ему помогут картинки, среди которых он выбирает подходящую для раскрытия содержания и настроения услышанного произведения.
Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре.

Благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания учащихся на начальном этапе обучения является игра в ансамбле с преподавателем. Совместное творчество не только приводит к ритмической устойчивости ученика и развитию тембрового слуха, но и вызывает интерес, эмоциональный отклик, будит воображение, активизирует процессы запоминания. Большой выбор песенного материала – в сборнике «Музыкальная грамота» М. Вырыпаевой.

Слушать музыку с ребенком нужно постоянно. Постепенно его чувство музыкального восприятия обостряется, воспитывается эстетический вкус.

Знакомство с клавиатурой

Рассказывая 4-хлетнему ребенку об инструменте, клавиатуре, звуках, регистрах и т.д., необходимо апеллировать не к его логике, а к его фантазии, образному мышлению. Дети 4-х, иногда 5-ти лет, часто не знают цифр, не знают названия сторон – право-лево. Пытаемся объяснить на понятном детском языке: в верхнем регистре — высоко летают птицы, мухи, комарики – у них тонкие голоса; в нижнем регистре — низкие голоса — большой бегемот. слон, медведь; средний регистр – лисица, белка, заяц и т.д.
У Е.Королевой можно позаимствовать определение низких октав: субконтроктава – слон, контроктава – слоненок, большая – медведь, малая – медвежонок.
Ноты (названия клавиш) можно выучить с помощью стихотворения:

«До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси,

До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре.»

Очень полезно сделать карточки с нарисованными нотками, а с обратной стороны нарисовать картинки, которые начинаются с тех же слогов, что и ноты. Например, нота «ми» — мишка, нота «до» — домик и т.д.

Параллельно с изучением можно группировать и записывать нотки на карточках в легкие маленькие песенки без линеек, но с соблюдением звуковысотности. Ребенок с желанием осваивает этот метод чтения с листа.
После изучения очередной пары нот рекомендуется проигрывать из них песенку.
Для объяснения механизма звукоизвлечения нужно открыть инструмент, показать и рассказать его устройство, сопроводив все каким-либо подходящим стихотворением (например, «Миньон» О.Мандельштама).

Осип Мандельштам «Миньон»

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной —

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца.

Всюду мягкие суконца.

Что ни улица — струна

В этом городе видна.

У малышей возникают вопросы: «А почему струнки толстые и тонкие, длинные и короткие? Почему три струны вместе?». На каждый вопрос надо ответить, показать им, как звучат толстые струны, тонкие струны, какой получается звук.

На первых уроках можно поиграть на фортепиано с открытой механикой — это будет очень интересно и полезно малышу.

Посадка за инструментом. Организация игровых движений.

Главная задача в организации игровых движений юного пианиста – это свобода всего аппарата, опора из спины, удобство движений всей руки. Каждый ребенок имеет свои анатомо-физиологические характеристики. Поэтому положение руки на клавиатуре может быть различным. А.Шмидт-Шкловская предлагает находить опору кисти в середине ладони, упругом своде, который способен выдержать любую нагрузку. Другие видят опору в верхних фаланговых косточках. Кому-то удобно высоко сидеть, чтобы кисть и запястье продолжали прямую линию от локтя по нисходящей линии. Ещё мнение – сажать ребенка так, чтобы запястье находилось на уровне клавиатуры. А некоторые советуют располагать кисть с запястьем ниже клавиатуры. В любом случае, удобство положения кисти определяется путем наблюдения за руками ученика.
Опору в ножках ребенку поможет упражнение «Радуга»: широкая амплитуда движений рук, разброс рук по клавиатуре заставляет его наклониться вперед и перенести упор на ноги. Для объяснения механизма «погружения» в клавишу можно нарисовать на подушечках пальчиков личики человечков – подушечки «оживают», струнки – клавиши «поют» как человечки. Человечки летают по клавиатуре на парашютах (кисть – купол). Можно «позвать» бабочек или стрекоз (ладошки), порхающих и летающих по клавиатуре, либо изобразить взмахи крылом прекрасного лебедя. Или обратиться к фантазии ребенка — его варианты бывают точны и оригинальны.
Предварительная подготовка к звукоизвлечению – это многочисленные упражнения. Прекрасные упражнения из сборника С. Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет».Упражнения на подвижность 1-го пальца: «щелчки пальчиками» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, сдавливать ими же резиновый шарик, «полетать» по клавиатуре двойными нотами (1-й палец – белая клавиша, другой – черная); на развитие активности пальцев: хватать и бросать мячик, платочек, мять «лизун»,«Крабик», «Паучок»; на кистевые движения: «Помашем маме», «Стирка» «Дирижер», «Колобок»; на крупные мышцы: «Петрушка», «Мельница»; на чувство опоры в ладошке, затем в пальцах: «Слон», «Кошка» (С.Альтерман, Т.Бродская). Очень полезна дыхательная гимнастика — помогает побороть любое волнение на сцене.
Одновременно на уроках с малышами вводится изучение нотной грамоты, воспитание игровых навыков, игра по нотам.

Изучение нотной грамоты

Запись нот, их длительность, паузы, размер желательно начинать с загадок и игр, стишков и псенок, что повышает интерес детей к занятиям, способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала.

Стимулируют творческую увлеченность учащихся на начальном этапе обучения задания, связанные с метризацией слов, подтекстовкой, а в дальнейшем и декламацией, что помогает проводить параллель между словесной и музыкальной речью, а исполнение становится более ярким, выразительным и эмоциональным. Благодаря умело подобранному педагогом четверостишью ускоряется процесс запоминания, решаются проблемы метроритмической устойчивости учащихся и развития их моторно-двигательного аппарата, воспитывается «чувство фразы» в играемой мелодии.

С первых же уроков следует вести целенаправленную работу по развитию музыкального слуха (звуковысотного, ладового, тембрового, динамического) и музыкальной памяти. Развитию слуха поможет чистое, выразительное интонирование учеником сначала отдельных звуков, а затем простейших детских песенок, подбирание их по слуху и транспонирование в одну-две тональности.

Хороших результатов можно добиться с помощью регулярных заданий: педагог начинает петь (играть) уже знакомую учащемуся песенку, а тот ее продолжает, далее ученик и педагог поют (играют) мелодию по очереди.

Формированию навыков аналитической работы, подготовке к сольфеджированию, способствуют задания на отгадывание на слух количества звуков в незнакомой песенке, умение проследить направление звуков (вверх, вниз), определить их движение (поступенное, скачкообразное и т.д.).

Во время исполнения преподавателем пьес, для развития слуха ребёнка, полезно подбирать материал для иллюстрации с четкой ритмической структурой. Заинтересовать учащегося, удержать его внимание, внести в задания элемент творчества можно, если при выполнении этих заданий ученик будет отсчитывает ритм звучащей музыки с помощью любого детского музыкального инструмента (детский бубен, маракасы, треугольники), даже просто хлопая в ладоши.

По мере овладения учащимися первоначальными навыками игры на фортепиано и накопления мелодических слуховых и музыкально-ритмических впечатлений, дальнейшее воспитание слуха, ритма и музыкальной памяти проводится уже на материале изучаемых пьес из сборников, например “Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких” Е.Туркиной (1998), “Нотная грамота в играх, задачах и картинках” Е.В.Мстиславской (2002), “В музыку с радостью” О.Геталовой, И.Визной (2006), “Школа игры на фортепиано” Б.Поливода, В.Сластененко (2006).

Задача педагога — тщательно подходить к выбору программы, ориентируясь на психофизические особенности каждого учащегося. Даже самая маленькая и “простая” пьеска должна служить не только определенной, четко поставленной цели, но и заинтересовать ребенка, увлечь его, пробудить фантазию и желание к творческому процессу разучивания.

Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины. Сам урок желательно начинать с гимнастики шеи, спины и рук.

Следует отметить, что все предлагаемые педагогом игровые упражнения должны быть доступны и интересны детям. Особенно благотворно влияет на независимость и свободу аппарата начинающих музыкантов игра несложных попевок и песенок поочередно каждой рукой. Такая игра способствует еще и одновременному развитию обеих рук. Правильная и грамотная организация игровых движений на начальном этапе обучения поможет в дальнейшем избежать зажатости рук, скованности игрового аппарата.

Наряду с традиционными формами и методами преподавания, в настоящее время появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. Однако каждый педагог идет своим путем, обогащая и совершенствуя методы свой работы для решения задач, направленных на развитие триады ведущих музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся.

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Изд. «Советский композитор». 1986г. Москва.
  2. Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» I т. Изд. «Композитор». 2003г. С-Петербург.
  3. Барсукова С. «Пора играть, малыш!». Изд. «Феникс». 2004г. Ростов-на-Дону.
  4. Вырыпаева М. «Музыкальная грамота». Москва.
  5. Герман Т. «Первые нотки». Изд. «Феникс» 2001г. Ростов-на-Дону.
  6. Глен Доман. «Как воспитать гения». Изд. «Аквариум». Москва.1998г.1, 2т.
  7. Королева Е. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Изд. «Владос». 2001г. Москва.
  8. Королькова И. «Крохе-музыканту». Изд. «Феникс».2005г. Ростов-на-Дону.
  9. Перунова Н. «Музыкальная азбука». Изд. 1990г. Ленинград.
  10. Савинкова О., Полякова Т.. «Раннее музыкально — ритмическое развитие детей». Изд.2003г. Москва.
  11. Шмидт-Шкловская А.. «О воспитании пианистических навыков». Изд. «Музыка». Ленинград 1985г.
  12. Юдовина-Гальперина Т. « За роялем без слез или я — детский педагог». Изд.2000г. С-Петербург.

Стихи для детей начального этапа обучения игре на фортепиано

Что такое? Что случилось?
Вот так чудо приключилось.
Наша кошка, наша Мурка,
С фортепиано подружилась.
Мурка по клавишам мягко ступает,
А фортепиано ей отвечает.
Если лапки направо идут,
Клавиши ласково, нежно поют,
А повернет левее.
Песня у них грубее.
И как ей это удается?
А кошка как будто смеется.
И вдруг: «Мур — мур — мур, я секрет покажу,
Мяу — мяу все тебе расскажу.
Иду не спеша я по белой дорожке
И каждую клавишу чувствую ножкой.
Слушай! Слева медведи сидят,
Они не спят и басом гудят.
Уйдем отсюда скорее и повернем правее.
Здесь слушаем птенчиков голосок!
Звук нежный, приятный. Уж очень высок.
Остановлюсь-ка посерединке,
Лягу на клавиши, как на перинку.
И буду слушать, мяу — мяу,
Голос ласковый, как у меня — у .»

В домике нотном семья обитает:
Дом убирает и охраняет,
На речке весь день пропадает,
Миндаль в саду собирает.
Фасолью фасад украшает,
Солью с хлебом знакомых встречает,
Гуляет всегда на поляне,
Сидит целый день на диване.
В домике весело нотам живется —
Видно, не зря он октавой зовется.

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота ДО ?

-Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Нота Ре, где живёшь, где ты песенки поёшь?

-Отгадать сумей-ка, под первою линейкой.

Смотри и запомни —

я не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь!
Между 1ой и 2ой

Фа глядит в окошечко,

Между 1ой и 2ой тесно ей немножечко.

На второй линейке-

Соль с нотой Фа встречается,

если скажешь Фа и Соль-

«А вы меня заметили?-

спросила нота Ля.

Между 2ой и 3ей

пою я песни детям

ля, ля, ля, ля, ля, ля!»

На линейке 3ей Си ,

на самой серединке,

споет, когда ни попроси-

Так звонко, без запинки.

Под 4й, выше 3ей,

ноту До опять мы встретим-

До вверху, До внизу-

Мы споем До и До —

Получается октава (Френкель)

Колючий диез похож на решётку,

Он повышает каждую нотку.

Вот бемоль. Он свой живот

Впереди себя несёт.

Ноту он не уважает-

На полтона понижает.

Караул! Кошмар! Кошмар!

Вот идет значок бекар!

Отнимает он все знаки-

Как-бы не случилось драки!

«Ноты, быстро по местам!»-

Раздается тут и там.

«Прекращаю все движенья-

Всех на место отправляю!»

Малышам о соотношении длительностей:

В День Рождения енот

Получил огромный торт. (целая нота)

Съесть один его хотел,

Но немного не успел.

Слышит в двери: «Тук-тук-тук!»-

Прибежал к нему барсук . (половинные)

И пришлось тогда друзьям

Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки-

В дверь стучат соседки-белки. (четверти)

На четыре части торт

Делит для гостей енот.

Кто ещё стучится в дверь? –

Эй, барсук, пойди, проверь! (восьмушки)

Заяц, волк, лиса и ёжик

Торт хотят отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? –

Восемь! Всех гостей к столу мы просим!

*****
Чтобы нотки зазвучали

Нужен нотам свой начальник.

Познакомьтесь — ключ скрипичный —

Командир для нот отличный!

Днем и ночью неустанно

Он стоит в начале стана

И всем нотам говорит:»

Путь для музыки открыт!»

Вот еще один значок

Как горбатый старичок.

Это тоже предводитель,

Низких нот руководитель.

Знак серьезный и суровый,

Его имя-ключ басовый.

И ему, ребята, дан

Свой отдельный нотный стан.

******
До-это до мик во дворе,

А это ре пка, нотка РЕ.

Ми-бурый ми шка косолапый

Сосёт в берлоге сладко лапу.

Фа-будто у машины фа ра.

Соль- сол нце в синем небе встало.

А вместо ноток ФА и Соль-

Стручок по имени ФаСоль.

Ля -у реки поет ля гушка

Ей вторят в камышах подружки.

Си -си не-желтая си ница-

Красивая лесная птица.

Ноты в домике живут,

Нотным станом дом зовут.

Ноты сели дружно в ряд,

******
Осип Мандельштам «МИНЬОН» (при знакомстве с фортепиано)

Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной-

Молотки стоят горой.

блещут струны жаром солнца, всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна в этом городе видна.

1) Одинокая нотка искала

Где свои применить таланты.

Раз от раза она отвергала

2) Скрип дверной и гудок паровоза,

Стук дождя по оконной раме-

Удивительно серая проза

Среди всех, проживающих в гамме.

3) Не нашла удовольствия в крике

В тихом шёпоте еле слышном.

Каждый раз оставалась безликой,

А мечталось о чём-то свыше.

4) Замолчала в обиде горькой

И прибилась к таким же собратьям.

Те, стараясь её успокоить,

Добродушно раскрыли объятья.

5) Стали вместе, потом каноном,

Интервалы меняя плакать;

Неожиданно в общих стонах

Слёзы музыки стали капать.

6) Зарождалась мелодия в звуках,

Обрастала гармонией, ритмом.

Сам Всевышний проникся к мукам,

Снизошёл к одиноким молитвам.

7) Перестала бояться нотка,

Не стесняясь, звучала повсюду,

Утешением стала и счастьем,

Приобщилась к великому чуду.

Нотка До упряма очень
И с другими жить не хочет.
Не забудьте вы о том,
У неё отдельный дом!

Нотку Фа спросили дети:
«Где ты будешь жить, на третьей?»
«Нет!», — ответил наш герой,
«Между первой и второй!»

Где же нотка Соль живёт?
Где танцует? Где поёт?
Не в клетке канарейки,
А на второй линейке!

Ля красива и умна,
Целый день поёт она!
Нравится сидеть ей
Под линейкой третьей!

Нотка Си не любит ныть:
«Я хочу на третьей жить!»
Сидит там и поныне —
На самой середине!

Посмотрите как красиво
Мы под музыку идём,
Эти нотки ЧЕТВЕРТНЫМИ,
ЧЕТВЕРТНЫМИ мы зовём.

Нотки Восьмые ВЕСЁЛЫЕ тут
Нас побегать, попрыгать быстрее зовут!

Медленно идёт старушка
С деревянною клюкой.
Половинной как старушке
Нужен отдых и покой.

Черепаха еле-еле
Продвигается вперёд,
Ноту целую в портфеле
на спине своей везёт.

Снова Музыка польётся

То замрёт. То понесётся,
То пойдёт, то побежит!

Источник

Оцените статью