«Донотный» период обучения в классе фортепиано. Постановочные упражнения.
методическая разработка по музыке
Методическая разработка «Донотный период обучения в классе фортепиано. Постановочные упражнения» освещает вопросы: гимнастики для осовобождения игрового аппарата, упражнения для развития гибкости и самостоятельности пальцев, начальные упражнения за инструментом, направленные на формирование правильного положения игрового аппарата, основных исполнительских штрихов. Упражнения представлены в игровой форме, способствующей лучшей усвояемости и восприятию материала в ранний период обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №235 с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического предметов им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича
____________________ Т.В. Стаховский
Методическая разработка открытого урока
Калентьева Наталья Вадимовна
«Донотный» период обучения в классе фортепиано. Постановочные упражнения.
Дата проведения урока: 10.04.2018 г.
Место проведения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №235 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического предметов им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Формирование и развитие пианистических навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
- Обучение начальным приёмам игры на фортепиано.
- Формирование начальных исполнительских навыков.
- Формирования последовательности в воспитании пианистических приемов и навыков.
- Создание интереса к музыкальным занятиям путем развития связи между приемами игры, начальными упражнениями и игровой, образной формой подачи материала.
Возраст детей: 7 лет.
План урока:
- Слушание музыки, беседа о музыке. 5 минут
- Упражнения на освобождение и развитие игрового аппарата вне инструмента: 5 минут.
- Упражнения, направленные на развитие свободы и независимости пальцев: 5 минут.
- Правила посадки за инструментом: 2 минуты.
- Постановка руки: упражнения за инструментом, направленные на овладение приема нон легато: 5 минут.
- Упражнения на постановку первого пальца. 3 минуты.
- Использование отработанных приемов и навыков в пьесах: исполнение и отработка пьес на прием нон легато: 10 минут.
- Ритмо-интонационные упражнения. Начальный этап освоения штриха легато. 5 минут
Основной целью начального «донотного» периода обучения является накопление первоначального практического опыта исполнения на инструменте, эмоциональное раскрытие потенциала будущего музыканта через обретение и реализацию музыкальных впечатлений, погружение в мир музыкальных образов и настроений. В «донотном» периоде, как писала замечательный педагог и музыкант А.Д. Артоболевская в своем учебном пособии «Первая встреча с музыкой», начинается “лепка рук”. «Лепку» рук ребенка я начинаю с первой минуты занятий и считаю, что педагог не может без этого обходиться». Задачей педагога является поиск для каждого ученика индивидуального пути раскрытия возможностей постановочного аппарата, так как особенности анатомического строения ребенка обладают неповторимыми чертами в каждом отдельном случае и возникает необходимость решения проблемы индивидуальной приспособляемости к инструменту, поиск удобных ощущений, свободного и естественного движения, отсутствия напряжения и всего организма во время исполнительского процесса. Неоценимую помощь в развитии начальных постановочных навыков может оказать специальная гимнастика для различных групп мышц, подробно представленная в работе А.Д. Артоболевской. В настоящей работе даются ряд дополнительных упражнений, широко используемых автором в практике работы с учащимися в начальный период. Гимнастика способствует снятию природной зажатости, которая довольно часто присутствует у начинающих занятия в классе фортепиано детей.
1. Слушание музыки, беседа о музыке.
В начале урока, прежде чем приступить к непосредственному обучению, необходимо научить ребенка слушать, переживать музыку, привить навыки восприятия , дать представления об основных музыкальных жанрах: песня, танец, марш. Для этого в начале урока в исполнении педагога звучат короткие, яркие и образные пьесы, позволяющие заинтересовать ученика эмоционально, пробудить интерес к исполнительскому искусству и приступить к изучению и осознанию средств музыкальной выразительности: лад, ритм, фактура, штрихи. Богатый материал представлен в классическом детском репертуаре: П.И. Чайковский «Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества», Д.Д. Шостакович «Детская тетрадь», Г.В. Свиридов «Альбом пьес для детей», С.С. Прокофьев «Детская музыка», в «Детский альбом» У. Гиллока.
2. Упражнения на освобождение и развитие игрового аппарата вне инструмента . В начале урока необходимы упражнения, задача которых – освободить учащихся от часто распространенной природной скованности, создать и закрепить правильную осанку, правильное взаимодействие различных частей игрового аппарата. Гимнастика вносит в урок игровой элемент, столь необходимый для успешных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, создает элемент непосредственности и увлеченности, снимает возможное психологическое напряжение, особенно на самых первых уроках. Чередование видов деятельности – гимнастика, упражнения для пальцев, упражнения за инструментом – очень эффективно, так как переключение способствует меньшей утомляемости юного музыканта, создает предпосылки для усвоения б о льшего по объему материала. Разумеется, гимнастика, как и все разнообразные виды упражнений, преподносится в игровой форме, увлекающей ребенка в мир сказки и фантазии! И здесь нельзя не вспомнить слова из замечательного пособия А.Д. Артоболевской: «Начиная занятия с самыми маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться утомительным и скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. Больше сказки, больше фантазии! Не уставая, будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, «колдовать» вокруг музыки» [1] . В настоящей работе автор представляет ряд упражнений, используемых в индивидуальной педагогической практике помимо упражнений, подробно изложенных в замечательных книгах выдающихся музыкантов – А.А. Шмидт-Шкловской [2] , А.Д. Артоболевской [3] , М. Ковалевской [4] Представленные упражнения позволят будущему юному музыканту ощутить свободу своих рук, всего игрового аппарата в целом, обрести пластику и свободу движений.
“Деревянный человечек”. Упражнение позволит освободить целую группу мышц: плечевого пояса, шеи, рук. Педагог предлагает вспомнить известную сказку о Буратино и поиграть в этого сказочного героя: попробуем представить его движения, сначала превратимся в Буратино, а потом обратно в живого мальчика (девочку). Руки следует поднять вверх и напрячь, изображая деревянного человечка. Затем начинается последовательное освобождение и расслабление частей рук: пальцы, кисти, руки до локтей, после чего вся рука падает вниз. Руки после освобождения необходимо ощутить как свободные и тяжелые, без напряжения. Упражнение позволяет акцентировать внимание ребенка на частях руках, способствует развитию координации движений, владением разными группами мышц.
“Руки-крылышки или птица”. Упражнение развивает целую группу мышц: спины, груди, плечевого пояса, способствует укреплению плечевых суставов и позволяют в будущем удерживать руки во время исполнения в высокой позиции на должном уровне, не опускать локтевую часть ниже уровня клавиатуры. Упражнение помогает выработать правильную осанку, а также способствует формированию пластичности движений руки во время исполнения.
“Художник пишет картину” Упражнение выполняется у стены. Кончиками пальцев ребенку предлагается «нарисовать» на стене цифру 8. Важно не отрывать кисть, кончики пальцев от «рисунка», непрерывность плавного движения позволит полнее и глубже почувствовать свободное движение в запястье.
“Восходящее солнце” , Упражнение направлено на целостное ощущение всего игрового аппарата: корпуса, плечевого пояса, локтя, кисти до кончиков пальцев. В воздухе предлагается «нарисовать» постепенно восходящее солнышко – вот оно только показалось (рисуем полусферу), вот оно уже выглянуло наполовину и т.д. Постепенно «солнышко восходит» и превращается в круг. В воздухе ребенок рисует плавные округлые линии всеми пальцами поочередно левой и правой рукой.
3. Упражнения, направленные на развитие свободы и независимости пальцев.
Упражнение «Кошечка спит, кошечка проснулась, потянулась» . направлено на растяжение мышц кисти, выработку пластики кисти, выработку ощущения «кончика пальца». Игровая форма и образные ассоциации будут способствовать эффективности исполнения этого упражнения. Педагог предлагает вспомнить ребенку его знакомую кошку и попытаться превратиться в нее, изобразить ее движения. Кисти рук следует спокойно положить на твердую поверхность, почувствовать легкую опору на подушечки полусогнутых пальцев, ощутить свободу и мягкость руки, ставшей на время лапкой знакомой спящей кошки. Основная часть упражнения: кошечка просыпается и потягивается и начинает выпускать свои коготки. Пальцы постепенно принимают веерообразное положение, с усилием скользя по твердой поверхности. Важно, что во время скольжения и раскрытия кисти мышцы руки из расслабленного «спящего» состояния приходят в состояния активного тонуса, напряжения, затем принимая вновь первоначальное расслабленное состояние – кошечка засыпает.
«К нам гости пришли, дорогие пришли». Упражнение, направленное на развитие ощущения «кончиков пальцев», развитие независимости и самостоятельности движения всех пальцев. Упражнение дается в игровой форме. Большой палец изображает «Хозяина» дома, остальные пальцы – приглашенных на праздник «Гостей». В первой части упражнения «Гости» здороваются с хозяином: все пальцы по очереди плотно соприкасаются с первым пальцем («Хозяином») подушечками, «здороваются». Вторая часть упражнения изображает уход «Гостей», которые, прощаясь, кланяются «Хозяину» до полу. Каждый палец необходимо согнуть таким образом, чтобы прикоснуться подушечкой к внутренней стороне ладони – к полу.
«Я на солнышке лежу» Упражнение в занимательной игровой форме знакомит ребенка с цифровым обозначением каждого пальца – 1,2,3,4,5. Руку следует положить на твердую поверхность. Пальцы изображают Черепаху из известного мультфильма, которая, поднимая голову, здоровается со своим другом Львенком, нежась на солнышке. Пальцы следует поднимать по очереди вверх, как можно выше, сохраняя выпрямленное положение (Черепаха здоровается со Львенком). Помимо поднимающегося пальца все остальные следует плотно прижать к твердой поверхности. Возможно выполнение данного упражнения одновременно двумя руками вместе с одновременным поднятием параллельных пальцев. Для развития координации и внимания возможно также поднимать разные пальцы, например, 3 палец на правой руке и четвертый палец на левой.
«Ванька-встанька». Упражнение выполняется на твердой поверхности. Исходное положение: кисти принимают куполообразное положение с опорой на первый (укладываем на бочок) и подушечку пятого пальцев. Средние пальцы (1,2,3) сохраняют независимость и подвижность. Вспоминаем стихотворение С. Маршака «Ванька-встанька».
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно весёлых скворчат из гнезда.
Один только мальчик — по имени Ванька,
По прозвищу Встанька — не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки — несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать.
А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
2,3,4 пальцы по очереди выполняют движения, напоминающие прыжки непослушного Ваньки, кисть сохраняет опору на первом и пятом пальцах, благодаря чему ребенок ощущает устойчивость положения руки.
4. Правила посадки за инструментом
Большое значение имеет правильная посадка за инструментом, обеспечивающая удобство и свободу во время исполнения. Будущий музыкант с одной стороны, не должен сутулиться, с другой – должен сидеть без напряжения, без ощущения искусственности (словно «аршин проглотил»). Следует обратить также особое внимание на положение плечевого пояса – во время исполнения следует исключить напряжение и поднятие, движение плеча (одного или двух) вверх, с последующим зажимом, фиксацией. Локти находятся в свободном и непринужденном состоянии на уровне клавиатуры, не «провисают», не «прижимаются» и не «выворачиваются» в стороны. Высота сиденья определяется положением локтя – на одном уровне с кистью. Важнейшее значение имеет опора на ноги, на стопы, ощущение уверенной опорной стопы. Для опоры на стопы при исполнении на фортепиано необходимо согнуть ноги под углом 90 градусов, не «вытягивать», не «поджимать», не «скручивать» – правильный угол поможет ощутить и реализовать необходимую опору. Хорошая опора на ноги поможет юному музыканту сохранить правильную осанку. Сутулая спина, напротив, затруднит работу мышц: спины, груди, плечевого пояса, которые укрепляют и уравновешивают плечевые суставы, удерживают руки на нужном уровне, направляют их. Корпус должен иметь две точки опоры.
5. Упражнения на инструменте .
«Танец снежинок». Данное упражнение направлено на извлечение одного звука 2,3,4 пальцами обеих рук, исключаются 1 и 5 пальцы. Движения рук плавные, напоминающие завороженный полет снежинок в морозную ночь. Темп выполнения упражнения медленный, последовательность выполнения – поочередно правой и левой руками. В момент звукоизвлечения необходимо почувствовать, как вес руки последовательно «переливается» передается от спины, плеча, локтя, кисти к кончику пальца и потом – клавише. Необходимо следить за качеством звука: певучестью, полнотой, насыщенностью, глубиной, протяженностью и постепенным затуханием. «Радуга-дуга». Данное упражнение способствует выработке свободной ориентации ребенка на клавиатуре, развитию мышечной памяти, обеспечивающей интуитивное ощущение интервального расстояния на клавиатуре. Упражнение представляет собой дугообразное движение над клавиатурой с последующим погружением в нее одного пальца. Упражнение выполняется в медленном темпе, в плавном движении, отдельно каждой рукой в противоположном направлении – правой в восходящем, левой в нисходящем. Следует играть каждым пальцем по очереди на белых и черных клавишах в октаву по всему диапазону клавиатуры.
«Жужжащая пчелка». Упражнение представляет собой дугообразные движения в диапазоне октавы в терцию вторым и четвертым пальцами, исполняется поочередно левой и правой руками в противоположном движении. Упражнение представлено в игровой форме. Клавиатура – цветочное поле, среди которого Пчелке необходимо найти два цветка и летать между ними. Терции исполняются глубоко, с ощущением » дна» клавиши, изображают жужжание тяжелой и пушистой Пчелки.
В игре всех упражнений не должно быть ненужных скольжений по клавише, лишнего давления и стука по дну клавиши. Все движения руки вверх-вниз, вправо-влево обязательно делаются от плеча, в кончике пальца ученик ощущает вес всей руки. Необходимо наблюдать за состоянием запястья, оно должно быть гибким, не должно напоминать детский совочек или лопатку, помогут ассоциации с гибкими водорослями, лианами, морским или речными волнами. Работа над упражнениями служит первым этапом в формировании музыкально осмысленной техники, все выработанные в упражнениях приемы звукоизвлечения служат фундаментом в исполняемых в дальнейшем пьесах.
6. Отработка штриха нон легато в пьесах:
Уже в первых пьесах на нон легато необходимо обратить внимание ребенка на качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся, звук необходимо нести и чувствовать в кончиках пальцев. Необходимо исключение как бесхарактерного и вялого звука, так и резкого, стучащего. В процессе работы, если ученик несовершенно выполняет требуемое задание, педагог может подсказать ему соответствующий прием — свободный перенос руки по дуге с освобождением запястья во время движения. Важно, чтобы палец при этом опускался на клавишу без предварительного ее «нащупывания», вызывающих вредную фиксацию и зажатость. Этот навык, имеющий исключительно важное значение в процессе фортепианной игры, необходимо неустанно, на протяжении ряда лет совершенствовать, используя постепенно усложняющийся материал (переносы двойных нот, аккордов, отрезков пассажей). Такого рода упражнения будут служить профилактикой против вредных напряжений и средством для развития «свободы» игры. Материал для исполнения коротких пьес на отработку штриха нон легато представлен в различных методических пособиях: Л. Баренбойма и Н. Перуновой [5] , О. А. Геталовой [6] , А. Николаева [7] , «Новая школа игры на фортепиано» Г.Г. Цыгановой и С. Корольковой [8] .
7. Упражнения на постановку первого пальца
Рекомендуется исполнение гармонических интервалов отдельно левой и правой рукой с участием первого пальца для постановки правильной высокой позиции первого пальца. Отдельные звуки первым пальцем не исполняются. Например, терция до-ми, исполняемая первым и третьим пальцами правой руки. Так как включение работы первого пальца начинается с исполнения интервала, исключается его падение – падение на «косточку» – первый палец находится на опоре третьего. Параллельно ребенок осваивает понятия о различных интервалах в игровой форме – секунда, терция, кварта, квинта осмысляются как расстояние по высоте между ступенями – двумя, тремя и т.д.
- Ритмо-интонационные упражнения. Штрих легато
В начальный период обучения важно воспитание культуры интонирования, выразительного исполнения отдельных мотивов, попевок. Для начального формирования представления об интонировании, интонационной выразительности предлагается игра «Музыкальные слова» или «Сыграй слово» – первичное упражнение на интонирование. Выбирается (ребенком, педагогом) двусложное слово, например, «Лето» с ударением на первый слог и исполняется легато на двух соседних звуках в восходящем или нисходящем направлении, поочередно левой и правой руками. Упражнение выполняется на соседних «черных» клавишах, 2,3,4 пальцами. При исполнении важно акцентирование, продление «ударного» звука-слога и легкое и короткое снятие безударного. Возможно исполнение трехсложных слов. Важно, что упражнение развивает представление об интонационной выразительности, музыкальную фантазию ребенка. Необходимо предложить записать ритмо-слоги. Варианты записи разнообразны, например, долгий слог можно обозначить знаком тире, короткий – точкой; либо короткий ритмослог – слогом Ти, длинный – Та. Запись ритма несомненно полезна, так как способствует достижению необходимого синтеза рабочих компонентов, необходимых для музыканта-исполнителя: речь, слух, ритм, эмоции, включенность, осознанность.
Игра ученика в ансамбле с педагогом. Данный вид музицирования представляет собой обязательный компонент начального обучения. Обучение ансамблевой игре способствует активации восприятия музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. При исполнении в ансамбле с педагогом ученик привыкает к гармонической поддержке в партии, которую исполняет учитель. Важным условием правильности первого игрового движения «non legato» является точность опускания кончиков пальцев, их устойчивость и слуховое внимание к ясности звучания. Джазовый колорит пьесы, создаваемый аккомпанементом педагога, делает пьесу одной из самых интересных для исполнения в начальный период обучения. Пьеса исполняетс 2 и 3 пальцами левой и правой руки попеременно.
О. Геталова «В музыку с радостью» Т. Потапенко «По грибы» Исполняет ученица 1 класса Вашкинель Ева
Приложение 2.
О. Геталова «В музыку с радостью» Е. Тиличеева «Про ёлочку», В. Игнатьева «Лиса по лесу ходила».
От первых движений вторым и третьим (сильными) пальцами ученик переходит к движениям тремя пальцами, включая 4 пальцы обеих рук.
О. Геталова «В музыку с радостью» Ж. Металлиди Кот Мореход
Формируются навыки свободных, пластичных движений каждой руки в своей партии при передаче мелодии другой руке.
Включение пятипальцевых последовательностей в пределах квинты – квинтовой позиции. Пальцы должны находится в свободном и непринужденном положении, для чего необходимо обращать внимание на их правильное расположение на клавиатуре. Первый палец ставим на край клавиши. Третий палец — близко к линии начала черных клавиш, второй и четвертый чуть дальше от линии начала черных клавиш, чем третий, пятый палец — на середине от края до линии начала черных клавиш. Важно, чтобы пальцы 2,3,4,5 не «ютились» на краю клавиатуры, а уверенно заняли серединную позицию. «Сползание» на край клавиатуры способствует «провисанию» плеча и локтя, которые в этом случае перестают участвовать в игре, перестают поддерживать и направлять кисть и пальцы во время исполнения. Важно также следить за тем, чтобы пятипальцевые последовательности исполнялись на одном, крупном движении руки, исключить «потряхивания» кистью на каждом звуке, включить широкое ощущение ладони.
О. Геталова «В музыку с радостью» О. Геталова «В лесу»
Согласованное движение рук в противоположном направлении в пределах одной позиции способствует формированию навыка координации движений, поиску опорных интонационных центров в мелодии, исполняемых разными пальцами в одном динамическом диапазоне.
О. Геталова «В музыку с радостью» Л. Хереско «Две тетери», Б. Милич «Дождик».
Исполнение упражнений и пьесы на интервалы терции и квинты:
терции способствует развитию навыка свободных движений рук, собранной позиции кисти. Ученик играет упражнение в разных октавах.
О. Геталова «В музыку с радостью» И. Визная «Эхо», Гнесина «Два упражнения»
Квинты исполняются путем придания кисти формы свода при опоре на поддерживающие её первый, пятый пальцы, рука развернута в сторону пятого пальца, общая опора между первым и пятым пальцем; первый палец находится на краю клавиши, а пятый ближе к чёрным клавишам.
О. Геталова «В музыку с радостью» О. Геталова «Часы».
Исполнение пьесы на начальное освоение приема легато. Соединение двух звуков в последовательном движении.
О. Геталова «В музыку с радостью» Ю.Абелев «Осенняя песенка»
При исполнении пьесы на две ноты под одной лигой первый звук извлекается при плавном опускании руки и погружении пальца в клавишу, запястье немного опускается; второй звук извлекается при небольшом подъёме кисти, уменьшающем вес руки.
Упражнения, являясь необходимой составляющей формирования игрового аппарата ребенка, являются подготовительным этапом к исполнению начальных пьес, представленных наиболее полно, к примеру, в замечательном учебном пособии А.Д. Артоболевской «Первая встреча с музыкой». О важности интонирования и выразительного исполнения в этот начальный период А.Д. Артоболевская пишет: «Уже на первом этапе необходимо привлекать внимание ребенка не только к тому, какие ноты он берет, но и как он их берет, как они под его руками звучат («разговаривают»). Пройденные короткие пьесы начального периода рекомендуется повторять дома и на уроках. «При повторении пройденного у ученика появляется потребность разнообразить звукоизвлечение, и новые звуковые представления неизбежно рождают новую технику в пройденных ранее вещах» [9] .
Список используемой литературы
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учеб. пособие. М.: «Советский композитор», 1985. – 103 с.
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Ленинград: «Советский композитор», 1989. – 168 с.
- Геталова О.А., Визная И. В музыку с радостью. Санкт-Петербург: «Композитор», 2018. – 176 с.
- Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. Санкт-Петербург: «Союз художников», 2006. – 27 с.
- Николаев А. Школа игры на фортепиано. Москва «Музыка», 2015. – 200 с.
- Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Музыка, Ленинградское отделение, 1985. – 72 с.
- Цыганова Г.Г., Королькова С. Новая школа игры на фортепиано. Росто-на-Дону, Феникс 2009. – 100 с.
На открытом уроке присутствовали:
Методист ИМЦ Адмиралтейского
района Санкт-Петербурга Артамонова К.А.
Заместитель директора по УВР Гоноболина Л.Н.
Источник