Урок где живут ноты для

Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Папанова Алла Владимировна
Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Представляю третье занятие из цикла по обучению музыкальной грамоте творческого объединения детей по интересам » Ритмическая мозаика».

Цель занятия:

— познакомить детей с названием нот, нотным станом, написанием и расположением нот на нотоносце.

Задачи:

— воспитание потребности узнавать новое в музыке, музыкальных терминах,

— развивать гибкость и пластичность, точность и ловкость движений, координацию рук и ног,

— воспитывать культурные привычки во время общения друг с другом во время игры,

— развивать умение организовать игровое общение с другими детьми.

-продолжать обучение музыкальной грамоте

Материал:

— фланелеграф, разлинованный пятью линейками,

— пособие по обучению музыкальной грамоте – изображение нот, скрипичный и басовый ключи,

-металлофоны на каждого ребёнка,

— небольшие мячи для каждого ребёнка для выполнения упражнений,

— большой мяч для игры.

Вход: дети входят спокойным шагом, звучит песня «Семь нот». Песня «Семь нот» муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева.

(кассета 77 лучших песен для детей. Выпуск 3).

Орг. момент:

М. р. : Ребята, вы заметили, о чём была песенка, которая вас сегодня встречала? О нотах! А вы знаете, где живут ноты? Все ноты живут в одном многоэтажном доме, который называется нотным станом или нотоносцем. А всего в доме пять этажей (показывает линейки на фланелеграфе, т. к. стан состоит из пяти линеек. Каждая нота занимает своё положение на нотном стане – свою уютную квартирку. Открывают двери дома ключи, да не обычные, а музыкальные- скрипичный и басовый.

Живут нотки в своём доме дружно — никогда не ссорятся.

Итак, познакомимся с нотами.

(м. р. выкладывает ноты на фланелеграфе по тексту стихотворения В. Сергеева «Где живут ноты ?»)

1. Есть у каждой ноты дом.

Где живёшь ты, нота ДО?

Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

2. Нота РЕ, ты где живёшь?

Где ты песенки поёшь?

Найди меня сумей-ка

Под первою линейкой!

3. Смотри, запомни и пойми!

Попела звонко нота МИ,

Первая линейка- высоко не лезть

Первая линейка- хорошо и здесь

4. Между первой и второй

ФА глядит в окошко

Между первой и второй

Тесно ей немножко.

5. На второй линейке Соль

С нотой Фа встречается.

Если скажешь ФА и СОЛЬ

6. А вы меня заметили?-

Спросила нота ЛЯ:

— Между второй и третьей

Пою я песню детям.

Ля – ля – ля – ля — ля – ля!

7. А на линейке третьей СИ

На самой серединке.

Споём, когда не попроси

Мы ноты без запинки!

8. ДО вверху и ДО внизу

Мы споём от ДО до ДО

М. р. А сейчас каждый из вас октаву может сыграть на металлофоне. Сначала посмотрите как это сделаю я, а затем повторите.

(дети играют на металлофонах, называя ноты при помощи взросло го)

М. Р. Без нот композиторы не написали бы музыки, а мы её не услышали и не смогли бы петь и танцевать. Ноты нам помогают даже делать разминку. Потому, что музыканты играют прекрасную музыку по нотам!

Разминка.

Комплекс упражнений с мячами № 5.

Ходьба в колонне по одному и бег вокруг мяча.

1. И. п. : основная стойка, руки с мячом внизу. Ходьба на месте, одновременно перекладывая мяч из руки в руку над головой.

2. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

«Передача мяча с поворотом»

1– поворот влево, мяч перекладывается в левую руку, 2 – и. п. ,

3 – поворот вправо,

3. И. п. : стать прямо, ноги на ширине плеч мяч в правой руке.

1,2 – наклон, мяч за ногами переложить в левую руку,3,4 – и. п.

5,6 – наклон мяч переложить в правую руку,

4. И. п. :лечь на спину, руки вдоль туловища, мяч в правой руке.

1,2 – поднять ноги вверх, переложить мяч за ногами в левую руку,

5,6 – переложить в правую руку,

5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, мяч в правой руке

1,2 — поворот, положить мяч за собой назад,

3,4 – и. п. мяч лежит за спиной,

5,6 – поворот взять мяч,

6. И. п. :стоя, мяч на полу.

Прыжки вокруг мяча.

М. р. Ребята,вы сегодня хорошо потрудились и можно поиграть!

Игра с мячом.

1 часть – медленная музыка, водящий в центре круга с мячом, под музыку бросает мяч любому ребёнку, тот его возвращает. Мяч бросать равномерно, под музыку, на сильную долю такта.

2 часть – музыка в быстром темпе, водящий подбегает к детям, встаёт в круг, поднимает мяч вверх. Дети,между которыми встал водящий, бегут за кругом навстречу друг другу. Кто первый взял мяч – становится водящим.

Итог занятия. М. Р. :

Чтобы ноты не забыть,

Надо ноты повторить!

Я попрошу Вас дома рассказать, что вы узнали сегодня на занятии! А что вы расскажете (ответы детей)

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Пособия по обучению грамоте. Ребусы, шарады… Занятия по обучению грамоте очень нравятся детям. Для того, чтобы они проходили наиболее интересно и продуктивно я изготовила и постоянно.

Источник

Конспект урока музыки на тему: «Где живут ноты?»
план-конспект занятия по музыке (1 класс)

Данная разработка поможет Вам при подготовке к уроку музыки в 1 классе на тему: «Где живут ноты?»

Скачать:

Вложение Размер
gde_zhivut_noty.docx 28.43 КБ
naglyadnoe_posobie_noty.docx 37.13 КБ
propisi_notnogo_stana.docx 37.52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект
урока по музыке
на тему: «Где живут ноты »,
разработанный учителем начальных классов
Брилевой Анной Николаевной

Тема. Где живут ноты.

Цель. Познакомить учащихся с понятием «ноты», их названиями и расположением на нотном стане.

— дать представление о расположении нот на нотном стане, познакомить с новыми понятиями;

— развивать у учащихся память, мышление, коммуникативность;

— воспитывать в учащихся дисциплинированность и умение работать в коллективе.

Оборудование: Компьютер, проектор, диск с презентацией, раздаточный материал.

1. Организационный момент

2. Формирование темы и цели урока

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов

1. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 1 класс

2. Усачева В.О., Школяр Л.В. Методические рекомендации для учителя. 1 класс

План оформления доски:

— Прозвенел и стих звонок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели

Здравствуйте, ребята! Я рада всех Вас видеть.

2. Формирование темы и цели урока

— Сегодня в очередной раз окунемся в прекрасный мир музыки, где мы узнаем много нового и интересного. Но попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные ученики, умеющие слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы?

— Тогда мы отправляемся в путь!

Но прежде, чем начнётся наше музыкальное путешествие, я задам вам пару вопросов.

— Ребята, а что такое музыка? Как вы понимаете это слово?

— А из чего состоит музыка?

— Какие бывают звуки?

Хлопнуть и топнуть ногой – это шумовые звуки, их спеть нельзя, но они помогают музыкальным звукам.

— Кто сочиняет для нас музыку?

— Композитор сочинил музыку и спрятал ее в шкаф. Состоялась музыка?

Что нужно сделать, чтобы музыка просуществовала?

— Исполнитель сыграл музыкальное произведение в концертном зале, но его никто не услышал, состоялась ли музыка?

— Что еще нужно для полного существования музыки?

— С помощью чего можно записать звуки музыки?

— Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились знаки. Эти знаки особенные – музыкальные. Кто знает, что это за знаки? Их называют ноты.

— Сегодня на уроке мы узнаем, где же живут эти ноты.

— Пение, разные музыкальные произведения (вокальные и инструментальные), игра на музыкальных инструментах, звуки.

-Музыкальные (звуки, которые можно спеть) и шумовые (нельзя спеть)

— Нет, потому что музыкальное произведение нужно услышать.

— С помощью знаков

-поиск и выделение необходимой информации;

-формулировать учебную задачу;

-ориентация в способах решения задачи

3.Изучение нового материала

— Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.

«Нотоносец» дом зовут, знаки-ноты в нем живут.

Сколько линеек — этажей содержит каждый домик?

— Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.

— Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной — Нотный стан. Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?

— Повторите за мной. Нотоносец. Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?

— Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ. Еще он называется ключ соль, так как живет на той же линейке, где нотка СОЛЬ. Хотите узнать, где живут остальные нотки? Одни пишутся на линейках, другие между линейками. Слушайте внимательно

— Давайте вместе расставим ноты по их местам на нотном стане.

— Нотка ДО живет на первой добавочной линеечке снизу.

— Нотка РЕ под первой линеечкой.

— Нотка МИ на первой линеечке

— Нотка ФА между первой и второй линеечкой

— Нотка СОЛЬ на второй линеечке

— Нотка ЛЯ живет между второй и третьей линеечкой

— Нотка СИ живет на третьей линеечке

— Получилась так, что каждая нотка имеет свое место на нотном стане. У нас получился ряд звуков — звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд.

Источник

Конспект открытого урока в 1 классе Тема «Где живут ноты?»
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

урок изучения нового материала с использованием игровых технологий

Скачать:

Вложение Размер
01gde_zhivut_noty.doc 95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 1 «А» классе

Тема « Где живут ноты?»

  • изучить и закрепить основы нотной грамоты;
  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты;
  • с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество.

Оборудование: карточки с новыми музыкальными терминами, рабочие тетради, эмблемы для игры с изображением нот; карточки с изображением нотных станов в виде домиков и скрипичных ключей разной формы; три стеклянных стакана, барабанная палочка; карточки- иллюстрации овощей; плакат «На каких инструментах играл Незнайка»; карточки «Марш», «Танец», «Песня»; карточки для ритмических игр; кроссворд «Мелодия»; синтезатор.

Музыкальный материал: музыкальное приветствие, песни Муз. А.Кудряшова ст. И.Яворской «Весёлые нотки», Р. Роджерса «До, Ре, Ми» из к/ф «Звуки музыки» и «В нотном доме жили ноты» сл. и муз. Саратцевой О.И.

музыкальные попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты.

1. Музыкальное приветствие :

У.: Здравствуйте, ребята!

У.: На прошлом уроке мы с вами познакомились с названиями нот. Сколько нот всего на свете?

У.: Назовите их по порядку.

Ответ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

У.: А теперь в обратном порядке.

Ответ: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

У.: А теперь назовите мне слова в которых есть названия нот.

Ответ: доска, река, мир, милиция, фантик, лягушка, синица.

3. Проверка выполнения домашнего задания

У.: Кто дома сочинил нотные считалки?

Дети рассказывают нотные считалки, которые сочинили дома .

3.1 Исполнение песни Муз. А.Кудряшова ст. И.Яворской «Весёлые нотки

У.: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться писать ноты, чтобы настроиться на усердный труд, давайте исполним песню «Весёлые нотки»

1.Нет для ноток разных стран, 2.Прибежала нота ре,

Всем они понятны, Фа на место встал

И для ноток нотный стан, Словно птичка во дворе

как ковёр нарядный. Соль прощебетала:

Вот расселись до и ля, — Вот и гамма, вся как есть,

Си и ми как нужно, сосчитай-ка ноты:

И запели тру-ля-ля пять их будет или шесть

Весело и дружно. или семь по счёту.

Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

И в Перу и на Руси,

И в Италии, и в Гане,

И в Корее, и в Иране.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

У кого ты ни спроси,

На большой своей планете

Распевают дружно дети

4.Усвоение новых знаний

У.: Ребята, а что же такое ноты?

Ответ: Это музыка, звуки.

4.1 Работа с терминами

У.: Ноты – это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?

Ответ: Они живут в музыкальном домике.

У.: Вот как выглядит этот домик

показывает нотный стан на доске

Сколько линеек- этажей содержит каждый домик?

У.: Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.

Посчитайте линейки (считают).

У.: Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной — Нотный стан (повторяют). Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?

Ответ: Потому что он носит на себе ноты.

У.: Повторите за мной. Нотоносец (повторяют). Каждый домик нелегко отрыть, если нет чего?

У.: Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ (повторяют). А теперь будем учиться его писать (пишет на доске). Обведите в тетрадях мою красную запись ключа по частям (обводят) . Теперь напишите сами рядом (пишут скрипичный ключ).

Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками (пишет на доске). Обведите каждую мою красную ноту (обводят). Теперь сами напишите ноты рядом с красными (пишут ноты). Нотам дали имена, нота каждая нужна. Подпишите под нотами их названия ( подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля, си). У нас получился ряд звуков — звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд (повторяют).

4.2 Исполнение попевок

У. А теперь давайте выучим попевки про этот домик и его жителей.

Учитель исполняет попевки, про этот домик и его жителей потом повторяет по одной строчке вместе с учащимися и закрепляют вместе.

Он помощник наш отличный,

Мы зовём его ключ «соль»,

Все нам скажет ключ скрипичный,

Нотной азбуки король.

Пять линеек нотной строчки

мы назвали нотный стан,

и на нём все ноты-точки

разместили по местам.

Семь всего лишь нот на свете,

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси.

4.3 Работа в тетрадях

У: А теперь давайте запишем все новые слова в рабочие тетради. Нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд ( записывают).

5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала

У : Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю про ноты, которые не дружили между собой. Вы ведь дружные ребята и почти никогда не ссоритесь? А вот ноты однажды поссорились, и вот что из этого получилось.

Учитель исполняет песню собственного сочинения

«В нотном доме жили ноты»

Между речкой и болотом,

В нотном доме жили ноты

Рано утром на работу

Расходились эти ноты.

Ключ скрипичный помогал, Кто в театр, а кто в кино,

Двери в доме отпирал. Где работали давно.

И по знаку дирижёра

Вслед за нею «ми» сидела,

Ноты дружно пели хором. Дальше «фа» тихонько пела,

И танцуют, и поют — Дальше «соль», за нею «ля»-

Это главный нотный труд. Вместе пели тра-ля-ля.

А потом после работы, А потом под самой крышей

Отложив свои заботы, Всех грустнее и всех выше-

Собирались посидеть, Почему-то нота «си»,

Вместе песенки попеть. У неё самой спроси.

На линеечке, под первой «Здесь сидеть мне неохота,-

«До» сидела непременно, Отвечает эта нота,-

а за нею нота «ре» И грущу я оттого,

на крылечке во дворе. Что хочу быть рядом с «до».

У: Вот беда. А ноты поссорились и потерялись. Что же делать? Придётся отправиться в музыкальное путешествие. Нам нужно будет выполнять задания, отгадывать загадки, и тогда ноты вернутся. Ну что, согласны? Тогда в путь! ( муз.заставка В.Шаинский «Голубой вагон» )

5.1. Определение правильного нотного стана и скрипичного ключа

Ребята, на нашем пути стоят домики, это, случайно, не наши музыкальные домики? Внимание, задание. Определить правильный нотный стан.

За правильный ответ, вы получаете эмблему «нотный стан» ( прикрепляется булавкой)

А вот и ключи. Но какой из них наш?

За правильный ответ, вы получаете эмблему «скрипичный ключ»( прикрепляется булавкой)

5.2 Определение звуковысотного звучания

А сейчас задание посложнее. Нужно выстроить эти стаканы по высоте звучания. Для этого постучим по ним барабанной палочкой ( стучит палочкой, слушают и выстраивают по высоте звучания).

За правильно выполненное задание вы получаете первую ноту- эмблему «до» ( прикрепляется булавкой)

5.3 Работа по карточкам

Ну, а сейчас, вам надо найти в овощах следующуу ноту «ре» ( называют овощи огурец, репа. Редиска, редька). За правильный ответ, вы получаете вторую ноту- эмблему «ре» ( прикрепляется булавкой)

А загадки вы любите? Отгадаете загадки, получите ноту.

Семь ребят на лесенке,

Заиграли песенки. Что это?( ноты)

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай солдат, она поёт!( Труба)

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Что же это?( аккордеон).

За правильный ответ, вы получаете третью ноту- эмблем«ми»( прикрепляется булавкой)

5.5 Музыкальные инструменты Незнайки

На нашем пути повстречался один музыкант ( вывешивается плакат) .Это Незнайка, который задаёт нам вопрос. На каких музыкальных инструментах он учился играть? За правильный ответ, вы получаете четвёртую ноту- эмблему «фа»

5.6 Определение песни,танца и марша

Ребята, смотрите, здесь в музыкальном океане плавают «три кита». Назовите их.

Звучат мелодии, учащиеся называют- Марш, Танец, Песня, вешают карточки с названием китов.

За правильный ответ, вы получаете пятую ноту- эмблему «соль».

5.7 Нахождение названий нот в именах

Ну, а следующую ноту мы найдём в нашем классе. В чьих именах прячется нота «ля»?( Юля, Толя.) За правильный ответ, вы получаете шестую ноту- эмблему « ля».

5.8 Составление ритмического рисунка

А вот цветные ноты. Нужно поставить правильный ритмический рисунок. Поиграем? За правильный ответ, вы получаете седьмую ноту- эмблему «си».Вот какие молодцы!

6.Закрепление новых знаний

Теперь все ноты в сборе. Давайте споём этот звукоряд, показывая каждую ноту .Вы запомнили ноты?

6.1 Пластическое интонирование

Пение гаммы До мажор вверх и вниз,показывая ступени рукой.

6.2 Решение кроссворда.

А вот и последнее задание, для того чтобы все ноты жили дружно. Решите следующий кроссворд «Мелодия»

Кроссворд «Вспомни ноты»

Думается, каждый из нас знает названия семи нот.

Попробуйте вписать эти названия в горизонталь-

ные ряды, пользуясь «словом- подсказкой

Этими нотами записываются звуки музыки.

6.3Исполнение песни Р. Роджерса « Звуки музыки»

А теперь, давайте споём песню из кинофильма «Звуки музыки».

До- воробышка гнездо. До- и Дон и Дили Дон,

Ре- деревья во дворе, Ре- из крема и пюре,

Ми- котёнка покорми, Ми- возьми и отними,

Фа- в лесу кричит сова. Фа- и фантик и скафандр,

Соль-играет детвора, Соль- посадим мы фасоль,

Ля- запела вся земля. Ля- полянка и земля,

Си- поём мы для того, Си- спроси, переспроси,

Чтобы вновь вернуться к До. Вот и вновь вернулись к до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до До, си, ля, соль, фа, ми, ре.до.

У.: Дома, ребята, напишите в нотных тетрадях одну строчку скрипичного ключа и придумайте слова, в которых встречаются названия нот.

У.: А теперь, ребята, назовите мне слова, которые мы выучили сегодня на уроке ( называют нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд).

Все эмблемы, которые вы сегодня заслужили, оставьте у себя.

Наш урок закончен. До свидания, друзья!

Анализ открытого урока по музыке.

Учитель: Саратцева О.И.

Тема «Где живут ноты?»

( Рабочая программа по музыке для 1-х классов 33 часа в год, 1 час в неделю составлена на основе федеральной базовой программы по музыке для общеобразовательных учреждений 1-4 классы, авторы: В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации М., Дрофа 2006г ).

Количество учащихся- 27

На уроке присутствовали: Методист МОУ ДПОС «Ресурсный центр» г. о. Тольятти О.А. Кренц, заместитель директора по УВР МОУ СОШ №81 М.Е.Быкова, заместитель директора по УВР МОУ лицея №51 И.И. Дидковская, учителя музыки школ г. Тольятти.

Цель посещения : определить, какие приёмы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

Цели данного урока: изучить и закрепить основы нотной грамоты, обучить учащихся правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество

Саратцева Ольга Ивановна свободно владеет учебным материалом, объем которого был четко определен и адаптирован к уровню подготовки и развития учащихся. Время урока было распределено рационально, темп работы достаточно высок. Наблюдались все основные и необходимые этапы урока, каждый из которых был логичен и последователен. Учителем Саратцевой О.И. осуществлен творческий подход к разработке структуры учебного занятия, эффективно использованы различные способы мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников, что позволило поддержать устойчивый интерес к теме урока, развивать творческую активность и фантазию.

Структурные звенья урока соответствуют типу урока, уровню учебной подготовки и развитию учащихся. Этапы урока продуманы, последовательны, логически взаимосвязаны.

Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются с помощью игровых технологий, таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

Нотные считалки, при проверке домашнего задания, иллюстративная наглядность, использование различных средств: плаката, карточек, змблем, попевок про ноты, песен «Весёлые нотки» , «Звуки музыки» и «В нотном доме жили ноты», всё нашло место в тщательно отобранном учебном материале.

Уместным было включение решения кроссворда на последнем этапе урока,с которым справились 95% учащихся.

Выводы логически завершают тему урока, результативность которого очень высока. Цели, поставленные учителем,в ходе урока реализованы. Педагогический такт и культура общения оказывают благоприятное воздействие на учащихся.

Урок проведен на высоком методическом уровне.

Методист МОУ ДПОС «Ресурсный центр» г. о. Тольятти О.А. Кренц

Зам. директора по УВР МОУСОШ №81 М.Е. Быкова

Зам. директора по УВР лицея №51 И.И. Дидковская

Источник

Оцените статью