Урок конспект длительности нот

План-конспект урока по Сольфеджио на тему: «Длительности. Размер. Такт»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Ялуторовска

«Детская школа искусств имени С. И. Мамонтова»

из цикла «Путешествие по Музыкальной планете»

по предмету «Сольфеджио»

для учащихся 1 класса

«Длительности, размер, такт»

Преподаватель теоретического отдела

Венгловская Юлия Валентиновна

Тема урока: «Длительности, размер, такт».

Дата проведения урока: начало 1 четверти учебного года.

Контингент учащихся : Группа 10-12 человек 1 класса общеобразовательной предпрофессиональной программы музыкального отделения МАУДО г.Ялуторовска «ДШИ им. С.И.Мамонтова».

Цель урока: развитие интереса учащихся к предмету «Сольфеджио».

1. Образовательная: освоить понятия «Длительности», «Размеры», «Такт», используя ранее полученные знания о «Метре», «Ритме»;

— формировать умения и навыки умственной и практической (метроритмической, интонационной) деятельности,

— уметь распознавать метрическую пульсацию (2х- и 3хдольную),

— развивать умение составлять ритмические рисунки в определенном размере и наоборот,

— развивать навык чтения ритмических рисунков с помощью наглядностей,

— формировать умение воспроизводить ритмические рисунки с помощью «звучащих жестов», детских шумовых музыкальных инструментов;

— развитие самостоятельности при получении информации и определения выводов,

— стимулировать коммуникативные качества,

— формировать усидчивость, внимание, память, мышление.

Тип урока: комбинированный: урок закрепления и получения новых знаний.

Вид урока: практикум.

Принцип урока: системно-деятельностный подход.

Методы урока: познавательный, игровой, практический, наглядный.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр, детские шумовые музыкальные инструменты,

Наглядный материал: магнитные длительности, ритмические карточки, иллюстрации, презентация «Билеты – ритмические карточки», мультимедийные пособия.

Музыкальный материал: аудиофайлы Е.Юцевич «Марш», Чешская песня «Аннушка», видеофайл «Песенка Паровозика» из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Хронометраж: I часть Введение – 7 мин., II часть Получение новых знаний – 30 мин., III Заключительная часть — 3 мин.

Введение: закрепление ранее полученных знаний, сюжетная завязка урока.

Музыкальное «приветствие» — «Приветствие» сл. и муз. А.Евтодьевой (Иллюстрация 1);

Закрепление полученных знаний: метр, семья Длительностей.

Музыкальная планета. Музыка – живой организм. Пульс — метр.

1. Слушаем Е.Юцевич «Марш» (аудиофайл 1).

1) мягко простучать пальчиками поочередно каждой рукой пульс о парту,

2) игра «Ладошки» (с соседом по парте),

3) дирижировать двумя руками «Мячик прыгает» (Иллюстрация 2).

Приходим к выводам:

— 2хдольный пульс с сильной первой долей и слабой второй,

2. Слушаем Чешскую песню «Аннушка» (аудиофайл 2).

1) мягко простучать пальчиками поочередно каждой рукой пульс о парту,

2) игра «Ладошки» (с соседом по парте),

3) дирижировать двумя руками «Кораблик с парусом» (Иллюстрация 3).

Приходим к выводам:

— 3хдольный пульс с сильной первой долей и слабыми второй и третьей,

— метр – чередование сильных и слабых долей.

Метр – основа музыки. Музыкальная тема – мелодия.

Пропеваем мелодию «Аннушки». Мелодия состоит из звуков разной долготы — длительностей.

Вспоминаем семью Длительности (Иллюстрация 4) – разговор о членах своей семьи, акцент на возрасте:

Бабушка или дедушка – целая, мама или папа – половинная, старший брат – четвертная, я — восьмая, младшая сестренка – шестнадцатая;

«Как звучит семья?» Пение и игра на детских шумовых инструментах «Длительности нот» (Мультимедийное пособие №1 А.Наумовой «Сольфеджио: Длительности нот. Ритм»).

Вопросы о семейном путешествии: «Любит ли путешествовать Ваша семья? Какие места отдыха вы посещали? На каком транспорте? Что вам больше всего понравилось в путешествиях? и т.д…»

Предложение отправиться в путешествие с семьей Длительности по Музыкальной планете.

Получение новых знаний.

Выбор транспорта : «На каком транспорте удобно путешествовать таким образом, чтобы можно было увидеть больше интересного?»

«Я по дорожкам ездить не умею,
Лишь по рельсам еду я.
И днем, и ночью я спешу куда-то,
На мне поедет целая семья.
Работаю всегда я только за билеты
От раннего заката до позднего рассвета.

По палочкам домик бежит,
На станцию всегда спешит.
Людей и грузы перевозит,
Железный, длинный это ( поезд) »

Билеты на поезд.

Отправляемся на железнодорожный вокзал (Иллюстрация 5 Вокзал).

Покупаем билеты для каждого члена семьи.

Задание: составить билет из ритмических карточек группой и индивидуально у доски с помощью магнитных длительностей (выясняем, сколько посадочных мест – долей четвертями в целой, половинной и четвертной длительностях): (Презентация «Билеты – ритмические карточки»)

— целая (бабушка или дедушка) белого цвета,

— половинная (мама или папа) желтого цвета,

— четвертная (старший брат) – синего цвета,

— восьмая (я) – красного цвета,

— шестнадцатая (младшая сестренка) – зеленого цвета.

3) Размеры поездов 2/4, ¾, 4/4.

Отправляемся на перрон ( Иллюстрация 6 Поезда ). Обнаруживаем несколько поездов в разных направлениях. Расселяемся в поезд под номером 2/4 (Иллюстрация 7 Поезд 2/4) .

А) 4 человека прикрепляют каждый к своему вагончику магнитные длительности (билеты – ритмические карточки) в соответствии с посадочными местами (доля – четверть). Выясняем, что размер – цифровое выражение метра (верхняя цифра – количество долей, нижняя – выражение долей);

Б) Исполнить получившийся ритм звуковыми жестами (целая – то-о-о-о «описываем круг», половинная – то-о «руки на поясе», четвертная – та «по коленям», восьмые – ти-ти «хлопки», шестнадцатые длительности – тири «похлопывание по плечам»). Определяем, что каждый вагончик – это такт в музыке (расстояние от одной сильной доли до другой).

В) Игра на детских шумовых инструментах (Мультимедийное пособие №2 «Метроритмическое упражнение для подготовительного и 1 классов «Ритмические рисунки озорного дождика»» Веры Ткачевой).

Задание 2 ( Иллюстрация 8 Поезд ¾) :

А) 3 человека прикрепляют каждый к своему вагончику магнитные длительности (билеты – ритмические карточки) в соответствии с посадочными местами (доля – четверть).

Б) Исполнить получившийся ритм звуковыми жестами. Определяем такты – вагончики.

В) Игра на детских шумовых инструментах (Мультимедийное пособие №3 «Утренний вальс» Веры Ткачевой).

А) Определить размер поезда. Пение «Мишка ложечкой звенит» (Е.Железнова) и игра на детских шумовых инструментах (Мультимедийное пособие №4 «Шумовой оркестр – упражнение 1» М.С.Толмачевой):

Мишка ложечкой звенит, наших деток веселит

Динь-динь-динь 4 раза

Мишка в дудочку дудит, наших деток веселит

Мишка в барабан стучит, наших деток веселит

Бам-бам-бам 4 раза

Вывод: Размер и номер поезда — 4/4.

Б) (Иллюстрация 9 Поезд Четыре четверти) 4 человека прикрепляют каждый к своему вагончику магнитные длительности (билеты – ритмические карточки) в соответствии с посадочными местами (доля – четверть). Отмечаем появление целой длительности (бабушка или дедушка).

В) Исполнить получившийся ритм звуковыми жестами. Определяем такты – вагончики.

Отправляемся в путь! Финальная песня

4)Пение и игра-импровизация на детских шумовых инструментах Финальная песня – «Песенка Паровозика» из мультфильма «Паровозик из Ромашково» (Видеофайл «Песенка Паровозика)

Переход к следующему уроку: «Музыкальное семейное путешествие продолжится на следующих уроках, где поезда будут проезжать различные страны, останавливаться и изучать, петь, играть народные мелодии в разных размерах» (Иллюстрация 10).

Заключительная часть: выводы; оценивание; домашнее задание, музыкальное «прощание».

1) Теоретические понятия (через образ к определению):

— метр (жанры «марш» — двухдольный, «вальс» — трехдольный метр) – чередование сильных и слабых долей;

— ритм – организация звуков различных длительностей;

— длительности («Семья Длительности») – звуки разной долготы, обозначение их в нотной записи;

— размер («Поезда») – цифровое выражение метра, размеры 2/4, ¾, 4/4;

— такт («Вагончики») – расстояние от одной сильной доли до другой.

2)Опрос: какие задания на уроке понравились? С какими трудностями столкнулись? Какая форма работы выполнялась легко?

3)Оценка преподавателем активности учащихся с указанием в дневниках «Молодец», «Хорошо».

4)Объяснение домашнего задания:

Учебник А.А.Варламова, Л.В.Семченко «Сольфеджио 1 класс», стр. 19

— Упражнение 1: Простучать ритмические рисунки, отметить доли цифрами 1,2 или 1,2,3. Проставить тактовые черты,

— Упражнение 2: В «Детской песенке» проставить тактовые черты. Прочитать ноты в ритме, одновременно отбивая пульс левой рукой. Спеть песенку.

Музыкальное «прощание» (Иллюстрация 11).

Варламова А.А, Семченко Л.В. «Сольфеджио 1 класс», М., «ВЛАДОС», 2008. – 143 с.

allaevtodjeva . ucoz . net (Музыкальное «приветствие»),

www . youtube . com Анна Наумова (Мультимедийное пособие «Сольфеджио: Длительности нот. Ритм», «Сольфеджио. Шумовой оркестр»),

www . youtube . com Вера Ткачева (Мультимедийное пособие «Метроритмическое упражнение для учащихся подготовительных групп и 1 класса ДМШ и ДШИ»),

www . youtube . com Вера Ткачева (Мультимедийное пособие «Утренний вальс») ,

www . youtube . com Толмачева Марина Сергеевна (Мультимедийное пособие «Шумовой оркестр – упражнение 1»),

Источник

Как объяснить ребенку длительности нот?

Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.

Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:

Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

До начала занятий

Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.

Музыкальные часы

Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.

В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.

В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.

Популярный метод «Яблоко»

Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).

Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.

Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:

Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).

Дополнительные рекомендации

Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.

Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).

Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?

Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.

Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.

При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.

ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ

Разноцветные веревочки или фантики

Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.

Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).

Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:

Нотки – это воздушные шарики!

Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.

После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.

Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ

В сказочном королевстве!

Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.

Например, действующие лица могут быть такие:

  • Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом.
  • Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Королева же не может пройти мимо, вежливо не улыбнувшись.
  • Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете.
  • Пажи – дети-слуги в красивых камзолах и паричках, они повсюду сопровождают правителей чудной страны, несут королевскую шпагу и веер королевы. Они просто удивительно подвижны и предупредительны: готовы мгновенно выполнить любой каприз королевы.

Распознаем доли и длительности

Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.

Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.

Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.

Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:

Шаги и длительности нот

Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.

Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».

Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:

Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).

При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).

Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?

Источник

Оцените статью