Урок конспект по фортепиано по работе над полифонией

Разработка открытого урока по теме «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ»
учебно-методический материал по музыке

Полифонические произведения — область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста. Правильное полифоническое воспитание на первых этапах предусматривает выработку умения слышать мелодию «по горизонтали», открывая в ней эмоционально – интонационную выразительность.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_razvitie_navykov_polif_slyshaniya.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СЛЫШАНИЯ

В РАБОТЕ НАД ПОЛИФОНИЕЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ/ДШИ»

Тема: «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в младших и средних классах ДМШ/ДШИ»

Наименование дисциплины : фортепиано

Место проведения урока : ДМХШ «Апрель» им. В.И. Михайлусова г. Димитровграда Ульяновской области, концертный зал.

Цель занятия : Закрепить теоретические знания о полифонии, применить полученные знания, навыки и умения в исполнении полифонических произведений

Тип урока: развивающе-обобщающий

Порядок проведения урока : исполнение полифонических пьес и показ методов работы над ними в процессе изучения

Технические средства: Фортепиано, ноты музыкальных произведений

Литература: А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор» 1985 г.

План урока: 1. Приветствие. Организационный этап.

2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.

3. Порядок исполняемых произведений:

Г.Ф. Гендель Менуэт ми-минор

И. Пахельбель Фугетта До-мажор

К.Эйегес Обработка русской народной песни «Вдоль по улице»

Урок проводится с обучающимися: Уткина Полина (2кл.), Кудряшова Надежда (4 кл.), Казаков Павел (4 кл.).

Наш сегодняшний урок посвящен полифонии, и в начале этого занятия мы поговорим о том, что такое полифония.

Вопросы к ученикам:

1. От слияния каких двух греческих слов произошло слово «полифония»? (poly – много, phone – звук, голос)

2. Что такое полифония? (многоголосье)

3. Сколько голосов может быть в полифонии? (два и более)

4. Есть ли в полифониях аккомпанемент? (нет)

5. Сколько видов полифонии вы знаешь? (три)

6. Перечислите три вида полифонии. (контрастная, имитационная, подголосочная)

Сегодня мы будем говорить о каждом виде полифонии.

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ – что это за вид полифонии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое контраст. Контраст – это резкое отличие между чем-либо. В русском языке контрастными являются слова, противоположные по значению, слова-антонимы: сладкий – горький, горячий – холодный, белый – черный. В музыке так же есть контрасты: регистр: верхний – нижний; длительности: долгие – короткие; штрих: легато – стаккато; динамические обозначения: форте – пиано, крещендо – диминуэндо.

Итак, в контрастной полифонии мы имеем два голоса, каждый из которых ведет свою самостоятельную мелодию, и, при этом, эти голоса контрастируют между собой (сильно отличаются друг от друга).

Вопросы к ученице Уткиной Полине:

1. Какие произведения обычно относятся к контрастной полифонии? (старинные танцы: менуэт, полонез, сарабанда, куранта, жига и др.)

2. Какое произведение из тех, что мы выучили в этом году, относится к контрастной полифонии? (Менуэт Г.Ф. Генделя)

Георг Фридрих Гендель–старинный немецкий композитор, полифонист.

Менуэт – старинный танец, в умеренном темпе, в размере три четверти. Танцевали менуэты во дворцах, на балах, характерные движения – небольшие шаги, поклоны, приседания (иллюстрация на стр.71 А.Атоболевская «Первая встреча с музыкой»)

Характер менуэта – мягкий, плавный. Форма – трехчастная, не репризная. Тональность – ми минор.

(ученица исполняет произведение)

В чем заключается контраст голосов в этом произведении? (регистры, длительности, направление движения голосов, протяженность мелодических фраз, динамические оттенки)

Методы работы над контрастной полифонией (педагогам) :

Основная задача при изучении полифонии – научиться слышать и вести самостоятельные мелодические линии голосов, поэтому каждый голос требует тщательной проработки. Работаем кусочками по четыре такта:

1. Разбор каждого голоса, штриховые и интонационные особенности. (показ)

2. Ученик играет и поет один голос, педагог играет другой голос, затем – наоборот. (показ)

3.Ученик играет верхний голос, педагог – нижний в октавном удвоении. (показ)

4.Ученик играет оба голоса, но увеличивает расстояние между голосами . (показ)

При работе над каждым голосом анализируем построение мелодии, развитие, кульминацию, отрабатываем отдельные элементы.

Второй вид полифонии, о которой мы сегодня будем говорить, имитационная полифония.

Вопросы к ученице Кудряшовой Надежде:

1. Что такое имитация? (подражание) . В основе имитационной полифонии лежит какая-либо тема (мелодия), которая звучит поочередно во всех голосах.

2.Какие произведения относятся к имитационным полифониям? (каноны, инвенции, фуги, фугетты) . Фугетта–полифоническое произведение. Относительно простая по художественно- образному содержанию, композиционным приёмам и фактуре маленькая фуга, с проведением темы в первой части и с сильно сокращёнными второй и третьей частями.

Ученица исполняет Фугетту И. Пахельбеля.

Вопросы к ученице:

1. Сколько голосов в фугетте и сколько раз проводится тема? (четыре)

2. В каких регистрах проводится тема? (средний, нижний, верхний, средний) .

Методы работы над имитационной полифонией (педагогам) :

1. Разбор темы, ее штриховые, интонационные, ритмические особенности (показ).

2. Играем все проведения темы (показ).

3. Разбор противосложения, отрабатываем места, где присутствует двухголосие (показ).

4. Соединяем двумя руками, слушаем вступление и проведения темы. Одна из важных задач – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Какое отличие в звучании двух голосов? Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученице следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе; более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу. Предлагается сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. При игре всех голосов один из них петь.

Третий вид полифонии – подголосочная полифония.

Вопросы к ученику Казакову Павлу:

1. Что характерно для этого вида полифонии? (Здесь главный голос – запевала, остальные – подголоски, делают мелодию более красочной, выразительной)

2. Какие произведения относятся к подголосочным полифониям? (Обработки народных песен)

«Вдоль по улице» — так называется последнее произведение, которое мы сейчас покажем.

(ученик исполняет «Вдоль по улице» обр. К.Эйгеса)- русский композитор, пианист, педагог.

Вопросы к ученику:

1. Сколько частей в этом произведении? (три)

3. Какая рука исполняет главный голос? (правая)

4. Что играет левая рука? (подголоски)

5. Сколько голосов в подголосках?

6. Какая тональность?

Методы работы над подголосочной полифонией (педагогам) :

1.Разбираем и учим главный голос сначала со счетом, затем – с пением нот.

2.Разбираем подголоски, слушаем и поем двухголосие в подголосках («мужские» и «женские» голоса).

3.Соединяем двумя руками. Прорабатываем трудные места.

Подведение итога урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс — ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс).

Цель урока:· Развитие полифонических навыков.Задачи урока:· Обучить основным навыкам поэтапного разбора .

Цель урока: Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла. .

Многие дети, приходя учиться на музыкальное отделение школы искусств, останавливают свой выбор на фортепиано. Богатая звуковая палитра этого инструмента, его темброво-колористические возможности изнач.

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин.

Методическая разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними».

Источник

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
план-конспект урока по музыке по теме

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Школа искусств» г. Новодвинск

Лариса Васильевна Мосунова ,

преподаватель по классу фортепиано

Разработка открытого урока по классу фортепиано

«Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Познакомить с трёхголосным полифоническим произведением — фуга, начать работу над I частью фуги — экспозицией.

  • Выполнить разбор произведения в целом.
  • Выполнить разбор и начать работу над I частью фуги — экспозицией.
  • Правильно исполнять мелизмы и ритмические рисунки.
  • Развивать слуховой контроль певучести исполнения, задержаний. Учиться слышать и видеть полифоническую ткань произведения, понять многоголосную фактуру.
  • Воспитывать интерес к более сложному полифоническому материалу.
  • Воспитывать понимание музыки И.С. Баха.

Изучение нового материала

Основные методы и приёмы обучения

Словесный (рассказ, беседа)

Наглядно-практический (исполнение произведения и его частей преподавателем или воспроизведение записи)

Фортепиано, стул, нотный сборник.

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (5-6 мин)

3. Активизация ранее полученных ЗУН (7-10 мин)

4. Формирование новых знаний (22-29 мин)

5. Итог урока. (3-5 мин)

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности

Преподаватель исполняет музыкальное произведение И.С. Бах Фуга С-dur (может быть заменено воспроизведением записи).

3. Активизация ранее полученных ЗУН

Беседа с учащейся:

Можете ли Вы назвать композитора?

Можете ли определить форму произведения?

Полифоническое произведение, фуга

Что ещё Вы можете рассказать о фуге?

Вся фуга строится вокруг короткой мелодии — темы.

Мелодике темы часто бывает, свойственна так называемая «скрытая полифония». Это явление выражается в том, что между отдельными звуками темы возникает мелодическая связь на расстоянии. Линия одного голоса как бы разделяется на две или три мелодические линии. Это осуществляется в результате скачков, либо с возвращением к исходному звуку, либо разделяющих мелодически близкие друг к другу звуки.

Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы.

В фуге обычно бывает от 2-х до 5-ти голосов (возможно и большее количество, если композитор обладает отточенным мастерством).

Термин «фуга» использовался уже в Средние века, но тогда им обозначался любой имитационный контрапункт (то есть произведение, в котором один голос время от времени повторяет другой). Техника фуги, какой мы знаем её сейчас, начала разрабатываться в XVI веке, как в вокальных, так и в инструментальных произведениях.

Форма фуги выросла из техники имитации, когда один и тот же мотив повторяется несколько раз, начинаясь с разных нот.

Иоганн Себастьян Бах считается величайшим сочинителем фуг. В течение жизни он часто участвовал в соревнованиях, где участникам предоставлялись темы, на которые они должны были немедленно сочинить и сыграть фуги (на органе или клавесине). Бах часто включал фуги в разные камерные произведения.

Сколько голосов Вы слышите в этом произведении?

4. Формирование новых знаний

Можете ли Вы теперь предположить какова тема нашего урока?

Фуга С-dur И.С. Бах

С чего бы Вы предложили начать работу над этим произведением?

Определим строение рассматриваемой фуги, тональные и динамический план, темы.

Будем прорабатывать каждый голос по-отдельности, а затем соединим их попарно1+2, 1+3, 2+3

Произведение сложное, мы будем работать над ним на нескольких следующих уроках, поэтому сегодня начнём разбор I части.

  • Работа ведётся по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
  • Соединение голосов попарно в ансамбле с преподавателем на 2-х инструментах.
  • Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний — f ,
  • нижний — р.
  • Затем перевести внимание на нижний голос, контролировать наклон руки к 1 и 5 пальцам.
  • Игра различными штрихами, нужно добиваться более ясной артикуляции.
  • Ровное исполнение всех голосов при сосредоточенном внимании на одном из них.
  • Отдельно отработать места, где один голос переходит из одной руки в другую.
  • Особое внимание уделять аппликатурной дисциплине: скольжение пальцев, выдержанные звуки, беззвучная подмена.
  • Внимательно прослушивать гармонии, которые образуются в результате сплетения линий и голосов.
  • Чётко следить за правильным исполнением мелизмов и ритмического рисунка.
  • Постоянный слуховой контроль:
  • за вертикальными и горизонтальными линиями;
  • за нахождением нужного ансамбля в звучании голосов;
  • за динамикой произведения;
  • за задержаниями.

Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению I части?

Что показалось Вам особенно трудным, непонятным?

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

Над чем Вы планируете поработать дома?

Как будете строить свою работу?

Оценивание работы на уроке учащейся не производится, т.к. это самый первый урок из цикла. Говорить пока о каких-то реальных достижениях затруднительно.

Список использованной литературы:

  • А. Чугаев. Особенности строения фуг Баха. «Музыка, М., 1975 г.
  • Работа над фугой: метод и школа И.С. Баха. Материалы Восьмых Баховских чтений 20-27 апреля 2006 г., С.-Пб., 2008.
  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1978
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1982
  • Фейнберг С. Пианизм как искусство. — М.: Классика-XXI, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Разработка открытого урока по теме «Основные методы селекции и биотехнологии».

Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости владения такими средствами обработки текста, создания и форматирования таблиц как MS Word.

Методическая разработка открытого урокаТема: Устройство на работу. Getting a jo.

Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение к.

Источник

Оцените статью