Урок музыкальная школа аккордеон

Открытый урок на тему: «Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле».
план-конспект урока по теме

Конспект урока в классе аккордеона по поддерживанию интереса у учащихся к занятиям музыкой , через игру в ансамбле.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_vjq.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле».

Подготовила преподаватель по классу аккордеона

Бидяк Марина Владимировна

Школа искусств «Ч. Порумбеску» город Бельцы, Молдова .

Дидактический проект урока

Учебное заведение : Школа искусств «Ч. Порумбеску » .

Предмет : музыкальный инструмент (аккордеон).

Учитель : Бидяк Марина Владимировна, 2 дидактическая категория.

Ученики : Челан А. 1/7, Райляну В. 1/7, Букатарь В. 2/5, Войнова А. 3/7, Вакарчук А. 3/7, Горячев С. 4/7, Мереуцэ А.4/5, Кутейников А. 4/5.

Продолжительность урока : 45 минут

Общая тема: «Работа над ансамблем, как одна их форм общего музыкального развития ребенка».

Тема урока : » Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле».

Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала .

Компетенция: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через привлечение их к совместному музицированию.

  1. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  2. Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  3. Решение коммуникативных задач;
  4. Развитие чувства ансамбля;
  5. Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.

01-Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);

02-Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;

03-Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность, единство темпа, метро — ритма, штрихов, динамики ;

04-Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;

05-Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия ;

06-Формировать навыки общения в коллективе;

07-Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;

08-Проявлять активный интерес к занятиям;

а) Виды деятельности учащихся:

  • Просмотр презентации к уроку;
  • Исполнение на музыкальных инструментах;
  • Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;
  • Анализ и характеристика музыкальных произведений.

б) Методы обучения:

  1. словесный – рассказ, объяснение, беседа;
  2. метод показа на инструменте;
  3. метод показа презентации;
  4. метод тренировки ;

в) Оборудование : ноутбук, аккордеоны, детские музыкальные инструменты, раздаточный материал.

г ) Музыкальное содержание: детская песенка «Василек», русск.нар. песня «Савка и Гришка», Е. Гнесина «Этюд» С-Dur, А. Панайотов «На лодочке», А. Красев «Елочка», р.н.п. «Веселые гуси», дет. песенка «Утенок», р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», укр.н.п. «Черные брови», А. Доренский «Веселое настроение», А. Зацепин «Песенка о медведях».

  1. Гажим И. Dimensiunea psihologicâ a muzicii- Timpul, Iaşi, 2003
  1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  2. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с.
  3. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с: ноты.

Сегодня у нас необычный урок — у нас присутствуют гости, и на уроке сразу несколько учеников. Это ученики разных возрастов и разных лет обучения: ученики 1 класса — Челан Андриан и Райляну Виктор, ученик 2 класса — Букатарь Валентин, ученицы 3 класса — Войнова Аня и Вакарчук Амина, ученики 4 класса — Кутейников Александр, Мереуцэ Андриан, Горячев Серафим.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Формирование и поддерживание интереса к занятиям музыкой в классе аккордеона, через привлечение учащихся к игре в ансамбле».

  1. Восстановление полученных ранее знаний

Давайте, для начала, вспомним, что такое ансамбль? Кто может дать определение этому термину? (Учащиеся дают свои ответы).

А теперь посмотрите презентацию. (В презентации даю развернутую характеристику ансамблю, его видам; Определяем названия ансамблей, в зависимости от деятельности и количества его участников; Уточняем преимущества и сложности игры в ансамбле.)

Игре в ансамбле можно и нужно учиться. И сейчас, мы покажем как вы учились играть в ансамбле с самых первых занятий в музыкальной школе. И я прошу подойти к инструменту ученика 1 класса — Челан Андриана. Пока Андриан готовится , каждому из вас я раздам письменное задание, вопросы написаны на листах .Ответы на них вы найдете в той информации, которую вы получили в презентации. А в конце урока наши гости проверят, как вы справились со своими заданиями.

  1. Раскрытие темы урока, через повторение пройденного материала

Андриан, первую пьесу, которую мы стали играть с тобой в ансамбле, была пьеса «Василек». И играть мы ее начали тогда, когда ты еще не умел извлекать звуки на аккордеоне. Для этого мы использовали детские музыкальные инструменты. Возьми дудочку и вместе со мной проиграй ритмический рисунок этой пьесы. (Играем вдвоем, я – на аккордеоне). А теперь возьми бубен, простучи в него ритм пьесы «Василек» и пропой мелодию со словами. Мы должны очень внимательно слушать друг друга, чтобы игра у нас была слаженной, одновременной, т.е. синхронной – это одно из важных условий ансамблевой игры. ( Исполняем; Также прорабатываем пьеску «Савка и Гришка»).

После того, как ты овладел правой клавиатуры аккордеона и научился извлекать первые звуки – мы стали играть эти пьесы вдвоем на аккордеонах. Как называется ансамбль из двух участников? – Дуэт. Правильно. Ты уже знаешь, что важным условием ансамбля является одновременная, синхронная игра. Для того, чтобы игра была одновременной — надо вместе начать играть. И для этого надо дать определенный сигнал к вступлению. У аккордеонистов таким сигналом является небольшой кивок головы, который состоит из двух моментов: взмах головы вверх – что означает «приготовиться» и четкое движение вниз – «начали». Кто у нас дает сигнал к вступлению? — Тот, кто играет 1 партию. А в этой пьесе 1 партию играешь ты, поэтому дай сигнал. (Играем). В следующей пьесе – «Савка и Гришка» мы поменяемся, я буду исполнять 1, а ты 2 партию, поэтому сигнал дам я. (Играем).

Также мы с тобой играли в вопросы и ответы. В каких пьесах? – В «Этюде» и «На лодочке». Как ты можешь охарактеризовать наши партии?- Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете в «Этюде», а во второй пьесе мы меняемся, и на вопросы отвечаете вы. Правильно. (Исполняем два произведения).

Давай перейдем к следующему произведению, и для начала скажи, как называется в нем твоя партия?- Мелодия. А я играю аккомпанемент. В ансамбле мелодия имеет лидирующее значение, поэтому требует от тебя полного звука и уверенности исполнения. (Играем).

В пьесе «Веселые гуси» ты учился аккомпанировать мне. Давай вспомним, что такое аккомпанемент? Это сопровождающая партия, которая помогает мелодии звучать ярче, интересней, поддерживает ее. Так, но и при всем этом аккомпанемент должен звучать несколько тише, чтоб не заглушать основную музыкальную тему. (Играем).

Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти еще одного первоклассника – Райляну Виктора. Дайте характеристику своим партиям. Андриан – у меня 1 партия, основная мелодия, Виктор — у меня 2 партия — сопровождение. (Играют вдвоем).

Для исполнения следующего ансамбля я приглашаю подойти к инструменту ученика 2 класса Букатарь Валентина. Дай характеристику пьесе. «Пойду ль я, выйду ль я» – русская народная песня. Размер – 4\4, тональность фа мажор, характер веселый, поэтому пьесу надо играть в подвижном темпе. Андриан играет 1 партию, а я 2- ю – сопровождение. Твоя партия имеет функцию фонового сопровождения, т. е. на фоне твоей партии получает развитие основная музыкальная тема. (Играют, и при этом 2 партия несколько заглушает первую). Валентин, помнишь, когда мы говорили о роли партий в ансамбле, мы делали сравнение с живописью. И говорили о том, что в живописи есть понятие переднего и заднего плана. То, что видит человек вблизи на картине – это передний план, то, что дальше от себя — это задний план. Так же можно сказать и о партиях ансамбля. Та партия, которая исполняет мелодию – это передний план произведения, а твоя сопровождающая партия – это задний план. Не забывай об этом и играй свою партию немного тише.

Следующую пьесу я приглашаю помочь мне сыграть ученицу 3 класса Войнову Аню. Аня, что ты можешь сказать об этом произведении? «Черные брови» – это украинская народная песня, размер 3\4, тональность ми минор, это произведение относится к лирическим произведениям. А что такое лирика? Это выражение чувств и переживаний человека. Это произведение относится к жанру песни, поэтому ты должна стремиться к мягкому, полному, певучему звуку, свойственному человеческому голосу. Чтобы у слушающих тебя людей создавалось впечатление, что играет не музыкальный инструмент, а поет человек. С помощью чего мы можем на инструменте передать свои чувства и переживания в лирических произведениях? С помощью динамических оттенков и соблюдения музыкальных фраз. С чем мы можем сравнить музыкальную фразу? С морской волной, которая накатывает на берег, ударяется об него, и откатывает от берега. (Играем).

Работая над ансамблем с начинающими учениками, я не ставлю цель отшлифовать каждое произведение, а использую метод ознакомительного прохождения произведений или чтение их с листа, что способствует накоплению музыкально – слухового опыта ребенка и пополняет его музыкальный «багаж».

Другие цели ставлю перед ансамблем для выноса его на концертную эстраду. Во — первых в такие ансамбли я объединяю учеников, которые имеют уже определенный «багаж» знаний, навыков и умений ансамблевой игры. Кроме этого, для яркости звучания такого ансамбля я использую расширение состава путем добавления дополнительных инструментов. В сегодняшнем случае это фортепиано и синтезатор. И я прошу приготовиться квинтет аккордеонистов. Использование синтезатора помогает в решении такой проблемы. Как отклонения от темпа. Задаваемый им единый темп, метр и ритм помогает лучше организовать выступления такого ансамбля. И сейчас мы покажем вам промежуточный результат работы над «Песенкой о медведях» композитора А. Зацепина. (Играют, делаю поправочные остановки, во время которых уточняем значение каждой партии в каждой цифре произведения).

Наш урок подходит к концу. Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на уроке. Сдайте свои письменные задания нашим гостям на проверку. А пока, мы подведем итог урока. Скажите, в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого исполнения? Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как об одном из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на концертную площадку в составе ансамбля.

Ваше домашнее задание следующее – продолжать работать над своими партиями и слушать исполнение самых разных видов ансамблей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить.

Урок подготовлен для проведения на отделе «Инструментальное исполнение» нашей школы, по плану работы отдела 2013 — 201ё4 учебного года.Цель урока:Совершенствование исполнительского мастерства уч.

На уроке использованы игровые методы, закрепление правил игры баскетбола в игре «»упрощенный баскетбол»основана на передачах , без ведения мяча (в игре используются следующие правила.

Открытый урок по русскому языку, 5 класс «Времена глаголов».

Конспект открытого урока.

Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке.

Творчество- это удел избранных. Воспитание и обучение музыканта певца и концертмейстера — сложный многогранный процесс.

Источник

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
план-конспект урока по музыке по теме

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».

Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых движений.

Задачи:

1. формирование правильных двигательно-игровых навыков.

2. развитие моторики правой и левой руки.

3. свобода движения игрового аппарата, работа над техническими навыками, слуховой контроль.

4. применение данных технических навыков при игре музыкальных произведений.

Скачать:

Вложение Размер
2_noyabrya_2016_goda.ou_.docx 27.96 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ АДМИНИСТРАЦИИ РАМЕНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п. ИЛЬИНСКИЙ

140150 Московская область

Раменский район, п.Ильинский

ул. Октябрьская, д. 64-а

тел. 8(496) 462-10-89

План открытого урока

преподавателя МУДО ДШИ п. Ильинский

по классу баян/аккордеон Масевнина Ивана Романовича.

Дата проведения: 2 ноября 2016 года.

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».

Учащиеся: Клюев Семен 2 класс;

Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых движений.

1. формирование правильных двигательно-игровых навыков.

2. развитие моторики правой и левой руки.

3. свобода движения игрового аппарата, работа над техническими навыками, слуховой контроль.

4. применение данных технических навыков при игре музыкальных произведений.

1. Вступительное слово.

2. Практическая часть:

А) Организационный момент: правильная посадка и расположение инструмента у ученика.

Б) Постановка правой руки. Работа над гаммами, аккордами и арпеджио в C-dur, F-dur, G-dur. Работа над Беренс – «Этюд C-dur», изучение упражнений на развитие 4 и 5 пальца и самостоятельность пальцев.

В) Постановка левой руки, работа над упражнениями для левой руки. Работа над Гумберт – «Этюд С-dur».

3. Заключительная часть: домашнее задание.

ДШИ п. Ильинский _______________ /А. Е. Кочкарёва/

Конспект открытого урока

преподавателя МУДО ДШИ п. Ильинский

по классу баян/аккордеон Масевнина Ивана Романовича.

Дата проведения: 2 ноября 2016 года

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».

Учащиеся: Клюев Семен 2 класс.

Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых движений.

1. формирование правильных двигательно-игровых навыков.

2. развитие моторики правой и левой руки.

3. свобода движения игрового аппарата, работа над техническими навыками, слуховой контроль.

4. применение данных технических навыков при игре музыкальных произведений.

Развитие разнообразных технических навыков является одной из главных целей учебного процесса, так как художественное развитие невозможно без технического. Поэтому, для того что бы обеспечить постоянное усложнение репертуара, необходимо постоянно наращивать техническую базу.

Работа по воспитанию правильных двигательно-игровых навыков должна отвечать нескольким условиям:

  • целенаправленный характер. Игра гамм, упражнений и этюдов должна преследовать конкретные цели (выработка ритмически ровной игры, избавление от зажатости рук при смене позиций, развитие гибкости и энергичности рук и т.д.);
  • осознание учащимися важности данной работы. Учащиеся должны иметь ясное представление о характере и цели работы над техникой. Педагог должен суметь убедить учеников в необходимости и важности технического совершенствования.
  • осмысленный подход к выполнению технической работы. Нельзя играть упражнения машинально, необходимо придумывать цели, способы и методы работы для овладения определенными типами движений (техническими формулами), которые позволят уйти от технических забот и помогут сосредоточить внимание на художественных задачах.

Рассмотрим основные технические формулы игры на баяне, которые мы изучаем в младших классах: игра гамм, арпеджио и аккордов штрихами legato и staccato, упражнения на самостоятельность пальцев, упражнения на развитие 4 и 5 пальца, постановка левой руки. А поможет мне в этом мой ученик: Клюев Семен 2 класс.

А) Организационный момент.

Правильная посадка и расположение инструмента у ученика. Постановка правой руки при игре гамм, арпеджио, аккордов.

  1. Посадка ученика на половине стула с опорой на стопы ног.
  2. Спина должна быть ровной. Корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперёд.
  3. Вес туловища вместе с весом инструмента должен приходиться на три точки опоры: на сиденье стула и ступни ног.
  4. Необходимо ощущать ещё одну точку опоры – в пояснице. Именно ощущение опоры в пояснице придаёт лёгкость и свободу движениям рук и туловища.

Методы: словесное объяснение, показ на инструменте,

Б) Постановка правой руки. Работа над гаммами, аккордами и арпеджио в C-dur, F-dur, G-dur. Работа над Беренс – «Этюд C-dur», изучение упражнений на развитие 4 и 5 пальца и самостоятельность пальцев.

Цель: выработка ритмически ровной игры, избавление от зажатости руки при смене позиций, развитие гибкости и энергичности руки;

  1. Добиться четкого исполнения гамм, аккордов и арпеджио C-dur, F-dur, G-dur хорошим штрихом lеgato и staccato.
  2. Выработать самостоятельность пальцев при помощи упражнений с задержанными пальцами
  3. Работа над Беренс – «Этюд C-dur», применение техники на практике.

Методы: словесное объяснение, показ на инструменте, метод слухового анализа, потактовая работа.

В) Постановка левой руки, работа над упражнениями для левой руки. Работа над Гумберт – «Этюд С-dur».

Цель: обеспечить рациональное исходное положение левой руки, добиться ровного движения меха, выработка ритмически ровной игры, избавление от зажатости руки.

  1. Ритмичная игра аккомпанемента.
  2. Игра всеми пальцами в позиции разными штрихами.
  3. Работа над Гумберт – «Этюд С-dur».

Методы: словесное объяснение педагога, показ, упражнения на развитие пальцев.

Цель: проверка усвоения полученного материала на уроке и планирование самостоятельной работы учащихся дома.

  1. обозначить основные направления работы учащихся дома;
  2. составить поэтапный план домашней работы;
  3. сформировать правильную мотивацию у учащихся к выполнению домашнего задания;
  4. научить точно выполнять рекомендации преподавателя и самостоятельно контролировать качество исполнения.

Источник

Оцените статью