- «Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано». план-конспект на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Открытый урок. Тема: Первое знакомство с фортепиано
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
план-конспект на тему
На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано, развивают абстрактное мышление, творческую фантазию, эмоциональноге восприятие музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.rozhdenie_f-no.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки г.Новокузнецка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
детского (юношеского) творчества
Проект вводного занятия
По программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано»
детского (юношеского) творчества
Вводное занятие педагога дополнительного образования Григоровой О.М. 1 год обучения.
По программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
Тема: «Рождение фортепиано»
Цель: Формирование музыкальной культуры
- Учебно-познавательные: познакомить с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано
- Воспитательные: воспитание эмоционального отклика интереса к музыке, инструменту фортепиано.
- Развивающие: развитие абстрактного мышления, творческой фантазии, эмоционального восприятия музыки
Тип занятия: индивидуальный, комбинированный
Музыкальный ряд: пьесы на клавесине и фортепиано (грамм запись)
Зрительный ряд: изображение музыкальных инструментов (набор открыток)
Основные этапы занятия:
1 этап: рассказ педагога об истории создания музыкального инструмента (15 минут)
2 этап: практическая работа за инструментом (15 минут)
3 этап: закрепление пройденного материала (8 минут)
4 этап : задание на дом (2 минуты)
1-й этап занятия. (15 минут)
История создания фортепиано
Кто укажет тот миг, когда, окруженный тысячами звуков природы, человек прислушался и впервые попытался подражать её голосам?
Кто и когда в первые осознал, что можно заставить звучать давно знакомые предметы? Ответить на эти вопросы, разумеется, очень трудно, Но ведь однажды такой момент должен был наступить: человек обтянул глиняный горшок кожей, или подул в отверстие тростинки, а может быть, тронул тетиву лука и она зазвучала. Возможно, все это произошло в разных концах света одновременно. Только с той поры люди не расстаются с музыкой, в этом им помогают музыкальные инструменты. Древние ученые философы наделяли музыку величайшей силой и говорили, что она может заставить человека мечтать, любить и ненавидеть. (слайд 1)
В древности родился миф, который дошёл до наших дней. Это миф об одном из первых музыкантов седой древности – Орфее. О магическом воздействии его музыки. Едва заслышав пение Орфея, и чарующие звуки его лиры, пред ним склонялись дикие звери, разверзались могучие скалы и даже наводящие на всех ужас страшные фантастические существа – фурии – мгновенно покорялись ему. (слайды 3,4,5)
Музыки отводилась особая роль, она участвовала во всех видах искусства. Звуки музыки подчеркивали величайшую прелесть танца, его пластику и движение. Не могли обойтись без музыки и древние поэты, которые назывались «песнопевцами». Это не удивительно: читая стихи подобно Орфею, они аккомпанировали себе на лире. (слайд 6)
За десятки веков человек изобрёл, очень много музыкальных инструментов – это струнные и духовые, ударные и клавишные. Сегодня я расскажу вам об одном, пожалуй, наиболее популярном в наше время инструменте – фортепиано. (слайд 7)
А теперь, ребята, сядьте поудобнее и мы перенесёмся с вами в «страну музыки» — Италию. Так называют её за то, что она дала миру множество музыкантов – композиторов, певцов, блестящих исполнителей на многих инструментах. Не случайно именно итальянский язык стал международным музыкальным языком, которым и по сей день пользуются музыканты всего мира. Забегая вперед, скажу, что именно Италия стала родиной первого в истории фортепиано. (слайды 8,9)
И так Италия 300 лет тому назад. Дворец Герцога Тосканского. Музыкальные вечера, которые устраивает Принц Фердинанд, всегда вызывают огромный интерес . Гостей обязательно ожидает, что ни будь необычное. Иногда это первое исполнение нового музыкального сочинения выдающегося композитора, встреча с прославленным скульптором, художником или выступление музыканта – виртуоза. Принц Фердинанд – тонкий знаток искусства и сам хорошо играет на различных инструментах. Его коллекция музыкальных инструментов далеко известна за пределами Италии. И вот гости собираются в просторном, изысканно убранном зале, устремляя взгляды на скрытый под чехлом инструмент. В зал входит музыкант, хранитель этой коллекции, Бартоломео Кристофори, он приготовил сюрприз, которым на этот раз хочет удивить гостей и хозяина дома. Бартоломео, открывает чехол и садится за инструмент, гости удивлены. Они видят инструмент очень похожий на клавесин. Но звуки – что это…. Гости слышат раскаты грома, порыв ветра, шелест листвы, пение птиц и все это звуки нового инструмента. Показ окончен, и гости восклицают: «Форте — пиано. » — что означает — громко – тихо. «Любопытно, но обычный клавесин, все, же привычней и лучше». – «Да, это и есть клавесин, посмотрите на его форму….!» — «Нет,- заключают гости, — это просто очередной опыт, не больше, лучше клавесина ничего не придумаешь….» Показ окончен, гости, забыв о сюрпризе, переходят в соседний зал, где ждет их новое развлечение. Бартоломео закрывает крышку своего детища, непонятного и не принятого гостями принца. Хотя сегодня его новинку не оценили, он уверен, что фортепиано ждет большое будущее, нужно только время. Бартоломео был первым создателем молоточкового фортепиано, это был 1709 год.
2-й этап (20 минут)
Вместе с детьми рассматриваем внешний вид инструмента:
- деревянный корпус
- клавиатура
- подставка для нот
- 2-е педали
Предлагаю детям посчитать белые и черные клавиши, нажимая их с различной силой (белых клавиш-52, черных- 36, вместе -88).
Определяем, какие звучат громче, какие тише и почему. Какие звуки выше и ниже по звучанию. Несмотря на то, что клавишей много – 88, но их названий всего 7:
Семь всего лишь нот на свете
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Ту запомни ноты эти. И в тетрадку запиши
Показываю на клавиатуре ноту «До» и объясняю ребятам как ее найти.
Дети самостоятельно, индивидуально определяют ее расположение и играют звукоряд третьим пальчиком.
Педагог: «А что же скрывает деревянный корпус? Почему так ярко и разнообразно звучит инструмент?»
Предлагаю детям встать на стулья (разувшись) и заглянуть во внутрь. Показываю струны, колки, молоточки и способ извлечения звуков. Рассказываю и показываю принцип различия звучания между фортепиано и клавесином. У фортепиано – молоточек ударяет по струне, а у клавесина вместо молоточков были перышки и они отщипывали струну.
Фортепиано — клавишно-ударный инструмент.
3-й этап (8 минут)
Закрепление пройденного материала
- когда и где был создан музыкальный инструмент – фортепиано?
(300 лет назад, Италия)
2. как переводится на русский язык название инструмента?
(«форте»- громко, «пиано»- тихо)
- каким языком пользуются музыканты всего мира?
- как звали мастера создавшего инструмент –фортепиано?
- какой инструмент был предшественником фортепиано, в чем их сходство и различие?
- сколько клавиш на клавиатуре фортепиано и какие они?
( 88 штук, черные и белые)
- назвать звукоряд и показать на клавиатуре ноту «ДО».
4-й этап (2 минуты)
Выучить название нот в прямом и обратном движении.
Уметь показывать на клавиатуре ноту «ДО».
Используемые источники литературы
- Леонова Н.Ф – «Музыкальные инструменты», набор открыток
- Зильберквинт М.А – «Рождение фортепиано»
- Бражников М.Н – «Фортепиано»
- Клёнов А.С – «Там, где музыка живет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ.
Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма «Твоя вершина». Показывает кр.
Открытый урок по хору, творческий отчет.
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 летТема: Черно-белое королевствоЦель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи.
Коллективное музыкальное музицирование — это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Цель работы — обобщение методических рекомендаций, направленных на совершенствован.
Предлагаемый материал содержит разработки 34 занятий с детьми 4-5 летнего возраста. Занятия строятся на сквозной сюжентной основе.
Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому .
Источник
Открытый урок. Тема: Первое знакомство с фортепиано
Цель данной работы: Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре. Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу. Развивать абстрактно — образное мышление, умение анализировать и сопоставлять. Развивать двигательно-игровые навыки ученика. Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами. Развивать внимание и концентрацию. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pervoe_znakomstvo_s_fortepiano.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Тема: Первое знакомство с фортепиано
(с иллюстрациями и игрушками с ученицей 1 класса)
Подготовила преподаватель фортепиано:
Эбубекирова Мельха Абрековна
Первое знакомство с фортепиано
Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.
Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.
Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.
Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.
Развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.
- Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами.
- Развивать внимание и концентрацию.
- Способствовать накоплению игровых навыков non legato.
Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.
- Знакомство с инструментом – фортепиано.
- Знакомство с регистрами фортепиано.
- Знакомство с клавиатурой.
- Игра песенок-попевок на инструменте.
- Игры – загадки.
- Вывод, оценка занятия.
- Домашнее задание.
Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.
Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.
Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: «Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?». Ребёнок отвечает: «Пианино». Я добавляю, что он ещё называется «Фортепиано». Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте , до тихой – пиано . Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности фортепиано.
Тихое звучание произведения – Е. Сигмейстера «Щовечора»,
Яркое звучание произведения – Д. Роули «На мотоцикле»,
В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:
— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?
— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?
— Какая эта музыка быстрая или медленная?
— Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?
— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?
Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано , может «рассказать» обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.
Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться , погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.
Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний . Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре пьесу Г. Галынина «Медведь», а в верхнем регистре пьесу А.Рубаха «Воробей».
Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже «противный»; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе :
— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь никому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.
— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.
Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте) , а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.
На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.
Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.
Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.
Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура . Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советом Льва Ароновича Боренбойма (советский музыковед и музыкальный педагог прим.), прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – «по две» или «по три», ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.
Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.
Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное «вызубривание» названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз «от печки», от клавиши «до». Чтобы ребёнок не стал «заложником отсчёта», гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки – «маночки». Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.
Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным «маночкам». Каждый такой «маночек» дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:
- практически – действенное;
- наглядно – образное;
- словестно – логическое.
Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры
Там, где две чёрные клавиши мы строим домик . Он опирается на клавиши до и ми , поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах.
Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.
Дальше мы должны построить забор , ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.
У забора четыре дощечки . У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль . Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.
Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа , а это – Соль,
Фасоль, фасоль.
— Теперь ты «посади» фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.
— Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.
— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?
Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.
— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.
Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси:
«Где же Ля , а где же Си ?»
— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).
— Наверное, у мышки…
— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.
Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.
Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной ? Ребенок быстро находит её, эта клавиша «живёт в домике». И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Ре кс, ведь это клавиша — Ре .
Ре , Ре , Рекс в доме поживает,
Ре , Ре , Рекс домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.
Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по «маночкам». В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.
Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:
— Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;
— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.
В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.
Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, «крылом». Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс «лепки» руки весьма длительный процесс у каждого ребенка по-разному. но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.
— Педагог «берёт» любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.
— Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.
Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.
Оценка работы ребёнка на уроке:
В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.
Эбубекирова Мельха Абрековна: преподаватель по классу фортепиано
Источник